ПРЕЗЕНТАЦИЯ: "Профессиональное самоопределение старшеклассников"
материал для подготовки к егэ (гиа, 9, 10, 11 класс)
МОТИВАЦИОННАЯ БЕСЕДА И БЕСЕДА О ПРОФЕССИИ
Первым этапом работы для установления контакта с классом является мотивационная беседа. Доверительная атмосфера будет достигнута, если взрослый убедит ребят в ценности этой работы для них и конфиденциальности всей информации. Доброжелательный тон и чувство защищенности позволят ребятам быть откровенными в ходе этой и других видов работ.
Лучше, чтобы на уроке не присутствовали посторонние, в том числе представители администрации и другие учителя, которым трудно удержаться от замечаний типа « покажи себя с лучшей стороны», «вы знаете, как надо отвечать, чтобы не подвести школу» и т. п. Нередко они подсказывают «правильные» ответы, вслух комментируют их. В этом случае могут включАться нежелательные поведенческие стереотипы учащихся, искажающие результаты самодиагностики.
В ходе мотивационной беседы, которая не должна превышать 10 минут, учащиеся узнают о целях предстоящей работы и ее значимости для них на данном этапе жизни.
***
Работа занимает примерно третью часть жизни каждого отдельного человека. Конечно — это не стандартные данные. У кого-то она може занимать половину жизни, и всю жизнь...
Конечно, будет обидно потратить кучу времени на дело, не приносящее никакого удовольствия или пользы.
Правильный выбор профессии позволяет реализовать свой потенциал, стремления, мечты и желания, а также — избежать разочарования в дальнейшем, естественно — обеспечить себя и своих родных и близких.
Но любая работа, даже самая интересная и любимая, обязательно требует от себя определенного напряжения и самоотдачи. Чтобы стать профессионалом в будущем, надо изначально правильно выбрать профессию и серьезно отнестись к этому вопросу.
Вы спросите: «А какой выбор можно считать правильным?»
- Выбор, сделанный с учетом своих возможностей: интеллектуальных, физических, психологических;
- Однако, и этого недостаточно... Ваши возможности могут полностью соответствовать требованиям профессии, но если эта профессия не пользуется спросом на рынке труда, ваши замечательные способности окажутся невостребованными.
По данным социологических исследований, более половины выпускников высших учебных заведений работают не по специальности. Это — потерянные годы и выброшенные на ветер деньги.
Но! Ребята, выбравшие профессию, руководствуясь своими способностями и требованиями рынка труда, а не соображениями престижа, быстрее добиваются успеха.
Выбор профессии — это ваше личное дело. Вы принимаете решение и несете за него ответственность. А задача взрослых — помочь вам получить достоверную информацию о ваших профессиональных интересах и склонностях, специфике профессий и возможностях их получения и вашего трудоустройства.
(А сейчас раздайте, пожалуйста, анкеты. Сейчас немного просмотрите их.
Отвечать на вопросы не нужно. Заберите их домой и дома уже самостоятельно и внимательно для себя прочитаете.)
МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ
Для одних главное — гарантированное трудоустройство, для других — высокая зарплата, кто-то получает удовольствие от самой работы. А что важно для тебя?
АНКЕТА (имеет определенную цель)
Цель: выявить потребности и представления о будущей профессии
Вопросы:
- Выбрал ли ты профессию или круг профессий?
- Почему ты выбрал эту область труда, чем она тебя привлекает?
- Каково основное содержание профессии?
- В каких областях работают специалисты данного профиля?
- Знаешь ли ты условия, режим труда и оплаты, возможности повышения квалификации?
- Знаешь ли ты, какие учебные заведения готовят специалистов данного профиля?
- Задумывался ли ты над тем, есть ли у тебя качества, необходимые для овладения этой профессией? Можешь ли ты их назвать?
- Считаешь ли ты уровень своих знаний достаточным для того, чтобы начать обучение в избранной сфере труда?
- Знание каких школьных предметов в наибольшей степени необходимы для овладения избранной тобой профессии?
- Как ты думаешь, что мешает осуществлению твоего профессионального выбора?
- Что повлияло в большей мере на твой выбор ( инерес к профессии, ее важность и необходимость, советы друзей, родителей, учителей)
Выбор профессии — один и главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, т. к. выбирая профессию, он выбирает и образ жизни.
Человека, выбирающего свою будущую профессию, называют оптантом ( от лат.optacio – желание, избрание). Стадия выбора должна завершиться оформлением достаточно реального и четкого представения о той сфере профессиональной деятельности, в которую подрастающий человек в будущем себя включит.
Количество профессий в наши дни огромное... И с каждым годом прибавляются новые, более современные профессии.
По данным же разных исследователей, девятеклассники, например, могут назвать в среднем лишь 20-26 профессий, поэтому профориентация зачастую носит стихийный характер. Изучение мотивов выбора профессии школьниками показало, что значительную роль в этом играют советы окружающих:
- 25% детей выбирают профессии под влиянием друга, который более самостоятелен;
- 17% - по совету родителей;
- 9% - под влиянием средств массовой информации;
- еще 9% - руководствуются малозначительными факторами, например, близостью ВУЗа к дому...
И только где-то 40% подростков выбирают профессию самостоятельно, ориентируясь на содержание деятельности.
Выбирая будущую профессию, в лучшем случае, старшеклассник, как правило, делает упор на свои интересы, склонности, способности, не учитывая при этом собственной адекватности требованиям той или иной сферы профессиональной деятельности, т. е.:
- наличия психофизиологических возможностей (это Ваше здоровье);
- интеллектуального потенциала (это Ваши умственные возможности и способности);
- прфессионально значимые качества личности (это стрессоустойчивость, коммуникаельность и др.)
Все это необходимо обязательно учитывать!
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ
(СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ)
Профессия — это трудовая деятельность, требующая специальных знаний, умений опыта и обеспечивающая условия существования человека.
Она объединяет группу родственных специальностей. Например, профессия врач включает такие специальности, как хирург, окулист, стоматолог, терапевт, невропатолог и др.
Что такое специальность?
Специальность — это более узкая область приложения физических и духовных сил человека в рамках той или иной профессии.
Специальностей тысячи, и для удобства ориентации в них нужна их классификация. Мир профессий и специальностей очень многообразен — по данным отечественных и зарубежных справочников насчитывается до 35000 их наименований. Самой востребованной классификацией профессий признана классификация, разработанная психологом — ученым Евгением Александровичем Климовым. В ней он выделил 5 типов профессий: «человек-человек», «человек-природа», «человек-знак», «человек-художественный образ».
1 ТИП ПРОФЕССИЙ - "ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА"
Это профессии, где труд работников направлен на объекты живой природы. Ориентироваться в этой области помогут такие учебные предметы, как ботаника, зоология, анатомия, физиология, общая биология.
При выборе профессии типа «человек-природа» очень важно принять во внимание то, что для многих людей природа выступает как привлекательная среда, связанная с отдыхом. Но это не та любовь к природе, которая ожидается от профессионала в области «человек-природа». Очень важно разобраться, как именно ты любишь природу: как мастерскую, в которой собираешься отдать все свои силы, или тебе просто наравится погулять по лесу, подышать свежим воздухом, покататься на лыжах в горах и т. д.
Проверять свою любовь к природе на прочность можно и нужно именно в практическом труде. Например, ухаживая за животными или выращивая цветы, растения.
К профессии типа «человек-природа» относятся такие профессии, как: ветеринар, кинолог, агроном, флорист, зоотехник, агрохимик, лесовод, лесник, биолог, фермер, пчеловод, рыбовод, работа над ландшафтным дизайном и др.
2 ТИП ПРОФЕССИЙ - "ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА"
Это профессии, где труд работников направлен на технические объекты (машины, какие-то механизмы, материалы, виды энергии). В профессиях этого типа помогают такие учебные предметы, как физика, химия, математика, черчение. Следует учесть, что к области технических объектов относятся не только «железки», но и всевозможные неметаллические материалы — это ткани, пластсмассы, пищевое сырье, полуфабрикаты. Область техники нужно понимать широко.
Особенность технических объектов, а также неживых природных объектов (к ним относятся: песок, камни, природные ископаемые и минералы) состоит в том, что они, как правило, могут быть точно измерены, и от работника требуется точность и определенность действий.
Нельзя придумать машины, которые были бы не удобны и опасны для человека. Поэтому, конструкторы сотрудничают с психологами, художниками- конструкторами, чтобы техника была как можно удобнее, безопаснее и комфортнее.
В мире техники имеется очень много возможностей для новаторства, изобретательства. Важным условием успеха в данной области является техническая фантазия (способность мысленно представляя — соединять или разъединять какие-то объекты или отдельные его части. Здесь можно изобретать не только какие-то новые продукты труда, но и сам способ работы. Новаторы придумывают новые типы инструментов, приспособлений, улучшают технологию обработки изделий.
Нужно обратить внимание на то, что не бывают профессии творческие и не творческие!Творческими и не творческими бывают люди!
Например: «Одному работнику поручили колоть орехи. Никто бы не назвал это творческим занятием. А этот человек придумал следующее: он изготовил плотно закрывающуюся металлическую емкость (большой баллон), накачал в нее воздух, а потом его резко выпустил. И все орехи в один момент аккуратно раскололись. Оставалось только отобрать ядра и выбросить шелуху.
Наряду с творческим подходом к делу в области техники от человека требуется высокая исполнительная дисциплина. Техника с ее точностью особенно чувствительна к этому качеству работников. Также — это самый большой по количеству профессий и специальностей тип профессий. Труд профессионалов здесь направлен, конечно, не только на технику.
Например:
- Монтажник радиоаппаратуры — заботится о красоте монтажа;
- Водитель троллейбуса — в ходе работы общается с людьми;
- Оператор или слесарь — может что-то подсчитывать, рассчитывать;
- Машинист крана — может быть занят погрузкой клеток для зоопарка;
- Др.
Но все же главным предметом профессионального внимания и забот работников в данном случае являются технические объекты и их свойства. Все-таки машинист крана — это (кто?) это крановщик — это — специалист по управлению подъемным краном, а слесарь (кто?) - это специалист по обработке металла. При этом важно иметь в виду следующее, что работать здесь могут и мужчины, и женщины.
К типу профессий «человек-техника» относят такие профессии, как : повар, киномеханик, аппаратчик, токарь, водитель, инженер, слесарь, конструктор, летчик, машинист, электрик, строитель, автослесарь, горнорабочий и др.
3 ТИП ПРОФЕССИЙ - "ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК"
Это профессии, объектом внимания которых является человек. Они связаны с обучением, воспитанием, обслуживанием, руководством. В этой области помогают ориентироваться такие учебные предметы, как история, литература, др., связанные с изучением людей или общества.
Первой особенностью профессий этого типа является требование от человека как бы двойной подготовки:
- Нужно уметь устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать их, разбираться в их особенностях;
- Необходимо быть профессионально подготовленным в той или иной области, науки, искусства, др.
Это нужно понимать при выборе данного типа профессий!
К этому типу профессий относятся: учитель, врач, журналист, юрист, продавец, медсестра, официант, парикмахер, экскурсовод...
4 ТИП ПРОФЕССИЙ - "ЧЕЛОВЕК-ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА"
Люди этих профессий занимаются обработкой информации, каких-то сведений, представленных в виде условных знаков, цифр, формул, текстов.
Современный человек погружен в мир знаков и знаковых систем. Чертежи, схемы, топографические и географические карты, числовые данные, таблицы, формулы, подписи, надписи, тексты, дорожные знаки, разного рода условные сигналы — все это неотъемлемые черты проявления современной цивилизации.
В условиях современной культуры большую роль играют знаки, не имеющие изобразительного сходства с обозначаемым объектом (слова не похожи на предметы, о которых идет речь, ноты не похожи на музыку, деньги не похожи на товары, математические формулы, описывающие и позволяющие определить курс самолета, не похожи ни на самолет, ни на траекторию его полета и т.д.). Поэтому, чтобы успешно работать в какой-либо из профессий данного типа, нужны особые склонности для мысленного погружения в мир сухих обозначений и сосредоточения на тех сведениях, которые несут с собой те или иные знаки.
При работе со знаками как и при работе с любыми объектами, возникают задачи контроля, проверки, учета, обработки сведений, а также задачи придумывания новых знаков, знаковых систем. Иначе говоря, в данной области труда, как и во всякой другой, имеются своеобразные возможности для творчества. К профессиям типа «человек-знаковая система» относят такие профессии, как бухгалтер, ученый, экономист, математик, программист, нотариус, оператор ЭВМ, кассир, фармацевт, работники лабораторий или научных центров...
5 ТИП ПРОФЕССИЙ - "ЧЕЛОВЕК-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ"
Это профессии, труд которых направлен на художественные объекты или условия их создания. Все профессии типа «человек-художественный образ» можно разделить на подтипы:
- Профессии, связанные с изобразительной деятельностью;
- Профессии, связанные с музыкальной деятельностью;
- Профессии, связанные с литературно-художественной деятельностью;
- Профессии, связанные с актерско- сценической деятельностью
Перечисленные подтипы более или менее взаимно переплетаются.
Первые в истории человечества проявления и формы искусства (изображение, песня, танец) всегда были отнюдь не праздным, а важнейшим общественным делом — делом коллектива. Песня задавала ритм совместного труда или создавала необходимое настроение (скорбное, радостное или боевое). Рисунок или танец определяли и уточняли намерения, цели, планы, служили подготовкой к охоте, бою. Искусство было связано с жизнеобеспечением общества, трудом. В процессе развития человечества произошло отделение и обособление производства художественных ценностей от производства ценностей материальных.Появились специалисты художественного профиля, которые вносят в жизнь людей определенные эстетические ценности.
Эстетические ценности — это ценности образного постижения мира в процессе любой деятельности человека (прежде всего в искусстве) на основе законов красоты и совершенства.Одна из особенностей профессий данного типа состоит в том, что значительная доля трудовых затрат работника остается скрытой от стороннего наблюдателя. Более того, нередко прилагаются специальные усилия для создания эффекта легкости, непринужденности конечного продукта труда.
Например: выступление артиста может продолжаться на публике несколько минут. Но, чтобы оно состоялось, артист ежедневно и помногу часов работает над совершенствованием и поддержанием на необходимом уровне своего мастерства, строго соблюдает специальный режим.
Выбирая соответствующий профессиональный путь, важно подумать о неявной стороне труда. Чтобы труд приносил удовлетворение, важно воспитать в себе реалистический уровень притязаний на общественное признание ( не претендовать на большее признание, чем то, которого ты заслуживаешь по реальным результатам своей деятельности).
Конечно, этого нелегко достичь, если человека уже успел кто-то захвалить (например, родители в детстве). Человек с нереалистическим уровнем притязаний гонит от себя мысль о том, что истинная причина отсутствия громкого успеха — в нем самом! Он склонен объяснять неудачи действиями других людей («помешали», «не дают проходу», «завидуют», «тормозят» и др.)
Традиционно труд представителей профессий «человек-художественный образ», а также область их деятельности называют искусством. В этом, как и в слове «художник» (от старославянского «худог», т.е. - искусный), воплотилась оценка особенностей мастерства таких специалистов.
Профессии данного типа связаны:
- с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений. Это художники, парикмахеры, кондитеры, композиторы...
- с воспроизведением и изготовлением различных произведений искусств. Это ювелиры, закройщики, реставраторы, флористы, актеры...
Люди такого типа имеют определенные склонности, предпочтения, выраженные способности:
- Заниматься художественным оформлением;
- Заниматься художественным творчеством (это живопись, скульптура, фотография, кино...);
- Сочинять стихи, прозу, др.;
- Выступать на сцене;
- Изготавливать своими руками красивые вещи;
- Петь, играть на музыкальных инструментах
Профессии этого типа предъявляют высокие требования к таким качествам работника, как развитость функциональных способностей (это слух, зрение,речь...), наличие образного мышления, наличие склонности к творчеству, также-гибкость чувств, другие специальные способности.
К профессиям, относящимся к типу «человек-художественный образ» относятся: художник, актер, режиссер, артист, дизайнер, скульптор, дирижер, фокусник, поэт, композитор, балерина, фотограф...
СОВРЕМЕННЫЕ НОВЫЕ ПРОФЕССИИ
- Андеррайтер — специалист по страхованию;
- Декларант — специалист по работе на таможне;
- Интернет-коуч — человек, который занимается консультированием или обучением людей «онлайн»;
- Контент-менеджер — человек, который наполняет сайты материалами (контентом): статьями, новостями, фотографиями;
- Копирайтер — человек, который пишет на заказ тексты различного характера: рекламные тексты, сценарии, др.;
- Коучер — гуру, обучающий персонал методикам высокопроизводительной работы, участвующий в формировании корпоративной культуры;
- PR менеджер — специалист, занимающийся разработкой имиджа организации;
- EVENT менеджер — человек, который занимается организацией мероприятий, праздников;
- Мерчендайзер — человек, занимающийся продвижением продукции;
- Неонщик — специалист по технической части создания наружной рекламы;
- Рекрутер — специалист, который вербует и подбирает персонал для различных фирм;
- SEO специалист — занимается продвижением сайтов во всемирной паутине;
- Стендист — человек, продвигающий продукцию на различных выставках;
- Фандрайзер — человек, ищущий ресурсы для реализации проектов
ЦИТАТЫ О ПРОФЕССИЯХ
- «Если профессия становится образом жизни, то ремесло превращается в искусство» : И Шевелев;
- «Заниматься нужно тем, к чему Вы относитесь с энтузиазмом. В противном случае Вам никогда не хватит сил, чтобы довести дело до конца»: Стив Джобс;
- «Труд избавляет человека от трех главных зол: скуки, порока и нужды»: Вольтер;
- «Не профессия выбирает человека, а человек профессию»: Сократ;
- «Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд — даже самый грубый — возвышается до творчества»: Максим Горький;
- «Слава в руках труда!: Леонардо да Винчи;
- «В природе все мудро устроено, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости — высшая справедливость жизни»: Леонардо да Винчи
«Друзья, берегите минуту и час
Любого из школьных дней!
Пусть станет профессором каждый из Вас
В профессии нужной своей!»
М. Раскатов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_k_lektsii_prof_samoopredelenie_starsheklassnikov.pdf | 1.55 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по созданию условий для профессионального самоопределения старшеклассников «Мой профессиональный выбор»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 168 Проект по созданию условий для пр...
Профессиональное самоопределение старшеклассников
Программа элективного курса...
Диагностика сформированности ценностного самоопределения старшеклассников в диалоге культур
КритерииКомпонентыМотивационно - эмотивный- отношениеКогнитивный –знанияДеятельностный -умения...
Приложения к работе на тему: "Профессиональное самоопределение старшеклассников"
В этой папке представлены приложения к творческой работе на тему "Профессиональное самоопределение старшеклассников"....
Развивающая психолого-педагогическая программа: "Психологическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников"
Обоснование программыПрофессиональное самоопределение – это один из этапов профессионального развития человека, включающий профессиональную направленность и самопознание (соотнесение личностью с...
Презентации "Профессиональное самоопределение"
Данные презентации подготовлены по теме "Профессиональное самоопределение"....
Презентация «Профессиональное самоопределение как средство социализации и адаптации учащихся в современных условиях»
0дно из главнейших качеств, которое мы должны воспитывать в наших обучающихся, - это любовь к труду, уважение к людям труда, готовность трудиться в любой сфере общественного производства. Труд д...