Формирование ключевых компетенций школьников
материал по теме
Формирование ключевых компетенций школьников
на уроках русского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_klyuchevyh_kompetenciy_na_urokah_rya_v_osnovnoy_shkole.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование ключевых компетенций школьников
на уроках русского языка
Маркитанова Ольга Васильевна, учитель русского языка и литературы филиал МБОУ «Стрелецкая СОШ» в с. Авдеевка Тамбовского района
Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, — ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, о которой сама школа мало что знает. Дети, которые пришли в первый класс в 2004 г., будут продолжать свою трудовую деятельность примерно до 2060 года. Каким будет мир в середине XXI века, трудно себе представить не только школьным учителям, но и футурологам. Поэтому школа должна готовить своих учеников к переменам, развивая у них такие качества, как умение гибко действовать в изменчивых условиях, принимать решения в сложных, противоречивых ситуациях, требующих незамедлительных действий. (1) В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, учений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество образования».(2)Из этого следует, что формирование компетенций одна из приоритетных задач современной школы.
Из всего разнообразия предлагаемых трактовок понятия компетенции и перечней существующих компетенций остановимся на тех, которые предлагает современная отечественная педагогика (2):
- Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
- Общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере.
- Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности.
- Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации. Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.
- Коммуникативные компетенции. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями.
- Социально-трудовые компетенции. Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи.
- Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки.
В любой из образовательных областей следует определить необходимое и достаточное число связанных между собой реальных изучаемых объектов, формируемых при этом знаний, умений, навыков и способов деятельности, составляющих содержание определённых компетенции. На основе стандарта образования по русскому языку попытаемся определить суть и содержание основных компетенций, формируемых в 5-9 классах общеобразовательной школы.
Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка.
Компетенции | Содержание | Сформированность | Класс |
Ценностно-смысловые | Способность выбирать целевые и смысловые установки для своих действий. Сознательное отношение к языку как к духовной ценности. |
| 5-9 |
| 8-9 | ||
| 5-9 | ||
Общекультурные | Осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, владение культурой межнационального общения |
| 5-6 |
| 7 | ||
| 8-9 | ||
Учебно-познавательные | Освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения. Умение опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения соответствия ситуации и сфере общения. |
| 5-9 |
Информационные | Умение работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию |
| 5 |
| 6 | ||
| 7 | ||
| 8 | ||
| 9 | ||
Коммуникативные | Свободное владение русским (родным) языком в разных сферах и ситуациях его использования. Готовность и способность к речевому взаимодействию и взаимопониманию. |
| 5 |
| 6 | ||
| 7 | ||
| 8 | ||
| 9 | ||
Социально-трудовые | Соблюдение прав и обязанностей в роли ученика |
| 5-9 |
Компетенции личностного самосовершенствования | Потребность речевого самосовершенствования. |
| 5-6 |
| 7-8 | ||
| 9 |
- Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании//Школьные технологии.-2009.-№5.
- Хуторской А.В. Статья «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования» // Народное образование. – 2009. - №2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование ключевых компетенций школьников на уроках русского языка в основной школе
Представлен опыт учителя-практика по содержанию основных компетенций, формируемых в 5-9 классах общеобразовательной школы. Материал дан в виде таблицы, включающей содержание работы по формированию ком...
Метод проектов как один из способов формирования ключевых компетенций школьников
В статье обобщается опыт по применению метода проектов, как способа формирования ключевых компетенций школьников....
Презентация "Формирование ключевых компетенций школьников в УВП"
Говорят, знания - это то, что все-таки остается в памяти, когда уже все забыл! И вообще главное, на мой взгляд, в образовании человека - это обучение его компетенциям, без которых невозможно стать инт...
Организация проектной деятельности как необходимый компонент формирования ключевых компетенций школьника
Компетентность – один из терминов, появившихся в педагогической науке и практике совсем недавно, но ставший едва ли не наиболее часто встречаемым в публикациях последнего времени. Именно компетентност...
Организация исследовательской деятельности уч-ся , как способ формирования ключевых компетенций школьников
В последние годы в развитых странах мира активно обсуждается проблема поворота системы образования к формированию ключевых компетенции. Эта проблема стала актуальной и для отечественной школы. В соотв...
"Роль классного руководителя в формировании ключевых компетенций школьников"
Выступление на семинаре классных руководителей в рамках проведения методической недели...
Роль воспитательной работы в формировании ключевых компетенций школьников
Реалии нашей жизни предъявляют новые требования к выпускникам образовательных учреждений. Современному обществу нужны молодые люди, которые обладают определёнными качествами, компетенциями. Их формиро...