Авторская программа по сенсорной интеграции с неговорящими детьми.
рабочая программа (7 класс)
Программа по сенсорной интеграции с неговорящими детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа по сенсорной интеграции для неговорящих детей. автор - составитель: Бабаян Т | 124.5 КБ |
Предварительный просмотр:
казенное общеобразовательное учреждение
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
«Сургутская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
(КОУ «Сургутская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»)
Сенсорная интеграция с неговорящим ребёнком
Автор - составитель:
Бабаян Татьяна Викторовна, учитель
первая квалификационная категория
Сургут, 2019 - 2020 уч. г..
Пояснительная записка
Сенсорное развитие на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. У детейс ТМНР сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль развития чувственного опыта: ощущений и восприятий. Дети с
ТМНР наиболее чувствительны к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию.
Целью обучения является обогащение чувственного опыта в процессе
целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.
Содержание коррекционных курсов представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например: эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия.
Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.
Примерное содержание коррекционных занятий
Зрительное восприятие.
Фиксация взгляда на лице человека. Фиксация взгляда на неподвижном
светящемся предмете фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки).
Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном (на уровне глаз, выше и ниже уровня глаз) напротив ребенка (справа, слева от ребенка).
Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад). Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом.
Узнавание (различение) цвета объектов (красный, синий, желтый, зеленый, черный др.).
Слуховое восприятие.
Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (плеча, талии). Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука. Локализация неподвижного удаленного источника звука.
Соотнесение звука с его источником. Нахождение одинаковых по звучанию объектов.
Кинестетическое восприятие.
Эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека. Реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, ). Реакция на вибрацию, исходящую от объектов. Реакция на давление на поверхность тела. Реакция на горизонтальное (вертикальное) положение тела. Реакция на положение частей тела. Реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей. Различение материалов (дерево, металл, клейстер, крупа, вода и др.) по температуре (холодный, горячий), фактуре (гладкий, шероховатый), влажности (мокрый, сухой), вязкости (жидкий, густой).
Восприятие запаха.
Реакция на запахи. Узнавание (различение) объектов по запаху (лимон, банан, хвоя, кофе и др.)
Восприятие вкуса. Реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий). Узнавание(различение) продуктов по вкусу (шоколад, груша и др.). Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).
Действия с материалами. Сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная, папиросная бумага, калька и др.) двумя руками (одной рукой, пальцами).
Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в разные стороны (двумя руками, направляя одну руку к себе, другую руку от себя; пальцами обеих рук, направляя одну руку к себе, другую руку от себя).
Размазывание материала руками (сверху вниз, слева направо, по кругу). Разминание материала (тесто, пластилин, глина, пластичная масса) двумя руками (одной рукой).
Пересыпание материала (крупа, песок, земля, мелкие предметы) двумя руками, с использованием инструмента (лопатка, стаканчик и др.). Переливание материала (вода) двумя руками (с использованием инструмента (стаканчик, ложка и др.)).
Наматывание материала (бельевая веревка, шпагат, шерстяные нитки, шнур и др.)
Действия с предметами.
Захватывание, удержание, отпускание предмета (шарики, кубики, мелкие
игрушки, шишки и др.). Встряхивание предмета, издающего звук (бутылочки с бусинками или крупой и др.). Толкание предмета от себя (игрушка на колесиках, ящик, входная дверь и др.). Притягивание предмета к себе (игрушка на колесиках,
ящик и др.). Вращение предмета (завинчивающиеся крышки на банках, бутылках, детали конструктора с болтами и гайками и др.). Нажимание на предмет (юла, рычаг, кнопка, коммуникатор и др.) всей кистью (пальцем). Сжимание предмета (звучащие игрушки из разных материалов, прищепки, губки и др.) двумя руками (одной рукой, пальцами). Вынимание предметов из емкости. Складывание предметов в емкость.
Перекладывание предметов из одной емкости в другую. Вставление предметов в отверстия (одинаковые стаканчики, мозаика и др.). Нанизывание предметов (шары,кольца, крупные и мелкие бусины и др.) на стержень (нить).
Календарно-тематическое планирование по предмету
«Коррекционно развивающее занятие»
№ | Дата | Корректировка | Название темы | Кол-во часов | Предметные результаты | ||||||||||
I четверть 9 часов | |||||||||||||||
1 | 02.09 | Зрительное восприятие. Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете. Лазерная указка. | 1 | Уметь распознавать свои ощущения. | |||||||||||
2 | 09.09 | Фонарик. | 1 | Уметь перерабатывать получаемую информацию. | |||||||||||
3 | 16.09 | Пламя свечи. | 1 | Знать, как ориентироваться в окружающем мире. | |||||||||||
4 | 23.09 | Светящиеся игрушки. | 1 | Уметь перерабатывать получаемую информацию | |||||||||||
5 | 30.09 | Слуховое восприятие. Нахождение одинаковых по звучанию объектов. | 1 | Уметь распознавать свои ощущения. | |||||||||||
6 | 07.10 | Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (плеча, талии). | 1 | Уметь перерабатывать получаемую информацию. | |||||||||||
7 | 14.10 | Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука. | 1 | Знать как ориентироваться в окружающем мире. | |||||||||||
8 | 21.10 | Локализация неподвижного удаленного источника звука. | 1 | Уметь перерабатывать получаемую информацию | |||||||||||
9 | 28.10 | Соотнесение звука с его источником. | 1 | Уметь распознавать свои ощущения. | |||||||||||
II четверть – 7 часов | |||||||||||||||
1 | 11.11 | Кинестетическое восприятие | 1 | Уметь распознавать свои ощущения. | |||||||||||
2 | 18.11 | Эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека. | 1 | Уметь перерабатывать получаемую информацию. | |||||||||||
3 | 25.11 | Реакция на соприкосновение с материалами (дерево). | 1 | Знать как ориентироваться в окружающем мире. | |||||||||||
4 | 02.12 | Металл. | 1 | Уметь перерабатывать получаемую информацию | |||||||||||
5 | 09.12 | Пластмасса. | 1 | Уметь распознавать свои ощущения. | |||||||||||
6 | 16.12 | Бумага. | 1 | Уметь перерабатывать получаемую информацию. | |||||||||||
7 | 23.12 | Вода. | 1 | Уметь перерабатывать получаемую информацию | |||||||||||
III четверть - 9 часов | |||||||||||||||
1 | 13.01 | Восприятие запаха. | 1 | Уметь распознавать свои ощущения. | |||||||||||
2 | 20.01 | Реакция на запахи. | 1 | Знать как ориентироваться в окружающем мире. | |||||||||||
3 | 27.01 | Узнавание (различение) объектов по запаху (лимон), | 1 | Уметь перерабатывать получаемую информацию | |||||||||||
4 | 3.02 | Банан. | 1 | Уметь распознавать свои ощущения. | |||||||||||
5 | 17.02 | Хвоя. | 1 | Уметь перерабатывать получаемую информацию | |||||||||||
6 | 24.02 | Кофе. | 1 | Уметь перерабатывать получаемую информацию | |||||||||||
7 | 2.03 | Апельсин. | 1 | Уметь перерабатывать получаемую информацию | |||||||||||
8 | 16.03 | Лук. | 1 | ||||||||||||
9 | 23.03 | Чеснок. | 1 | Уметь перерабатывать получаемую информацию | |||||||||||
IV четверть 8 часов | Зима. Зимние месяцы. | ||||||||||||||
1 | 6.04 | Восприятие вкуса. | 1 | Уметь различать и узнавать основные качества продуктов по вкусу. | |||||||||||
2 | 13.04 | Горький. | 1 | Уметь различать и узнавать основные качества продуктов по вкусу. | |||||||||||
3 | 20.04 | Сладкий. | 1 | Уметь перерабатывать получаемую информацию | |||||||||||
4 | 27.04 | Кислый.
| 1 | Уметь распознавать свои ощущения. | |||||||||||
5 | 4.05 | Соленый. | 1 | Уметь распознавать свои ощущения. | |||||||||||
6 | 11.05 | Восприятие консистенции. Жидкий | 1 | Уметь перерабатывать получаемую информацию | |||||||||||
7 | 18.05 | Твердый. | 1 | Уметь распознавать свои ощущения. | |||||||||||
8 | 25.05 | Сыпучий. | 1 | Уметь перерабатывать получаемую информацию | |||||||||||
Сенсорные игры своими руками 1.
1. Игра: «Пересыпь фасоль»
Цель: Развить мелкую моторику, самоконтроль, зрительно-моторную координацию, тактильные ощущения.
2. Игра: «Сенсорный коврик»
Цель: Развить тактильные ощущения, зрительно-моторную координацию.
3. Игра: «Массаж и самомассаж шишками»
Цель: Развить мелкую моторику, способствовать новым разнообразным ощущениям.
4. Игра: «Дай пять правой, затем левой рукой» (перекрёстные хлопки)
Цель: Развить межполушарные взаимодействия, тактильные ощущения.
5. Игра «Нарисуй пароход»
Цель: Стимулирование речевой активности, вызывания звука [у]
Использование картинок – символов «Пароход гудит у-у-у-у»
6. Игра «Раскрась по образцу»
Цель: Развить тактильные ощущения, зрительно-моторную координацию, цветовое восприятие.
7. Игра «Скутерборд»
Цель: Развитие ощущения своего тела в пространстве, чувство равновесия.
7. Игра «Кто молодец?»
Цель: Развитие образа «Я», развитие самосознания и «Я концепции».
8. Игра «Делай, Как я» (строим башню).
Цель: Развитие восприятия формы, цвета, величины, ориентировки в пространстве, развитие подражания, мелкой моторики, развитие самоконтроля».
9. Игра «Надень сандалии».
Цель: Формирование самообслуживания, развитие мелкой моторики (расстегивания, застёгивания сандалий), развитие ощущений.
Сенсорные игры своими руками 2.
- Игра «Найди одинаковые ключи»
Используется бросовый материал (старые ключи)
Цель: Развитие мышления, восприятия формы, цвета, величины, тактильных ощущений (холодный)».
- Игра «Почтовый ящик». Используется коробка из под обуви с отверстиями для монеток.
Цель: Развитие зрительно – моторной координации, мышления, внимания, восприятия, мелкую моторику, различные тактильные ощущения.
3. Игра «Подбери заплатку». Используется различные лоскутки ткани
Цель: Развитие зрительно – моторной координации, мышления, внимания, восприятия, мелкой моторики, различных тактильных ощущений.
4. Игра «Подбери пуговицу». Используется различные пуговицы
Цель: Развитие зрительно – моторной координации, мышления, внимания, восприятия, мелкой моторики, различных тактильных ощущений.
5. Игра «Найди половинку». Используется новые губки для мытья посуды
Цель: Развитие зрительно – моторной координации, мышления, внимания, восприятия, мелкой моторики, различных тактильных ощущений.
6. Игра «Чудесная шишка». Используется природный материал (шишки катают между ладошками)
7.Цель: Развитие зрительно – моторной координации, мышления, внимания, восприятия, мелкой моторики, различных тактильных ощущений.
Развитие фонематического слуха
Игра «Хлопни в ладоши, как я».
Цель: Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия, воспроизведения ритмического рисунка слова (изолированных ударов, серии простых ударов, серии акцентированных ударов).
Развитие мелкой моторики
Пальчиковые игры
1. Игра «Скатай из бумаги мячики двумя руками».
Цель: Развитие мелкой моторики, содружественных движений рук.
2. Игра «Мы ворота открываем».
Цель: Развитие мелкой моторики, содружественных движений рук.
3. Игра «Ёжик».
Цель: Развитие мелкой моторики, автоматизация звука [Л].
Гладь мои ладошки ёжик, ты колючий, ну и что же, я хочу тебя погладить, я хочу с тобою ладить.
4. Игра с «Мячиками су - джок».
Цель: Развитие мелкой моторики.
Я мячом люблю играть.
Назад, вперёд его катать.
Им поглажу по ладошке, будто я сметаю крошки. Я сожму его немножко, как сжимает лапу кошка.
5. Игра «Колечками су - джок».
Цель: Развитие мелкой моторики.
Кольцо на пальчик. На одной руке живут девочки. Этот пальчик Машенька. Этот пальчик Дашенька. Этот пальчик Наташенька. Этот пальчик Сашенька. Этот пальчик Ксюша. То же самое на другой руке.
6. Игра «Мамины бигуди»
Цель: Развитие мелкой моторики.
7. Театр на ладошке
Цель: Развитие мелкой моторики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нарушение модуляции ощущений (гиперчувствительность) как одна из категорий нарушения сенсорной интеграции. Стратегия работы с детьми с гиперчувствительностью.
Выступление на семинаре....
Сенсорная интеграция, как метод работы с детьми с ОВЗ
В последнее время все чаще используется сенсорная интеграция в работе с детьми с ОВЗ...
Применение элементов сенсорной интеграции с детьми ОВЗ.
Весь окружающий мир ребенок и взрослый познает с помощью органов чувств. Представьте насколько трудной может быть жизнь тех, кто: не видит и не слышит, не может понять того, что слышит или видит, не м...
«Использование приёмов сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми"
Представление коррекционной работы для родителей...
Методическая разработка "Использование приемов сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе с детьми с РАС педагога-психолога с использованием мобильного интегрированного мультимедийного комплекса с 3D визуализацией СВЕГА® ММК-3DМ"
Мобильный интегрированный мультимедийный комплекс с 3D визуализацией СВЕГА® ММК-3DM – уникальный инновационный образовательный продукт, предназначенный для демонстрации стереоскопического уч...
Использование сенсорной интеграции в логопедической работе с детьми дошкольного возраста
Использование сенсорной интеграции в логопедической работе с детьми дошкольного возраста...