Пальчиковые игры - речь на кончиках пальцев
консультация
Предварительный просмотр:
Пальчиковая гимнастика – речь на кончиках пальцев.
Известный педагог Сухомлинский сказал «Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев». Огромную роль в развитии речи ребенка играет сформированность мелкой моторики. Не случайно в старину мудрые люди играли в пальчиковые потешки, а их мудрые дети донесли эти игры до наших дней. Значит, чувствовали полезность таких занятий, хотя понятия не имели, что много позже ученые обнаружат на коре головного мозга соседство речевой моторной зоны (центр Брока) и двигательной, которая отвечает за кисти рук, то есть еще наши предки, совершенствуя мелкую моторику, совершенствовали речь.
Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец - печени, средний - кишечника, указательный - желудка, большой - головы. Влияние воздействия руки на мозг человека было известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.
Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает (ребенок неправильно держит ложку, с трудом справляется с карандашом, кисточкой, ножницами, пластилином, не может открутить и закрутить не только мелкие, но и крупные гайки конструктора, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Что дает пальчиковая гимнастика детям?
• Способствует овладению навыками мелкой моторики.
• Помогает развивать речь.
• Повышает работоспособность коры головного мозга.
• Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.
• Снимает тревожность.
«Пальчики просыпаются» Правая рука в кулаке. (Выполняем доминантной рукой). Поочередно разгибаем пальцы руки, начиная с большого пальца, при этом считаем раз, два, три, четыре, пять. (3 раза в быстром темпе).
«Пальчики засыпают» Поочередно сгибаем пальцы руки, начиная с большого под счет раз, два, три, четыре, пять. (3 раза в быстром темпе).
«Пальчики здороваются» Кончик большого пальца последовательно прикасается к остальным (упражнение выполняется одновременно левой и правой рукой). Разновидность этого упражнения: ладони обеих рук подняты пальцами вверх и обращены друг к другу, пальцы разведены. При чтении первой строчки большими пальцами проводим вращающие движения. Выполнение данного упражнения сочетается с чтением наизусть потешки:
Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песни пел.
Поочередное выполнение «козочка» и «зайчик» правой рукой.
«Пчелка» Указательным пальцем правой руки (доминантной), остальные находятся в кулачке, проводим вращательные движения по кругу (вначале по часовой стрелке , затем против) с проговариванием чистоговорки:
Пчелка села на цветок,
Пьет она душистый сок.
Дружные пальчики
Эти пальчики щипают, (Большим и указательным пальцем щипаем ладонь другой руки)
Эти пальчики гуляют, (Указательный и средний "идут" по другой руке).
Эти - любят поболтать, (Средний и безымянный шевелятся, трутся друг об друга, шурша).
Эти - тихо подремать, (Безымянный и мизинец прижимаем к ладони.)
А большой с мизинцем братцем
Могут чисто умываться. (Крутим большим пальцем вокруг мизинца).
Зима
Раз, два, три, четыре, пять, (Загибать пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную лепили. (Имитировать лепку комков)
Птичек крошками кормили, (Крошить хлебушек всеми пальчиками)
С горки мы потом катались. (Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись. (Класть ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли, (Отряхивать ладошки)
Съели суп и спать легли. (Производить движения воображаемой ложкой,положить руки под щеку)
Грибы
Раз, два, три, четыре, пять! (Шагают пальчиками по столу)
Мы идем грибы искать.
Этот пальчик в лес пошел, (Загибают по одному пальчику)
Этот пальчик гриб нашел, (Начиная с мизинца)
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел,
Оттого и потолстел.
Ягоды
Раз, два, три, четыре, пять, (Пальчики обеих рук здороваются, начиная с большого)
В лес идем мы погулять. (Обе руки идут по столу)
За черникой, (Загибают пальчики, начиная с большего)
За малиной,
За брусникой,
За калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем.
Моя семья
Знаю я, что у меня (Поднимают руку ладонью к себе)
Дома дружная семья: (И в соответствии с текстом)
Это – мама, (В определенной последовательности загибают пальцы)
Это – я, (Сначала безымянный, затем мизинец, указательный палец)
Это – бабушка моя, (Средний и большой)
Это – папа,
Это – дед.
И у нас разлада нет.
Так же развитию мелкой моторики способствуют различные игры, такие как:
Игры с крупой, макаронами - ребенку предлагается разобрать по контейнерам крупу, макароны, выложить узор и т.д..
Камушки «Марблс» - различные игры с плоскими стеклянными камушками.
Конструирование с Лего.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речь на кончиках пальцев.
Давно известно , что пальчиковые игры, развитие мелкой моторики ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Родителям следует не забывать о простых играх и заданиях, оказывающих влияние ...
Речь на кончиках пальцев.
Развитие речи напрямую зависит от того, насколько развита мелкая моторика. Поэтому вашему вниманию представлены игры, которые направлены на работу детских пальчиков....
Речь на кончиках пальцев
Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, т.к. люди выполняли руками все более и более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательн...
Программа "Здоровье на кончиках пальцев" подпрограмма "Исцеление кончиками пальцев"
Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев соответствует норме, то и речевое развитие находится в пред...
Речь на кончиках пальцев
Исторически сложилось так, что развитие функций речи и руки у человека шло параллельно, и первой формой общения людей друг с другом были жесты. В настоящее время учеными установлено, что уровень разви...
Презентация по развитию речи во второй младшей группе "На кончиках пальцев"
Презентация по развитию речи во второй младшей группе "На кончиках пальцев"...
"Речь на кончиках пальцев" Консультация для родителей и педагогов
quot;Речь на кончиках пальцев"Консультация для родителей и педагогов Подготовила учитель-логопедГБОУ Школа № 15 ДК № 5 Васильева Ольга Владимировна...