Аналитический отчет по теме: "Дифференциация обучения на уроках литературы и русского языка"
материал по теме

Данный материал надеюсь будет интересен многим учителям русского языка и литературы, так как в нем я постаралась проанализировать свою работу по данной технологии. Кроме самого отчета, там имеются приложения: примерный план работы учителя по теме самообразования, диагностики выявления уровня литературного развития, образец технологической карты урока и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiticheskiy_otchet_po_teme_samoobrazovaniya.doc163.5 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитический отчет по теме:

«Дифференциация обучения на уроках литературы и русского языка».

Крысанова Наталья Владимировна,  учитель русского языка и литературы

МБОУ «Долговская СОШ»

Новичихинского района

Алтайского края

с. Долгово – 2012 г.

В настоящее время в России идет модернизация системы образования, которая сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике воспитательно-образовательного процесса. Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, новыми технологиями, ориентированными на развитие у обучающихся самостоятельности и способности к самоорганизации; происходит компьютеризация учебного процесса; особая роль отводится духовному воспитанию личности.

В последние годы работа учителя во многом изменилась. Отход от указаний и предписаний, авторитарных разработок, поиск собственных эффективных путей, методических приемов, обогащение и развитие существующих форм и методов с учетом  возможностей и способностей, подготовки и интересов именно тех учеников, к которым учитель идет сегодня в класс.

Находясь в поиске методических приемов и новых технологий, я заметила, что труднее всего протекает процесс усвоения абстрактных понятий, выявление причинно-следственных связей внутри – и межпредметного характера, многооперационных умений и навыков, поэтому для меня стало очень важным найти ту обучающую технологию, которая помогла бы решить эти проблемы. Такой технологией стала для меня технология уровневой дифференциации.

Для того чтобы подробно познакомиться с этой технологией, я в 2008 – 2009 году прошла дистанционные курсы при педагогическом университете «Первое сентября» по теме «Дифференциация обучения на уроках литературы и русского языка». После прохождения курсов я составила для себя примерный план работы над данной темой. (Приложение №1)

На данный момент я занимаюсь  этой темой  4 год, т.е. нахожусь на 4 этапе работы. Поэтому сейчас подведу небольшой итог своей работе.

Как известно, самой распространенной формой внутриклассной дифференциации является выполнение учениками заданий различного уровня сложности. Усложнение может происходить за счет привлечения пройденного материала, когда ученикам необходимо установить близкие или далекие связи между различными фрагментами содержания, а также за счет усложнения видов работы, повышения уровня творческой деятельности, необходимой при выполнении задания.

Поэтому полагаю, что к дифференциации учеников нужно приучать, как к любому виду работы.

Для организации внутриклассной дифференциации вначале пришлось определиться с некоторыми исходными позициями.

1. Во-первых, дифференциация – разделение целого на различные части, формы и ступени.

2. Во-вторых, объект применения методики. Это, конечно, обычный школьный класс. Как бы ни хотелось всем ученым в области наук и методик преподавания, авторам разных технологий, педагогам, преподающим в разных учебных заведениях, чтобы предлагаемый на наших уроках учебный материал усваивался всеми учениками одинаково, даже в классе с углубленным изучением предмета обязательно будут дети, слабее других усваивающие материал.

Для того чтобы этот факт не приносил учителю профессиональных страданий, необходимо всегда помнить о том, что каждый ребенок – это индивидуальность, он родился таким, каков он есть. У каждого ученика своя планка, свой рубеж. Главное – вовремя определить уровень развития  каждого отдельно взятого ребенка.

3. В-третьих, технология. Термин, конечно, промышленный. Однако школа – это тоже производство, производство образованных граждан общества. Поэтому он вполне применим к школе.

Слово ТЕХНОЛОГИЯ само по себе означает совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции. В школе определение технологии может быть сформулировано следующим образом: это совокупность методов и форм обучения, конкретные операции по достижению необходимого учебного результата. При соединении понятий выходит, что технология дифференцированного обучения – это совокупность методов и форм обучения, конкретные операции по достижению необходимого учебного результата отдельными группами класса.

Надеюсь, что некоторые рекомендации, сформировавшиеся в процессе педагогической работы и представленные ниже, помогут кому-то из моих коллег организовать свое дифференцированное обучение.

1. Начав учебный год в новом или уже знакомом классе, учитель прежде всего должен провести дифференциацию, разделение целого на части, т.е. необходимо определить, на каком уровне усвоения учебного материала находится каждый ученик. Это может быть любая «входная» проверочная, контрольная или диагностическая работа.

Для того чтобы определить этот уровень, а также определить группу (высокоуспевающие ученики, среднеуспевающие ученики, слабоуспевающие ученики), к которой будет относится учащийся, я провожу диагностическую работу.

Для того чтобы разбить класс на группы для работы на уроках литературы, я провожу диагностику по выявлению уровня литературного развития учащихся.

 (Приложение № 2,3,4)

2. Затем необходимо провести группировку: условно объединить в группы детей с равными возможностями. Важно отметить, что группы эти могут иметь сменный состав, то есть в процессе работы в зависимости от целей урока дети могут переходить в другие группы.

3. За дифференциацией – очередь индивидуализации, т.е. выделения единичного и индивидуального из общего. Индивидуализация в данном случае – не факт подготовки к уроку индивидуальных заданий. Это определение индивидуальной траектории обучения каждой группы, каждого ученика в ней.

4. Начать апробирование на уроках отдельных дифференцированных форм обучения и контроля.

Используя эту схему, я строю свою работу следующим образом.

Готовясь к конкретному уроку, определяю этап, на котором буду использовать элементы дифференцированного обучения. Можно это делать последовательно: сначала при проверке домашнего задания, повторении изученного, затем при проведении словарной работы (на уроках русского языка), при терминологическом диктанте на уроках литературы; потом при изучении нового материала, при закреплении изученного, при подаче домашнего задания. Но чаще всего на одном уроке я использую от 2 до 4 дифференцированных форм работы.

Планируя урок, не следует забыть о видах дифференцированных заданий: задания, которые учащимся дает учитель, и задания, которые учащиеся выбирают сами. Очевидно, к этому учеников тоже нужно приучить постепенно. Главное, научиться видеть возможности дифференциации обучения.

Начну  с самого, пожалуй, короткого в хронометраже любого урока этапа – этапа подачи домашнего задания. Домашние задания должны быть разными. На первых порах я рекомендую задания каждой группе учеников, затем дети могут выбирать сами, какое из заданий им выполнить. По русскому языку обычно предлагаю для выполнения дома упражнения различного уровня сложности, по литературе задания, которые предлагаю на дом,  могут носить как догматический характер, т.е. пересказ по теме урока, так и эвристический – например, ответ на проблемный вопрос, или исследовательский – анализ художественного текста (отрывка).

Теперь – о проверке домашнего задания.

На уроках словесности  чаще всего использую опрос, проверку выполнения домашнего упражнения. Если учесть, что домашнее задание уже дано в «раскладе» «3», «4», «5»,становится ясно, что особо придумывать ничего не надо. Нужно только проверить, кто из учеников какое задание выполнил. Здесь, особенно на первых порах, следует учесть факты, когда отдельные ученики завышают оценку свои работ. Выход один: четкие критерии оценивания (особенно устного ответа) и так называемый «идеальный» опрос, когда ученик сам заявляет о том, какую оценку он за ответ желает получить. Затем следует совместное с классом сопоставление критериев оценки и качества фактического ответа. Итог – объективная оценка.

Предвижу вопрос: а если ученик совсем не выполнил и не собирается выполнять никакого домашнего задания? На этот случай у меня всегда  готово задание по домашнему упражнению, материалу, которое ученик выполняет в классе. Таким образом, каждый ученик  знает, что разницы от того, выполнит он домашнее задание или нет, никакой – его все равно могут спросить. А за письменную работу и по русскому языку, и по литературе, особенно в старших классах,  стараюсь обязательно поставить оценку в журнал, что способствует повышению учебной ответственности учеников.

Повторение ранее изученного материала, который может пригодиться для изучения нового,  провожу в разных формах. Так,  на уроках литературы успешно использую  самоинтервью, которое содержит программные вопросы по произведению и позволяет повторить изученный в течение нескольких уроков материал. Разложить вопросы для этого вида работы – дело 2-х - 3-х минут. На уроках русского языка это письменный мини-ответ «Что я знаю о …» (3 – 8 предложений по теме), составление вопросов по изученной теме.

Изучаем новый материал. Безусловно, объем изучаемого материала должен быть выдан в соответствии с требованиями государственной программы. А вот изучать его можно по-разному. Трудный материал, конечно, разъясняется учителем. Сведения, основанные на уже известном учащимся материале, могут быть изучены  ими самостоятельно. Но при любой форме изучения нового материала у учителя есть возможности для дифференциации. Так, в первом случае учитель объясняет материал на уровне более высоком, чем минимальный, предоставляя таким образом сильным  ученикам возможность узнать больше того, что определено программой базового минимума. Самостоятельное изучение нового материала дифференцировать несложно. Здесь существенную роль играет метод опережения. Для этого необходимо заранее сформулировать задания для разноуровневых групп класса: 1) записать вопросы к параграфу, 2) составить план параграфа, 3) составить тезисы параграфа. Это самые элементарные задания при такой форме изучения нового материала. При этом задания третьей группы носят опережающий характер, так как правилам составления тезисов дети учатся на уроках русского языка только в 9 классе. Следовательно, задания высокого уровня могут быть творческими.

Теперь закрепим изученное на уроке. В последние годы на уроках русского языка я почти не вызываю детей к доске для выполнения упражнений на закрепление. Этот процесс идет также дифференцированно: слабым ученикам достаточно правильно выполнить два-три упражнения, сильным стоит потрудиться над заданиями посложнее. Поэтому закрепление расписывается на доске примерно так: «3» – упражнение №…, №…; «4» – упражнения №…, №…; составить предложения; определить в тексте роль изучаемого языкового явления; «5» – упражнения №…, №…; сопоставить разные языковые явления, определить смысловую значимость каждого из них; найти ошибки в использовании языковых единиц. Хотелось бы остановиться на таком важном виде работы на уроках русского языка в средней школе, как словарная работа. Многие дети испытывают значительные трудности в запоминании словарных слов и в результате делают много ошибок в предлагаемых им словарных диктантах. В моих классах это продолжалось до тех пор,

пока я не систематизировала и не дифференцировала этот вид деятельности. Словарной работе уделяю внимание практически на каждом уроке русского языка. Вот варианты самых простых дифференцированных заданий для заучивания и запоминания

словарных слов:

Работа в парах сменного состава. У каждого из учеников в руках карточка, на которой написано только одно слово с графическим объяснением его написания. Ученик диктует свое слово однокласснику и в случае ошибки объясняет его написание. Затем отдает однокласснику свою карточку для того, чтобы он продиктовал этослово следующему ученику, а сам получает карточку с другим словом, которое он должен написать и в случае затруднения получить консультацию. Такой прием словарной работы называется «Ручеек». Карточки со словами, как ручеек, двигаются по ряду. На эту работу уходит не более пяти минут, но проработать обычно удается не

менее десяти слов. Причем каждый ученик может выступить то в роли консультанта, то в роли консультируемого.

Работа в группах сменного состава. Класс делится на произвольные группы по 4-5 человек. В каждой группе назначается консультант (обычно сильный ученик, но не обязательно только сильный). Задача группы – записать под диктовку консультанта выученные слова. В случае затруднения кого-то из работающих правописание слова объясняет другой ученик. Важно, чтобы все в группе запомнили, как пишутся эти слова. Здесь выявляются ученики, владеющие нормами правописания трудных слов в разной степени. Далее даются дифференцированные задания: - записать по памяти не менее 5 словарных слов; не менее 10 слов; не менее 15 слов; - записать по памяти не менее 5 словарных слов; составить словосочетания с 5- 6 изученными словарными словами;- составить предложения с 5-6 изученными словарными словами.

На уроках литературы сложнее всего планировать закрепление изученного материала. Отследить понимание изученного материала возможно через ответы на вопросы дифференцированного характера по теме урока, через тесты, через составление диалогов с героями произведений, через письменные творческие работы небольшого объема. Остановлюсь на некоторых формах дифференциации самостоятельных работ учащихся на уроках литературы.

Организация самостоятельной работы на уроках литературы обычно осуществляется труднее, так как объектом изучения здесь является произведение искусства, которое оказывает целостное всестороннее воздействие на личность. В течение нескольких лет на уроках литературы в старших классах, где изучаются не просто шедевры русской литературы, но и очень большие по объему произведения, эффективно применяю метод блочной подачи материала, для чего использую работу с опорными схемами-конспектами (ОСК). Опорные схемы-конспекты позволяют передавать информацию, отражая самые важные сюжетные моменты и проблемы произведения. Такой схемой удобно пользоваться на уроке в процессе обсуждения или монологического ответа. В начале работы с ОСК вместе с учениками мы просто делали нужные записи в тетрадях, затем (на следующем уроке) восстанавливали коллективно изученный материал. Потом пришли к пониманию, что эти схемы –

универсальный материал для выполнения разного рода самостоятельных работ, сложность которых зависит от объема знаний каждого и уровня владения речью.

Кроме перечисленных методов к каждому уроку пытаюсь строить технологические карты урока, которые позволяют контролировать процесс работы, а также процесс усвоения материала учащимися. (Приложение № 5)

И в заключение несколько слов о положительных моментах дифференцированного обучения.

Дифференцированный подход – это важнейший принцип обучения. Он означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения  обязательным учебным программам, предполагает сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных заданий для повышения качества обучения и развития каждого ученика. Ведь при таком обучении оценки почти на каждом уроке будут получать все ученики, справятся с работой на оценку «3» только единицы. Благодаря дифференцированному обучению успешно развивается познавательная активность каждого ученика с учетом его возможностей и способностей. Дифференцированное обучение способствует формированию адекватной самооценки учеников, побуждает их к учебной деятельности, помогает выстроить для каждого ученика класса индивидуальную траекторию учебного развития, поверить в свои силы.

 Приложение №1

Примерный план работы по теме самообразования

Этапы

Содержание работы

Сроки

I Диагностический

1. Анализ затруднений

2. Постановка проблемы

3. Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта.

1 год работы над темой

II Прогностический

1. Определение цели и задач работы над темой.

2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3. Прогнозирование результатов.

1 год работы над темой

III

Практический

1. Внедрение системы мер, направленных на решение проблемы.

2. Формирование методического комплекса

3. Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов.

4. Корректировка работы.

2 - 3 год работы над темой

IV

Обобщающий

1. Подведение итогов.

2. Оформление результатов работы по теме самообразования.

3. Представление материалов.

4 - 5 год работы над темой

V

Внедренческий

1. Использование мною опыта в процессе дальнейшей работы.

2.Распространение.

В ходе дальнейшей педагогической деятельности

Приложение № 2

Диагностическая работа для выявления уровня литературного развития учащихся.

7 и 11 класс                                                                          Начало года

Задания для 7 класса

Сферы литературного развития

Задания для 11 класса

Назовите книги из личной библиотеки, которые вы любите. Объясните, почему. Укажите авторов и главных героев.

Начитанность

Перечислите произведения 19 века, в которых поднимается проблема отцов и детей. Назовите имена героев.

Какие черты характеров Митраши и Насти показаны в сцене ссоры?

Читательское восприятие

Почему Д.И.Старцев превратился в Ионыча? (по рассказу А.П.Чехова)

Какие нравственные законы русского народа воплощены в былинах?

Социально-нравственная проблематика

Какие человеческие качества, достойные уважения, показаны в прозе Чехова?

Вспомните стихотворение о Родине. Какие слова поэта выражают его отношение к изображаемым картинам?

Понимание и интерпретация

Что сближает Базарова и Чацкого?

В чем особенности  лирики как рода литературы?

Теоретико-литературные знания

Перечислите главные черты романтизма и реализма. Назовите по 2 романтических и реалистических произведения и обоснуйте свое мнение.

Опишите облик мальчика или его учительницы  из рассказа В.Распутина «Уроки французского».

Развитие речи

Чем современна литература 19 века?

Приложение №3

Диагностическая работа

 для выявления уровня литературного развития учащихся.

Класс 6                                                                                                  Полугодие 1

Сферы литературного развития

Вопрос или задание для

диагностики

Аргументация целесообразности вопросов и заданий

1

Начитанность, читательские интересы и литературный кругозор

1. Произведения каких русских классиков вы изучали в 1 полугодии?

2. Что бы вы посоветовали прочитать своим друзьям?

3. Назовите авторов, главных героев и жанр следующих произведений: «Знаменитый полководец», «Сказание о белгородских колодцах», «Дубровский», «Тарас Бульба», «Бирюк».

4. С какими поэтами 19 века вы познакомились в 1 полугодии?

5.Что объединяет древнерусскую литературу и фольклор?

6. Назовите писателя, который не вошел в школьную программу 1 полугодия?

-выявление читательских интересов, начитанности



2

Уровень читательского восприятия

1. Создайте словесную картину на тему «Мороз и солнце».

2. Что в жизни Дубровского вызывает ваше сочувствие?

3. Какие картины предстают перед вами при чтении стихотворения «Парус»?

4. Вспомните реальные и фантастические моменты в балладе «Светлана».

Назовите их.

5. Каким предстает перед вами облик Святогара на основе прочитанного?

6. Какие обстоятельства заставили Дубровского стать разбойником?

-развитие творческого воображения


-уметь объяснять свои чувства, возникшие при чтении

-уметь определять настроение текста






-уметь создавать словесное описание на тему, определенную автором

-уметь видеть взаимосвязь событий, анализировать поступки и поведение героя

3

Способность к актуализации социально-нравственной проблематики произведения.

1. Что защищает и что осуждает автор в повести «Дубровский»?

2. Какие нравственные ценности провозглашает Тарас Бульба в речи о товариществе?

3. Какие качества человека прославляют мифы о двенадцати подвигах Геракла?

4. Какие качества русского крестьянина отражены в рассказе «Бирюк»?

5. Чем близок Тарас Бульба Илье Муромцу?

6. О чем повествуют древние предания?

-уметь выделять в тексте социально-нравственные проблемы








-развитие умения давать характеристику героя

4

Навыки анализа произведения, связанные с его пониманием и интерпретацией.

1. Найдите в тексте «Светланы» завязку, кульминацию и развязку.

2. Какой прием использован в композиции стих-я «Тучи»?

 Приведите примеры.

3. Из-за чего произошло столкновение между Троекуровым и Дубровским в романе «Дубровский»?

4. Почему А.С.Пушкин дал своим героям другие фамилии и назвал свое произведение «Дубровский», а не «Островский»?

-знать особенности композиции






-уметь понимать причину конфликта в произведении


-на выявление авторской позиции

5

Объем теоретико-литературных знаний и умение применять их в анализе текста.

1.Чем отличается миф от сказки?

2. Какие художественные детали помогают создать образы богатырей?

Приведите примеры.

3. Какой художественный прием использует автор в стихотворении «Тучи»?

 Дать определение.

4. В каком жанре «изображаются сложные человеческие характеры, значимые социально-нравственные проблемы?»

 Назовите произведения этого жанра.

5. Какую роль играет аллегория в стихотворении М.В.Ломоносова «Стихи, сочиненные…».

6. Почему «Сказка о молодильных яблоках…» - волшебная?

Назовите основные художественные черты.



-уметь применять знания по теории в анализе произведений






-уметь определять сущность литературных понятий

6

Уровень развития речи и литературно-творческие способности

1.Объясните чувства, возникшие при чтении стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро?»

2.Опишите избу лесника в рассказе «Бирюк»?


3.Как характеризует Тараса та встреча, которую он оказывает сыновьям?

4.Составить несколько фраз на былинный манер, используя их особенности.

5.В чем сходство и различие между судьбой поэта и судьбой тучек в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Тучи»?

6.Создать словесный портрет Остапа и Андрия. Что общего и в чем отличие друг от друга?

-уметь объяснять мысли и чувства, возникшие при изучении лирики


-уметь словесно составлять текст в жанре описания

-уметь словесно рисовать облик героя


-уметь употреблять разнообразные речевые конструкции






Приложение № 4

 Диагностическая работа по русскому языку в 9 классе на начало

учебного года. Данная работа предоставляет учащимся возможность познакомиться с частью экзаменационной работы.

 (1)Я вспоминал сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать? (2)— Сильным, храбрым, мужест венным, умным, находчивым, бесстрашным... (3)И никто не ска зал: добрым. (4)Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? (5)Почему мальчишки даже стесняются своей доброты? (6)Ведь без доброты — подлинной теплоты сердца, которую один человек отдаёт другому, — невозможна душевная красота. (7)Я задумывался также над тем, почему у маль чишек меньше доброты, чем у девочек? (8)Может быть, это лишь кажется? (9)Нет, это действительно так. (10)Девочка более добра, отзывчива, ласкова, наверное, потому, что с малых лет в ней жи вёт ещё неосознанный инстинкт материнства. (11)Чувство заботы о жизни утверждается в её сердце задолго до того, как она стано вится творцом новой жизни. (12)Корень, источник доброты — в со зидании, в творчестве, в утверждении жизни и красоты. (13)Доброе неразрывно связано с красотой.

(14)Опыт подтверждает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доб рожелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красо те окружающего мира. (15)Добрые чувства, эмоциональная куль тура — это средоточие человечности. (16)Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с по знанием первых и важнейших истин, одновременно с пережива нием и чувствованием тончайших оттенков родного слова. (17) В детстве человек должен пройти эмоциональную школу — школу воспитания добрых чувств.(18) Если ребёнку безразлично, что в сердце его товарища, друга, матери, отца, любого соотечественника, с которым он встретился, если ребёнок не умеет видеть в глазах другого человека то, что у него на сердце, — он никогда не станет настоящим человеком. (19)Я стре мился так отточить у своих воспитанников чуткость сердца, чтобы они видели чувства, переживания, радости и горести в глазах людей, с которыми соприкасаются не только повседневно, но и «случайно». (20)Мы с детьми возвращались из лесу. (21)Видим, у дороги сидит на траве дедушка. (22)Он чем-то расстроен. (23)«Что-то случилось у человека, — говорю я детям. (24)— Может быть, он заболел в дороге? (25)Может быть, что-то потерял?»  (26)Подходим к старику, спрашиваем: (27)«Чем вам помочь, де душка?» (28)Старик тяжело вздыхает. (29)«Спасибо, дети, — говорит он, — как бы вы ни хотели мне помочь — не сможете. (ЗО)Горо у меня большое. (31)Старуха умирает в больнице. (32)Вот еду к ней, ожидаю автобуса. (ЗЗ)Помочь вы не поможете, а всё же легче: есть на свете хорошие люди». (34)Дети притихли, умолкло беззаботное щебетанье. (35)Домой они расходились под впечатлением печаль ных слов старика. (Зб)Собирались ещё поиграть немного, но как-то само собой получилось, что забыли об игре, разошлись по домам.

(37)Учить чувствовать — это самое трудное, что есть в воспита нии. (38)Школа сердечности, чуткости, отзывчивости, участливо сти — это дружба, товарищество, братство. (39)Ребёнок чувствует тончайшие переживания другого человека тогда, когда он делает что-нибудь для счастья, радости, душевного спокойствия людей. (40)Подлинная любовь рождается только в сердце, пережившем заботы о судьбе другого человека.

(По В. Сухомлинскому*)

* Сухомлинский Василий Александрович (1918—1970) — педагог, член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (1957), кандидат педагогических наук, заслуженный учитель школы Украинской ССР, Герой Социалистического Труда.

Задания А1 – А6 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста, из четырех предложенных вам вариантов выберите один верный.

А1  На какой вопрос в тексте нет ответа?

Почему мальчишки стесняются своей доброты?

Почему девочки более добрые, отзывчивые и ласковые?

Когда человек должен пройти эмоциональную школу?

Что самое трудное в воспитании?

А2  В каком предложении содержится информация, необходи мая для обоснования ответа на вопрос «В чём заключается источник доброты?»

(6)Ведь без доброты — подлинной теплоты сердца, которую один человек отдаёт другому, — невозможна душевная красота.

(10)Девочка более добра, отзывчива, ласкова, наверное, пото му, что с малых лет в ней живёт ещё неосознанный инстинкт материнства.

(12)Корень, источник доброты — в созидании, в творчестве, в утверждении жизни и красоты.

(15)Добрые чувства, эмоциональная культура — это средото чие человечности.

А3  О чём свидетельствует информация, заключённая в предло жениях 26—36?

Дети расстроились, что не смогли помочь старику.

Дети забыли о том, что хотели поиграть.

Горе старика вызвало в детях чувство сопереживания.

Дети устали после прогулки в лесу и разошлись по домам.

А4   В каком предложении нет синонимов?

(2)— Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчи вым, бесстрашным...

(4)Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестя ми, как мужество и храбрость?

(10)Девочка более добра, отзывчива, ласкова, наверное, пото му, что с малых лет в ней живёт ещё неосознанный инстинкт материнства.

(40)Подлинная любовь рождается только в сердце, пережив шем заботы о судьбе другого человека.

А5  В каком словосочетании оба слова употреблены в прямом значении?

сотни ответов (предложение 1)

теплоты сердца (предложение 6)

утверждается в сердце (предложение 11)

отточить чуткость (предложение 19)

А6  В каком варианте ответа нет метафоры?

(7)Я задумывался также над тем, почему у мальчишек меньше доброты, чем у девочек?

(14)Опыт подтверждает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира.

(17)В детстве человек должен пройти эмоциональную шко лу — школу воспитания добрых чувств.

(38)Школа сердечности, чуткости, отзывчивости, участливо сти — это дружба, товарищество, братство.

Задания В1 – В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы к заданиям этой части записывайте словами или цифрами.

В1  Замените слово щебетанье в предложении 34 синонимом. Напишите этот синоним.

В2  Из предложений 26—33 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.

В3  Из предложений 19-25 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется её значением.

В4  Из предложений 14—17 выпишите слово, в котором право писание суффикса (Н или НН) определяется тем, что это краткое страдательное причастие прошедшего времени.

В5 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозна чающие запятые при вводных словах

Видим,(1) у дороги сидит на траве дедушка. Он чем-то расстроен. «Что-то случилось у человека,(2) — говорю я детям. — Может быть,(3) он заболел в дороге? Может быть,(4) что-то потерял?»

В6 Замените словосочетание ответов мальчишек (предложение 1), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

В7  Из предложения 10 выпишите грамматическую(-ие) основу(ы).

В8 Среди предложений 26-33 найдите предложения с обраще нием. Напишите номера этих предложений.

В9  Среди предложений 35—40 найдите предложение с обособ ленным определением. Напишите номер этого предложения.

Приложение № 5

Технологическая карта урока литературы на основе дифференцированного обучения

Класс – 9

Литературная тема – Творчество Н.В.Гоголя

Тема урока – Мировоззрение, авторское сознание и способы его выражения в идейном замысле поэмы «Мертвые души». Анализ первой главы.

Тип урока – лекция с элементами беседы.

Триединая задача – (образовательные, воспитательные, развивающие) – создание условий для развития речевой деятельности, умений работать в группе в сотрудничестве; умений работать с текстом, для формирования знаний об идейной позиции писателя, обусловившей его интерес к определенным явлениям действительности; познакомить с приемами типизации.

Аспекты учебной деятельности

Уровень литературного развития учащихся

Аргументация

целесообразности

учебной деятельности

низкий

средний

высокий

1.

Методы обучения

Репродуктивный

Частично-поисковый с обобщением

Исследовательский

Методы выбраны с учетом литературного развития учащихся

2.

Вопросы

Каковы ваши первые впечатления от прочитанного произведения?

Были ли трудности в восприятии и понимании текста, какие? Кто является рассказчиком в поэме «Мертвые души»?

Какие вопросы вам хотелось бы обсудить в классе? Какова роль первой главы в раскрытии идейного замысла поэмы «Мертвые души»?

Первые вопросы каждой группы направлены на выявление внимательности прочтения произведения.

3.

Повторяемый материал

Жанры литературы: поэма и ее признаки.

Тема и идея произведения. Почему автор обратился к данной теме?

Литературные направления. Черты какого направления нашли свое отражение в данном произведении? Приведите примеры.

Данный повторяемый материал, позволяет подойти к теме урока и поставить цели урока.

4.

Внутрипредметные связи

Теория литературы

Теория литературы

Теория

литературы

5.

Межпредметные связи

Нарисовать портреты помещиков.

Сравнить портреты помещиков, изображенных на иллюстрациях Боклевского и Кукрыниксы с описанием в тексте.

Составить киносценарий на тему «Чичиков в гостях у помещика» (на выбор учащихся)

Задания направлены на развитие творческих способностей учащихся.

6.

Самостоятельная работа

Найти в тексте описание города и запечатлеть в воображении нарисованную Гоголем картину.

Найти в тексте детали, которые характеризуют уродливые и безобразные явления жизни.

Найти в тексте фрагменты, в которых автор отразил социальные контрасты в городе.

7.

Контроль и обратная связь

Подробное знание текста

Умение ориентироваться в тексте

Умение свободно аргументировать ответ, опираясь на знание текста.

8.

Планируемые результаты

Плавно подвести к использованию частично-поискового метода

Плавно подвести к использованию исследователь

ского метода

Плавно подвести к использованию творческого метода

9.

Формы организации учебной деятельности

группа

группа

группа

Работа проводится в группах, так как класс представляет собой разный уровень развития учащихся.

10.

Домашнее задание

Подготовить сообщения-характеристики помещиков по предложенному плану.

Подготовить ответ на вопрос «идейно – художественное своеобразие поэмы «Мертвые души».

Выписать действующих героев, которые на ваш взгляд, будут относиться к «мертвым» и «живым» душам. Аргументируйте свой ответ.

(низкий уровень) задание позволяет развивать умение учащихся работать с текстом, а также использовать частично-поисковый метод.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках литературы и русского языка

Из опыта работы использование информационных технологий на уроках литературы и русского языка...

Технология проблемного обучения на уроках литературы и русского языка

дана информация о технологии проблемного обучения и применении на уроках литературы и русского языка...

Аналитический отчет о результатах педагогической деятельности Ломако Галины Николаевны, учителя русского языка и литературы

Аналитический отчет о результатах педагогической деятельностиЛомако Галины Николаевны,учителя русского языка и литературы...

Конспект открытого урока литературы учителя русского языка и литературы Степановой Э.Г. по повести И.С.Тургенева “Ася”.

Цели урока: понять идею рассказа «Ася», уяснить авторскую позицию в произведении; выяснить, что характерно для литературного типа «тургеневской девушки»? способс...

Интегрированный урок литературы и русского языка Тема урока: «Подвиг любви и долга» (по повети В. Закруткина «Матерь человеческая»)

Чтение и анализ повести В.Закруткина "Матерь человеческая" . Цель урока воспитание патриотизма на примере подвига женщины - матери, обучение сочинению- рассуждению....