Описание педагогического опыта по использованию современных технологий в образовательном процессе
статья по информатике и икт на тему
Описывается опыт применения системно - деятельностного подхода к обучению информатике. Информатика не может быть скучной! Эти слова наиболее полно выражают моё отношение к информатике как учебному предмету. В этом я убеждаю и своих учеников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_opyta_raboty.docx | 182.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Рочева Елена Юрьевна, учитель информатики
Описание педагогического опыта по использованию современных технологий в образовательном процессе
Тема: Формирование информационной компетентности на уроках информатики через применение системно – деятельностного подхода к обучению.
- Актуальность
Здравствуйте! Перед вами описание опыта работы по использованию современных технологий в образовательном процессе учителя информатики МБОУ «Овгортская общеобразовательная школа – интернат среднего (полного) общего образования» Рочевой Елены Юрьевны.
Одним из приоритетных направлений Программы развития является информатизация учебного процесса, что соответствует одной из главных задач модернизации российского образования - формированию информационной культуры обучающихся.
Для меня важно, чтобы с первых уроков мои ученики поняли, что они живут в новом «информационном обществе». Активность, критический характер мышления, открытость всему новому и умение в нем ориентироваться, коммуникативные навыки, умение пользоваться информационными ресурсами для решения жизненно-значимых задач – вот характерные черты человека нового «информационного общества». Какова же роль учителя информатики, моя роль, в формировании человека нового информационного века? Как учителю научить ребенка выбирать свои информационные маршруты? Как формировать и развивать информационную культуру детей? Предо мной стоит задача - формировать ключевые компетентности, универсальные учебные действия, обеспечивающие переход от компьютерной грамотности к информационной культуре личности.
- Теоретическая база
Информатика – самый интересный учебный предмет! Именно эти слова наиболее точно выражают мое личное отношение к информатике как к школьному учебному предмету. В этом я пытаюсь убедить и своих учеников.
Перед неравнодушным, думающим учителем встает вопрос: ≪Чему учить и как учить школьников?≫ Встал этот вопрос и передо мной. Из всего многообразия педагогических технологий я остановила свой выбор на системно – деятельностном подходе к обучению информатике, стремясь претворить в жизнь завет К. Д. Ушинского: главная цель обучения и воспитания – ≪дать человеку деятельность, которая бы наполняла его душу≫. Деятельностный подход к обучению состоит в признании тезиса о том, что знания не усваиваются вне деятельности. Значит, формулируя цель и задачи урока, необходимо указать конкретные знания и адекватные им действия. Такие, как формирование у учащихся универсальных учебных действий, развитие механизмов психики (мышления, памяти, воображения).
Деятельностный подход заставляет включиться в работу на уроке всех учеников. По моим наблюдениям главная причина скуки и апатии учащихся на уроках – это совсем не лень, а безделье. Большую часть урока по схеме ≪опрос – объяснение – закрепление≫ ум и руки учащихся в бездействии, им нужно лишь ≪прилично выглядеть≫: не разговаривать, не читать постороннюю литературу, не дерзить, не задавать трудных или неудобных вопросов. Поэтому весь секрет в том, чтобы поставить перед школьниками очередную учебную проблему не в виде привычного задания, ≪урока≫, а как загадку, детективную историю, которую нужно разгадать. Вокруг этой проблемы и ≪закручивается≫ основная деятельность учащихся, самостоятельная познавательная или поисковая деятельность, привлечение знаний из других областей обучения.
Правильно гласит китайская народная мудрость: "Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. Обращаюсь к последней, самой главной фразе мудрости «…я делаю – я усваиваю”. В системно-деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система. Понятие системно-деятельностного подхода было впервые введено в 1985 г. как особого рода понятие. Что значит "деятельность"? Деятельность - это всегда целеустремленная система, система, которая нацелена на результат. С самого начала в системно-деятельностном подходе выделяется результат деятельности (стандарты нацеливают на результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий (УУД). Результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь (коррекция, обратная ориентация). Важно увидеть, что все действия не разорваны. Таким образом, любая деятельность, осуществляемая её субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат. Задача школы на современном этапе - не дать объем знаний, а научить учиться. Чему должен научиться ребенок? Обращусь к старой притче о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: "Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод". Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее. Системно – деятельностный подход как раз и помогает научить учиться, научить "ловить рыбу", а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть, и которые формируют фундаментальное ядро образования. Именно в действии порождается знание. Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, универсальных учебных действий. Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность. Наиболее удачным определение деятельностного подхода я считаю следующее высказывание: ≪Системно - деятельностный подход к обучению – это планирование и организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности учащихся, ориентированных на заданный результат≫ (Л.Н. Алексашкина, доктор педагогических наук, профессор института содержания и методов обучения РАО). Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. В связи с этим меняется позиция учителя и ученика. Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом. Позиция ученика: за познание мира (в специально организованных для этого условиях).
Реализация технологии системно - деятельностного подхода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей.
Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире.
Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимися собственного опыта творческой деятельности.
Урок перестает быть актом передачи информации от учителя к ученику, а становится такой формой обучения, когда формируются новые отношения, в которых учитель и ученик выступают в роли партнеров при достижении одной цели, каждый вносит индивидуальный вклад, идет обмен идеями, информацией, способами деятельности, ситуациями озарения и творчества. В конечном счете, ученик испытывает ощущения успешности.
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы: уроки «открытия» нового знания; уроки рефлексии; уроки общеметодологической направленности; уроки развивающего контроля.
1. Урок «открытия» нового знания.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
2. Урок рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.
3. Урок общеметодологической направленности.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.
4. Урок развивающего контроля.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.
Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Базовый уровень технологии деятельностного метода: урок открытия нового знания (ОНЗ). Продолжительность этапов урока «открытия» нового знания в минутах
Структура уроков открытия нового знания имеет следующий вид:
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.
С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно:
1) создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).
2) актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»).
В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального «Я» с образом «Я - идеальный ученик», осознанным подчинением себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработки внутренней готовности к их реализации.
2. Актуализация и пробное учебное действие.
На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.
Соответственно, данный этап предполагает:
1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, и их обобщение;
2) тренировку соответствующих мыслительных операций;
3) мотивирование учащихся к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельное осуществление;
4) фиксация учащимися затруднений в индивидуальном выполнении ими пробного учебного действия или его обосновании.
3. Выявление места и причины затруднения.
На данном этапе организуется выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения. С этой целью:
1) выполняется реконструкция выполненных операций и фиксация в языке (вербально и знаково) шага, операции, где возникло затруднение;
2) учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
На данном этапе учащиеся определяют цель урока - устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовывают тему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить.
5. Реализация построенного проекта.
На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого (по возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
8. Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой - подготовка к введению в будущем новых норм.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.
Обязательным условием создания развивающей среды на занятии является этап рефлексии. Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Важно, чтобы результаты рефлексии стали основанием для планирования обучающимися последующей деятельности. Развитие рефлексивного творческого мышления, осознание его значения будут способствовать активизации познавательной деятельности обучающихся и систематической работе по формированию универсальных учебных действий.
- Реализация технологии системно – деятельностного подхода на уроках разной целевой направленности
Над данной проблемной темой я работаю 4 – й год. Изучение работы по применению системно - деятельностного подхода к обучению я начала в 2008 – 2009 учебном году. На районном семинаре по теме: «Использование деятельностного метода в обучении математике и информатике» выступила как содокладчик по теории и давала открытый урок «Графические возможности языка Paskal», затем разговор и обсуждение применения продолжилось в 2010 году на районном семинаре по теме: «Совершенствование приемов обучения математике и информатике на примере действующих программ», который проводился также на базе нашей Овгортской школы-интерната. В течении 4 лет мы готовились и показывали, как применяется данный метод на серии открытых уроков. В 2011 году на педагогическом совете «Инновации в образовании» провела мастер – класс «Урок рефлексии «Основы логики». Верность выбора метода подтверждается словами известного психолога Леонтьева, который говорил, что человеческая жизнь - это «система сменяющих друг друга деятельностей».
Примеры уроков разной целевой направленности, проведенных мной в экспериментальном классе в разные годы:
- Урок ОНЗ «Устройство компьютера» (7 класс)
Задание на этапе включения в систему знаний: Собрать компьютер по заданным условиям, если дана следующая информация:
Входные данные: «Компьютер для школьника, Процессор Intel Celeron® Dual-Core E1400, Жёсткий диск 250Gb 7200rpm, Оперативная память DDR2 2GB ,Цена комплекта: 7430 руб, Компьютер для школьника, Процессор AMD Athlon™ 64 X2 5000+ AM2, Жёсткий диск 250Gb 7200rpm, Оперативная память DDR2 2GB , Цена комплекта: 9660 руб Игровой компьютер, Процессор Intel Core™2 Duo E7300, Жёсткий диск 500Gb 7200rpm, Оперативная память DDR2 4GB ,Цена комплекта: 18550 руб Игровой компьютер, Процессор AMD Athlon™ 64 X2 6000+ AM2, Жёсткий диск 500Gb 7200rpm, Оперативная память DDR2 4GB . Цена комплекта: 16780 руб». На фото: Процесс сборки компьютера учащимися.
- Урок рефлексии «Файлы и файловая система» (8 класс)
Тема: Файлы и файловая система
Тип урока: Урок рефлексии
Цели: закрепить и обобщить знания по теме «Файлы и файловая система», закрепить навыки работы с файловой системой в операционной системе Windows; развивать память, элементы логического мышления; воспитывать чувство ответственности, сознательное отношение к учебе.
Ход урока
- Самоопределение к деятельности.
Здравствуйте! Как вы думаете, что нам сегодня пригодится для успешной работы на уроке? (Высказывания обучающихся) Девиз нашего урока: «С малой удачи начинается большой успех»
- Актуализация опорных знаний.
Давайте вспомним, о чём мы говорили на предыдущих уроках? (О файлах, действиях с ними, файловых системах) Устный фронтальный опрос с применением презентации.
Сейчас я вам предлагаю выполнить небольшую работу.
1 | Microsoft Word | BMP | 1 |
2 | Microsoft Excel | TXT | 2 |
3 | Блокнот | XLS | 3 |
4 | Paint | DOC | 4 |
- Установите соответствие между приложением ( левый столбик таблицы) и типом файла, создаваемого в этом приложении по умолчанию
- Выберите имя файла, удовлетворяющее шаблону ????1.ехе
А)pole.exe б) file1.doc в) file1. exe г) рroba1.exe
3) Какие действия можно выполнить над файлом?
4) Назовите полное имя файла fox.pcx
- Выявление затруднения и работа над ошибками
Обменяйтесь работами и проверьте работу по эталону. Кто допустил ошибки в работе? Почему вы допустили ошибки? Из предложенных заданий выполните только те, в которых допущены ошибки.
Paint | XLS |
Microsoft Excel | TXT |
Блокнот | BMP |
Microsoft Word | DOC |
- Установите соответствие между приложением ( левый столбик таблицы) и типом файла, создаваемого в этом приложении по умолчанию,
- Выберите имя файла, удовлетворяющее шаблону ???1.ехе
А)pole.exe б) лес1.doc в) les1. exe г) рroba1.exe
- Какие действия можно выполнить над файлом?
- Изобразите файловую структуру в виде дерева.
- С: \SKI\SCATE\land.txt
- С: \SPORT\SKI\Russia.txt
- С: \SPORT\SKI\Germany.txt
- С: \SKI\SCATE\INFO\city.txt
Если ошибок нет, то приступайте к работе на компьютере.
Компьютерный практикум: На рабочем столе найдите ярлык DIRTEST. Нужно собрать фразу, фрагменты которой находятся в разных файлах.
- Рефлексия деятельности.
Молодцы! Сегодня на уроке мы повторили тему «Файлы и файловая система». Оцените свою работу на уроке, заполнив таблицу:
Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой работал на уроке, я понимал всё, о чем говорилось на уроке | |
Урок был интересен, мне было комфортно на уроке, но в самостоятельной работе я допустил ошибки | |
Пользы от урока было мало, я не очень понимал, о чем идет речь, к ответам на уроке я не был готов |
- Урок рефлексии «Наглядные формы представления информации» (5 класс)
Тема: Наглядные формы представления информации
Цели: повторить и углубить знания по теме «Наглядные формы представления информации»; развивать внимание, элементы логического мышления; воспитывать сознательное отношение к учебе
Вид урока : урок – сказка
Оборудование: мобильный класс (10 ноутбуков), интерактивная доска, проектор, акустические колонки
Ход урока:
- Самоопределение к деятельности.
Ну – кА, проверь, дружок, Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке: дневник, ручка и тетрадка?
Все ли правильно сидят, на учителя глядят?
Здравствуйте! Вспомним, что мы изучали на прошлом уроке. Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство с наглядными формами представления информации. Но посмотрите, кто у нас в гостях? Да это же Дед Мороз! А что ж он такой грустный? Он потерял мешок с подарками!!! Кто – то унес его, пока дед Мороз подписывал открытки. Поможем ему найти подарки?
- Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
Воришка оставил нам послание, только оно зашифрованное. Справитесь?
(10;3), (11;2), (10;3), (4;2), (6;3), (12;1), (2;3), (1;3), (2;3), (5;2), (12;1), (11;1), (4;3), (5;2)
Работа с учебником, стр. 30
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
1 к л м н о ь ъ ы э ю я < >
2 п р с т у ф х ч ц ш щ ,
3 а б в г д е ё ж з и й .
Ответ: ищите бабу ягу.
Теперь понятно, кто хочет испортить праздник. Ребята, а каким методом воспользовалась баба яга, чтобы зашифровать послание? (Метод координат) А какие формы представления информации вы еще знаете? (Схемы, диаграммы, таблицы) В каких случаях применяются диаграммы? (Для представления числовых данных) А когда применяют таблицы и схемы? (Таблицы применяют для представления однотипной информации, а схемы для того, чтобы показать, как устроены окружающие предметы) Молодцы! Ой, на пути нам встретился Леший. «Здравствуй, Леший! Помоги найти Бабу Ягу, она хочет праздник нам испортить». «Конечно, покажу дорогу. Только сначала и вы мне помогите. Не могу решить задачу, кто же из зверей живет дольше?». Задача Лешего: «Кто из зверей живет дольше, если продолжительность жизни слона, крокодила, верблюда, лошади и шимпанзе равны соответственно 60, 40, 30, 25, 60 годам соответственно?». (Один ученик работает на интерактивной доске, остальные решают задачу на ноутбуках мобильного класса. Нужно построить диаграмму и соотнести столбики диаграммы с соответствующими рисунками). «Какие же вы молодцы! А я уже полвека думаю. Идите прямо, к Змею Горынычу, он вам дорогу укажет».
«А вот и Змей. Помоги нам, Змей Горыныч, покажи дорогу к Бабе Яге». «Нет, это вы мне помогите сначала. О чем речь идет?»
Правильно, это сказка «Курочка ряба», представленная в виде схемы. «Идите до Змея Горыныча, он знает, где живет баба Яга».
А Кащей говорит: «Если не решите задачу, то я вас съем!»
Задача: «В школе учатся четыре талантливых подростка: Иванов, Петров, Сидоров, Андреев. Один из них – будущий музыкант, другой преуспел в бальных танцах, третий – солист хора мальчиков, четвертый – художник. О них известно следующее:
- Иванов и Андреев присутствовали в зале консерватории, когда там пел в хоре мальчиков солист
- Петров и музыкант вместе позировали художнику
- Музыкант ранее дружил с Андреевым, а теперь неразлучен с Ивановым
- Андреев не знаком с Петровым, так как они учатся в разных классах и в разные смены. Кто чем увлекается?»
Как будем решать задачу? (Построим таблицу и заполним ее «+» и «-«)
Танцор | Художник | Солист | Музыкант | |
Иванов | ||||
Петров | ||||
Сидоров | ||||
Андреев |
- Этап локализации затруднений
А теперь посмотрим, справитесь ли вы с заданием.
Самостоятельная работа №1:
- Что представлено на рисунке Приведите 1 – 2 примера.
- Представьте информацию в табличной форме: «Джон Уильям Роган жил в США в 1871 – 1905 гг. Его рост – 264 см. Рост Якоба Лолла, жившего в России в 1783 – 1921 гг., составлял 255см. Дон Кёлер (годы жизни 1925 – 1981) жил в США и был ростом в 248,9 см. Джон Ф.Кэррол был ростом в 263,5 см и жил в США в 1932 – 1969 гг. В Финляндии самый высокий человек – Вайно Миллирине. Его рост – 251,4 см, годы жизни 1909 – 1963 гг.»
- По имеющимся данным создайте столбчатую диаграмму:
«Наибольшая глубина озера Байкал 1620 м, Онежского озера 127 м, озера Иссык-Куль 668 м, Ладожского озера 225 м.»
- Этап построения проекта выхода из затруднения.
Самопроверка по эталону, оценивание. Используем алгоритм исправления ошибок.
- Этап обобщения затруднений во внешней речи.
Проговариваем правила, формулировки способа действий.
«Молодцы! Так уж и быть, скажу где живет баба Яга. Она моя соседка, тут рядом в трех соснах. Идите к ней»
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
«Здравствуйте! Ну, наконец – то вы пришли! Отдам я вам подарки, если справитесь с моим заданием»
- Составьте схему к сказке «Колобок»
- Постройте диаграмму по имеющимся данным: «Тихий океан имеет площадь 179 млн.км2, Атлантический – 93 млн.км2, Индийский – 75 млн.км2 и Северный Ледовитый – 13 млн.км2.»
- Составьте таблицу: «Расстояние от Юпитера до Солнца 778 млн.км. Расстояние от Урана до Солнца 2 870 млн.км. Диаметр планеты Юпитер 142 800 км. Диаметр планеты Сатурн 120 860 км. Расстояние от Сатурна до Солнца 1 427 млн.км. Диаметр планеты Уран 52 000 км. Расстояние от Земли до Солнца 150 млн.км. Расстояние от Плутона до Солнца 5 950 млн.км. Диаметр планеты Меркурий 4 880 км. Расстояние от Нептуна до Солнца 4 497 млн.км. Диаметр планеты Плутон 3 000 км. Расстояние от Марса до Солнца 228 млн.км. Диаметр планеты Нептун 48 400 км. Расстояние от Меркурия до Солнца 58 млн.км. Диаметр планеты Марс 6 790 км. Диаметр планеты Земля 12 756 км. Диаметр планеты Венера 12 100 км. Расстояние от Венеры до Солнца 108 млн.км.»
- Этап включения в систему знаний и повторения.
- В графическом редакторе откройте файл СХЕМА.bmp.Проиллюстрируйте схему, добавив в нее соответствующие рисунки.
- Решите задачу табличным способом: «В кафе встретились три друга – скульптор Белов, скрипач Чернов, художник Рыжов. «Как замечательно, что у одного из нас белые, у другого черные, у третьего рыжие волосы, но ни у кого цвет волос не соответствует фамилии» - заметил черноволосый. «Ты прав», - сказал Белов. Какого цвета волосы у художника?
- Этап рефлексии деятельности. Фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, используются сигналы – смайлики.
«Справились? Придется вернуть вам подарки! А вы пригласите меня на ёлку? Ой спасибо!»
4. Результативность педагогического опыта.
В экспериментальных классах на протяжении применения системно-деятельностного подхода при проведении фронтальных экспериментальных исследований по результатам мониторинга, анкетирования, тестирования наблюдаются положительная динамика по следующим показателям:
- высокая мотивация учения; сформированность навыков самостоятельной работы;
- сформированность умений сопоставлять результаты исследований, приведенные в виде словесного описания, таблицы или графика (переводить имеющиеся данные из одной формы описания в другую),
- умение делать выводы, объяснять результаты компьютерных экспериментов; самоанализ учебной деятельности;
- качество знаний.
Особенностью использования системно - деятельностного подхода является то, что в процесс обучения эффективно включаются все компоненты учебной деятельности: учебные задачи, способы действия, операции самоконтроля и самооценки. Одновременно данная технология обучения существенно увеличивает прочность знаний и темп изучения материала без перегрузки учащихся, так как обеспечивает прохождение всех необходимых этапов глубокого и прочного усвоения знаний. Деятельностный подход к обучению имеет преимущества как с точки зрения интеллектуального и личностного, так и с позиции качества усвоения знаний.
Закончить мне хотелось бы словами известного немецкого педагога А.Дистервега: ≪Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением≫.
Овгорт 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет "Использование современных технологий в образовательном процессе"
В настоящее время общество изменило свои приоритеты, возникло понятие постиндустриального общества (общества информационного), оно в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были спосо...
Использование современных технологий в образовательном процессе
Какие технологии в нашем совремменом мире наиболее результативны? На этот вопрос пытается ответить каждый учитель....
Тезисы выступления на пленарном заседании региональной научно-практической конференции «Использование современных технологий в образовательном процессе как условие реализации компетентностного подхода»
В докладе представлен материал о сущности личностно-ориентированного обучения, критетриях личностно- ориентированного урока, его результативности и важности для раскрытия потенциала каждого учен...
Доклад по теме «Использование современных технологий в образовательном процессе»
Современное состояние общества, предъявляют все более высокие требования к уровню знаний и умений выпускников школы, качеству преподаваемого материала, уровню представляемой и обрабатываемой информаци...
Доклад на педагогическом совете на тему: «Использовании современных, образовательных (психолого - педагогических), информационно – коммуникационных и здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе». (2018 год)
В ряду приоритетных ценностей человека здоровью отводится первостепенное значение, а по своей актуальности эта проблема считается одной из сложнейших в современной науке. Очевидно, что проблема сохран...
Использование педагогических современных технологий в образовательном процессе в соответствии с ФГОС
Мы все понимаем, что приобщение современного школьника к вопросам исторического образования происходит в условиях чрезвычайно насыщенного информационного поля, изменения всего "фона" системы...
Использование современных технологий в образовательном процессе.
Данное сообщение можно использовать как методическое пособие на уроках английского языка....