Описание педагогических технологий.
статья по теме
Материал для аттестации учителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_gruppovyh_tehnologiy_na_urokah..doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Шатилова Наталья Геннадьевна МБОУ СОШ №1 г.Королев.
Групповая технология.
Автор Х.И. Лийметс.
Под групповой формой обучения понимают такую форму организации деятельности, при которой на базе класса создаются небольшие рабочие группы (3-5 учащихся) для совместного выполнения учебного задания. Опыт организации групповой формы деятельности является актуальным и перспективным, так как современное образование требует от школы, а значит и от учителя, сохранить психическое и физическое здоровье детей. Поддержать их инициативность, самостоятельность, сберечь ту оптимистическую самооценку, с которой ребенок приходит в школу, сформировать у него навыки сотрудничества, общения, научить делать самостоятельный выбор. Работа в группе позволяет индивидуально регулировать объем материала и режим работы, дает возможность формировать умение сообща выполнять работу, использовать прием взаимоконтроля. Возможность самостоятельно оценивать свою работу позволяет соблюсти принцип «отметочной безопасности», развивать интерес к предмету, а использование опорных сигналов (таблиц, схем, рисунков и т. п.) облегчит запоминание изучаемого материала.
Групповые формы работы позволяют создать более широкие контакты между школьниками, чем при традиционных формах классно-урочной системы. Воспитательная ценность заключается в совместном переживании, вызванном решением задач группой и в формировании собственной точки зрения, научных убеждений. Из опыта групповой работы замечено, что учащиеся лучше выполняют задания в группе, чем индивидуально, что обязательно сказывается на улучшении психологического микроклимата на уроке.
Эстонский ученый Х.И. Лийметс выделяет следующие принципы групповой работы:
- класс разбивается на несколько групп от 3 до 6 человек;
- каждая группа получает свое задание, которое может быть одинаковое для всех либо дифференцированное;
- внутри каждой группы, между ее участниками распределяются роли («лидер», «спикер», «аналитики», «хранитель времени» и т.п.);
- процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена мнениями, оценками;
- выработанные в группе решения обсуждаются всем классом.
При отборе учебного материала для групповой работы необходимо уточнить, какие виды заданий будут представлены в предлагаемом для совместного выполнения задания (понятия, факты, законы, методические знания, оценочные знания и т.д.). Надо помнить, что не всякий учебный материал подходит для групповой работы. К нему предъявляются, по крайней мере, два требования:
- по своей структуре задание должно быть таким, чтобы его можно было расчленить на отдельные подзадачи и подпункты;
- содержание материала должно быть достаточно трудным, желательно проблемным, допускать различные точки зрения, не совпадение позиций.
Одно из важных условий эффективной организации групповой работы – правильное, продуманное комплектование групп. При комплектовании групп в расчет надо брать два признака: уровень учебных успехов учащихся и характер межличностных отношений.
Комплектование групп можно осуществлять:
- по определенному признаку, который задает учитель или лидер группы (по первой букве имени: гласная или согласная; в какое время года родился: на четыре группы; по цвету глаз и т.д.);
- по выбору лидера (лидер в данном случае может либо назначаться организатором, либо выбираться членами групп, а лидер набирает себе команду);
- по выбору педагога (решая определенные педагогические задачи, учитель может объединить учеников с близкими интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, а может создать равные по силе группы).
Преимущества групповой работы:
- грамотно организованная работа в группе, работает на сохранение психического и физического здоровья учащегося;
- формирует навыки общения, сотрудничества, взаимопомощи;
- в результате общения достигается взаимопонимание, столь необходимое для развития личности;
- учит участвовать и контролировать свое участие в работе группы, уважать ценности и правила, принятые группой, обосновывать свое мнение и отстаивать собственную позицию;
- у каждого учащегося есть возможность выдвинуть и реализовать идею (по мнению психологов, люди, как правило, поддерживают то, что создают сами);
- для решения большинства задач необходима работа всей группы;
- какой бы пестрой ни была группа, она сделает больше, чем один человек;
- улучшает творческое мышление, учит самооценке и самоуважению;
- не дает возможности спрятаться, задействованы все;
- вклад и участие каждого члена повышает производительность в целом;
- совместная работа в небольших группах – ключ к успеху коллектива.
Достоинства групповой организации учебной работы учащихся на уроке очевидны, но ее нельзя противопоставлять другим формам.
Функции учителя
Организация групповой работы меняет функции учителя. Он не передает знания в готовом виде, является организатором и режиссером урока, соучастником коллективной деятельности. Функции учителя сводятся к следующему:
- объяснение цели предстоящей работы;
- комплектование групп;
- комментарий к заданиям для групп;
- контроль за ходом групповой работы;
- попеременное участие в работе групп, но без навязывания своей точки зрения как единственно возможной, а побуждая к активному поиску;
- после отчета групп о выполненном задании учитель делает выводы, обращает внимание на типичные ошибки, дает оценку работе учащихся.
Групповая форма деятельности на занятиях привносит новизну в организацию традиционного процесса обучения, способствует развитию социально значимых отношений между учителем и группой учащихся, учащихся между собой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание педагогического опыта по использованию современных технологий в образовательном процессе
Описывается опыт применения системно - деятельностного подхода к обучению информатике. Информатика не может быть скучной! Эти слова наиболее полно выражают моё отношение к информатике как учебному пре...
Алгоритмическое описание педагогических технологий.
Алгоритмическое описание педагогических технологий....
Описание педагогической технологии коллаж на тему: "Чему радовались и чему огорчались". в детском доме.
С помощью этой воспитательной технологии можно научить детей анализировать происходящие события их жизни, уметь работать в группах и создавать своими руками коллаж на заданную тему....
Описание педагогической технологии "Школа адаптирующей педагогики" (Е.А.Ямбург, Б.А.Бройде) по Г.К.Селевко
Описание педагогической технологии "Школа адаптирующей педагогики"...
Описание педагогического опыта «Социально-педагогические технологии по защите прав детства»
Описание педагогического опыта «Социально-педагогические технологии по защите прав детства»...
Описание психолого-педагогической технологии работы. 2019
Описание психолого-педагогической технологии работы....
Описание педагогического опыта на тему :"Формирование познавательных (логических) универсальных учебных действий учащихся средствами технологии развития критического мышления"
Формирование познавательных (логических) универсальных учебных действий учащихся средствами технологии развития критического мышления...