материал для аттестации
материал по теме
в помощь учителю к аттестации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
list-samoocenki-uchitelya-i-ekspernoe-k-nemu.doc | 399 КБ |
Предварительный просмотр:
Уважаемые коллеги!
Этот оценочный материал вывешен для использования при организации экспертизы практической деятельности. Внимательно изучите его.
Лист самооценки педагогической деятельности учителя
____________________________________________________________(ФИО), ___________________________________________образовательное учреждение, преподаваемый предмет) ____________________________________________________ (имеющаяся квалификационная категория)
______________________________________________________(категория, на которую Вы претендуете)
Уважаемый коллега!
Ваша профессиональная деятельность одна из самых важных и сложных. Для того чтобы больше узнать о том, какие приемы и способы Вы используете в своей работе, предлагаем Вам заполнить лист самооценки. Надеемся, что, предлагаемая методика будет содействовать Вашему профессиональному развитию. Вы сможете по достоинству оценить собственные сильные стороны, выявить резервы для дальнейшего профессионального роста.
Вам предлагается оценить ряд утверждений, которые отражают отдельные действия и качества, необходимые для профессиональной педагогической деятельности, используя 5-ти балльную шкалу:
5 – Вы абсолютно согласны с утверждением
4 – Вы скорее согласны с утверждением
3 – Вы выбираете нечто среднее, ваше мнение зависит от ситуации, обстоятельств, дополнительных факторов
2 – Вы скорее не согласны с утверждением
1 – Вы абсолютно не согласны с утверждением
Отмечайте Ваш ответ знаком «+» в соответствующей колонке.
Заранее благодарим за сотрудничество!
| Утверждения | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Я безразличен(-на) к критике в свой адрес |
2. | Я поощряю даже самые маленькие успехи обучающихся |
3. | Я хорошо знаю основные нормативные документы, отражающие требования к содержанию и результатам обучения по своему предмету |
4. | Я умею устанавливать отношения сотрудничества с обучающимися |
5. | Окружающие не прислушиваются к моим предложениям |
6. | Считаю важным различать цель и тему урока |
7. | На моих уроках отсутствуют условия для формирования устойчивой позитивной мотивации обучающихся |
8. | Мое знание внутрипредметных и межпредметных связей требует серьезного улучшения |
9. | Новаторство – кредо каждого хорошего учителя |
10. | На моих уроках обучающиеся делают все по алгоритму, они не рассуждают самостоятельно |
11 | Мой общий кругозор достаточно ограничен |
12 | Все мои обучающиеся принимают участие в постановке целей и задач урока |
13 | Я не считаю нужным анализировать уровень усвоения предлагаемого материала и развития обучающихся |
14 | У меня достаточно поверхностное представление о возрастных особенностях обучающихся |
15 | Я не считаю необходимым демонстрировать успехи обучающихся их родителям (другим взрослым) |
16 | Я не применяю на уроках новые информационно-коммуникативные технологии |
17 | Я затрудняюсь в обосновании достоинств и ограничений выбранной мною образовательной программы |
18 | Я умею разрешать конфликты оптимальным способом |
19 | Для меня характерно «держать себя в руках» |
20 | У меня есть большой опыт участия в работе групп по разработке программ, дидактических и методических материалов |
21 | Я уделяю много внимания формированию навыков учебной деятельности у обучающихся |
22 | Я отдаю предпочтение обучающимся, которые тщательно и точно выполняют требования учителя |
23 | Используемый мною набор дидактических и методических материалов для различных категорий обучающихся достаточно ограничен |
24 | При принятии решения в проблемной ситуации отдаленные последствия не важны |
25 | Считаю, что учитель не обязан комментировать обучающимся выставляемые им оценки |
26 | Я обращаю внимание на плохое настроение своих коллег |
27 | При постановке целей урока должны доминировать нормативные требования, а не индивидуальные особенности обучающихся |
28 | Я так организую урок, чтобы обучающиеся рассуждали, дискутировали, выполняли нестандартные задания |
29 | Моя рабочая программа не предполагает решение воспитательных задач |
30 | У меня легко получается решать несколько задач одновременно |
31 | Я не трачу время на то, чтобы обучающиеся формулировали цель их деятельности на уроке |
32 | Лишь некоторые обучающиеся с большой заинтересованностью работают на моих уроках |
33 | При подготовке к урокам, помимо основного материала, я использую дополнительные материалы по предмету |
34 | У меня нет дидактических и методических материалов, разработанных самостоятельно |
35 | Мне приходится часто слышать, что обучающиеся не поняли изложенный мною материал |
36 | Моя осведомленность об актуальных событиях социальной жизни достаточно ограничена |
37 | Все мои обучающиеся хорошо осознают причины своих успехов и неудач |
38 | Побуждаю обучающихся самостоятельно ставить и решать задачи с высокой степенью свободы и ответственности (например, подготовить задание со слабым обучающимся; придумать задания для самостоятельной работы и т. п.) |
39 | Я использую в педагогических целях даже «внештатные» ситуации, казалось бы, не имеющие отношения к изучаемому предмету |
40 | Я умею сохранять спокойствие в самых непредвиденных ситуациях |
41 | Обучающимся не обязательно знать критерии оценивания их работы |
42 | Мне очень трудно управлять ходом беседы или переговоров |
43 | Я постоянно предлагаю обучающимся самостоятельно осуществлять контроль за достигнутыми результатами |
44 | Я не умею дозировать задачи так, чтобы обучающиеся почувствовали свой успех |
45 | Я всегда готовлю разные варианты проведения уроков для обучающихся разного уровня одной параллели |
46 | Моя рабочая программа недостаточно обоснована |
47 | У меня есть значительный опыт совместной работы по подготовке и реализации различных мероприятий, проектов, программ и др. |
48 | На моем рабочем месте всегда порядок |
49 | На моих уроках обучающиеся не могут ответить на вопрос "Что должно быть достигнуто в результате занятия?" |
50 | Мотивация обучающихся – это ответственность учителя |
51 | Мне нужна дополнительная подготовка, чтобы преподавать свой предмет студентам вуза |
52 | Считаю, что можно успешно изложить новый материал без учета ранее освоенных знаний и умений |
53 | Я легко поддерживаю разговоры на отвлеченные или связанные с другими предметами темы |
54 | Никто из обучающихся на моих уроках не принимает участие в постановке целей и задач |
55 | Я преподаю такой предмет, который не может заинтересовать обучающихся |
56 | Мнение и реакция других участников образовательного процесса неважны при принятии педагогических решений |
57 | На моих уроках часто используются приемы взаимооценки и самооценки обучающихся |
58 | Мне всегда интересно, какие чувства вызывают у других людей мои слова и поступки |
59 | Обычно я озвучиваю цель урока несколько раз в течение занятия |
60 | Мои обучающиеся смело берутся за трудные задачи |
61 | Я владею ограниченным набором современных методов преподавания |
62 | Я создаю рабочую атмосферу и поддерживаю дисциплину на уроке недирективными методами |
63 | В плане урока я всегда пошагово прописываю этапы достижения цели |
64 | Негативное отношение к учебе – это следствие ошибок в педагогической деятельности |
65 | Нет "каверзных" вопросов от обучающихся, а есть незнание учителя |
66 | Мои методические и дидактические разработки никогда не становились победителями конкурсов |
67 | Гуманизм учителя не является важным критерием оценки его работы |
68 | Я часто затрудняюсь сделать цели урока личностно значимыми для обучающихся |
69 | Бывает, что я ставлю обучающемуся высокую оценку не за правильный, а за творческий ответ |
70 | Я хорошо ориентируюсь в социальной ситуации класса, знаю и учитываю взаимоотношения обучающихся в педагогических целях |
71 | Я легко меняю принятое решение под влиянием новой информации |
72 | Формирование навыков самооценки у обучающихся не относится к задачам учителя |
Приложение №2
Экспертный лист
оценки уровня квалификации учителя
___________________________________________________(ФИО аттестуемого учителя)
___________________________________________(преподаваемый предмет)
_________________________(имеющаяся квалификационная категория аттестуемого учителя)
_______________________________(категория, на которую претендует аттестуемый учитель)
___________________________________________________ (ФИО эксперта и его должность)
____________________________________________________(ФИО эксперта и его должность)
Уважаемый эксперт!
В процессе экспертизы Вам предстоит оценить компетентность аттестуемого в решении профессиональных задач. Для этого необходимо проанализировать, что и как делает учитель, каких результатов он достигает. Информационными источниками могут служить: анализ урока(занятия), собеседование с аттестуемым, результаты педагогической деятельности, собеседование с руководителем (заместителем руководителя) образовательного учреждения и другие источники.
Вам предлагается оценить ряд утверждений, которые отражают отдельные действия и качества, необходимые для профессиональной деятельности аттестуемого, используя 5-ти балльную шкалу.
5 – очень высокая степень выраженности указанной в утверждении характеристики. Она проявляется в подавляющем большинстве ситуаций, является устойчивой, полностью соответствует типичным качествам и поведению учителя. Ответ экспертов – «да».
4 - высокая степень выраженности характеристики. Она часто проявляется в педагогических ситуациях. Иногда возникают случаи, когда качества или поведение аттестуемого не соответствуют утверждению. Ответ экспертов – «скорее да, чем нет».
3 – средняя степень выраженности характеристики. В некоторых ситуациях качества и поведение педагога соответствуют утверждению, в некоторых – не соответствуют. Ответ экспертов – «среднее значение».
2 – слабая степень выраженности характеристики. Она редко проявляется в педагогических ситуациях. Поведение и качества педагога лишь иногда соответствуют утверждению. Ответ экспертов – «скорее нет, чем да».
1 - характеристика не представлена в деятельности педагога. Качества и поведение учителя не соответствуют содержанию утверждения. Ответ экспертов – «нет».
Отмечайте Ваш ответ знаком «+» в соответствующей колонке.
1. Компетентность в области личностных качеств
1.1. Эмпатийность и социорефлексия
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Все обучающиеся безбоязненно обращаются к учителю за помощью, столкнувшись с трудностями в решении того или иного вопроса |
2. | Умеет смотреть на ситуацию с точки зрения других и достигать взаимопонимания |
3. | Умеет поддержать обучающихся и коллег по работе |
4. | Умеет находить сильные стороны и перспективы развития для каждого обучающегося |
5. | Умеет анализировать причины поступков и поведения обучающихся |
1.2. Самоорганизованность
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6. | Умеет организовать свою деятельность и деятельность обучающихся для достижения намеченных целей урока |
7. | Рабочее пространство учителя хорошо организовано |
8. | Конструктивно реагирует на ошибки и трудности, возникающие в процессе реализации педагогической деятельности |
9. | Своевременно вносит коррективы в намеченный план урока в зависимости от сложившейся ситуации |
10. | Сохраняет самообладание даже в ситуациях с высокой эмоциональной нагрузкой |
1.3. Общая культура
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
11 | Обладает широким кругозором, легко поддерживает разговоры на различные темы |
12 | Поведение и внешний вид учителя соответствуют этическим нормам |
13 | Осведомлен об основных событиях и изменениях современной социальной жизни |
14 | Обладает педагогическим тактом, деликатен в общении |
15 | Высказывания учителя построены грамотно и доступно для понимания, его отличает высокая культура речи |
2. Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности
2.1. Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
16 | Умеет обоснованно ставить цели обучения по предмету |
17 | Умеет ставить цели урока в соответствии с возрастными особенностями обучающихся |
18 | Корректирует цели и задачи деятельности на уроке(занятии) в зависимости от готовности обучающихся к освоению материала урока |
19 | Умеет ставить цели урока в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся |
20 | Знает и учитывает уровень обученности и развития обучающихся при постановке целей и задач урока |
2.2.Умение перевести тему урока в педагогическую задачу
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
21 | Умеет формулировать цели и задачи на основе темы урока |
22 | Умеет конкретизировать цель урока до комплекса взаимосвязанных задач |
23 | Умеет сформулировать критерии достижения целей урока(занятия) |
24 | Умеет добиться понимания обучающимися целей и задач урока(занятия) |
25 | Умеет соотнести результаты обучения с поставленными целями |
2.3. Умение вовлечь обучающихся в процесс формулирования целей и задач
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
26 | Умеет вовлечь обучающихся в процесс постановки целей и задач урока |
27 | Предлагает обучающимся назвать результаты деятельности на уроке и способы их достижения |
28 | Предлагает обучающимся самостоятельно сформулировать цель урока (занятия) в соответствии с изучаемой темой |
29 | Спрашивает, как обучающиеся поняли цели и задачи урока |
30 | Обучающиеся принимают участие в формулировании целей и задач урока(занятия) |
3. Компетентность в области мотивации учебной деятельности
3.1. Умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
31 | Умеет вызвать интерес у обучающихся к своему предмету |
32 | Отмечает даже самый маленький успех обучающихся |
33 | Демонстрирует успехи обучающихся родителям |
34 | Демонстрирует успехи обучающихся одноклассникам |
35 | Умеет дифференцировать задания так, чтобы ученики почувствовали свой успех |
3.2. Умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации обучающихся
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
36 | Выстраивает деятельность на уроке(занятии) с учетом уровня развития учебной мотивации |
37 | Владеет большим спектром материалов и заданий, способных вызвать интерес обучающихся к различным темам преподаваемого предмета |
38 | Использует знания об интересах и потребностях обучающихся в педагогической деятельности |
39 | Умеет создать доброжелательную атмосферу на уроке |
40 | Обучающиеся удовлетворены образовательной деятельностью, выстраиваемой учителем: содержание, методы, результаты и др. |
3.3. Умение создавать условия для самомотивирования обучающихся
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
41 | Умеет активизировать творческие возможности обучающихся |
42 | Демонстрирует практическое применение изучаемого материала |
43 | Поощряет любознательность обучающихся, выход за рамки требований программы при подготовке школьных заданий |
44 | Дает возможность обучающимся самостоятельно ставить и решать задачи с высокой степенью свободы и ответственности |
45 | Создает условия для вовлечения обучающихся в дополнительные формы познания по предмету: олимпиады, конкурсы, проекты и т.д. |
4. Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности
4.1. Компетентность в методах преподавания
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
46 | Своевременно вносит коррективы в методы преподавания в зависимости от сложившейся ситуации |
47 | Применяемые методы соответствуют целям и задачам обучения, содержанию изучаемой темы |
48 | Применяемые методы соответствуют имеющимся условиям и времени, отведенному на изучение темы |
49 | Владеет современными методами преподавания |
50 | Обоснованно использует на уроках современные информационно-коммуникативные технологии |
4.2. Компетентность в предмете преподавания
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
51 | Хорошо знает преподаваемый предмет |
52 | Рабочая программа по предмету построена с учетом межпредметных связей |
53 | При подготовке к урокам использует дополнительные материалы по предмету (книги для самообразования, медиа-пособия, современные цифровые образовательные ресурсы и др.) |
54 | В процессе формирования новых знаний опирается на знания обучающихся, полученные ими ранее при изучении других предметов |
55 | Добивается высоких результатов по преподаваемому предмету |
4.3. Компетентность в субъективных условиях деятельности
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
56 | Ориентируется в социальной ситуации класса, знает и учитывает взаимоотношения обучающихся |
57 | Хорошо знает Конвенцию о правах ребенка и действует в соответствии с этим документом |
58 | Систематически анализирует уровень усвоения учебного материала и развития обучающихся на основе устных и письменных ответов, достигнутых результатов и др. диагностических показателей |
59 | Имеет «банк» различных учебных заданий, ориентированных на обучающихся с различными индивидуальными особенностями |
60 | Подготовленные учителем характеристики обучающихся отличаются хорошим знанием индивидуальных особенностей, обоснованностью суждений |
5. Компетентность в области разработки программы деятельности и принятия педагогических решений
5.1. Умение выбрать и реализовать образовательную программу
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
61 | Знает основные нормативные документы, отражающие требования к содержанию и результатам учебнойдеятельности по предмету, учебники и УМК по преподаваемому предмету, допущенные или рекомендованные Минобрнауки РФ |
62 | Может провести сравнительный анализ учебных программ, УМК, методических и дидактических материалов по преподаваемому предмету, выявить их достоинства и недостатки |
63 | Обоснованно выбирает учебники и учебно-методические комплексы по преподаваемому предмету |
64 | Рабочая программа учителя предполагает решение воспитательных задач |
65 | Рабочая программа учителя составлена с учетом нормативных требований, темпа усвоения материала, преемственности и др. моментов, повышающих ее обоснованность |
5.2. Умение разработать собственные программные, методические и дидактические материалы
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
66 | Вносит изменения в дидактические и методические материалы с целью достижения высоких результатов |
67 | Самостоятельно разработанные учителем программные, методические и дидактические материалы по предмету отличает высокое качество |
68 | Продуктивно работает в составе рабочих групп, разрабатывающих и реализующих образовательные проекты, программы, методические и дидактические материалы |
69 | Выступает перед коллегами с информацией о новых программных, методических и дидактических материалах, участвует в конкурсах профессионального мастерства |
70 | Проводит обоснование эффективности реализуемой рабочей программы, новых методических и дидактических материалов |
5.3. Умение принимать решения в педагогических ситуациях
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
71 | Поощряет высказывания и выслушивает мнения обучающихся, даже если они расходятся с его точкой зрения |
72 | Коллеги по работе используют предложения учителя по разрешению актуальных вопросов школьной жизни |
73 | Умеет аргументировать предлагаемые им решения |
74 | Умеет пересмотреть свое решение под влиянием ситуации или новых фактов |
75 | Учитывает мнение родителей, коллег, обучающихся при принятии решений |
6. Компетентность в области организации учебной деятельности
6.1. Умение устанавливать субъект-субъектные отношения
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
76 | Умеет устанавливать отношения сотрудничества с обучающимися, вести с ними диалог |
77 | Умеет разрешать конфликты оптимальным способом |
78 | Умеет насыщать общение с обучающимися положительными эмоциями и чувствами |
79 | Умеет выстраивать отношения сотрудничества с коллегами, проявляет себя как член команды при разработке и реализации различных мероприятий, проектов, программ и др. |
80 | Умеет создать рабочую атмосферу на уроке, поддержать дисциплину |
6.2. Умение организовать учебную деятельность обучающихся
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
81 | Использует методы, побуждающие обучающихся самостоятельно рассуждать |
82 | Формирует у обучающихся навыки учебной деятельности |
83 | Излагает материал в доступной форме в соответствии с дидактическими принципами |
84 | Умеет организовать обучающихся для достижения запланированных результатов учебной деятельности |
85 | Умеет организовать обучающихся для поиска дополнительной информации, необходимой при решении учебной задачи (книги, компьютерные и медиа-пособия, цифровые образовательные ресурсы и др.) |
6.3. Умение реализовать педагогическое оценивание
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
86 | Учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при оценивании |
87 | Аргументирует оценки, показывает обучающимся их достижения и недоработки |
88 | Применяет различные методы оценивания обучающихся |
89 | Умеет сочетать методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки обучающихся |
90 | Способствует формированию навыков самооценки учебной деятельности. |
Наименование показателя | Экспертная оценка |
1 | Компетентность в области личностных качеств |
1.1 | Эмпатийность и социорефлексия |
1.2 | Самоорганизованность |
1.3 | Общая культура |
2 | Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности |
2.1 | Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся |
2.2. | Умение перевести тему урока в педагогическую задачу |
2.3. | Умение вовлечь обучающихся в процесс формулирования целей и задач |
3 | Компетентность в области мотивации учебной деятельности |
3.1 | Умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности |
3.2 | Умение создавать условия, обеспечения позитивной мотивации обучающихся |
3.3 | Умение создавать условия для самомотивированияобучающихся |
4 | Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности |
4.1 | Компетентность в методах преподавания |
4.2 | Компетентность в предмете преподавания |
4.3 | Компетентность в субъективных условиях деятельности |
5 | Компетентность в области разработки программы деятельности и принятия педагогических решений |
5.1 | Умение выбрать и реализовать типовые образовательные программы |
5.2 | Умение разрабатывать собственную программу, методические и дидактические материалы |
5.3 | Умение принимать решения в педагогических ситуациях |
6 | Компетентность в области организации учебной деятельности |
6.1 | Умение устанавливать субъект-субъектные отношения |
6.2 | Умение организовать учебную деятельность обучающихся |
6.3 | Умение реализовать педагогическое оценивание |
Значение показателя уровня квалификации (ПК) |
Приложение№3
Таблица итоговых баллов аттестуемого педагога Дата_________
Эксперты:
Ф.И.О _______________________________________
Ф.И.О______________________________________
Приложение №4
Результаты экспертной оценки и самооценки педагогической компетентности аттестуемого
Ф.И.О. ____________________________________ Дата_______________
Наименование показателя | Самооценка | Экспертная оценка |
1 | Компетентность в области личностных качеств |
1.1 | Эмпатийность и социорефлексия |
1.2 | Самоорганизованность |
1.3 | Общая культура |
2 | Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности |
2.1 | Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся |
2.2. | Умение перевести тему урока в педагогическую задачу |
2.3. | Умение вовлечь обучающихся в процесс формулирования целей и задач |
3 | Компетентность в области мотивации учебной деятельности |
3.1 | Умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности |
3.2 | Умение создавать условия, обеспечения позитивной мотивации обучающихся |
3.3 | Умение создавать условия для самомотивированияобучающихся |
4 | Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности |
4.1 | Компетентность в методах преподавания |
4.2 | Компетентность в предмете преподавания |
4.3 | Компетентность в субъективных условиях деятельности |
5 | Компетентность в области разработки программы деятельности и принятия педагогических решений |
5.1 | Умение выбрать и реализовать типовые образовательные программы |
5.2 | Умение разрабатывать собственную программу, методические и дидактические материалы |
5.3 | Умение принимать решения в педагогических ситуациях |
6 | Компетентность в области организации учебной деятельности |
6.1 | Умение устанавливать субъект-субъектные отношения |
6.2 | Умение организовать учебную деятельность обучающихся |
6.3 | Умение реализовать педагогическое оценивание |
Значение показателя уровня квалификации (ПК) |
Эксперты:
Ф.И.О (должность, учреждение)______________________________________(Подпись)
Ф.И.О (должность, учреждение)______________________________________(Подпись)
Экспертное заключение
по итогам оценки уровня квалификации учителя химии средней
общеобразовательной школы
Экспертная группа в составе: А.Л.И. - специалист ЦО и ККО, К.А.Е. - учитель
химии высшей квалификационной категории, осуществила экспертизу профессиональной
деятельности А-войЕ.В. учителя химии средней общеобразовательной школы.
А-ваЕ.В. имеет высшее образование, закончила пед. университет в 1993 г.,
квалификация по диплому - учитель химии и биологии. Стаж работы 15 лет, в данной
школе - 5 лет, квалификационная категория - первая, В межаттестационный период
проходила курсы повышения квалификации: 2005 г. КПК ИРО«Курсы повышения
квалификации учителей химии и биологии» (144 часа). 2008 г. ГЦРО г. «Организация и
проведение тестового контроля».
За свою работу А-ваЕ.В. награждена Грамотой Управления образования, 2005 г.;
Почетной грамотой школы № 12, 2006 г.
Принимала участие в районном этапе конкурса «Учитель года». В 2008-2009
учебном году приняла участие в областном этапе конкурса «Учитель года».
Необходимые для успешной реализации педагогической деятельности личностные
качества педагога, такие как общая культура, отношение к людям, высоко развиты.
Педагог занимает гуманистическую позицию по отношению к обучающимся, проявляет
внимание к личности ученика, является для окружающих образцом этики и общей
культуры. Дополнительно проведенное исследование школьного психолога показало, что
на уроках химии низкий уровень тревожности учеников и стабильная психологическая
обстановка. Однако, педагог не всегда проявляет стрессоустойчивость в сложных
педагогических ситуациях. Данный факт свидетельствует о необходимости
психологической поддержки и формировании навыков саморегуляции эмоций.
Результаты анализа деятельности педагога позволяют оценить степень
сформированности у него отдельных компетенций.
В области постановки целей и задач педагогической деятельности. Е.В. может
сформулировать и обосновать цели и задачи собственной педагогической деятельности.
Цели и задачи занятий формулируются на основе как нормативных требований, так и
возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Цели занятий формулируются
в соответствии с той программой, которая выбрана педагогом как наиболее адекватная
предмету и запросам обучающихся. На протяжении нескольких лет Е.В. работает в
классах, которые с начальной школы обучаются по системе развивающего обучения
Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова. При использовании данной системы педагог решает все
заявленные в течение урока педагогические задачи. Как преподаватель химии, Е.В.
использует методы развивающего учения, которые позволяют достигать необходимого
уровня принятия целей обучающимися.
Учитель характеризуется хорошим уровнем подготовки в области реализации
компетенции обеспечения мотивации учащихся на осуществление учебной
деятельности. Владеет навыками мотивирования, имеет необходимые знания для этого.
Побуждает интерес к предмету на уровне ярких примеров из содержания предмета.
Использует индивидуальный подход в оценивании учеников. Включает элементы
практической значимости материала для учеников, трансформируя нормативные задачи в
личностно-значимые. Преимущественно использует положительную мотивацию
(одобрение, похвала). Умеет создать ситуации успеха для обучающихся с различным
уровнем владения учебным материалом. Учитывает интерес обучающихся к
соревнованию как форме работы и использует взаимное сравнение и сравнение с
прошлыми личными результатами для мотивирования обучающихся. Хороший уровень
мотивированности обучающихся косвенно доказывается и показателями результативности
деятельности. Половина учащихся осваивает предметное содержание не только на
базовом уровне, но и на повышенном (49,8% -2005 - 2006 учебный гoд; 51,1% в 2006 -
2007 учебном году). Серьёзное внимание учитель уделяет привлечению учащихся к
60
участию в школьных олимпиадах. Каждый год количество участников олимпиад
увеличивается: если в 2004 году в олимпиаде приняли участие 14 школьников (13,14%), то
в 2008-2009 учебном году уже 37 учеников (35,6%) по химии и 40% по биологии.
Победители школьного этапа олимпиады участвуют в олимпиадах муниципального
уровня. Отсутствие победителей на этом уровне можно объяснить тем, что школа № 12
имеет гуманитарную направленность. Ученики показывают достаточно высокий уровень
знаний и занимают места в первой десятке. Однако, нельзя говорить о том, что все
возможные ресурсы для поддержания мотивации учебной деятельности у обучающихся
используются педагогом. Мотивация иногда поддерживается и негативным
подкреплением, иногда педагог бывает невнимателен к переживаниям, возникающим у
обучающихся по поводу низкой оценки. Данное замечание не снижает общей оценки
педагога в области мотивирования обучающихся, но оно указывает на необходимость
дополнительного внимания к целенаправленному формированию ситуаций успеха в
учебной деятельности.
В области обеспечения информационной основы деятельности учитель
характеризуется знаниями и умениями, соответствующими требованиям образовательных
стандартов. На высоком уровне владеет базовым компонентом содержания
преподаваемого предмета. Преподносит изучаемый материал логично, в удобной для
усвоения форме, понятной ученикам различных способностей. Появление компьютерной
и мультимедийной техники в школе активизировали деятельность учителя не только поих
освоению, но и по активному использованию в учебном процессе со школьниками.
Учитель прошла курсы «Intel» и успешно применяет новые информационно -
коммуникационные __________технологии. В настоящее время с появлением компьютера в кабинете
химии возможности применения компьютерных технологий на уроках химии значительно
расширились. В своей работе учитель использует материалы мультимедийных дисков,
интернет - материалы (коллекции видеофрагментов и 3D моделей, анимации процессов и
явлений, изучаемых на уроках химии), а также фрагменты научно - популярных фильмов.
Применение дисков стало частым явлением при организации повторения домашнего
задания по демонстрируемым фрагментам, при изучении нового материала (просмотр
химических экспериментов, требующих специальных условий проведения), при контроле
знаний учащихся (проведение тестирования, которое также способствует
дифференциации учебного процесса).
Использует в своей работе Е. В. и метод проектной деятельности как при изучении
отдельных тем курса (1О класс « Природные источники углеводородов», «Волокна»; 11
класс «Химия и современное общество»), так и во внеурочной деятельности (9 класс
«Тайны стекла» и др.). Опрос учащихся показал, что наибольшее предпочтение они
отдают урокам, проводимым с новыми средствами наглядности, с применением
компьютерных технологий. Работая в классах развивающего обучения, Е.В. серьёзное
внимание уделяет предметно-практической деятельности. Она способствует
формированию предметных знаний по химии, общеучебных умений, навыков и способов
деятельности учащихся.
В последние годы в школе стали практиковаться исследовательские конференции,
например, «Эврика». Тематика работ различна: «Полимеры - материалы будущего»,
«Анализ природной воды», «Химия в криминалистике», «Переработка нефти», «Атом -
сложная частица». Для активизации исследовательской и проектной деятельности Елена
Владимировна применяет разнообразные приёмы: ставит проблемные вопросы,
привлекает интересную дополнительную информацию, организует самостоятельную
работу по осмыслению и усвоению нового материала и др. В помощь учащимся создана
коллекция видео и аудиоматериалов по химии, собран обширный иллюстративный
материал.
При анализе уровня сформированности компетентности в области обеспечения
информационной основы деятельности была выявлена недостаточная осведомленность
педагога в субъективных условиях деятельности. В частности, педагог не всегда
учитывает социальную ситуацию в классе при решении педагогических задач.
61
Необходимы консультации с психологом школы, повышающие осведомленность педагога
в области социально-психологических характеристик обучающихся.
В области реализации программы и принятия педагогических решений педагог
достаточно компетентен. Е.В. отличается высокой требовательностью к себе как к
специалисту, реализующему типовую образовательную программу. Анализ деятельности
показывает, что такая самокритичность необоснованна. Педагог успешно реализует
модифицированные с учетом принципов индивидуализации и дифференциации
образовательные программы и целенаправленно обновляет методические и дидактические
материалы. Е. В. подготовила компьютерные презентации с помощью программ Power
Point практически по всем темам в 8 - 11 классах.
С целью расширения теоретических знаний и приобретения опыта работы в
системе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова, Е. В. с 2005-2006 учебного года обучается в
Открытом институте «Развивающее обучение» при Международной Ассоциации
«Развивающее обучение» по дистанционной форме. В марте 2007 года учитель
встречалась с автором учебников по природоведению и биологии для классов
развивающего обучения и методистом системы развивающего обучения. В школе хорошо
оборудованный кабинет химии, в нём есть всё для проведения работ исследовательского
характера и химических опытов, предусмотренных программой, наработан большой
дидактический материал для проведения уроков любых типов в 8-11 классах по
программе О.С.Габриеляна. Учитель хорошо владеет методикой составления тестовых
заданий, навыками составления текстов проверочных работ. В кабинете химии
оформлены специальные стенды, на которых вывешиваются наиболее интересные
материалы для учащихся.
Е.В. руководит школьным методическим объединением учителей естественно -
математического цикла, регулярно выступает на методических и педагогических советах.
Является руководителем педагогической практики студентов.
Большое внимание Е.В. уделяет методической работе. За последние годы она
принимала участие в семинарах, выступала на конференции в педагогическом
университете. В 2006 -2007 учебном году провела мастер - класс «Проектная деятельность
на уроках химии и биологии» для учителей района.
Имеющийся у Е.В. опыт является основанием для большей активности педагога в
области самостоятельной разработки программы, дидактических и методических
материалов. Однако на данном этапе профессионализации это умение практически не
реализуется, что осознается и самим педагогом.
Анализ уровня компетентности в области организации учебной деятельности
показал, что педагог владеет на высоком уровне следующими умениями: организовать
учебную деятельность обучающихся; формировать способы совместной
профессиональной деятельности и сотрудничества; реализовать контроль и коррекцию
учебной деятельности; обеспечить оперативное и адекватное педагогическое оценивание.
Е.В. отличают творческое отношение к организации взаимодействия с обучающимися,
стремление к проявлению методического мастерства в своей деятельности, ответственное
отношение к своим обязанностям, умение проявлять творческий подход к решению
разнообразных педагогических задач.
Е.В. отличает самокритичность в оценке уровня собственной квалификации.
На основании изложенного, экспертная группа считает, что уровень практической деятельности
А-вой Е.В. - учителя химии СОШ - соответствует требованиям, предъявляемым к
высшей квалификационной категории (значение показателя уровня квалификации
4.31).
Для дальнейшего совершенствования деятельности и реализации имеющегося у
педагога профессионального потенциала рекомендуем:
- участие в проектных семинарах, направленных на освоение процедур разработки
дидактических, методических материалов и программ (управление проектами);
62
- повышение квалификации в области психолого-педагогических аспектов
деятельности (социальная психология малых групп, мотивация учебной деятельности,
саморегуляция эмоциональных состояний).
- провести обсуждение результатов экспертной оценки и самооценки с целью
повышения уровня самооценки по компетентности в области личностных качеств,
организации педагогической деятельности, разработки программы деятельности и
принятия педагогических решений.
На основании вышеизложенного экспертная группа рекомендует аттестационной комиссии принять решение о соответствии (Ф.И.О.) запрашиваемой категории по должности « указать должность»
Члены экспертной группы: Эксперт 1 Ф.И.О.
Эксперт 2 Ф.И.О.__
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический материал к аттестации учителя.
Надеюсь, что данный материал сможет послужить образцом для составления портфолио....
Методический материал к аттестации учителя
Полагаю, что мое портфолио поможет вам, уважаемые коллеги, при составлении собственного портфолио....
Материал промежуточной аттестации для 5 класса
Материал промежуточной аттестации для 5 класса является итоговым контролем коммуникативной компетенции в области говорения и чтения....
материал для аттестации
при аттестации по новой форме требуется портфолио с анализом работы за 5 лет. Эта работа занимает много времени....
материал для аттестации
к аттестации приходится готовить много аналитических справок и таблиц...
Материал к аттестации
Представляю вашему вниманию образцы документов, необходимые для аттестации на первую категорию. Думаю, что они помогут аттестующимся учителям в 2012-2013 учебном году....