Консультация для родителей. Использование дидактических игр и упражнений в работе учителя-дефектолога с обучающимися с ТМНР
консультация

Материал используется для консультирования родителей 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«Школа № 854»

124489 г. Москва, г. Зеленоград, корп. 603 А                   тел./факс: 8(499)736-75-15

ОГРН 1027739319156                                            http:// s854zg.mskobr.ru

ИНН\КПП 7735099084/773501001                                  854@edu.mos.ru

Консультация для родителей.

Использование дидактических игр и упражнений в работе учителя-дефектолога с обучающимися с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР)

C:\Users\nikol\Desktop\20210122_210237.jpg

Подготовила: учитель-дефектолог Насонова А.Е.

Москва, 2020

 В связи с особенностями развития, обучающиеся с ТМНР особенно нуждаются в целенаправленном обучении. Они не усваивают общественный опыт спонтанно, особенно в раннем возрасте. Ученые, исследующие особенности развития детей с отклонениями в развитии, в первую очередь отмечают у них отсутствие интереса к окружающему. Поэтому для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют способы воздействия, направленные на активизацию их познавательной деятельности.

Значительное место в процессе обучения и воспитания занимают дидактические игры.

Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них – обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок, не усвоив программного материала, не смог достичь игровой цели. Например, в игре "Что катится, что не катится" обучающая цель состоит в том, чтобы научить детей различать предметы по форме (куб и шар), обращая их внимание на свойства предметов. Перед детьми ставится только игровая задача – докатить предмет до определенной черты, показав при этом свою ловкость. Добиться цели может лишь тот ребенок, который научится различать куб и шар, поймет, что до черты докатится только шар. Следовательно, усвоение программного содержания становится условием достижения игровой цели.

Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводится на индивидуальных и групповых занятиях.

В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для обучающихся с ТМНР, у которых опыт действий с предметами значительно обеднен, не зафиксирован и не обобщен.

Ребенку для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуются многократные повторения. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально-положительного отношения к заданию.

Таким образом, особая роль дидактической игры в обучающем процессе определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт.

Основная задача игр и занятий по ознакомлению с окружающим направлена на формирование у детей целостного восприятия и представления о различных предметах и явлениях окружающей действительности.

Ознакомление с окружающим обогащает чувственный опыт ребенка – учит его быть внимательным к тому, что его окружает, смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать. Обогащение чувственного опыта неразрывно связано с развитием чувственного познания – ощущений, восприятия, представлений.

При формировании адекватных представлений об окружающем у обучающихся с ТМНР создается чувственная основа для слова, что подготавливает его к восприятию словесных описаний объектов, явлений и отношений (стихов, песен, сказок).  

В ходе игр по ознакомлению с предметным миром, созданным руками человека, у обучающихся формируются представления о функциональном назначении основных предметов, окружающих ребенка, и способах действия с ними. Важно учитывать последовательность этапов ознакомления школьников с предметным миром. Вначале детей знакомят с реальными предметами, их функциональным назначением, затем проводится ознакомление с копиями этих предметов. Далее знакомят с изображением этих предметов (на картинках), и в конце формируется представление об этих предметах. При этом используются различные методы: практические, наглядные – со словесным сопровождением и показом самого предмета и действия с ним.

В процессе игр и занятий по ознакомлению с природой у обучающихся с ТМНР формируются представления о живом и неживом мире, о взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений природы. Особое внимание обращается на зависимость жизни и деятельности человека от природных условий в постоянно меняющейся природной среде.

 

Игры по ознакомлению с предметным миром.

«Найди такую же»

Цель: Учить сравнивать игрушки, находить в них признаки сходства и различия; понимать правила игры; воспитывать интерес к действиям с игрушками.

«Зайка»

Цель: Познакомить обучающихся с игрушкой – зайкой; вызвать интерес к действиям с игрушкой.

«Кукла проснулась»

Цель: Уточнить представления у обучающихся о предметах одежды; учить называть (показывать) предметы одежды.

«Кукла обедает»

Цель: Уточнить у обучающихся представления о предметах посуды; формировать заботливое отношение к кукле.

«Новоселье куклы»

Цель: Формировать преставления о предметном мире; уточнить представления о предметах мебели, одежды, посуды.

«Кому что нужно для работы»

Цель: Учить обучающихся соотносить орудия труда с профессией людей; воспитывать интерес к труду взрослых, желание помогать им, брать на себя роли людей разных профессий.

«Из чего сделано?»

Цель: Учить обучающихся группировать предметы по материалу, из которого они сделаны (дерево резина, металл, пластмасса); воспитывать наблюдательность, внимание, умение соблюдать правила игры.

Игры по ознакомлению с природой.

«Чьи детки?»

Цель: Закрепить знания обучающихся о домашних животных, их детенышах, кто как кричит; вырабатывать умение соотносить изображение детенышей с изображением на картинке большого животного.

«Лото»

Цель: Закрепить знания обучающихся об овощах и фруктах; учить группировать предметы в соответствии с инструкцией педагога.

«Что где растет»

Цель: Закрепить знания обучающихся о растениях; группировать растения по месту их произрастания; развивать активность и самостоятельность.

«Такой листок -  лети ко мне»

Цель: Закрепить знания обучающихся о живой природе; учить называть (показывать) деревья в соответствии с их листвой; развивать внимание.

«Охотник и пастух»

Цель: Уточнить представления обучающихся о диких и домашних животных; учить пользоваться обобщающими словами – «дикие звери», «домашние животные»; развивать внимание.

«Когда это бывает?»

Цель: Закрепить представления обучающихся о временах года, их характерных признаках; развивать наблюдательность.

Литература:

1.Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя-дефектолога / Е.А. Стребелева. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 256 с.: ил. — (Коррекционная педагогика)

2. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. – 4-е издание, М.: Просвещение, 2011. – 269 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Работа с детьми с задержкой психического развития должна быть динамичной, эмоционально-приятной, не утомительной и разнообразной. А это объективно подталкивает к поискам как традиционных так и не трад...

Семинар для учителей-дефектологов и учителей-логопедов: «Особенности практической работы учителей-дефектологов и учителей-логопедов в условиях Центра»

Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста школьного возраста...

ИЗО-терапия в работе учителя дефектолога и учителя-логопеда с использованием элементов техники «Фроттаж»

Фрагмент этапа коррекционного занятия по лексической теме: "Осень" с использованием техники рисования "Фроттаж"....

Особенности использования сказки в работе учителя-дефектолога с детьми ТМНР.

В статье говорится о том, как можно решить коррекционные задачи в работе учителя-дефектолога при рассказывании русской народной сказки "Теремок"....

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов на тему "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя -дефектолога"

       В настоящее время учителя – дефектологи школьных образовательных учреждений интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача учите...

Опыт работы. Презентация: "Использование авторского многофункционального Панно-занавеса в работе учителя-дефектолога"

Современное дошкольное образование на сегодняшний день предлагает использовать информационно-коммуникативные технологии  для повышения мотивации и интереса к занятиям у воспитанников. Но, работая...

Материал к выступлению на методическом объединении "Использование Web-квеста в работе учителя-дефектолога с обучающимися ОВЗ»

Главное преимущество Веб-квеста в том, что такая форма организации образовательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  в игровом, занимательном виде способствует акти...