Консультация для родителей. Использование дидактических игр и упражнений в работе учителя-дефектолога с обучающимися с ТМНР
консультация
Материал используется для консультирования родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry_i_uprazhneniya_po_oznakomleniyu_s_okruzhayushchim.docx | 72.19 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«Школа № 854»
124489 г. Москва, г. Зеленоград, корп. 603 А тел./факс: 8(499)736-75-15
ОГРН 1027739319156 http:// s854zg.mskobr.ru
ИНН\КПП 7735099084/773501001 854@edu.mos.ru
Консультация для родителей.
Использование дидактических игр и упражнений в работе учителя-дефектолога с обучающимися с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР)
Подготовила: учитель-дефектолог Насонова А.Е.
Москва, 2020
В связи с особенностями развития, обучающиеся с ТМНР особенно нуждаются в целенаправленном обучении. Они не усваивают общественный опыт спонтанно, особенно в раннем возрасте. Ученые, исследующие особенности развития детей с отклонениями в развитии, в первую очередь отмечают у них отсутствие интереса к окружающему. Поэтому для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют способы воздействия, направленные на активизацию их познавательной деятельности.
Значительное место в процессе обучения и воспитания занимают дидактические игры.
Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них – обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок, не усвоив программного материала, не смог достичь игровой цели. Например, в игре "Что катится, что не катится" обучающая цель состоит в том, чтобы научить детей различать предметы по форме (куб и шар), обращая их внимание на свойства предметов. Перед детьми ставится только игровая задача – докатить предмет до определенной черты, показав при этом свою ловкость. Добиться цели может лишь тот ребенок, который научится различать куб и шар, поймет, что до черты докатится только шар. Следовательно, усвоение программного содержания становится условием достижения игровой цели.
Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводится на индивидуальных и групповых занятиях.
В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для обучающихся с ТМНР, у которых опыт действий с предметами значительно обеднен, не зафиксирован и не обобщен.
Ребенку для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуются многократные повторения. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально-положительного отношения к заданию.
Таким образом, особая роль дидактической игры в обучающем процессе определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт.
Основная задача игр и занятий по ознакомлению с окружающим направлена на формирование у детей целостного восприятия и представления о различных предметах и явлениях окружающей действительности.
Ознакомление с окружающим обогащает чувственный опыт ребенка – учит его быть внимательным к тому, что его окружает, смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать. Обогащение чувственного опыта неразрывно связано с развитием чувственного познания – ощущений, восприятия, представлений.
При формировании адекватных представлений об окружающем у обучающихся с ТМНР создается чувственная основа для слова, что подготавливает его к восприятию словесных описаний объектов, явлений и отношений (стихов, песен, сказок).
В ходе игр по ознакомлению с предметным миром, созданным руками человека, у обучающихся формируются представления о функциональном назначении основных предметов, окружающих ребенка, и способах действия с ними. Важно учитывать последовательность этапов ознакомления школьников с предметным миром. Вначале детей знакомят с реальными предметами, их функциональным назначением, затем проводится ознакомление с копиями этих предметов. Далее знакомят с изображением этих предметов (на картинках), и в конце формируется представление об этих предметах. При этом используются различные методы: практические, наглядные – со словесным сопровождением и показом самого предмета и действия с ним.
В процессе игр и занятий по ознакомлению с природой у обучающихся с ТМНР формируются представления о живом и неживом мире, о взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений природы. Особое внимание обращается на зависимость жизни и деятельности человека от природных условий в постоянно меняющейся природной среде.
Игры по ознакомлению с предметным миром.
«Найди такую же»
Цель: Учить сравнивать игрушки, находить в них признаки сходства и различия; понимать правила игры; воспитывать интерес к действиям с игрушками.
«Зайка»
Цель: Познакомить обучающихся с игрушкой – зайкой; вызвать интерес к действиям с игрушкой.
«Кукла проснулась»
Цель: Уточнить представления у обучающихся о предметах одежды; учить называть (показывать) предметы одежды.
«Кукла обедает»
Цель: Уточнить у обучающихся представления о предметах посуды; формировать заботливое отношение к кукле.
«Новоселье куклы»
Цель: Формировать преставления о предметном мире; уточнить представления о предметах мебели, одежды, посуды.
«Кому что нужно для работы»
Цель: Учить обучающихся соотносить орудия труда с профессией людей; воспитывать интерес к труду взрослых, желание помогать им, брать на себя роли людей разных профессий.
«Из чего сделано?»
Цель: Учить обучающихся группировать предметы по материалу, из которого они сделаны (дерево резина, металл, пластмасса); воспитывать наблюдательность, внимание, умение соблюдать правила игры.
Игры по ознакомлению с природой.
«Чьи детки?»
Цель: Закрепить знания обучающихся о домашних животных, их детенышах, кто как кричит; вырабатывать умение соотносить изображение детенышей с изображением на картинке большого животного.
«Лото»
Цель: Закрепить знания обучающихся об овощах и фруктах; учить группировать предметы в соответствии с инструкцией педагога.
«Что где растет»
Цель: Закрепить знания обучающихся о растениях; группировать растения по месту их произрастания; развивать активность и самостоятельность.
«Такой листок - лети ко мне»
Цель: Закрепить знания обучающихся о живой природе; учить называть (показывать) деревья в соответствии с их листвой; развивать внимание.
«Охотник и пастух»
Цель: Уточнить представления обучающихся о диких и домашних животных; учить пользоваться обобщающими словами – «дикие звери», «домашние животные»; развивать внимание.
«Когда это бывает?»
Цель: Закрепить представления обучающихся о временах года, их характерных признаках; развивать наблюдательность.
Литература:
1.Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя-дефектолога / Е.А. Стребелева. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 256 с.: ил. — (Коррекционная педагогика)
2. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. – 4-е издание, М.: Просвещение, 2011. – 269 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»
Работа с детьми с задержкой психического развития должна быть динамичной, эмоционально-приятной, не утомительной и разнообразной. А это объективно подталкивает к поискам как традиционных так и не трад...
Семинар для учителей-дефектологов и учителей-логопедов: «Особенности практической работы учителей-дефектологов и учителей-логопедов в условиях Центра»
Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста школьного возраста...
ИЗО-терапия в работе учителя дефектолога и учителя-логопеда с использованием элементов техники «Фроттаж»
Фрагмент этапа коррекционного занятия по лексической теме: "Осень" с использованием техники рисования "Фроттаж"....
Особенности использования сказки в работе учителя-дефектолога с детьми ТМНР.
В статье говорится о том, как можно решить коррекционные задачи в работе учителя-дефектолога при рассказывании русской народной сказки "Теремок"....
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов на тему "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя -дефектолога"
В настоящее время учителя – дефектологи школьных образовательных учреждений интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача учите...
Опыт работы. Презентация: "Использование авторского многофункционального Панно-занавеса в работе учителя-дефектолога"
Современное дошкольное образование на сегодняшний день предлагает использовать информационно-коммуникативные технологии для повышения мотивации и интереса к занятиям у воспитанников. Но, работая...
Материал к выступлению на методическом объединении "Использование Web-квеста в работе учителя-дефектолога с обучающимися ОВЗ»
Главное преимущество Веб-квеста в том, что такая форма организации образовательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в игровом, занимательном виде способствует акти...