Описание педагогической технологии "Школа адаптирующей педагогики" (Е.А.Ямбург, Б.А.Бройде) по Г.К.Селевко
учебно-методический материал на тему
Описание педагогической технологии "Школа адаптирующей педагогики"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Описание педагогической технологии « Школа адаптирующей педагогики» (Е.А. Ямбург, Б.А. Бройде) по Г.К. Селевко
В соответствии с принятой систематизацией Г.К. Селевко данную педагогическую технологию следует идентифицировать следующим образом:
- По уровню применения: общепедагогическая.
- По философской основе: гуманистическая
- По основному фактору развития: социогенная.
- По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная.
- По ориентации на личностные структуры: разноориентированная, в соответствии с дифференциацией.
- По характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, общеобразовательная, политехнология.
- По типу управления: современное традиционное + дифференцированное.
- По организационным формам: классно-урочная, академическая + клубная, индивидуальная + групповая, дифференцированное обучение.
- По подходу к ребенку: личностно ориентированная.
- По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная.
- По направлению модернизации: целостная технология авторской школы.
- По категории обучающихся: все категории.
Адаптивная школа (школа адаптирующей педагогики) - это школа, где должно быть место каждому ребенку вне зависимости от его индивидуальных психофизических особенностей и склонностей. Прообразом такой школы служит Маннгеймская система, получившая свое название от имени города Маннгейм, где она впервые была применена. Она характеризуется тем, что при сохранении классно-урочной системы организации обучения учащиеся, в зависимости от их способностей, уровня интеллектуального развития и степени подготовки, распределялись по классам на слабых, средних и сильных.
Основная гипотеза. Массовая микрорайонная школа должна иметь технологию, способную приспосабливаться, адаптироваться к каждому ребенку. С помощью такой технологии все дети будут усваивать учебный материал (стандарт).
Основной особенностью методик, применяемых в траектории базового стандарта, является оптимальное соотношение традиционных методик и всего лучшего, что есть в современных методах обучения. Эффективны традиционные объяснительно-иллюстративные методы и приемы, добротное репродуктивное закрепление и повторение, принцип наглядности, практические работы, дидактические игры.
Методологические позиции.
- Гуманистическая ориентация программы развития школы; демократизм, социальное равенство в получении образования; исключение социальной селекции детей;
- Адаптирующая педагогика, сочетание адаптивной и адаптирующей деятельности.
- Педагогический плюрализм, многопарадигматическая кооперация, ориентированные на потребности ученика и общества, гармонизация различных подходов.
- Принцип оптимизации обучения Ю. К. Бабанского.
- Принцип дифференциации образования: разделение на основную и дополнительную: коррекционно-развивающую и углубленную траектории.
- Учет психологических закономерностей личностного развития, диагностическое обеспечение дифференциации.
- Разнообразие методических средств, максимальная гибкость модели.
- Социальная направленность, педагогизация окружающей среды.
Особенности содержания:
Ориентировочной основой, на которой строятся разнообразные программы преподавания, критериальной базой уровня требований к ЗУН учащихся являются государственные, образовательные стандарты.
Основную структуру комплекса определяет идея о дифференциации обучения по уровню развития детей. Организационно она реализуется в виде трех учебных потоков-траекторий, поостренных по вертикали от первого класса начальной до последнего класса средней школы:
1) траектория базового стандарта (определение и оптимизация содержания базового, регионального и школьного компонентов образования на траектории)
2) траектория продвинутого (гимназическо-лицейского) образования; (выявление наиболее способных и одаренных детей и создание условий для их развития; качественная подготовка выпускников к обучению в вузах самообразованию и творческому труду;)
3) траектория компенсирующего обучения (организация различных видов компенсирующего обучения; осуществление личностно ориентированного подхода индивидуализация обучения, переход от дифференцированного к индивидуализированному обучению; психолого-педагогическая помощь детям, подверженным психогенной школьной дезадаптации; удержание каждого трудного ребенка в сфере воспитательного влияния школы).
Каждая траектория имеет ряд разветвлений, подуровней и вариантов.
В адаптивном комплексе Е.А. Ямбурга детский сад существует в аффективно-эмоцианально-волевой парадигме, что, разумеется, предполагает и когнитивное развитие детей, но он не является доминирующим, самоценным. Учет личностных качеств ребенка ведется индивидуально.
Основной задачей обучения в классах базового стандарта является усвоение знаний, умений и навыков в рамках базисного учебного плана и образовательных стандартов по предметам.
Дополнительной задачей организации педагогического процесса на траектории базового стандарта является вариация содержания и методов обучения с целью их адаптации к конкретному контингенту детей.
Главными целями траектории повышенного уровня являются: воспитание интеллектуальной элиты; развитие творческих способностей детей; возрождение русской духовной культуры; обучение самоопределению, поиск области творческой самореализации учащихся.
Под компенсирующим обучением в широком смысле слова подразумевается система диагностических, коррекционных, методических, организационных мер, которые предпринимает школа для оказания дифференцированной помощи нуждающемуся в ней ребенку на протяжении всего периода обучения с целью построить индивидуальную траекторию развития, учитывая психофизиологические особенности, способности и склонности, обеспечивая максимально возможную самореализацию личности.
Компенсирующее обучение - это создание вокруг ребенка реабилитирующего пространства, в котором компенсируются недостатки школьного образования, семейного воспитания, устраняются нарушения работоспособности и произвольной регуляции деятельности. охраняется и укрепляется физическое и нервно-психическое здоровье.
Особенности методики:
Педагогика комплекса вариативного образования носит адаптирующий характер, обеспечивает взаимное сближение, приятие, а также совместимость ребенка и школы.
Адаптация школы к ребенку, к его возрастным и индивидуальным особенностям достигается системой дифференциации учебно-воспитательного процесса, предусматривающей разнообразие уровней и вариантов содержания и методов образования.
Адаптация ребенка к школе обеспечивается тем, что его признают субъектом обучения. Опосредованно воздействуют на него через родителей, а также всем комплексом социальной, экономической, психологической и педагогической поддержки.
Адаптация выпускника к жизни, к практике рыночных отношений осуществляется через систему профессиональной и социально-бытовой ориентации, социального закаливания.
Система дифференциации в учебно-воспитательном процессе предполагает:
- добровольность и свободный выбор ребенком вариантов образования;
- помощь ребенку в самоопределении и поиске своих задатков и способностей;
- возможность исправления ошибок в выборе ребенка, миграции его с одного варианта (траектории) обучения на другой.
При контроле знаний дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию (индивидуальный учет достижений каждого учащихся). По принципам и содержанию внутрипредметная уровневая методика сходна с методикой полного усвоения». Переход к новому материалу осуществляется только после овладения учащимися общим для всех уровнем образовательного стандарта.
К компенсирующим элементам (средствам) реабилитационного пространства относятся в первую очередь: педагогическая любовь к ребенку (забота, гуманное отношение, человеческое тепло и ласка); понимание детских трудностей и проблем; принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его недостатками; сострадание, участие, необходимая помощь, обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой).
Не меньшее значение имеют различные виды педагогической поддержки в усвоении знаний:
- обучение без принуждения (основанное на интересе, на успехе, на доверии);
- урок как система реабилитации, в результате которой каждый ученик начинает чувствовать и сознавать себя способным действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их;
- адаптация содержания, очищение от сложности подробностей и многообразия учебного материала;
- одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;
- использование опорных сигналов (ориентировочной основы действий);
- формулирование определений по установленному образцу, применение алгоритмов;
- взаимообучение, диалогические методики;
- комментированные упражнения (по Лысенковой);
- оптимальность темпа с позиции полного усвоения.
Из методик внутрипредметной дифференциации здесь находят применение различные виды дифференцированной и индивидуализированной помощи:
- опоры различного типа (от плаката-примера на конкретное правило до опорного конспекта и обобщающей таблицы);
- алгоритмы решения задачи или выполнения задания (от аналогичного примера до логической схемы);
- указание типа задачи, закона, правила;
- подсказка (намек, ассоциация) идеи, направления мысли;
- предупреждение о возможных ошибках;
- разделение сложного задания на составляющие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
описание педагогической деятельности учителя биологии
Описание педагогической деятельности учителя биологии 2010г...
Описание педагогических технологий.
Материал для аттестации учителя....
Аналитическая справка «Описание педагогического опыта Шариповой Елены Петровны - учителя истории МБОУ «Кировская средняя общеобразовательная школа», Кваркенского района Оренбургской области, раскрывающего сущность методической системы»
Материал по обобщению опыта предоставлен на конкурс "Учитель года"...
Описание педагогического опыта
Описание педагогического опыта по теме самообразования: "Практическая направленность на уроках географии как средство реализации компетентностного подхода в обучении учащихся "...
Описание педагогического опыта учителя физкультуры Рассолова А.В.
Здесь описывается моя методичская тема, представлен опыт работы по данной теме и результаты...
Описание педагогического опыта
Описание педагогического опыта...
Описание педагогического опыта «Социально-педагогические технологии по защите прав детства»
Описание педагогического опыта «Социально-педагогические технологии по защите прав детства»...