Влияние стиля воспитания на формирование личности ребенка
учебно-методический материал
Родительское собрание , направленное на профилактику деструктивного поведения детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_stilya_vospitaniya_na_formirovanie_lichnosti_rebenka.pptx | 214.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ВОСПИТАНИЕ – ВЕЛИКОЕ ДЕЛО Оно призвано заложить в человека весь опыт предыдущих поколений. Путем воздействия на сознание и поведение, у воспитанника формируется система взглядов, убеждений, принципов, ценностей и понятий, которые помогут выжить, развиться и передать опыт дальше. В идеале, родители должны помочь ребенку развить сильные стороны своей личности, помочь раскрыть таланты, потенциал, для того - чтобы он смог жить и творить на благо себе, обществу и миру в целом. Чтобы получить положительный результат и воспитать свободного, развитого, думающего, ответственного, целеустремленного человека с хорошей самооценкой, родителям (или тем, кто их замещает), необходимо создать благоприятную, стабильную и безопасную обстановку - семью, в которой будут доверительные и теплые отношения. В которой будут учитываться и удовлетворяться потребности всех ее членов. Семью, которая будет опираться на взрослых, ответственных, думающих людей, которые ориентированы на развитие и благополучие.
КРИТЕРИИ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СТИЛЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ 1. характер эмоционального отношения к ребенку 2. тип родительского контроля
АВТОРИТЕТНЫЙ (ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ) СТИЛЬ Это - теплое эмоциональное принятие ребенка и высокий уровень контроля . Принятие ребенка таким, какой он есть, «несмотря ни на что». Безусловное принятие – подразумевает любовь к ребенку не за какие-то его качества, или успехи, не потому - что он умный, харизматичный и побеждает на олимпиадах, а потому что он есть. И все. «Да, Василий, ты получил тройку/двойку по математике, но я все равно тебя люблю. Походи пожалуйста к репетитору, подтяни предмет и в следующий раз оценка будет лучше». Систематический контроль, адекватная система требований, обоснованная возрастными и индивидуально-личностными особенностями ребенка, разумная и адекватная система санкций и поощрений.
Авторитетный стиль подразумевает восприятие ребенка как отдельной личности, со своими интересами, предпочтениями, мечтами, желаниями и чувствами. Мы уважаем автономию ребенка, его стремление к самостоятельности. Мы даем право выбора и право голоса. Если ребенок совершил какой-то плохой поступок, то мы критикуем именно поступок, а не самого ребенка. Ребенок всегда хороший. А вот поступки могут быть как хорошими, так и плохими. Критика должна мотивировать сделать в следующий раз лучше. А не обрубать на корню самооценку, веру в себя и вообще желание что-то делать. Для полноценного, здорового развития, необходима устойчивость, непротиворечивость воспитания. Недопустимо ругать и поощрять ребенка за одни и те же поступки. Совместные увлечения с детьми, время, проведенное вместе, разговоры по душам, поддержка и понимание, искренняя заинтересованность, логическая аргументация и обоснование, вместо вербальной агрессии и физического наказания – это тот бесценный вклад в развитие личности, которое обязательно окупится и даст свои плоды
Последствия При авторитетном стиле воспитания происходит наиболее гармоничное и разностороннее развитие личности ребенка. Для детей, воспитанных в подобных семьях, характерны: Высокая самооценка, самопринятие , самоконтроль. Умение самостоятельно принимать решения и отвечать за свои поступки. Инициативность и целеустремленность. Умение строить близкие и доброжелательные отношения с окружающими. Способность договариваться, находить компромиссные решения. Наличие собственного мнения и способность считаться с мнением окружающих. Рекомендации Если в Вашей семье Вам удалось установить такие взаимоотношения, поделитесь своим опытом с другими!
АВТОРИТАРНЫЙ (ЖЕСТКИЙ) СТИЛЬ Это – низкий уровень эмоционального принятие ребенка / отвержение и высокий уровень контроля. Родители , которые практикуют данный стиль, занимаются скорее не воспитанием ребенка, а дрессировкой. Командный тон, суровый взгляд, полнейшая дисциплина. Родитель всегда выше, сильнее, умнее. Требования , запреты и правила не обсуждаются, все необходимо незамедлительно выполнять. Требования бывают сильно завышены и неадекватны по возрасту. Родители, придерживающиеся этого стиля, требуют от ребенка высоких достижений, наказывают за неудачи, жестко контролируют, вторгаются в личное пространство ребенка, подавляют силой, решают за ребенка, что ему лучше, не интересуются личным мнением ребенка, не признают его права. «Как я сказал, так и будет», «Я родитель, значит я прав». При этом стиле воспитания ребенок не имеет возможности проявлять инициативу, так как все вопросы, касающиеся его жизни, решаются родителем единолично, без его участия.
Последствия В авторитарных семьях у детей формируется тревожность, неуверенность в себе. Когда за ребенка все решают взрослые, его мнения и желания не учитываются, ребенок привыкает ориентироваться на внешний авторитет и власть, теряется самоценность , не формируется опора на себя и нет веры в собственные силы. Постоянное соглашательство подрывает инициативность, теряются лидерские качества, формируется пассивность и зависимое поведение. Глубоко внутри, уже взрослый человек считает себя маленьким и бесправным. Ему хочется спрятаться за тех, кто сильнее, выше, умнее и он находит на смену родителям, такого - же авторитарного партнера, которому позволяет взять бразды правления в свои руки. Либо, в стремление спрятаться от суровой реальности (необходимости принимать взрослые решения, брать ответственность за происходящие в жизни события) большой ребенок уходит в наркотическую/ алкогольную/ игровую и другие виды зависимости. Либо человек уходит в бунт. Тогда он действует вопреки, идет против выстроенной авторитарной системы. И в лучшем случае сепарируется, проходит терапию и живет свою новую жизнь. Либо он начинает отыгрывать сценарий «не такой как вы» и делает все ровно наоборот, не так как хотели родители. Это обычно приводит к внутреннему конфликту, т.к подлинное «Я» не найдено и истинные желания и потребности не удовлетворяются.
Рекомендации Учитывайте позицию ребенка, его побуждения, желания и переживания. Попробуйте ненадолго поставить себя на его место! Старайтесь давать инструкции в форме предложения, а не распоряжения, приказа. Старайтесь говорить не сухо и отстраненно, а доверительным тоном, эмоционально. Запреты и меры наказания должны быть понятны ребенку, заранее с ним обсуждены и приняты обоими сторонами (родителями и ребенком). Любые порицания должны быть адресованы не к личности ребенка, а к конкретным его действиям. Нельзя говорить «Ты обманщик!», лучше сформулировать фразу следующим образом: «Мне было очень неприятно, когда я узнала, что в этой ситуации ты сказал неправду». Не входите в комнату ребенка без стука или в отсутствие хозяина. Не трогайте его личные вещи. Старайтесь уважать личное пространство вашего ребенка, каким бы оно ни было. Не подслушивать телефонные разговоры. Необходимо оставлять за подростком право выбора друзей, одежды, музыки и т. д. Искренне объясняйте, что вы чувствуете, когда расстроены, но не вспоминайте старых, давнишних грехов, а говорите о сегодняшнем положении. Однако при этом никогда не давите, не наказывайте физически, не унижайте. Станьте терпимее к недостаткам подростков. Замечайте как можно чаще в вашем ребенке те достоинства, которые свойственны их натуре.
ЛИБЕРАЛЬНЫЙ (СНИСХОДИТЕЛЬНЫЙ) СТИЛЬ Это - теплое эмоциональное принятие ребенка и низкий уровень контроля в форме вседозволенности и всепрощенчества. Либеральные родители намеренно ставят себя на один уровень с детьми. Требования, запреты и правила при таком воспитании практически отсутствуют, уровень контроля недостаточен. Ребенку предоставляется полная свобода действий. Родители считают, что он должен ко всему прийти самостоятельно, на основании собственного опыта. Реальная помощь, поддержка и защита со стороны родителей отсутствует. За успеваемостью в школе никто особо не следит. Какие-то плохие поступки со стороны ребенка тут же прощаются, толком ничего не обсуждается, не объясняется, никакого смысла не придается. Правит безнаказанность.
Последствия Либеральные родители своим попустительским отношением к ребенку, как-бы показывают, что все, что с тобой происходит, как хорошее, так и плохое, это – полностью твоя ответственность. Мы дали тебе жизнь, а как ты ею распорядишься, это уже твое дело. Весь груз ответственности за собственное благополучие ложится на детские плечи. Формируется инфантильность, высокая тревожность, истеричность, безответственность, разочарование в жизни и в людях (т.к. нужно прикладывать усилия и в личных отношениях, и чтобы чего-то достичь, а родители этому не научили) и как следствие, неумение строить здоровые, гармоничные отношения. Пока человек, вышедший из либеральной семьи методом проб и ошибок найдет для себя хоть какой-то баланс в жизни, пока поймет, что для него хорошо/плохо, пока нащупает свой правильный вектор развития, набивается столько шишек и совершается столько ошибок, что зачастую формируется зависимое, депрессивное, угнетенное, пассивное состояние.
Рекомендации Поменяйте тактику общения и отношение к своему ребенку. Постарайтесь восстановить взаимное доверие и уважение. Установите систему запретов и включитесь сами в жизнь подростка. Помогите ему участвовать в жизни семьи, четко обозначьте функциональные обязанности ребенка в семье, свои требования и ожидания. Создайте семейный совет, на котором решались бы многие проблемы всей семьи. Проявляйте «душевную теплоту» к ребенку, подчеркивайте его важность для вас и исключительность, беседуйте с ним и интересуйтесь его мнением. Помните, что ребенку необходимо ваше искреннее участие в его жизни!
ОПЕКАЮЩИЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ (ГИПЕРОПЕКА) Гиперопека простыми словами — это чрезмерная опека. Главная ошибка родителей с этим стилем воспитания (чаще всего матерей) заключается в том, что они не способны увидеть грань между адекватной заботой и чрезмерной. Ребенок, воспитанный в опекающем стиле, никогда не стирал своих носков, не мыл посуду, не гулял после 9 вечера и не ездил в летний лагерь. Родители, окружившие любимое дитя такой заботой, на самом деле смертельно боятся, что с ним может произойти что-то плохое, поэтому вся его жизнь — это сплошные ограничения с бонусом в виде бытового обслуживания. Гиперопекающие родители часто не отдают себе отчета в том, что для гармоничного развития личности необходима свобода и самостоятельность. Постепенно «отпускать» ребенка также важно, как и кормить здоровой едой, — это основное условие взросления.
Последствия гиперопеки : инфантильность; эгоцентризм; трудности в карьере и семье; высокомерие; лень; беспомощность.
Рекомендации Чтобы не допустить этих последствий, необходимо снизить градус своей заботы и предоставить ребенку больше личной ответственности. Вот несколько практических советов: привлекайте ребенка к домашним обязанностям, начните с самообслуживания: пускай он заправляет постель, убирает свои вещи и моет за собой посуду, — лет с 6-7 он готов это делать самостоятельно; поощряйте любую инициативу, если только она не несет прямой угрозы жизни; проявите деликатность к людям, которых он называет своими друзьями, — дайте ему возможность самому определять, кто хороший, а кто плохой; позволяйте ребенку совершать ошибки и нести за них ответственность (не купил хлеба — ешь кашу вместо бутерброда, принес двойку — договорись с учителем и исправь).
ОТЧУЖДЕННЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ Родительское отчуждение проявляется в безразличии к судьбе ребенка. Такой стиль свойственен эгоцентричным родителям, зацикленным на себе, либо страдающим от зависимостей (алкогольной, наркотической или зависимости от азартных игр). В первом случае родитель на первое место ставит себя, свою карьеру или личную жизнь, а ребенок для него — помеха, отвлекающая его от главной цели, либо средство ее достижения. Такие родители рожают детей, не потому что хотят их иметь, а по иным причинам: биологические часы тикают; под давлением чужого мнения (все рожают, и мне надо); чтобы удержать мужчину/женщину, сохранить семью; в результате незапланированной беременности. В случае с зависимостями речь идет о психическом расстройстве личности, а больной человек не в состоянии исполнять родительские функции.
Последствия В связи с этим ребенок: чувствует себя ненужным, лишним, брошенным на произвол судьбы; отчаянно любит своих родителей и пытается заслужить их внимание и любовь; обрастает комплексами, его самооценка стремится к нулю; старается помочь родителям, нередко берет на себя ответственность за них — фактически меняется с ними ролями. Дети, воспитанные отчужденными родителями, вырастают замкнутыми и враждебно настроенными к окружающим людям. Тем не менее, в партнеры они себе выбирают таких же холодных, отстраненных или зависимых личностей, раз за разом пытаясь заслужить любовь. Психологические травмы, приобретенные в детстве в следствие воспитания в отчужденном стиле, не проходят бесследно. Справиться с ними без помощи психотерапевта крайне сложно.
Рекомендации. Сгладить отчужденный стиль воспитания можно, только осознав масштаб проблемы и предприняв ряд действий: переместить вектор внимания с себя на ребенка; дать ему ощущение нужности и безусловной любви: посещать важные для него мероприятия, баловать, исполнять желания, проводить с ним больше времени вместе; держать слово; победить свою зависимость.
Далеко не всегда эти стили проявляются в чистом виде в семье. Родители в разных ситуациях могут применять разные стили воспитания. Например, в ситуации конфликта родители действуют методом диктата, а в «мирное время», наоборот – допускают попустительство. Однако такое чередование стилей, такая непоследовательность, также неблагоприятно влияет на ребенка. В семье необходимо установить единый стиль воспитания, понятный ребенку, учитывающий его потребности и возможности. Нельзя однозначно сказать, что только стиль семейного воспитания оказывает влияние на формирование личности ребенка, тем не менее, вероятность появления тех или иных черт в зависимости от стиля семейного воспитания увеличивается или уменьшается.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние изобразительного искусства на формирование личности ребенка
Фрагменты методических разработок. "Путь от живой природы к художественному образу....
Совместная работа семьи и школы в воспитании и формировании личности ребенка (Из опыта работы)
Цель работы – организация сотрудничества родителей и школы в деле воспитания и формирования ребенка на основе единой педагогической позиции.Задачи:- включение родителей в совместную со школ...
Влияние семейного воспитания на развитие личности ребенка.
Вияние семейного воспитания на развитие личности ребенка....
Влияние эстетического воспитания на формирование личности ребенка
Эстетическое образование, приобщение детей к сокровищнице мировой культуры и искусства – музыке, живописи, хореографии – все это лишь необходимое условие для достижения главной цели эстетического восп...
Стили родительского воспитания и их влияние на формирование личности ребенка.
http://www.ya-roditel.ru/...
«Семья как фактор воспитания и формирования личности ребенка».
Традиционно главным институтом воспитания является семья. Семья, по мнению В.Н. Худякова, является «тем первичным звеном, где начинается становление ребенка как личности. И то, что будет заложен...