Мастер-класс для родителей « Педагогическая ценность синквейна»
консультация

Цель - познакомить родителей с приемами и способами составления синквейнов;

научить использовать  полученные знания и умения с детьми в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sinkveyn.docx21.15 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей « Педагогическая ценность синквейна»

Ключевые слова: синквейн, взаимодействие с родителями, в помощь родителям

Цель - познакомить родителей с приемами и способами составления синквейнов;

научить использовать  полученные знания и умения с детьми в домашних условиях.

Задачи:

  • Объяснить значение использования синквейнов в работе над развитием речи детей.
  • Вызвать интерес к составлению синквейнов.
  • Научить приемам совместной деятельности, вовлекая в работу членов семьи.

Участники «Мастер-класса»: родители воспитанников, дети, логопеды.

Предварительная работа

  1. Организация пространства для проведения «Мастер-класса».
  2. Подготовка листов бумаги и карандашей.
  3. Изготовление алгоритма составления синквейнов.
  4. Подготовка образцов синквейнов.
  5.  Подготовка рекомендаций для родителей по составлению синквейна.
  6. Организация родителей на практическое занятие «Мастер-класс».

План проведения «Мастер-класса»

Теоретическая часть: рассказ логопеда Жамсарановой М.Н.

  • Работа с детьми, предшествующая составлению синквейнов.
  • Демонстрация составления синквейнов.
  • Советы по составлению синквейнов.
  • Знакомство с разными видами работы над синквейнами.
  • Обмен мнениями, впечатлениями.

Ход «Мастер-класса»

Это форма стихосложения появилась в России сравнительно не так давно, в последнем десятилетии XX века, а в западных школах практикуется уже более 100 лет.

 С педагогической точки зрения синквейн-это прекрасный способ реализации школьника.

Именно такая  стихотворная форма помогает находить и выделять самые важные и значимые моменты в большом потоке информации, а также быстро компоновать и кратко доводить до сведения окружающих.

Синквейн помогает преодолеть речевое однообразие, помогает обогатить словарный запас, развивает мышление, воображение.

Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. Простота построения стихотворения делает этот метод развития очень эффективным для всех возрастов.

Пример синквейна.

Дети

Любимые, ласковые

Играют, радуют, умиляют

Дети – цветы жизни.

Счастье.

Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать свое мнение, анализировать, обобщать, объединять и кратко излагать.

Работа с детьми по составлению синквейна начинается с уточнения, расширения и совершенствования словаря. Сначала знакомим детей с понятиями: «слово», «слово – предмет», «живой – неживой предмет», «слово – действие», «слово – признак», «предложение».

Учим детей графически обозначать эти понятия. Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их реальное написание.

Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.

Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Правила составления синквейна.

Синквейн состоит из пяти строк.

Первая строка – одно слово, существительное, отражающее главную идею (заголовок, тема).

Вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие признак предмета, о котором идет речь.

Третья строка – три слова, глаголы, описывающие действие предмета, о котором идет речь. Также нужно следить за использованием однокоренных слов.

Четвертая строка – предложение из нескольких слов, показывающее отношение к теме. Как правило, именно это строка самая трудная для формулировки.

Пятая срока – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.

Составление синквейна с родителями, используя алгоритм составления синквейна.

Мама.

Красивая, любимая.

Ласкает, заботится, улыбается.

Я люблю свою маму.

Семья.

Советы по составлению синквейнов.

Виды работы над синквейном.

1. Составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав последнего).

2. Составление синквейна по прослушанному рассказу.

3. Коррекция и совершенствование готового синквейна (анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части. Например, дан синквейн без указания темы, первой строки – на основе существующих строк необходимо ее определить).

4. Можно использовать синквейн: на занятиях для закрепления изученной лексической темы, например:

- для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте;

1. Звуки речи.

2. Гласные, согласные.

3. Слышим, произносим, выделяем.

4. Звуки складываются в слова.

5.Речь.

 - на занятиях по развитию связной речи: используя слова из синквейна,

придумать рассказ;

1.Собака.

2.Большая, пушистая.

3. Охраняет, защищает, охотится.

4. Собака-верный друг человека.

5. Домашнее животное.

5. При составлении синквейнов можно использовать соревнование: «кто назовет больше нужных слов…».

6. Синквейн – это способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнивать синквейны и оценивать их).

Заключение

Эффективность использования синквейна заключается в быстром получении результата и закреплении его, облегчении усвоения понятий и их содержания, расширении словарного запаса, обучении выражать свои мысли, подбирать нужные слова, выработке способности к анализу.

 Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс. Работа с родителями. Проведение родительского собрания.

Мастер -класс был дан в рамках методической недели. Демонстрировался метод работы с родителями. Были использованы звуковые письма ученика и учителя. Тема показанного родительского собрания " Проблемы ...

Мастер-класс в рамках Международного педагогического форума

Мастер-класс по реализации балльно-рейтинговой системы оценивания...

Мастер- класс "Публичная презентация результатов педагогической деятельности учителя физики МОУ СШ №6 Центрального района Волгограда Анкудиновой (Конновой) О.В."

публичная презентация  результатов педагогической деятельности учителя физики МОУ СШ №6 Центрального района г.Волгограда и НОУ СОШ "Бизнес-гимназия" г.Волгограда  Анкудиновой (Конновой...

Мастер-класса как форма обобщения педагогического опыта.Методические рекомендации

Мастер-класс – одна из эффективных форм передачи собственного педагогического опыта. Его проведению предшествует стабильный положительный результат деятельности и нахождение рациональных путей, продук...

Мастер – класс с участием родителей Повышение профессиональной компетентности родителей в профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста

   Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда и родителей. Малая осведомленность родителей в вопросах патологи...

ПРОЕКТ: «Творческие мастер-классы как средство повышения педагогической грамотности родителей , раскрытия творческого потенциала семьи и создания крепких связей между поколениями.»

Проект направлен на повышение педагогической компетенции родителей , на создание стабильной, положительной психологической атмосферы в семье, раскрытие творческого потенциала всех членов семьи и укреп...