Конспект открытого внеклассного занятия на тему: «Пальчиковые куклы»
учебно-методический материал на тему

Прошкина Наталья Геннадиевна

Кукольный театр - одно из самых любимых зрелищ детей дошкольного возраста. Он привлекает их своей яркостью, красочностью, динамикой. Они видят знакомых мишек, зайчиков, собачек, только оживших, двигающихся и говорящих. Куклы имеют столь же древнее происхождение, что и сам театр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ №1

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ

НА ТЕМУ:

«ПАЛЬЧИКОВЫЕ КУКЛЫ»

Автор: учитель технологии

Прошкина Наталья Геннадьевна

Краснознаменск

2017 г.


Конспект открытого внеклассного занятия на тему: «Пальчиковые куклы»

Тип занятия: урок открытий новых знаний.

Технология занятия:  проектная технология.

Цель занятия:

Образовательная: Формирование способности обучающихся к новому способу действия.

Развивающая: Приобщение к культурному наследию нашего народа, традициям, народно - прикладному искусству посредством изготовления кукол. Развивать  исследовательские навыки. Познакомить обучающихся с пальчиковыми куклами. Сделать простейшую пальчиковую куклу

Воспитательная: способствовать эстетическому воспитанию школьников средствами народного искусства

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с историей возникновения кукол.

Формировать интерес к русской культуре, к творчеству, традициям и обрядам.

Подвести к пониманию назначения народной куклы.

Развивающие:

Формировать умение создавать куклу и познакомить с различными техниками выполнения народных кукол.

Развивать эмоциональные качества детей, через приобщение к истории нашей страны.

Развитие внимания, памяти, творческого воображения.

Развитие интереса у детей к созданию экспонатов музея своими руками.

Воспитательные:

Воспитание любви и уважения к старшему поколению, семье, их истории, традициям; бережного отношения к историческим предметам.

Воспитание трудолюбие, чувство взаимопомощи, взаимовыручки, любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека, любви к родному краю и себе.

Принципы построения занятия:

Включение учащихся в активную деятельность.

Доступность и наглядность.

Связь теории с практикой.

Учёт возрастных особенностей.

Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности. Целенаправленность и последовательность деятельности.

Ценностные ориентиры:

укрепление связей между поколениями семьи, рода, нации, сохранение и преумножение этнокультурного наследия;

развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т. п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);

формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человека с природой (как источника не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения,); о мире профессий и важности правильного выбора профессии;

формирование первоначальных навыков овладения технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасного труда;

приобретение навыков самообслуживания;

овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки;

использование приобретенных знаний о правилах создания предметной и информационной среды для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;

развитие коммуникативной компетентности школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности; приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;

воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию – результатам трудовой деятельности предшествующих поколений.

Планируемые достижения:

Личностные:

Знать:

о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;

правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом и творческом процессе;

правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению.

Уметь:

анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели;

соблюдать правила игры и дисциплину;

правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, помогать и поддерживать друг друга и т.д.);

выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности;

проявлять учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата.

Применять:

быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия;

подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки.

Метапредметные (УУД):

Знать:

о ценностном отношении к кукле как к культурному наследию народа;

нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

Уметь:

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей и других людей, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение;

контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

выбирать вид работы в зависимости от цели;

уметь работать в группе, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

формулировать собственное мнение и позицию

Применять:

полученные знания, умения и навыки.

Планируемые предметные результаты.

Знать:

названия инструментов и правила техники безопасности при работе с ними;

названия материалов, из которых делают кукол;

о способе создания кукол разных видов;

Уметь:

создавать куклы разных видов из различного материала;

подбирать инструменты для работы и владеть ими;

работать в группе, в коллективе.

Применять:

полученный опыт в жизненных ситуациях:

приобретённые знания на уроках.

Материалы и инструменты:

Для учителя: образец куклы, детали кроя, иголка, нитки, ножницы, английские булавки.

Для детей: выкройка куколки, иголка, ножницы, нитки, английские булавки.

Методы трудового обучения:

Индивидуальная работа: во время самостоятельной практической работы учащихся учитель проводит показ и комментирование удачных и ошибочных моментов в детских работах, показывает и комментирует варианты исправления ошибок и приемы изготовления.

Межпредметные связи: на каждом этапе урока учитель конкретизирует цели и задачи определенного момента урока, озвучивает связь темы урока с учебными предметами – географией, историей, литературой и музыкой.

Дифференцированный подход в методике проведения урока: в практической части учащимся предлагается многовариантная схема решения одной темы – от сложного декора по объемной форме до упрощенной плоскостной композиции на бумаге.

Оценочное ориентирование: перед практической частью учитель озвучивает какую оценку ученик может получить за правильно выполненную работу и что для этого необходимо.

План работы:

организационный момент (1-3 мин.)

вступительная беседа (3-5 мин)

анализ образца (5-10 мин)

планирования работы (3-5 мин)

самостоятельная работа (15-20 мин)

подведение итогов.

Этап урока

Содержание урока

Примечание

1.Организационный момент (1-3 мин)

2.Вступительная беседа (3-5 мин)

3. Анализ образца (5-15 мин)

4.Планирование работы (3-5 мин.)

5. Самостоятельная работа (15-20 мин)

6.Подведение итогов.

У: Здравствуйте, дети! Продолжаем наш урок трудового обучения. Давайте каждый проверить своего соседа готов ли он к уроку. А кто сидит один проверю я. Все готовы ни кто ни что не забыл.

У: какие режущие и колющиеся инструменты на сегодняшний урок  я просила принести.

Д: ножницы и английские иголки.

У: технику безопасности при использование этих инструментов мы с вами уже знаем. Давайте правила обращения с иголкой:

Не бросай иглы. Не втыкай их в ткань или свою одежду. Ни в коем случае не бери иглы в рот!

Во время работы втыкай иглы в специальную подушечку.

Проверяй количество игл перед началом и после окончания, работы, обязательно найди недостающие иглы.

У: сегодня у нас новый вид работы. Кто мне скажет,  с чем мы сегодня будем работать.

Д: сегодня мы будем работать с тканью.

У: давайте поговорим немного о тканях. Кто-нибудь, что-то знает о тканях. Какие виды тканей бывают.

Д: натуральные и химические.  Химические делятся на искусственные и синтетические.

У: внимательно посмотрите на лоскутки и скажите чем они отличаются, перечислите свойства тканей.

Д: осыпаемость нитей, усадка, растяжимость и т.д.

У: верно, значит когда работаем с тканью нужно всегда учитывать эти свойства.

У: как вы думаете, а что именно мы будем делать из ткани?

Д: будем учится  шить петельным швом, швом через край, учится кроить и выкраивать  и делать пальчиковую куклу.

У: да этим мы и будем заниматься на уроке. Посмотрите вот у меня есть пальчиковая кукла, как вы думаете какому приему надо приемов воспользоваться, чтобы у нас получились детали из которых мы будем делать куклу.  

Д: надо научится кроить на ткани, с помощью выкройки.

У: верно, значит мы сегодня научимся кроить с помощью выкройки и шить петельным швом и швом через край. А скажите где может использоваться  пальчиковая кукла?

Д: она может использоваться  в кукольном театре, для постановки сказок и т.д.

У: когда мы научимся делать таких кукол можете дома продолжить свою коллекцию и поставить какую – нибудь сказку.

У: посмотрите на куклу еще раз и скажите, что нам понадобиться  для работы.

Д: лоскуток ткани, иголка чтобы сшивать изделия, нитки.

У: все назвали правильно и еще нам понадобятся английские булавки чтобы прикалывать выкройку по ходу работы посмотрим как с ними работать.

У: ребята для того чтобы получить основу такой формы, что нам понадобится, чтобы она получилась ровной.

Д: для этого нам понадобится выкройка.

У: а что такое выкройка?

Д: Выкройка это шаблон, только из тонкой бумаги.

У: давайте внимательно посмотрим на куклу и подумаем из каких деталей она состоит?

Д: основа куклы 2 детали, детали для лица.

У: сегодня на уроке мы только сделаем основу, а оформлением займемся на следующем уроке. Что нам нужно сделать чтобы получить основу из ткани.

Д: нужно положить выкройку на ткань и обвести ее.

У: правильно, но для этого ткань нужно сложить лицевой стороной внутрь, как мы делали с бумагой.

Сложили ткань, положили выкройку, теперь нам нужно обвести ее, но ткань у нас мягкая и когда начнем обводит, ткань по ней сдвинется. Что нужно сделать, чтобы ткань под выкройкой не двигалась.

Д: нужно выкройку приколоть иголочками к ткани.

У: закрепили выкройку, обвели. Ребята, а как нужно расположить выкройку.

Д: к краю, чтобы экономить ткань.

У: затем снимаем выкройку, а булавки опять вкалываем, чтобы ткань не двигалась. Что будем делать следующим шагом.

Д: будем вырезать.

У: вот у нас получились 2 детали. Кто знает как будет называется вырезанная деталь.

Д: вырезанная деталь будет называться кроем.

У: следующий шаг  как вы думаете будет какой?

Д: надо будет сшить две детали.

У: каким швом будем сшивать петельным или через край. И чем эти швы отличаются.

Д: петельный предназначен для обметывания петель и обшивания срезов сыпучих материалов, а шов через край, чтобы ткань не осыпалась.

Учитель показывает как шить петельным швом.

Ткань прокалываем иголкой к «себе», при каждом стежке накладываем на иголку петлю и затягиваем ее. Петлю необходимо накидывать с какой – либо одной стороны.

У: после того, как мы сшили по краю туловище надо будет обшить нижний край швом через край.

Учитель показывает, как шить швом через край.

Выполняем его в виде ровных косых стежков. Ткань прокалываем иглой к «себе», делаем косой стежок и снова прокалываем ткань иглой к себе.

У: когда будете сшивать детали, не забудьте закрепить их булавочками, чтобы они не сдвигались.

У: А теперь составим план, по которому вы будете делать работу. Каким будет первый шаг.

Д: первым шагом будет сложить лоскуток ткани лицевой стороной внутрь. Приколоть выкройку, обвести мелом, снимаем выкройку, а булавки опять вкалываем в ткань.

У: что будет вторым шагом.

Д: вырезаем детали, закрепляем булавочками, детали соединяем петельным швом. (учитель еще раз показывает как.); обшиваем нижний край (учитель тоже показывает)

На доске выписывается план:

сложить лоскуток ткани лицевой стороной внутрь

приколоть выкройку, обвести мелом

снимаем выкройку

вырезаем

детали закрепляем, сшиваем петельным швом.

обшиваем нижний край

«Критерии оценивания»:

«5» - работа выполнена аккуратно; ребенок самостоятельно выполнял работу без помощи учителя; швы аккуратные.

«4»- не большая помощь учителя при выполнение работы; работа выполнена не совсем аккуратно;

«3» - работа выполнена не аккуратно; плохо сшиты детали; помощь учителя;

«2» - работа не выполнена.

Под руководством учителя уч-ся самостоятельно выполняют работу.

У: Закончили работу. Подведем итоги, что мы делали сегодня на уроке.

Д: сегодня на уроке мы узнали о свойствах ткани, о разновидностях тканей.

У: с какими швами мы сегодня познакомились. И чем они отличаются?

Д: петельным швом, предназначен для  обметывания петель и обшивания срезов сыпучих материалов, а шов «через край» для того чтобы не осыпались края.

У: а чем отличается крой от выкройки?

Д: выкройка – это деталь нарисованная на бумаге, а крой – это вырезание деталей из ткани.

У: как нужно правильно располагать выкройку на ткани.

Д: нужно экономить ткань, выкройку располагать с краю.

У: Молодцы поняли разницу. Убираем свои рабочие места. Уроки окончен. Домашнее задание принести куклу, цветную бумагу, клей, фломастеры, ножницы будем оформлять куклу.

Даются лоскутки различных видов тканей.

Принцип: ведущая роль теоретических знаний.

Принцип: развитие всех учащихся как слабых, так и сильных.

Учитель показывает на лоскутке ткани

Принцип: обучение на высоком уровне трудностей.

F:\Photo\Школа\Мастер-класс\SDC15443.JPG F:\Photo\Школа\Мастер-класс\SDC15472.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого интегрированного занятия на тему: «Предлоги места нахождения и направления движения».

Взаимодействие  учителя-логопеда  с  педагогами дополнительного  образования. Планируя  данное  занятие, я  учитывала, что  современные  условия  дик...

Открытое внеклассное занятие на тему : «Моя семья – мое богатство»

Самое ценное в жизни каждого человека - это семья. Расширить представления о семье как о родных, близких людях, которые любят, помогают и заботятся друг о друге , о важности и роли семьи в жизни челов...

Конспект открытого внеклассного занятия по чтению по теме "Муму" И.С. Тургенева

Цель: обобщить и систематизировать знания , полученные при изучении произведения И.С. Тургенева...

Конспект открытого логопедического занятия на тему: «Игрушки. Образование формы множественного числа»

Конспект открытого логопедического занятия на тему:  «Игрушки. Образование формы множественного числа» по формированию лексической  и грамматической сторон речи для детей среднего дошкольног...

Конспект открытого внеклассного мероприятия на тему: «Брейн-ринг»

ТЕМА: «БРЕЙН-РИНГ»УЧАСТНИКИ: ученики 5а, 5б классовЦЕЛЬ:- обобщить и повторить изученный материал по теме «Времена года»;- коррекция речи, мыслительных процессов;- воспитание усидчивости, чувства колл...

Конспект открытого внеклассного мероприятия на тему : " Волшебная поляна"

Конспект разработан для обучающихся с тяжёлыми множественными нарушениями в развитии....

Конспект открытого внеклассного занятия «Поезд здоровья»

В своей работе приоритетной и главной задачей считаю сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Ведь только здоровый ребёнок сможет успешно учиться и добиться высоких результа...