Стратегия взаимодействия ОДОД с семьей в процессе воспитания и развитие личности ребенка
статья на тему
Работа ОДОД образовательного учреждения с семьями обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Стратегия взаимодействия ОДОД с семьей в процессе воспитания и развитие личности ребенка
Балабаниц Виктория Анатольевна, методист ГБУ ДО ДДЮТ «На Ленской»
Проблема, которая возникает перед нашими ОДОДами – «Как сегодня успешно решать задачи воспитания детей в условиях многообразия российского общества и реализовать максимум запросов родителей в воспитании и обучении детей?
Согласно «Программе по созданию условий для воспитания школьников в Санкт-Петербурге на 2011-2015 годы, п.4.5»:- «Семья - начальная структурная единица общества, первый коллектив ребенка и естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности».
Невозможно успешно решать задачи воспитания и обучения детей, без объединения усилий семьи и образовательного учреждения.
Руководителю ОДОД для лучшего понимания современного социально-образовательного контекста необходимо видеть динамику развития взаимодействия системы образования и семьи.
Историческая справка: слева изображена схема, на которой обозначены основные социальные институты, которые имели прямое отношение к образованию и воспитанию ребенка (семья, школа, УДО, профессиональная среда и общественные организации) в доперестроечное время (1985 год). В это время ребенок представлял собой социальную единицу, которая всегда находилась в зоне чьей-то ответственности, в его воспитании и образовании, так или иначе, участвовало всё общество. Ребёнок даже вне школы, попадал в систему доп.образования или детских общественных организаций, контролируемых государством.
Во времена перестройки, когда Россия окунулась в социальный и политический хаос, семья оказалась вынуждена выживать самостоятельно (схема справа на слайде). Опорой семьи стало не государство, а работодатель, т.к. именно от финансового обеспечения зависело теперь и образовательное благополучие ребенка. Школа потеряла своё влияние на общество, а учитель из авторитетной и уважаемой фигуры превратился в человека с низким соц. статусом. Государство в то время перестало быть для семьи не только «единственным кормильцем», но и носителем мировоззрения, идеологии.
Тем не менее, российская семья обрела реальную автономию – педагогическую, психологическую, правовую, медицинскую.
В настоящее время Семья и ребенок имеют возможность выбора: с каким сектором взаимодействовать активнее, либо какие ресурсы можно задействовать от тех и других структур. Можно сказать семья «капсулировалась» - отныне все проблемы, касающиеся ребенка, могут решаться только через родителей.
Сегодня образовательная система в гораздо большей степени, чем раньше зависит от семьи. Этому способствуют и новые экономические условия (подушевое финансирование) и психолого-педагогические установки родителей ( поиск альтернативных форм образования ребенка).
Современные родители, которые часто знакомятся, общаются (и даже заключают браки) благодаря Интернет, сегодня хотят говорить с педагогами на одном языке. Образовательный уровень современных родителей достаточно высок, они охотно учатся и переучиваются, многие осваивают новые профессии или постоянно повышают свою квалификацию. Кроме того, сегодня родители как субъекты образовательного процесса – проникаются уважением к ОДОД и школе, только тогда, когда педагоги стремятся помогать им, являются доброжелательными и компетентными проводниками в мире воспитания и образования их детей. Они ждут от ОДОД и школы мобильности, оперативности в удовлетворении своих воспитательно-образовательных запросов. В связи с этим возникает необходимость в создании иной модели взаимодействия ОДОД школы с семьёй – на основе сотрудничества и взаимопомощи.
Сегодня работа ОДОД с семьёй должна строиться не фрагментарно, по обыкновению от праздника к празднику, а иметь своеобразную мотивационную сетку, когда родители растут вместе с педагогическим коллективом.
Опыт практической деятельности показал, что родители включаются в воспитательно-образовательный процесс только в том случае, если понимают смысл и видят продуктивность взаимодействия. Сопровождение педагогов имеет различную интенсивность, объем и направленность на разных этапах развития ребенка. Одно лишь должно оставаться неизменным, родители должны чувствовать, что они с педагогами объединены общей целью - достижения успешности их ребенка, и их личностный и интеллектуальный потенциал нужен ОДОДу.
Хорошо зарекомендовала в ОУ система работы с семьёй, включающая 6 основных направлений, её мы взяли за основу:
- Информирование
- Изучение
- Просвещение
- Консультирование
- Обучение
- Совместная деятельность
Наиболее важным в создаваемой системе являются два направления деятельности ОДОД - изучение и информирование.
Изучение семей (проводится специалистами) и помимо уточнения их запросов позволяет своевременно получить от них обратную связь, представления о той реакции, которую вызывают те или иные шаги ОДОД, о том отношении, которое возникает в коллективах ОДОД.
Информирование является той базой, на которой строится ценностно-смысловое пространство для потенциального сотрудничества, т.к. невозможно что-то делать, если неизвестно, что и как делать; что и где происходит или будет происходить. Можно смело утверждать, что от качества информационной работы ОДОД зависит качество сотрудничества (партнерство)
с родителями. И именно эта деятельность позволяет выстроить эффективную функционирующую систему работы всех специалистов, и привлечь дополнительные ресурсы-материальные, кадровые, психологические.
Для педагогов ДО важно научиться выстраивать отношения с родителями, как с социальными партнерами, с учетом их запросов, степени социальной активности и уровня психолого-педагогической компетентности. Особое значение имеет уровень готовности родителей к построению таких отношений с ОДОД:
- Положительное отношение к педагогическому коллективу и своему участию в воспитательном и образовательном процессе
- Стремление посещать обязательные мероприятия для родителей
- Заинтересованность в делах детей объединения, класса, школы
- Способность осуществлять конструктивное общение и взаимодействие с педагогами и администрацией
- Видение своей роли во взаимодействии с ОДОД.
Достижение высокого уровня готовности родителей к сотрудничеству с ОДОД возможно лишь при активной заинтересованности всего педагогического коллектива.
Для этого необходимо подключить к работе с семьёй всех специалистов:
1. Руководитель ОДОД
2. Методическая служба ОДОД
3.Зам. директора по воспитательной работе
4.Психологическая служба
5.Социальный педагог
6.Педагог-организатор
Цели совместной деятельности всего педагогического коллектива:
- а) Повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы, круглые столы); В результате которых должна повысится педагогическая культура родителей, воспитательный потенциал семьи, усилится взаимодействие с ОДОД.
- б) Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс детей
( родительские собрания, совместные творческие и спортивные мероприятия, помощь в укреплении материально-технической базы);
- в) Участие родительских наблюдательных советов в процессе управления качеством образования в ОДОД, для наиболее полного удовлетворения запросов и интересов воспитанников и их родителей.
Таким образом, из родителей-статистов, имеющих формальные отношения с ОДОД (их дети записаны в объединение, но редко посещают занятия) постепенно усилиями всего педагогического коллектива для родителей становятся доступны другие типы взаимодействия, пошагово достигаются ступеньки партнерства. На которых актуализируется их личностный и интеллектуальный потенциал. И все свои имеющиеся ресурсы педагоги и родители могут направлять на реализацию общих целей, которые предварительно согласовываются.
Как правило, ОДОД следует проектировать долговременную стратегию совместной деятельности, понимая, что «позитивное сотрудничество здесь и сейчас» будет влиять на его репутацию и формирование ресурсной базы
в дальнейшем.
А качество образовательного процесса напрямую будет зависеть от развития и обучения родителей, повышении их компетентности. Ответственность в дальнейшем, здесь делится пополам, стороны выступают не заказчиками и исполнителями, а скорее членами одной команды с разными функциями и сферой приложения сил. ОДОД надо действовать не столько над оформлением социальных связей, а над построением отношений, приоритетными должны стать человеческие отношения, а не материальные.
«Хотите получить партнера, работайте над личными связями: нет ничего прибыльнее расположения родителей».
Этапы деятельности ОДОД в системе «ОДОД – семья - воспитанники»:
1.Мониторинг родительских запросов и ресурсов.
2.Собственный ценностный аудит (сильные стороны ОДОД, особые ценности педагогического коллектива)
Публичное обнародование своих приоритетов позволит привлечь к вашему ОДОД именно тот контингент родителей, которому ваши идеи покажутся близкими.
3. Согласование целей и ценностей обоих сторон для объединения ресурсов, общий вклад и разделение ответственности.
4.Формирование доверия:
- Порядочность (соблюдение этических норм и договоренностей пед.коллективом)
- Поддержка (реальная забота о тех, у кого необходимо вызвать доверие, т.е.речевое информирование, консультирование, просвещение, обучение, социальная и психологическая помощь семье)
- Продуктивность (родители должны видеть результаты своих усилий (вкладов), реальные мероприятия, конкретные результаты, достигнутые ОДОД)
5. Совместная деятельность
- Проектирование конкретных программ совместной работы. Помощь родителей непосредственно педагогам и
- Участие в деятельности объединений (развлекательной, благотворительной, трудовой)
-Основным итогом деятельности должно стать умение родителей участвовать в совместных образовательных и досуговых программах ОДОД, основанное на доверии педагогическому коллективу.
6. Партнерство
- Добровольность .
Наличие свободы и осознанности выбора в разных формах взаимодействия.
- Долговременность – ориентация детей и родителей на долговременную работу со школой
позволяет осуществлять совместные проекты стратегического назначения.
- Взаимная ответственность. Родительская появляется не сразу, а воспитывается так же, как и любое качество личности.
В ОДОД образовательных учреждений нашли применение следующие формы работы с семьями воспитанников:
1.Информационные :
- Приглашения;
- Рекламные листы;
- Благодарственное письмо родителям;
- Буклет;
- Газета;
- Информационный стенд ОДОД;
- Образовательная страничка на сайте учреждения;
- Диагностические материалы.
- Медиатека видеороликов по семейному воспитанию
2. Деятельностные:
- Лекция;
- Выставка;
- Родительское собрание;
- Творческий отчет перед родителями;
- Консультации для родителей;
- Родительские круглые столы;
- Родительские тренинги;
- Родительские дискуссии;
- Родительские вечера;
- Открытые занятия в объединениях;
- Мастерская для родителей;
- Концерты и праздники;
- Конкурсные программы с участием родителей.
- День открытых дверей в ОДОД для детей и родителей.
- Родительский наблюдательный совет при ОДОД.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Эффективность деятельности педагогической системы «ОДОД-семья» и дальнейшие перспективы её развития зависят от следующих параметров:
- Уровня разработанности программно-методического комплекса по данному направлению работы;
- Разнообразия форм и методов взаимодействия педагогов ОДОД и семей воспитанников;
- Кадровой обеспеченности;
- Участия в программах, направленных на поддержку семьи;
- Объема привлеченных финансовых средств;
- Качества проведенных занятий, мероприятий, направленных на активную работу с семьями воспитанников;
- Задействованности родителей в различных мероприятиях отделения ДО;
- Масштаба привлечения педагогов и других работников школы, а также специалистов учреждений здравоохранения, социальной защиты, культуры к работе с семьями воспитанников;
- Результатов социологических опросов, психологических исследований, анкетирования, тестирования учащихся, педагогов и родителей.
Богатый материал по данным этих исследований помогает администрации ОДОД и школы понять вектор корректировки движения в общей педагогической работе
(для осмысления на какую поддержку родителей можно рассчитывать, а так же для формирования образовательных программ, курсов, планирования совместных досуговых мероприятий).
Определяется успешность деятельности, выявляются и ранжируются проблемы взаимодействия ДО и семьи, определяются коррекционные меры.
Таким образом, что даёт детям развитие взаимодействия ОДОД с семьёй?
Помимо знаний, социальных и обще учебных навыков, рост самоуважения (гордость) за родителей, психологическую комфортность (в том числе в детской среде), обретение новых материальных ресурсов для реализации образовательных программ. Но самое главное – при таком подходе могут существенно измениться отношения между детьми и родителями, педагоги ДО обретут заслуженный статус. И пространство развития, в котором растет ребенок, будет истинно гуманистическим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/05/picture-137600-1352109054.jpg)
Моделирование процесса взаимодействия школы и семьи в экологическом воспитании учащихся
Моделирование является одним из эффективных методов научного познания.При разработке модели взаимодействия школы и семьи в экологическом воспитании учащихся нами вычленены содержательный аспект,...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/03/picture-542165-1417603115.jpg)
Взаимодействие школы и семьи в патриотическом воспитании обучающихся
Патриотическое воспитание в любом обществе строилось на базовых ценностях народа и служило интересам государства. В течение многих веков патриотизм нес определенную идею и идеологию, направленны...
Родительское собрание на тему: «Влияние психологического климата в семье и типа воспитания на развитие ребенка»
Задачи:1. Показать значимость психологического климата в семье для развития ребенка.2. Расширить знания родителей о типах воспитания детей и их влиянии на развитие личности ребенка....
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/12/picture-865331-1481559018.jpg)
Деловая игра «Создание условий для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания обучающихся»
Деловая игра«Создание условий для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания обучающихся»...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/26/picture-778689-1461679563.jpg)
Взаимодействие школы и семьи в патриотическом воспитании обучающихся
Семью как фактор воспитания характеризует ее среда – первая культурная ниша, включающая в себя духовно-нравственное, предметно-пространственное, событийно...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/11/picture-734411-1668153532.jpg)
Выступление на методическом совете 01.11.2022 на тему: «Взаимодействие Центра и семьи в процессе профессионального самоопределения обучающихся с ОВЗ»
В настоящее время возникает проблема в выборе профессии не только школьников с нормой интеллекта, но и подростков с интеллектуальными нарушениями. В силу личностных особенностей, выпускникам Центра оч...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/24/picture-389758-1390558682.jpg)
Система взаимодействия педагога с родителями в процессе воспитания
В данной статье вы найдёте формы работы педагога и родителей, а также советы и правила для педагогов для взаимосотрудничества...