Конспект открытого внеклассного занятия на тему: «Пальчиковые куклы»
учебно-методический материал на тему
Кукольный театр - одно из самых любимых зрелищ детей дошкольного возраста. Он привлекает их своей яркостью, красочностью, динамикой. Они видят знакомых мишек, зайчиков, собачек, только оживших, двигающихся и говорящих. Куклы имеют столь же древнее происхождение, что и сам театр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_vneurochnogo_zanyatiya_palchikovaya_kukla_fgos.docx | 372.4 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ №1
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ
НА ТЕМУ:
«ПАЛЬЧИКОВЫЕ КУКЛЫ»
Автор: учитель технологии
Прошкина Наталья Геннадьевна
Краснознаменск
2017 г.
Конспект открытого внеклассного занятия на тему: «Пальчиковые куклы»
Тип занятия: урок открытий новых знаний.
Технология занятия: проектная технология.
Цель занятия:
Образовательная: Формирование способности обучающихся к новому способу действия.
Развивающая: Приобщение к культурному наследию нашего народа, традициям, народно - прикладному искусству посредством изготовления кукол. Развивать исследовательские навыки. Познакомить обучающихся с пальчиковыми куклами. Сделать простейшую пальчиковую куклу
Воспитательная: способствовать эстетическому воспитанию школьников средствами народного искусства
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с историей возникновения кукол.
Формировать интерес к русской культуре, к творчеству, традициям и обрядам.
Подвести к пониманию назначения народной куклы.
Развивающие:
Формировать умение создавать куклу и познакомить с различными техниками выполнения народных кукол.
Развивать эмоциональные качества детей, через приобщение к истории нашей страны.
Развитие внимания, памяти, творческого воображения.
Развитие интереса у детей к созданию экспонатов музея своими руками.
Воспитательные:
Воспитание любви и уважения к старшему поколению, семье, их истории, традициям; бережного отношения к историческим предметам.
Воспитание трудолюбие, чувство взаимопомощи, взаимовыручки, любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека, любви к родному краю и себе.
Принципы построения занятия:
Включение учащихся в активную деятельность.
Доступность и наглядность.
Связь теории с практикой.
Учёт возрастных особенностей.
Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности. Целенаправленность и последовательность деятельности.
Ценностные ориентиры:
укрепление связей между поколениями семьи, рода, нации, сохранение и преумножение этнокультурного наследия;
развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т. п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);
формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человека с природой (как источника не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения,); о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
формирование первоначальных навыков овладения технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасного труда;
приобретение навыков самообслуживания;
овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки;
использование приобретенных знаний о правилах создания предметной и информационной среды для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
развитие коммуникативной компетентности школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности; приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию – результатам трудовой деятельности предшествующих поколений.
Планируемые достижения:
Личностные:
Знать:
о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;
правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом и творческом процессе;
правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению.
Уметь:
анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели;
соблюдать правила игры и дисциплину;
правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, помогать и поддерживать друг друга и т.д.);
выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности;
проявлять учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата.
Применять:
быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия;
подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки.
Метапредметные (УУД):
Знать:
о ценностном отношении к кукле как к культурному наследию народа;
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Уметь:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей и других людей, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение;
контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
выбирать вид работы в зависимости от цели;
уметь работать в группе, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
формулировать собственное мнение и позицию
Применять:
полученные знания, умения и навыки.
Планируемые предметные результаты.
Знать:
названия инструментов и правила техники безопасности при работе с ними;
названия материалов, из которых делают кукол;
о способе создания кукол разных видов;
Уметь:
создавать куклы разных видов из различного материала;
подбирать инструменты для работы и владеть ими;
работать в группе, в коллективе.
Применять:
полученный опыт в жизненных ситуациях:
приобретённые знания на уроках.
Материалы и инструменты:
Для учителя: образец куклы, детали кроя, иголка, нитки, ножницы, английские булавки.
Для детей: выкройка куколки, иголка, ножницы, нитки, английские булавки.
Методы трудового обучения:
Индивидуальная работа: во время самостоятельной практической работы учащихся учитель проводит показ и комментирование удачных и ошибочных моментов в детских работах, показывает и комментирует варианты исправления ошибок и приемы изготовления.
Межпредметные связи: на каждом этапе урока учитель конкретизирует цели и задачи определенного момента урока, озвучивает связь темы урока с учебными предметами – географией, историей, литературой и музыкой.
Дифференцированный подход в методике проведения урока: в практической части учащимся предлагается многовариантная схема решения одной темы – от сложного декора по объемной форме до упрощенной плоскостной композиции на бумаге.
Оценочное ориентирование: перед практической частью учитель озвучивает какую оценку ученик может получить за правильно выполненную работу и что для этого необходимо.
План работы:
организационный момент (1-3 мин.)
вступительная беседа (3-5 мин)
анализ образца (5-10 мин)
планирования работы (3-5 мин)
самостоятельная работа (15-20 мин)
подведение итогов.
Этап урока | Содержание урока | Примечание |
1.Организационный момент (1-3 мин) 2.Вступительная беседа (3-5 мин) 3. Анализ образца (5-15 мин) 4.Планирование работы (3-5 мин.) 5. Самостоятельная работа (15-20 мин) 6.Подведение итогов. | У: Здравствуйте, дети! Продолжаем наш урок трудового обучения. Давайте каждый проверить своего соседа готов ли он к уроку. А кто сидит один проверю я. Все готовы ни кто ни что не забыл. У: какие режущие и колющиеся инструменты на сегодняшний урок я просила принести. Д: ножницы и английские иголки. У: технику безопасности при использование этих инструментов мы с вами уже знаем. Давайте правила обращения с иголкой: Не бросай иглы. Не втыкай их в ткань или свою одежду. Ни в коем случае не бери иглы в рот! Во время работы втыкай иглы в специальную подушечку. Проверяй количество игл перед началом и после окончания, работы, обязательно найди недостающие иглы. У: сегодня у нас новый вид работы. Кто мне скажет, с чем мы сегодня будем работать. Д: сегодня мы будем работать с тканью. У: давайте поговорим немного о тканях. Кто-нибудь, что-то знает о тканях. Какие виды тканей бывают. Д: натуральные и химические. Химические делятся на искусственные и синтетические. У: внимательно посмотрите на лоскутки и скажите чем они отличаются, перечислите свойства тканей. Д: осыпаемость нитей, усадка, растяжимость и т.д. У: верно, значит когда работаем с тканью нужно всегда учитывать эти свойства. У: как вы думаете, а что именно мы будем делать из ткани? Д: будем учится шить петельным швом, швом через край, учится кроить и выкраивать и делать пальчиковую куклу. У: да этим мы и будем заниматься на уроке. Посмотрите вот у меня есть пальчиковая кукла, как вы думаете какому приему надо приемов воспользоваться, чтобы у нас получились детали из которых мы будем делать куклу. Д: надо научится кроить на ткани, с помощью выкройки. У: верно, значит мы сегодня научимся кроить с помощью выкройки и шить петельным швом и швом через край. А скажите где может использоваться пальчиковая кукла? Д: она может использоваться в кукольном театре, для постановки сказок и т.д. У: когда мы научимся делать таких кукол можете дома продолжить свою коллекцию и поставить какую – нибудь сказку. У: посмотрите на куклу еще раз и скажите, что нам понадобиться для работы. Д: лоскуток ткани, иголка чтобы сшивать изделия, нитки. У: все назвали правильно и еще нам понадобятся английские булавки чтобы прикалывать выкройку по ходу работы посмотрим как с ними работать. У: ребята для того чтобы получить основу такой формы, что нам понадобится, чтобы она получилась ровной. Д: для этого нам понадобится выкройка. У: а что такое выкройка? Д: Выкройка это шаблон, только из тонкой бумаги. У: давайте внимательно посмотрим на куклу и подумаем из каких деталей она состоит? Д: основа куклы 2 детали, детали для лица. У: сегодня на уроке мы только сделаем основу, а оформлением займемся на следующем уроке. Что нам нужно сделать чтобы получить основу из ткани. Д: нужно положить выкройку на ткань и обвести ее. У: правильно, но для этого ткань нужно сложить лицевой стороной внутрь, как мы делали с бумагой. Сложили ткань, положили выкройку, теперь нам нужно обвести ее, но ткань у нас мягкая и когда начнем обводит, ткань по ней сдвинется. Что нужно сделать, чтобы ткань под выкройкой не двигалась. Д: нужно выкройку приколоть иголочками к ткани. У: закрепили выкройку, обвели. Ребята, а как нужно расположить выкройку. Д: к краю, чтобы экономить ткань. У: затем снимаем выкройку, а булавки опять вкалываем, чтобы ткань не двигалась. Что будем делать следующим шагом. Д: будем вырезать. У: вот у нас получились 2 детали. Кто знает как будет называется вырезанная деталь. Д: вырезанная деталь будет называться кроем. У: следующий шаг как вы думаете будет какой? Д: надо будет сшить две детали. У: каким швом будем сшивать петельным или через край. И чем эти швы отличаются. Д: петельный предназначен для обметывания петель и обшивания срезов сыпучих материалов, а шов через край, чтобы ткань не осыпалась. Учитель показывает как шить петельным швом. Ткань прокалываем иголкой к «себе», при каждом стежке накладываем на иголку петлю и затягиваем ее. Петлю необходимо накидывать с какой – либо одной стороны. У: после того, как мы сшили по краю туловище надо будет обшить нижний край швом через край. Учитель показывает, как шить швом через край. Выполняем его в виде ровных косых стежков. Ткань прокалываем иглой к «себе», делаем косой стежок и снова прокалываем ткань иглой к себе. У: когда будете сшивать детали, не забудьте закрепить их булавочками, чтобы они не сдвигались. У: А теперь составим план, по которому вы будете делать работу. Каким будет первый шаг. Д: первым шагом будет сложить лоскуток ткани лицевой стороной внутрь. Приколоть выкройку, обвести мелом, снимаем выкройку, а булавки опять вкалываем в ткань. У: что будет вторым шагом. Д: вырезаем детали, закрепляем булавочками, детали соединяем петельным швом. (учитель еще раз показывает как.); обшиваем нижний край (учитель тоже показывает) На доске выписывается план: сложить лоскуток ткани лицевой стороной внутрь приколоть выкройку, обвести мелом снимаем выкройку вырезаем детали закрепляем, сшиваем петельным швом. обшиваем нижний край «Критерии оценивания»: «5» - работа выполнена аккуратно; ребенок самостоятельно выполнял работу без помощи учителя; швы аккуратные. «4»- не большая помощь учителя при выполнение работы; работа выполнена не совсем аккуратно; «3» - работа выполнена не аккуратно; плохо сшиты детали; помощь учителя; «2» - работа не выполнена. Под руководством учителя уч-ся самостоятельно выполняют работу. У: Закончили работу. Подведем итоги, что мы делали сегодня на уроке. Д: сегодня на уроке мы узнали о свойствах ткани, о разновидностях тканей. У: с какими швами мы сегодня познакомились. И чем они отличаются? Д: петельным швом, предназначен для обметывания петель и обшивания срезов сыпучих материалов, а шов «через край» для того чтобы не осыпались края. У: а чем отличается крой от выкройки? Д: выкройка – это деталь нарисованная на бумаге, а крой – это вырезание деталей из ткани. У: как нужно правильно располагать выкройку на ткани. Д: нужно экономить ткань, выкройку располагать с краю. У: Молодцы поняли разницу. Убираем свои рабочие места. Уроки окончен. Домашнее задание принести куклу, цветную бумагу, клей, фломастеры, ножницы будем оформлять куклу. | Даются лоскутки различных видов тканей. Принцип: ведущая роль теоретических знаний. Принцип: развитие всех учащихся как слабых, так и сильных. Учитель показывает на лоскутке ткани Принцип: обучение на высоком уровне трудностей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого интегрированного занятия на тему: «Предлоги места нахождения и направления движения».
Взаимодействие учителя-логопеда с педагогами дополнительного образования. Планируя данное занятие, я учитывала, что современные условия дик...
Открытое внеклассное занятие на тему : «Моя семья – мое богатство»
Самое ценное в жизни каждого человека - это семья. Расширить представления о семье как о родных, близких людях, которые любят, помогают и заботятся друг о друге , о важности и роли семьи в жизни челов...
Конспект открытого внеклассного занятия по чтению по теме "Муму" И.С. Тургенева
Цель: обобщить и систематизировать знания , полученные при изучении произведения И.С. Тургенева...
Конспект открытого логопедического занятия на тему: «Игрушки. Образование формы множественного числа»
Конспект открытого логопедического занятия на тему: «Игрушки. Образование формы множественного числа» по формированию лексической и грамматической сторон речи для детей среднего дошкольног...
Конспект открытого внеклассного мероприятия на тему: «Брейн-ринг»
ТЕМА: «БРЕЙН-РИНГ»УЧАСТНИКИ: ученики 5а, 5б классовЦЕЛЬ:- обобщить и повторить изученный материал по теме «Времена года»;- коррекция речи, мыслительных процессов;- воспитание усидчивости, чувства колл...
Конспект открытого внеклассного мероприятия на тему : " Волшебная поляна"
Конспект разработан для обучающихся с тяжёлыми множественными нарушениями в развитии....
Конспект открытого внеклассного занятия «Поезд здоровья»
В своей работе приоритетной и главной задачей считаю сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Ведь только здоровый ребёнок сможет успешно учиться и добиться высоких результа...