«Семья как фактор воспитания и формирования личности ребенка».
статья (6 класс)

Еремеенко Елена Александровна

Традиционно главным институтом воспитания является семья. Семья, по мнению В.Н. Худякова, является «тем первичным звеном, где начинается становление ребенка как личности. И то, что будет заложено в ребенке с детства, должно неизбежно проявиться в его будущей жизни». В Конвенции о правах ребенка сказано: "Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания".

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. «Семья как фактор воспитания и формирования личности ребенка».

Традиционно главным институтом воспитания является семья. Семья, по мнению В.Н. Худякова, является «тем первичным звеном, где начинается становление ребенка как личности. И то, что будет заложено в ребенке с детства, должно неизбежно проявиться в его будущей жизни». В Конвенции о правах ребенка сказано: "Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания".

То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. Лучшим средством воспитания правильных отношений является личный пример отца и матери, их взаимное уважение, помощь и забота, проявления нежности и ласки. Если дети видят хорошие отношения в семье, то, став взрослыми, и сами будут стремиться к таким же красивым отношениям. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

В семье ребенок бывает свидетелем и участником самых разных жизненных ситуаций, причем не всегда позитивного содержания и смысла. В этом отношении социальный опыт, приобретаемый в семье, отличается большим реализмом. Через призму наблюдаемого поведения близких для ребенка взрослых у него выстраивается собственное отношение к миру, формируются представления о ценности тех или иных явлений, объектов.

Воспитание в широком смысле этого слова - это не только умышленное воздействие на ребенка в моменты, когда мы его поучаем, делаем замечания, поощряем, браним или наказываем. Часто значительно больше действует на ребенка пример родителей, хотя те свое влияние могут и не осознавать. Несколько слов, которыми машинально перебросятся между собой родители, могут оставить в ребенке значительно больший след, чем долгие поучения, которые часто не вызывают в нем ничего, кроме отвращения; точно такое же действие может оказать и понимающая улыбка, брошенное мимоходом слово и т. п.

Отношение ребенка к окружающим предметам, нормам поведения, жизнедеятельности в родном доме возникает опосредованно, благодаря его общению со всеми членами семьи. Эмоции, сопровождающие это общение, помогают ребенку понять смысл, который придается окружающему миру близкими людьми. Он остро реагирует на тон и интонацию взрослых, чутко улавливает общий стиль, атмосферу отношений. Т.А. Куликова пишет: «Семья предоставляет ребенку разнообразные поведенческие модели, на которые он будет ориентироваться, приобретая свой собственный социальный опыт. На конкретных поступках, способах общения, которые ребенок видит в ближайшем окружении и в которые бывает сам втянут взрослыми, он учится сравнивать, оценивать, выбирать те или иные формы поведения, приемы взаимодействия с окружающей действительностью.» Мы разделяем ее точку зрения и можем с полным правом говорить о том, что семейная воспитательная среда определяет первые контуры складывающегося у ребенка образа мира, формируя соответствующий образ жизни.

Очень важно, чтобы то, чему мы учили ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.

Семья выступает фактором воспитания еще и потому, что является организатором разнообразных видов деятельности детей. От рождения ребенок, в отличие от многих представителей животного мира, не обладает умениями, которые обеспечат его самостоятельную жизнь. Его взаимодействие с миром организуют родители и другие члены семьи. В этом заложен большой педагогический смысл, ибо даже ребенок, которому посчастливилось родиться в благоприятной среде, не сможет полноценно развиваться, если он ограничен, или лишен возможности активного взаимодействия с ней. Дело в том, что сам по себе он не овладевает средствами освоения, усвоения и присвоения тех достижений культуры, которыми он окружен. В семье начинается приобщение ребенка к различным видам деятельности: познавательной, предметной, игровой, трудовой, учебной, а также деятельности общения.

Первоначально ребенок действует совместно с взрослыми, но по мере овладения ребенком отдельными действиями, его деятельность становится совместно-разделенной со взрослыми. В это время ребенок становится субъектом собственной деятельности, но и на этом этапе ему необходимо внимание взрослых, эмоциональная поддержка, одобрение, поощрение, оценка, а иногда и подсказка взрослого. Родителям важно соблюдать меру, разумное соотношение детской и своей собственной активности, не выполняя за ребенка то, чему он уже научился.

Родители имеют возможность вводить детей в обычные домашние дела как в исполненную смысла, глубокую и содержательную реальность. Дети охотно выполняют поручения родителей, ходят в магазин за хлебом, убирают свою комнату, моют посуду, ухаживают за цветами и т.д. Г.Н. Година, Д.В. Сергеева считают, что ребенок очень рано начинает понимать, что он трудится для других, делает то, что приятно близким людям.

Начиная с трех-четырех лет, у ребенка дома должны быть постоянные, ценимые другими членами семьи обязанности: поливать комнатные растения, накрывать вместе с мамой на стол, поддерживать порядок в комнате и другое. По мере взросления обязанности расширяются: он может ухаживать за своей одеждой, обувью, участвовать в приготовлении пищи, насыпать корм в кормушку для птиц и т.д. Все это с одной стороны, является реальной основой для укрепления чувства собственного достоинства, гордости, с другой – будет закладывать первые «кирпичики» трудолюбия.

Однако у взрослых всегда возникают опасения, что ребенок сделает что-то не так. Они постоянно его останавливают. «Ты не умеешь, дай я сделаю», «Не лезь!», «Не трогай» – такие фразы мы часто слышим от взрослых в повседневной жизни. Все это сдерживает развитие самостоятельности, решительности, смелости, а, следовательно, осложнит жизнь ребенка, на других возрастных этапах.

Если у ребенка что-то не получается, то родители должны постоянно вселять в него уверенность, поддерживать в трудный момент, поощрять малейшие начинания. Причем, чем ниже самооценка и уровень притязаний, тем настойчивее должны быть соответствующие действия со стороны значимых для ребенка взрослых.

Трудолюбие, на наш взгляд, возникает тогда, когда ребенок получает удовольствие от труда. В качестве стимулов, подкрепляющих успехи в деятельности, должны выступать те, которые порождают положительные эмоции.

«Самостоятельность детей сочетается с их зависимостью от взрослых, причем возраст шести-семи лет, может быть, - считает О.М. Дьяченко, - переломным, критическим для формирования этого качества личности. С одной стороны, доверчивость, послушание и открытость, если они чрезмерно выражены, могут сделать ребенка зависимым, несамостоятельным. С другой стороны, слишком ранний упор только на самостоятельность и независимость может породить непослушание и закрытость, осложнить для ребенка приобретение значимого жизненного опыта через доверие и подражание другим людям».

Чтобы этого избежать, по мнению О.М. Дьяченко, необходимо поручать ребенку больше дел делать самостоятельно и при этом больше ему доверять. Необходимо приветствовать всякое стремление ребенка к самостоятельности и поощрять его.

В раннем детстве у детей формируется еще одно важное качество, которое играет важную роль в дальнейшей жизни ребенка. Это стремление к признанию и одобрению со стороны окружающих людей. На базе данного качества возникают такие достоинства, как настойчивость, целеустремленность, работоспособность, уверенность в себе и многие другие.

Для развития у ребенка позитивного образа «Я» значимыми являются чувства собственного достоинства, гордости, становление которых зависит от условий жизни и воспитания, прежде всего в семье. Поддерживать достоинство ребенка, укреплять его хорошее мнение о себе - задача семьи. Это удается сделать в тех семьях, где ребенка включают в различные виды деятельности, помогают «расти» в них, видеть свои достижения и ощущать, что они небезразличны родителям. Возникшее чувство гордости за хорошо выполненное задание, поручение побуждает ребенка к новым «победам».

Итак, личностью человек не рождается, а становится в процессе жизнедеятельности и включения в общественные отношения. Иными словами, «подлинными основаниями и движущей силой развития личности, по мнению психолога А.Г. Асмолова, выступают совместная деятельность и общение, посредством которых осуществляется движение личности в мире людей».

В деятельности ребенок овладевает действительностью. Но деятельность ребенка, как мы знаем, всегда опосредована взрослыми, направляется ими. Тем самым, главное место в развитии личности ребенка отводится процессу воспитания. Опираясь на то, какими личностными качествами ребенок уже владеет, взрослые, в нашем случае – родители, организуют его деятельность по овладению новыми сторонами действительности и новыми формами поведения.

Итак, мы выяснили, что семья имеет большое значение для формирования личности ребенка, так как в ней он получает первый жизненный опыт, в семье он вступает в разные виды деятельности и общения, но на этом семейное воспитание не ограничивается.

Целью семейного воспитания, по мнению В.Я. Титаренко, является «формирование таких качеств и свойств личности, которые помогут достойно преодолевать трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути».

Формирование каких же качеств и свойств личности зависит от семьи, от родителей? О некоторых мы уже говорили, однако, по мнению В.Я. Титаренко набор их обширен, в него входят:

  • развитие интеллекта и творческих способностей;
  • развитие познавательных сил;
  • формирование опыта трудовой деятельности;
  • нравственное и эстетическое воспитание;
  • становление и развитие эмоциональной культуры;
  • физическое здоровье детей.

Все это и многое другое составляет, по нашему мнению, задачи семейного воспитания.

На наш взгляд, все эти задачи должны осуществляться при благоприятном микроклимате. «Важнейшая функция семьи – психологическая: создание условий для взаимной открытости, непредвзятости, снятие необходимости в психологической защите, обеспечение открытого самовыражения и взаимного сопереживания», - считают В.С. Заслуженюк и В.А. Семиченко.

Для оптимального формирования и развития личности ребенка очень важно, чтобы именно в семье он чувствовал себя спокойным, открытым, эмоционально раскрепощенным, защищенным.

В семейных отношениях наиболее легко реализуется важная потребность человека в общении. Она заключается в том, чтобы получить от партнера сочувствие, поддержку, одобрение. В.С. Заслуженюк и В.А. Семиченко называют эту потребность – потребность в «поглаживании» и отмечают, что ребенку таких «поглаживаний» в день необходимо не менее восьми. Итак, человек рождается духовно благодаря общению с окружающими людьми. По сути, дом, где растёт маленький ребёнок – это сложная психологическая лаборатория, где улавливаются каждое слово, движение, интонация.

      Итак, семейное воспитание – это педагогика будней, педагогика каждого дня, это непрекращающийся эксперимент, творчество, труд, не имеющий конца, не позволяющий остановиться, застыть в самодовольном покое. Семейная педагогика в повседневной жизни совершает великое таинство – формирование личности человека. Семейная работа, наконец, - сложнейшее из производств – производство человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная работа семьи и школы в воспитании и формировании личности ребенка (Из опыта работы)

Цель работы – организация сотрудничества  родителей и школы в деле воспитания и формирования ребенка на основе единой педагогической позиции.Задачи:- включение родителей в совместную со школ...

Влияние эстетического воспитания на формирование личности ребенка

Эстетическое образование, приобщение детей к сокровищнице мировой культуры и искусства – музыке, живописи, хореографии – все это лишь необходимое условие для достижения главной цели эстетического восп...

Доклад на тему "Социальное положение семьи, как основной фактор формирования личности ребенка"

Семья - малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или индивидуальных потребностях людей в союзе друг с другом. Ее отличают единое экономическое основание общность быта, взаимно зав...

Дополнительная деятельность как фактор формирования личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната.

Данная презентация содержит материал по дополнительной деятельности кукольный театр "Шанс". Руководителем которого я являюсь....

Дополнительная деятельность как фактор формирования личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната.

Дополнительная деятельность как фактор формирования личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната....

Стратегия взаимодействия ОДОД с семьей в процессе воспитания и развитие личности ребенка

Работа ОДОД образовательного учреждения с семьями обучающихся...

Значение трудового обучения в школе, как фактора формирования личности ребенка

Значение трудового обучения в школе, как фактора формирования личности ребенкаТоторкулов Артур Нюрчуковичучитель технологии МБОУ гимназии № 9 г. Ставрополя имени Героя Советского Союза Влади...