Пальчиковые занятия
учебно-методическое пособие
Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchikovye_igry.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Пальчиковая гимнастика.
Что же такое пальчиковые игры? Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Интересно, что совсем маленькие дети, даже играя в одиночку, часто высказывают свои мысли вслух, тогда как ребята более старшего возраста играют молча.
Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они так увлекают малышей и приносят им столько пользы! Со слов взрослых дети могут многое запомнить и воспроизвести, надо только несколько раз повторить текст.
Озорные стихи и считалочки помогут разбудить детскую фантазию, творческую инициативу. Пальчиковые игры могут стать прекрасным средством начального эстетического воспитания.
Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь. У детей, с которыми часто проводили пальчиковые игры, даже почерк намного лучше, чем у других. Уникальное сочетание добрых стихов и простых массажных приемов дает поразительный эффект активного умственного и физического развития.
Какую конкретную пользу дают пальчиковые игры крохе?
Активируют зоны коры головного мозга, отвечающие за речь.
Развивают мелкую моторику.
Помогают формированию четкой, ритмичной речи.
Помогают научиться концентрировать и распределять внимание.
Снимают излишнее нервное напряжение.
Улучшают память.
Способствуют овладению навыками письма, рисования.
Развивают фантазию, воображение.
Улучшают гибкость и подвижность кистей и пальцев рук ребенка.
В общении со взрослым помогают развитию подражания и социализации.
Выступают отдельным видом игрового занятия.
Может служить отличным способом занять ребенка в дороге.
4 вида пальчиковых упражнений
Все игры с пальчиками можно разделить на несколько видов, в зависимости от возраста.
1. Упражнения для кистей рук
Помогают научиться расслаблению и напряжению мышц, переключаться с одного положения на другое, развивают подражание. Такие занятия можно проводить примерно с полутора лет, когда ребенок целенаправленно может повторять движения за взрослым и выполнять простые просьбы.
2. Динамические упражнения
Учат детей сгибать-разгибать пальчики, координировать точность движений. Такие игры подойдут для младших дошкольников.
3. Статические игры
Помогают закрепить уже полученные умения, требуют точности при выполнении. Могут выполняться в среднем и старшем дошкольном возрасте.
4. Массаж
Развивает сенсорно-тактильные ощущения, помогает снизить тонус мышц и подготовить пальцы к более сложным упражнениям. Массаж можно делать уже с рождения.
Как правильно провести пальчиковую гимнастику
Начинать делать с малышом пальчиковые упражнения можно после года.
Чтобы они были интересными, каждую игру хорошо сопровождать определенным ритмичным текстом – стихами, потешками, сказками, которые «инсценируются» при помощи пальцев и ладошек.
Слова обязательно нужно произносить ритмично и выразительно. Это помогает ребенку научиться правильно и красиво оформлять свою речь.
Как правило, фантазия детей живо включается в игру, и они с удовольствием выполняют все упражнения.
О чем нужно помнить при пальчиковых играх:
Согрейте руки перед занятием! Ваши пальцы не должны быть холодными.
Перед началом гимнастики нужно сделайте общую разминку для кистей и пальчиков, чтобы они разогрелись, стали податливее.
Во время игр контролируйте, чтобы ребенок задействовал в упражнениях все пальчики.
При проведении гимнастики родители должны не только следить за тем, как ребенок выполняет упражнения, но и оказывать тактильное влияние на ручки малыша (гладить, щекотать).
Ни в коем случае не заставляйте малыша играть, если он против: будет больше вреда, чем пользы.
Занимайтесь регулярно! Залог успеха – в систематических упражнениях.
ДАВАЙТЕ ИГРАТЬ!
Сорока-ворона
Взрослый водит пальцем по раскрытой ладошке ребенка и говорит:
— Сорока-ворона кашу варила,
деток кормила:
(поочередно берет пальчик, покачивает его и загибает к ладошке)
— Этому дала,
этому дала,
этому дала
этому дала,
а этому (покачивает посильнее) — не дала!
Ты в лес не ходил,
ты дров не рубил,
ты печь не топил!
Тебе нет ничего!
Пальчики-грибочки
Поочередно берем за пальчики, начиная с мизинца, покачиваем каждый и прижимаем к ладошке:
Этот пальчик в лес пошел,
этот пальчик гриб нашел,
этот пальчик чистить стал,
этот пальчик жарить стал.
Ну, а этот (большой пальчик) — взял, и съел,
потому и потолстел!
Два козленка
(На обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные).
Как-то раз к кому-то в гости
Шёл козлёнок через мостик,
(Держим кисти горизонтально, сближаем руки).
А навстречу шёл другой,
Возвращался он домой.
(На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха).
Пять утят
Пять утят плывут вперёд,
На берегу их мама ждёт,
(Одна из рук — «мама утка» — стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы сложены щепоткой. Вторая рука — утята. Выполняем волнообразные движения по направлению к «утке».
Количество разогнутых пальцев соответствует количеству утят)
Но только четверо утят
Вернулись к мамочке назад.
(постепенно пальцы загибаются)
Четверо утят плывут…
Трое утят плывут…
Двое утят плывут…
Вот один плывёт вперёд,
На берегу его мама ждёт,
(На слова «На берегу их мама ждёт» «киваем» кистью руки («мамой-уткой»).
И сразу пятеро утят
Вернулись к мамочке назад.
Часы
(Садимся на коврик или подушку (на колени). Перебираем пальчиками («бежим») от коленочек до макушки).
Мышь полезла в первый раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: «Бом!»,
(Один хлопок над головой).
Мышь скатилась кувырком.
(Руки «скатываются» на пол).
Мышь полезла второй раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: «Бом, бом!»
(Два хлопка).
Мышь скатилась кувырком.
Мышь полезла в третий раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: «Бом, бом, бом!»
(Три хлопка).
Мышь скатилась кувырком.
Червячки
Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
(Ладони лежат на коленях или на столе. Пальцы, сгибая, подтягиваем к себе ладонь (движение ползущей гусеницы), идем по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони).
Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
Вдруг ворона подбегает,
Головой она кивает,
(Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз).
Каркает: «Вот и обед!»
(Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх).
Глядь — а червячков уж нет!
(Сжимаем кулачки, прижимая их к груди)
У жирафов
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
(Хлопаем по всему телу ладонями).
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
(Щипаем себя, как бы собирая складки).
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела).
Наша семья
Вот дедушка,
Вот бабушка,
Вот папочка,
Вот мамочка,
Вот деточка моя,
А вот и вся семья.
Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся семья» второй рукой охватывать весь кулачок.
Качели
Задрожали ветви елей.
Мы в восторге от качелей.
Мы летаем вверх и вниз,
Вместе с нами веселись. (Т. Сикачева)
Упражнение выполнять вначале правой, затем левой рукой, а далее — двумя руками.От запястья кисти рук с прямыми сомкнутыми пальцами поднимать вверх, а затем, слегка согнув пальцы, мягко опускать вниз.
Котята
(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол).
У кошечки нашей есть десять котят,
(Покачиваем руками, не разъединяя их).
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых.
(Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).
Паучок
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
(Руки скрещены; пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки.)
Дождик с неба вдруг полил,
(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).)
Паучков на землю смыл.
(Хлопок ладонями по столу/коленям.)
Солнце стало пригревать,
(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)
Паучок ползёт опять,
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.
(Действия аналогичны первоначальным, «паучки» ползают на голове.)
Пчелки
Домик маленький на ёлке,
Дом для пчёл, а где же пчёлки?
Надо в дом постучать,
(Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). «Улей» прижат к «ёлке» Дети заглядывают в «улей»).
Раз, два, три, четыре, пять.
Я стучу, стучу по ёлке,
(Сжимаем кулачки. Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки).
Где же, где же эти пчёлки?
Стали вдруг вылетать:
(Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими (пчёлки летают).
Раз два, три, четыре, пять!
Перчатка
Весёлая мышка
Перчатку нашла,
(Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка). Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх).
Гнездо в ней устроив,
(Складываем ладоши «ковшом»).
Мышат позвала.
(Сгибаем — разгибаем пальцы («зовущий» жест).
Им корочку хлеба
Дала покусать,
(Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков).
Погладила (отшлёпала) всех
(Большим пальцем гладим («шлёпаем») остальные (скользящим движением от мизинца к указательному).
и отправила спать.
(Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР НА ЗАНЯТИЯХ ПОАНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
В статье приводятся методические рекомендации по проведению пальчиковых игр....
Воспитательное занятие «Изготовление поздравительной открытки» (нетрадиционное рисование - пальчиковые краски)
Воспитательное занятие «Изготовление поздравительной открытки» (нетрадиционное рисование - пальчиковые краски)...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР С ПОПЕВКАМИ И РИФМОВКАМИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ С ДОШКОЛЬНИКАМИ И МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ
Пальчиковые игры развивают мелкую моторику, а её развитие стимулирует развитие некоторых зон головного мозга, в частности речевых центров. Развитие мелкой моторики готовит руки ребёнка к разнообразным...
"Пальчиковые игры" Сборник упражнений для занятий с детьми на музыкальных занятиях
В сборник собраны игры, помогающие в освоении ритма, в работе над развитием дыхания, вокальных навыков, дикции, а так же упражнений, направленные на развитие мышечной активности и раскрепощение рук....
Методическая разработка кружкового занятия «Пальчиковая игрушка «Мышка – Норушка» в технике мокрого валяния
Кружковое занятие "Пальчиковая игрушка Мышка - Норушка" разработано для людей с ограниченными интеллектуальными возможностями, посещающих кружок «Валяние из шерсти», с использова...
Конспект открытого внеклассного занятия на тему: «Пальчиковые куклы»
Кукольный театр - одно из самых любимых зрелищ детей дошкольного возраста. Он привлекает их своей яркостью, красочностью, динамикой. Они видят знакомых мишек, зайчиков, собачек, только оживших, двигаю...
Конспект логопедического занятия по обучению пересказу сказки «Лиса и журавль» с использованием пальчикового театра
Примерный конспект логопедического занятия по обучению пересказу сказки «Лиса и журавль» с использованием пальчикового театра...