Особенности использования сказки в работе учителя-дефектолога с детьми ТМНР.
статья
В статье говорится о том, как можно решить коррекционные задачи в работе учителя-дефектолога при рассказывании русской народной сказки "Теремок".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Особенности использования сказки в работе учителя-дефектолога с детьми ТМНР. | 21.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности использования сказки в работе учителя-дефектолога с детьми с ТМНР
Во все времена и у всех народов детям, как только они начинали понимать человеческую речь, рассказывали сказки. Роль сказок была не только развлекательной, но и поучительной.
Слушая сказки, ребенок познает окружающий мир, законы взаимоотношений между людьми, он узнает о честности, дружбе, смелости, предательстве и подлости. В сказках всегда присутствуют положительные и отрицательные герои, происходит борьба добра со злом, и у сказок всегда счастливый конец. Но польза от сказок гораздо шире.
Сказку можно не только читать и рассказывать, но и показывать, лепить, рисовать, сочинять, изображать и т.п.
В этой статье мы расскажем, как при помощи сказки можно развивать ребенка.
С помощью сказки можно развить у ребенка:
- умение фиксировать взгляд;
- умение слушать;
- умение познавать;
- умение сравнивать, сопоставлять;
- умение мыслить словами;
- развивать мелкую и крупную моторику;
- развивать элементарные математические представления;
- связную речь;
- мышление;
- внимание;
- память;
- воображение;
- мимику лица и жесты;
- эмоции;
- эстетические чувства;
- чувство юмора.
Сказка в работе учителя-дефектолога с детьми с ТМНР
Сказки очень важны для развития ребенка, но важно при этом подбирать сказки, подходящие по возрасту и уровню развития ребенка.
Итак, как же выбирать сказки, чтобы ребенку было интересно?
Учителю-дефектологу, да и родителям, необходимо подбирать сказки исходя из возможностей каждого ребенка, в силу его возраста, возможностей, степени развития. Детям с ТМНР идеально подойдут вполне конкретные сказки про животных. При показе или чтении можно подражать голосам животных, жестикулировать, корчить рожицы: ребенку понравится.
Для рассказывания русских народных сказок хочется посоветовать методику О. Н. Тепляковой, которая помогает решить многие коррекционные задачи (такие, как развитие тактильной чувствительности, развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, формирование игровых навыков и т.д.)
В совместной деятельности дефектолога желательно, чтобы принимали активное участие не только дети, имеющие нарушения развития, но и их родители.
Сказка «Теремок»
(Накрываем стол одеялом. У рассказчика 4-5 героев сказки – мягкие игрушки. Поем.).
Стоит в поле теремок-теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Тут по полю-полю мышка бежит, (игрушка –мышка)
У дверей остановилась и стучит: (подбегает к теремку)
Тук-тук, кто в теремочке живет?(стучит)
Кто-кто в невысоком живет?
Никто ей не отвечает, стала она жить там одна.
Стоит в поле теремок-теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Тут по полю-полю лягушка бежит, (игрушка –лягушка)
У дверей остановилась и стучит: (подбегает к теремку)
Тук-тук, кто в теремочке живет?(стучит)
Кто-кто в невысоком живет?
- Я, мышка-норушка, а ты кто?
-А я, лягушка-квакушка! Пусти меня к себе жить!
И стали они жить там вдвоем!
И т.д.
Заселяем максимум 5 животных. Обращаем внимание мам, что не надо каждый раз пересчитывать животных – это будет отвлекать от веселой игры. Достаточно того, что говорим «стала она жить одна», потом вдвоем и т.д. А в конце можно пересчитать, сколько стало животных.
Проиграем теремок еще раз. Теперь заселяемся сами с детьми и мамами. Кому-то можно сказать: «Ой, а ты не влезешь, давай будешь рядом жить, дом сторожить!».
Это увлекательное путешествие заставляет окунуться в мир сказки не только детей, но и взрослых. А дефектологу решить свои коррекционные задачи!
Другой вариант рассказывания этой сказки.
Потребуются теремок из плотного картона, прищепки и нарисованные герои сказки. «Тук-тук» дети отстукивают пальчиком. По ходу сказки выбирают нужного героя и прикрепляют с помощью прищепки к теремку.
В рамках отдельных занятий можно сделать теремок, обговаривая формы (квадрат, треугольник). Рисовать животных простым образом (тело – овал, голова – круг, характерные ушки, хвостики). А можно построить дом из строительного материала, и вспомнить очередность заселения животных. Можно придумать массу вариантов рассказывания данной сказки, чтобы она стала интересна конкретно вашему малышу.
Отвечая на вопрос: "Как правильно читать ребенку сказку ребенку с ограниченными возможностями?», хочется посоветовать, что в первую очередь читать нужно с удовольствием, эмоционально и, по возможности, по ролям – изменяя голос в зависимости от персонажа, используя разные виды деятельности, тогда ребенок получит больше пользы от народного творчества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности работы учителя-дефектолога с детьми с ЗПР в условиях ДОУ
В материале опысывается организация работы с детьми с ЗПР в дошкольном учреждении...
Семинар для учителей-дефектологов и учителей-логопедов: «Особенности практической работы учителей-дефектологов и учителей-логопедов в условиях Центра»
Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста школьного возраста...
Педагогический проект «Развитие психических процессов у детей старшего дошкольного возраста, имеющих ЗПР. Использование ИКТ в работе учителя-дефектолога».
Анализ психолого–педагогической, методической литературы позволил выделить ряд условий, обеспечивающих развитие психический процессов дошкольников с ОВЗ:- создание развивающей среды;- пробуждени...
Презентация "Особенности работы учителя-дефектолога с детьми имеющими особые образовательные потребности"
Презентация...
Консультация для родителей. Использование дидактических игр и упражнений в работе учителя-дефектолога с обучающимися с ТМНР
Материал используется для консультирования родителей...
Работа учителя-дефектолога с двуязычными детьми в рамках кружковой деятельности
Работа учителя-дефектолога с двуязычными детьми в рамкахкружковой деятельности...