Приложения к работе на тему: "Профессиональное самоопределение старшеклассников"
рабочая программа (психология, 9 класс) по теме

Латухина Елена Николаевна

В этой папке представлены приложения к творческой работе на тему "Профессиональное самоопределение старшеклассников".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prilozheniya.doc335 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 1.

Детско-родительская игра «Выбор профиля»

     

Материалы к игре

        2 разноцветных круга (3 комплекта), плакат А3 с таблицей «Классификация профессий», таблица «Типы профессий» - для каждого участника, ручки, булавки, 2 стенда, плакат А3 с таблицей «Принципы выбора», 5 карточек – на каждой карточке написан один принцип, листы А3, 6 маркеров, таблица «Карта приоритетов семьи» - для каждой семьи, лист с опросником ДДО – для каждого участника, таблица «Рейтинг востребованности профессий» - для каждой семьи, плакат «Карта интересов» (на половине ватмана).

Участники игры.

Учащиеся 9-х классов, их родители, классные руководители 9-х классов, психолог.

Сценарий игры.

1. Разминка.

Ведущий. Здравствуйте! Нам сегодня предстоит подумать о будущем, а точнее – о будущей профессии девятиклассников. Мы постараемся выбрать профиль их обучения, который в дальнейшем приведет к выбору конкретной специальности и факультета в учебном заведении.

Я вижу, что здесь много родителей, которые хотят помочь своим детям в этом выборе. Давайте для начала задумаемся над тем, а кто же должен делать этот выбор – сам ребенок или родители? Вот два круга: один из них – ребенок, другой – родитель. Сейчас, пожалуйста, подумайте и положите эти круги                   так, чтобы они показали ваше мнение по поводу того, кто же должен «ставить последнюю точку» в выборе профессиональной направленности ребенка? Степень наложения кругов друг на друга будет показывать влияние родителей на профессиональный выбор ребенка.

(Пауза)

Кто готов? Пожалуйста.

(Желающие накладывают круги друг на друга определенным образом.)

Ведущий. Есть ли у кого другое мнение?

Кто еще хочет заявить свою позицию? Если желающих нет, то я предлагаю всем встать и подойти к тому варианту, который вам близок. (Образуется несколько групп.)

Группы, скажите о своем настроении одной фразой. Спасибо. Прошу всех сесть на свои места. Мы еще вернемся к этому вопросу.

А сейчас мы хотели бы предложить вам механизм, который, на наш взгляд, поможет и родителям и ребенку сделать выбор профиля обучения более осознанным.  В данный момент развития нашего общества нам предлагается  очень много специальностей и профессий, среди которых мы можем просто потеряться. Чтобы этого не произошло, мы предлагаем воспользоваться классификацией профессий на пять групп по предмету труда, с которым человеку приходится иметь дело на протяжении всей своей трудовой деятельности. Классификация выглядит так.

(Вывешивается плакат с таблицей «Классификация профессий» \приложение 1\).

Ведущий. Сейчас вы (и взрослые, и дети) сделаете первоначальный выбор. Я раздам каждому из вас лист с таблицей «Типы профессий». Учащиеся поставят галочку около того типа профессий, который они хотели бы выбрать для себя. Пока вы руководствуетесь только своим желанием. Родители поставят галочку около того типа профессий, который считают желательным для своего ребенка.

(Раздаются таблица «Типы профессий» каждому участнику игры \приложение 2\).

Ведущий. Это ваш первый выбор. Но для окончательного выбора вы должны учесть очень много условий. Мы предлагаем вам пользоваться пятью принципами.

(Вывешивается плакат с таблицей «Принципы выбора» \приложение3\).

Ведущий. Мы сейчас разобьемся на группы и обсудим эти принципы.

 Ведущий произвольно делит аудиторию на пять групп, вызывает по одному представителю от каждой группы. Представитель вытягивает карточку \из пяти предложенных\, где написан тот или иной принцип.

Ведущий. Представьте, что вы делаете выбор профиля, опираясь только на тот принцип, который написан у вас на карточке. Обсудите в группе, почему важно использовать именно этот принцип? У вас есть 5-7 минут, а также лист бумаги и фломастер. Выберите одного человека, который будет защищать этот принцип перед аудиторией.

(Группы проводят обсуждение и записывают свои аргументы на листах. Затем происходит защита этого принципа).

Ведущий. Спасибо. Мы выслушали аргументы всех групп. Теперь вам легче будет учесть эти принципы в вашем собственном окончательном выборе. Сейчас вы к этому и приступите. Сядьте, пожалуйста, семьями. Каждая семья получит индивидуальную «Карту приоритетов». \Приложение 4\

Итак, для начала занесите в карту \в первую и вторую строки\ свои первоначальные выборы, которые вы сделали в таблице «Типы профессий». Обсудите, совпали ли ваши выборы.

Теперь приступим к обсуждению других факторов, которые также нужно учитывать при выборе профессии. Вы, ребята, наверное, помните, что на занятиях по психологии мы с вами заполняли дифференциально-диагностический опросник (ДДО). Но за прошедшее время что-то могло измениться. Поэтому сейчас вы, а также ваши родители заполните его еще раз. (Раздаются бланки опросника).

В опроснике есть инструкция по его заполнению. Родители, пожалуйста, заполните опросник так, как вам бы хотелось, чтобы его заполнил ваш ребенок. Потом вместе обработаем и сравним результаты.

Эти результаты заносятся в карту \в третью и четвертую строки\.

Пятая строка карты – это «Семейные традиции». Если у вас в семье есть такие традиции, то поставьте в соответствующей колонке знак «+». Если нет, то не ставьте ничего.

Шестая строка карты – это «Учебная успешность». Вспомните, по каким учебным предметам вы объективно успеваете лучше, и поставьте в соответствующей колонке знак «+».

(Ведущий все фиксирует на стенде, показывая, как правильно заполнять карту).

Ведущий. Теперь озаглавим строку с загадочными плюсами, уже поставленными в ваши карты в седьмой строке. Как вы думаете, откуда они взялись? Их поставили ваши учителя, которые знают детей достаточно давно. Можете записать – «Мнение учителей» и обсудить результаты.

Следующая строка (восьмая) – «Востребованность профессии обществом». Я раздам вам таблицу «Рейтинг востребованности профессий», взятую из журнала «Карьера» (приложение 5). Она отражает современные тенденции в обществе. Это рейтинг востребованных профессий на рынке труда. Если выбранная вами профессия или профиль совпадает с какой-то профессией из рейтинга, то вы ставите в свою карту «+» в соответствующую колонку в восьмой строке. Если ваш интерес не отражен в рейтинге, то строка остается пустой.

Следующая строка (девятая) – «Востребованность профессии за рубежом». Я сейчас раздам вам таблицу «Рейтинг выездных профессий» (приложение 6). Если выбранная вами профессия  или профиль совпадает с какой-то профессией из рейтинга, то вы ставите в свою карту «+» в соответствующую колонку в девятой строке. Если ваш интерес не отражен в рейтинге, то строка остается пустой.

Последняя строка (десятая) – «Наличие возможностей для поступления в вуз». Может быть, ваша семья уже ориентируется на какой-либо вуз. Может быть, есть и другие факторы, которые помогут вашему ребенку поступить в этот вуз. Та колонка, к которой относится профиль института, получает знак «+». На этом заполнение таблицы заканчивается.

На наш взгляд, в таблице «Карта приоритетов семьи» отражены наиболее   важные факторы, которые необходимо учитывать ребенку при выборе профиля обучения. У вас сейчас будет время обсудить в семье, что же у вас получилось. Посчитайте все плюсы в вашей карте по вертикальным колонкам. То есть каждый тип профессий должен получить общую сумму плюсов. И если есть возможность, сделайте здесь и сейчас выбор профиля. Отметьте также, какой принцип явился для вас самым важным при выборе профиля. У вас есть 5-7 минут.

(Семьи делают работу).

Теперь хотелось бы попросить вас сесть в круг. И если можно – поделитесь с нами, что же вы выбрали, какой фактор учитывали в первую очередь? Была ли сегодняшняя встреча для вас полезной? Если да, то почему? Если нет, то почему?

Всем большое спасибо. Кому это необходимо, тот может получить дополнительную консультацию психолога.

(Приложение 1)

Классификация  профессий

Человек – природа

Человек – техника

Человек – человек

Человек – знаковая система

Человек – художественный образ

 

(Приложение 2)

Принципы выбора

Личные интересы ребенка

Семейные традиции

Учебная успешность ребенка

Востребованность профессии обществом

Наличие возможностей для поступления в учебное заведение

(Приложение 3)

Карта приоритетов семьи ------------------------------------------------

       Профиль

Параметры

выбора

Человек-природа

Человек-техника

Человек-человек

Человек-знаковая система

Человек-художественный образ

1. Выбор ребенка

2. Выбор родителя

3. Личные интересы

(мнение ребенка)

4. Личные интересы

(мнение родителей)

5. Семейные традиции

6. Учебная успешность

7. Мнение учителей

8. Востребованность профессии обществом

9. Востребованность профессии за рубежом

10. Наличие возможностей для поступления в учебное заведение

Итог

Приложение 2.

Детско – родительская профориентационная игра

«Поступаем в вуз».

Задачи: разработка учащимися сознательной стратегии поступления в вуз; согласование представлений учащихся и их родителей о профессиональном будущем старшеклассника.

         Участники игры:

Учащиеся 10-х классов, их родители, психолог.

          Сценарий игры:

1. Разминка.

Дети и родители входят в зал и садятся в общий круг таким образом, чтобы в одной половине круга были родители, а в другой – дети. Каждый участник получает визитную карточку, на которой написано его имя.

Ведущий: «Уважаемые родители! Выбор профессии – вечная человеческая проблема. Как правило, профессиональное самоопределение – это дело не только ученика, но и всей семьи. Мамы и папы так или иначе влияют на профессиональный выбор своих детей. В некоторых семьях этот вопрос решается авторитарно, исходя из предположения, что родители лучше знают, что нужно ребенку. Сегодня мы попытаемся согласовать представления учащихся и взрослых о профессиональном будущем ваших детей. Родители продолжите фразу «Когда я думаю о поступлении моего ребенка в вуз…»

Ребята, продолжите фразу «Когда я думаю о поступлении в вуз…»».

2. Степень готовности (это упражнение носит диагностический характер и выполняется родителями и детьми отдельно друг от друга).

Участники игры заполняют бланки (приложение 1).

Заполнив бланки, дети объединяются с родителями и сравнивают, насколько совпали их ответы.

Ведущий: «Озвучьте, пожалуйста, степень совпадения ответов и, если они не совпали, прокомментируйте возможные причины такого рассогласования». (Построить анализ ответов так чтобы не спровоцировать конфликт между детьми и родителями. Для этого все возможные варианты ответов получают положительную оценку психолога).

3. Первые шаги.

Ведущий: «Пожалуйста, объединитесь в общий круг».

Далее ведущий составляет общий перечень профессий, выбранных учениками. Из этого списка выбирается 4 – 5, наиболее популярных в данном коллективе. Участников просят разбиться на группы. Число групп должно соответствовать количеству выбранных профессий.

Каждая группа получает карточку, на которой написана одна профессия, выбранная ранее из общего списка. Участники готовят памятку о том, что нужно сделать, чтобы получить данную профессию.

Вспомогательные вопросы для составления памятки:

Какими личными качествами должен обладать человек, выбирающий эту профессию?

Какова должна быть его средняя учебная успеваемость?

Какие учебные предметы являются приоритетными для этой профессии?

В каких вузах готовят таких специалистов?

Какие шаги необходимо предпринять, чтобы наверняка поступить в этот ВУЗ?

4 Распределение ответственности.

Участники вновь объединяются для совместной деятельности.

Ведущий: «Теперь вам необходимо составить общую памятку для поступления в вуз. Для этого, основываясь на итогах работы в группах, вы должны назвать те шаги, которые нужно сделать обязательно и определить их последовательность».

Пример памятки в приложении 2.

Ведущий (после того как памятка будет готова): «Разбейтесь, пожалуйста, на две группы: дети и родители. Каждой группе необходимо проанализировать все пункты памятки и распределить ответственность за их реализацию между детьми и взрослыми. Дети отмечают, за что, по их мнению, должны отвечать родители. Родители отмечают, за что должны отвечать дети».

Через 15-20 минут участники вновь объединяются.

Ведущий: «Теперь напротив каждого пункта памятки поставьте отметку о том, кто является ответственным за его реализацию (ребенок или взрослый)».

 

5. Завершающий этап.

Ведущий: «Уважаемые семьи! Заполните, пожалуйста, итоговый бланк (приложение 3), а затем поделитесь своими впечатлениями об игре.

(Приложение 1)

                      Текст для детей.

Я поступаю в вуз


(написать название вуза)

Я выбираю профессию


(написать, какую)

Степень моей готовности к поступлению в вуз

Х----------------------------------------------------------------Х

(поставить знак на отрезке):

минимальная (я абсолютно не представляю, что нужно сделать для поступления в вуз)

максимальная (я уже сделал все необходимое и уверен, что поступлю).

Текст для родителей.

Мой ребенок поступает в вуз


(написать название вуза)

Мой ребенок выбирает профессию


(написать, какую)

 Степень готовности ребенка к поступлению в вуз

Х---------------------------------------------------------------------Х

(поставить знак на отрезке): минимальная (я абсолютно не представляю, что нужно сделать для того, чтобы мой ребенок поступил в вуз); максимальная (я уже сделал все необходимое и уверен, что мой ребенок поступит в вуз).

(Приложение 2)

Памятка для поступления в вуз.

Выбрать профессию.

Проанализировать, какие личные качества необходимы человеку, для того чтобы быть успешным в этом деле. Соотнести это с возможностями старшеклассника.

Определить приоритеты в учебных предметах, направить силы на эти основные предметы.

Выяснить, в каких вузах можно получить эту специальность.

Выяснить, каковы условия поступления в эти вузы.

Начать заниматься либо на соответствующих курсах, либо с репетитором.

Выбрать конкретный вуз для поступления.

Собрать информацию об особенностях обучения в этом вузе.

Успешно сдать вступительные экзамены.

(Приложение 3)

Итоговый бланк.

Я выбираю профессию (написать какую)

---------------------------------------------------------

Мои индивидуальные особенности идеально соответствуют требованиям профессии или мне предстоит поработать над собой, чтобы привести в соответствие мои индивидуальные особенности с требованиями профессии \ненужное зачеркнуть\.

Я поступаю в вуз (написать название вуза)

----------------------------------------------------------

Эту же профессию я могу получить в таких вузах, как

         -------------------------------------------------------------

Для того чтобы поступить в выбранный мною вуз, мне нужно предпринять следующие шаги (написать в таблице какие):

Этапы подготовки

Степень реализации в настоящее время («+» или «-«)

Ответственный за этот шаг в нашей семье

   

Приложение 3.

Программа «Технология личностного и профессионального самоопределения».

Цель: информировать подростков о мире профессий и профессиональной ориентации.

Задачи:

личностное развитие ученика;

формировать способности соотносить индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями выбираемой профессии;

ознакомить учащихся с основами правильного выбора профессии;

заинтересовать массовыми специальностями народного хозяйства.

Предполагаемый результат:

-актуализация процесса профессионального и личностного самоопределения;

-повышение самооценки;

-коррекция эмоционального состояния;

-совершенствование навыков самопрезентации и уверенного поведения.

Формы реализации: лекции, беседы, практическая работа, тренинг, психодиагностические тесты, ролевые игры, упражнения.

Предпрограмма.

Мой выбор – выбор цели.

Вводная часть. Задачи курса. Диагностика. Мини-лекция.

Вызовы среды и возможные ответы.

Научно-технический прогресс и его роль в изменении характера современного производства.

Профессии физического труда. Повышение творческого компонента в физическом труде. Общественная значимость физического труда. Умственный труд, его возрастающая роль в ускорении научно-технического прогресса.

Жизненные и профессиональные планы. Портфолио.

Цель жизни человека – реализация, актуализация личных устремлений в сочетании с целями общества, страны. Ориентация социальная и профессиональная. Факторы, влияющие на выбор профессии. Ознакомление с портфолио.

Собственно Программа.

Маршрут 1. Идентификация образа «Я». Кто я? Какой я? Каков я?

Что я знаю о своих возможностях?

Мини-лекция о принципах психодиагностики. Идеографический тест Э. Махони. Упражнения «Кто я?» и «Окно Джогари».

Свойства нервной системы. Темперамент.

Определение свойств нервной системы с помощью теста Айзенка, практическая работа по определения темперамента героев карикатуры датского художника Х. Бидструпа и своих близких родственников или друзей.

Особенности мышления.

Лекция о мышлении и его особенностях, рекомендации и упражнения по развитию мышления, тест интеллектуального потенциала, оценивание потенциальных возможностей школьников.

Память и внимание.

Познакомить с понятиями «память» и «внимание», определить особенности памяти и внимания с помощью методики «10 слов», «Цифровые ряды». Дать рекомендации по развитию памяти и внимания. Упражнение «Муха», игры «Кто больше запомнит», «Часы».

Эмоциональное состояние и приемы саморегуляции.

Дать представление о богатстве эмоциональных проявлений человека, о разрушительной силе негативных эмоций и ответственности за них. Знакомство с приемами саморегуляции. Игра «Назови эмоцию», опросник Басса-Дарки, адаптированный Г.А. Цукерман. Сравнение результатов теста с собственными представлениями о себе.

Что такое характер.

Знакомство с понятием «характер», анализ способов формирования характера. Особое внимание уделить значению характера как для правильного выбора профессии, так и для дальнейшей профессиональной деятельности. Упражнение «Азбука характера».

Тренинг «Необитаемый остров».

Направлен на формирование навыков принятия решений, преодоление поведенческих стереотипов, затрудняющих общение, актуализацию потребности в выборе профессии. Динамическим стержнем тренинга является игровой конфликт, реализуемый через специально заданные роли.

Маршрут 2. «Я и мир профессий».

Склонности и интересы в выборе профессии.

Знакомство с понятиями «интересы и склонности». Определение интересов и склонностей с помощью методики «Карта интересов». Сравнить интересы и предполагаемый выбор профессии. Определение способов управления интересами и склонностями.

Способности, их значение для правильного выбора профессии.

Дать определение способностей как профессионально важного качества личности, которое позволит учащемуся успешно справляться с профессиональной деятельностью. Показать значение выбора профессии в соответствии со способностями. Показать, что неспособных людей нет, что способности можно развить. Привести примеры из истории и литературы.

Здоровье и выбор профессии.

Показать значение состояния здоровья в выборе профессии. Помочь подростку подобрать профессию, соответствующую состоянию здоровья и функциональным возможностям организма.

Понятие о профессии и специальности.

Знакомство с понятиями «профессия» и «специальность». Дать классификацию профессий Е.А. Климова по предмету труда. Игра «Аукцион».

Профессиограмма.

Познакомить с конкретными профессиями, используя профессиографические описания. Раскрыть суть профессиограммы.

Игра «Ярмарка профессий».

Выявить профессиональные пристрастия учащихся на основе классификации профессий. Определить «профессии большого роста».

Рынок труда.

Основные массовые профессии.

Виды производства и основные массовые профессии народного хозяйства.

Ознакомление с некоторыми отраслями и с их профессиями: роль данной отрасли в народном хозяйстве, виды производства, типичные особенности в условиях и в характере труда, характер продукции, тенденции развития отрасли.

Профессии среднего специального и высшего образования.

Обзорная характеристика служебных обязанностей специалистов среднего и высшего звена. Общее требование к подготовке специалистов среднего и высшего звена.

Маршрут 3. Моя профессиональная карьера.

Психологические тылы.

Тест «Сейчас и потом».

Игра «Мой жизненный путь».

Ошибки в выборе профессии.

Осознание привлекательных и непривлекательных сторон любой профессии, возможности ошибок и их последствий. Знакомство с правилами грамотного выбора профессии.

Профессиональная пригодность.

Ознакомление с понятием «профессиональная пригодность». Обобщение полученных знаний о профессиях, соотнесение этих знаний со своими возможностями.

Личный профессиональный план.

Обобщение и систематизация приобретенных знаний. Обучение правилам составления личного профессионального плана.

Навыки общения.

Ознакомить учащихся с навыками общения. Методика КОС.

Навыки самопрезентации.

Ознакомить учащихся с навыками самопрезентации. Правила составления резюме. Правила поведения на собеседовании. Ролевая игра «Интервью».

8. Защита портфолио.

Тематический план по предпрофильной подготовке        в 9-х классах.

       Тема занятия.

Кол часов

Сроки

1.

2.

3.



4.


5.

6.

7.

8.

9.


10.

11.

12.

13.


14.

15.

16.

17.

18.

19.


20.


21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

Вводная часть. Задачи курса.

Вызовы среды и возможные ответы.

Научно-технический прогресс и его роль в изменении характера современного производства.

Жизненные и профессиональные планы. Портфолио.

Что я знаю о своих возможностях.

Свойства нервной системы. Темперамент.

Особенности мышления.

Память и внимание.

Эмоциональное состояние и приемы саморегуляции.

Что такое характер.

Тренинг «Необитаемый остров».

Склонности и интересы в выборе профессии.

Способности, их значение для правильного выбора профессии.

Здоровье и выбор профессии.

Понятие о профессии и специальности.

Профессиограмма.

Игра «Ярмарка профессий».

Рынок труда.

Виды производства и основные массовые профессии народного хозяйства.

Профессии среднего специального и высшего образования.

Психологические тылы.

Игра «Мой жизненный путь».

Ошибки в выборе профессии.

Профессиональная пригодность.

Личный профессиональный план.

Навыки общения.

Навыки самопрезентации.

Защита портфолио.


1

1

1



3


1

2

3

2

2


2

6

2

1


2

2

2

6

1

6


5


1

3

1

1

1

4

2

4

 Приложение 4.

Классный час - телепередача «Человек и профессия».

Цели: 1) знакомство учащихся с профессиями;

           2) выявление склонностей учеников к различным видам человеческой деятельности;

           3) обеспечение готовности учащихся к профессиональному самоопределению.

Подготовительная работа.

Проведение анкетирования учащихся на тему «Мир профессий».

Диагностическое изучение профессиональных предпочтений    учащихся.

Создание творческих групп и распределение между учащимися ролей:

режиссеры и сценаристы программы;

корреспонденты;

ведущие программы;

художники-оформители;

артисты;

звукооператоры.

Встречи с представителями разных профессий.

Подготовка оборудования и оформления.

Приглашение специалиста Центра занятости населения.

Ход проведения.

1. Первый ведущий:

Добрый день, уважаемые телезрители! В эфире программа «Человек и профессия» и ее постоянные ведущие Вера Ваняева и Дмитрий Виноградов.

Второй ведущий:

В мире насчитывается около 40 тысяч разных профессий. Ежегодно 25 миллионов человек меняют свое место работы, 12% из них возвращаются обратно… Означает ли это, что к выбору профессии можно идти путем проб и ошибок? А может, надо сознательно готовить себя к будущей профессиональной деятельности? Как найти ту единственную, свою профессию, чтобы она тебя полностью устраивала, чтобы ее избрание позволило приносить пользу людям, обществу? Об этих и других проблемах пойдет речь в цикле передач «Человек и профессия».

Звучит музыкальная заставка.

2. Первый ведущий:

Нашу первую рубрику «Новости» открывает репортаж специального корреспондента Натальи Соколовой.

Специальный корреспондент:

Здравствуйте! Я получила задание провести опрос среди учащихся на тему «Мир профессий». В коридорах нашей школы было многолюдно и немного шумно, особенно  на переменах, но мне все-таки удалось провести опрос. На вопрос: «Кем хочешь быть?» - получены следующие ответы:

Экономистом - 24  %  опрошенных               юристом - 19  %

Программистом – 17%                                    менеджером – 12%

Шофером – 10%                                               бухгалтером – 7%

Психологом – 3%                                             учителем – 6%

Военным – 2%

Профессиями ХХI века ученики считают: компьютерщика – 38%, бизнесмена – 26%, банкира – 13%, бухгалтер – 12%, юрист – 11%.

Профессиями, ушедшими в глубь веков, по мнению опрошенных, можно считать следующие: извозчик, трубочист, печник.

Соколова Наталья специально для рубрики «Новости».

3. Второй ведущий:

Спасибо, Наталья! А я продолжаю программу. Из опроса общественного мнения видно, что не все школьники знают новые профессии, пользующиеся в настоящее время  большим спросом. Чтобы познакомить вас с ними, мы пригласили в студию их представителей.

Аудитор:

Дорогие ребята! Я хочу представить вам профессию аудитора. Аудиторы контролируют не бизнес, а счета, рентабельность, доходы и расходы компании. Во всех странах компании должны вести баланс, делать денежные проводки через счета, отчислять налоги и т.д. Правильность ведения финансово-учетной документации контролируется общественным аудитором. Эта профессия требует высокой квалификации, ответственности и является весьма престижной.

Менеджер:

Ребята, я хочу познакомить вас с профессией менеджера. Менеджер организует и координирует, оценивает и стимулирует деятельность персонала с целью повышения производительности и качества труда, экономии ресурсов, роста конкурентоспособности товаров и услуг, прибыли и благосостояния, удовлетворенности должностью каждого работника. Менеджер изучает спрос и предложение на рынке, обновляет продукцию, разрабатывает бизнес-план и руководит его реализацией. Рабочий день менеджера строго не нормирован, нередко возникают стрессовые ситуации, требующие принятия оперативных решений, сопряженных с риском. Чтобы стать хорошим менеджером, необходима хорошая подготовка в области экономики, права, социальной психологии, психологии труда, управления. Менеджер должен знать трудовое законодательство, закономерности ценообразования, налогообложения, маркетинга, рекламы, технику ведения коммерческих переговоров, организацию производства.

Сестра-геронтолог:

Я хочу познакомить вас с профессией геронтолога. Совершенствование медицинского обслуживания, улучшение условий жизни и возрастающее осознание необходимости вести здоровый образ жизни помогает жителям многих стран жить долго и полноценно. В настоящее время несколько иная ситуация сложилась в России, но она в скором времени должна улучшиться. Необходимо заметить, что старение общества происходит достаточно быстро. Увеличивается число престарелых людей, которые могут рассчитывать только на себя. Нуждаются в помощи и инвалиды. К сожалению, в государственных лечебницах мало выделяется мест для таких людей. Частные же лечебные и оздоровительные заведения пока немногочисленны и весьма дороги. Приглашение няни на какое-то время – это реальный выход во многих случаях. И потому профессия сестры-геронтолога получает все большее признание в обществе.

4. Первый ведущий:

В рубрике «Герой дня» мы организовали встречу с человеком, совместившим в своей жизни две группы профессий: «Человек-природа» и «Человек-человек». Встречайте, Долгих Елена Владимировна (Долгих Е.В. рассказывает о профессиях агронома и педагога).

Второй ведущий:

Огромное спасибо Елене Владимировне за участие в нашей передаче. А мы продолжаем знакомство с профессиями. В эфире хит-парад профессий «Человек –

художественный образ».

Учащиеся инсценируют песни:

«Играй, музыкант» (М.Распутина);

«Фотограф» (Л.Гурченко).

5. Первый ведущий:

Следующая наша рубрика «Точка, точка, запятая». В рамках этой рубрики проводится конкурс на знание профессий «Человек – знаковая система».

Творческая группа пантомимой показывает профессии секретаря-машинистки, телефониста, бухгалтера, топографа. Зрители пытаются угадать изображаемые профессии.

Звучит музыкальная заставка.

Второй ведущий:

Нашу последнюю рубрику «Прогноз профессий» представляет Т.Ю. Пошалова – специалист Центра занятости населения Шахунского района \выступление Н.Ю.Пошаловой\.

Первый ведущий:

Уважаемые старшеклассники, сегодня вы познакомились со многими профессиями. Вам стоит задуматься о том, нравится ли вам та профессия, к которой у вас определилась склонность. Пусть каждый оценит себя и свои возможности. Всем желаем не ошибиться в выборе профессии.    

Второй ведущий:

Ну а как получить желаемую профессию, вы ответите сами.

Ответы учеников:

поставить перед собой цель и стремиться ее достичь,

необходимо получить хорошие знания,

поступить и успешно закончить техникум, институт;

необходимо предварительно попробовать себя в избранной профессии;

нужно любить эту профессию.

Первый ведущий:

Спасибо за ответы. Русская пословица гласит: «Всяк кузнец своего счастья». Как вы это понимаете?

Второй ведущий:

И в заключение хочется вспомнить слова Томаса Карлейля: «Самый несчастный из людей тот, для которого в мире не оказалось работы». Мы прощаемся с вами и просим направлять ваши вопросы и пожелания в редакцию нашей передачи «Человек и профессия».

Деловая игра «Кем быть?»

Задачи игры:

Активизировать профессиональное самоопределение участников.

Дать возможность участникам соотнести свои возможности и возможности своих одноклассников с требованиями различных профессий.

Участники игры: учащиеся 9 – 10-х классов.

Игра проводится либо в круге, либо учащиеся сидят на своих местах в классе. Количество участников от 6 до 15 человек. Приглашаются  2-3 независимых эксперта (учащиеся другого класса или учителя).

Ход игры

Разминка.

Игра «Выбросить на пальцах»

По команде ведущего каждый участник одновременно показывает («выбрасывает») какое-нибудь количество пальцев на одной руке. Задача участников: не произнося слов, выбросить одинаковое количество пальцев.

Игра «Дирижер оркестра».

Упражнение выполняется следующим образом: ведущий (дирижер) поднимает и опускает руки. Чем выше (ниже) руки, тем громче (тише) участники хлопают в ладоши. В качестве дирижера может выступить один из участников.

Педагог-психолог: Назовите наиболее интересные для вас профессии, а я запишу их на доске.

(Записывает   10 – 15 наименований профессий.)

Теперь я назову какую-нибудь из этих профессий, а вы в течение 2-3 секунд посмотрите друг на друга, пытаясь определить, кому из вас она подойдет в наибольшей степени. По моему сигналу вы одновременно должны показать рукой на выбранного сверстника.

Показав на кого-либо рукой, участники должны на несколько секунд замереть. Эксперты в это время записывают названную психологом профессию, фамилии участников, на которых пал выбор, и количество таких выборов для каждого. Таким образом определяется, какая профессия, по мнению участников, наиболее соответствует личности их товарища.

Так обыгрываются все записанные на доске профессии.  Затем эксперты определяют максимум выборов какой-либо профессии для каждого участника и объявляют результаты.

3. Рефлексия игры проводится в виде дискуссии. Каждый участник объясняет, почему он соотнес данную профессию с определенным сверстником (упоминая черты характера, качества личности), а указанный участник поясняет, согласен ли он с таким прогнозом или такая профессия не устраивает по тем или иным причинам.

Классный час на тему «Выбор профессии»

Цель: помочь учащимся выявить свои склонности к различным видам человеческой деятельности, а также внутригрупповых ролей.

Форма: практикум, игровая деятельность.

Подготовительная работа.

Для диагностики склонностей нужно заготовить бланки для опросника.

Ход занятия.

1. Психологический настрой.

Игра «Аукцион». Учащиеся называют профессии по очереди. Выигрывает тот, кто назовет профессию последним.

Игра «Кто есть кто». Участники игры получают карточки с названием профессий и должны походкой и жестами изобразить эту профессию или человека, имеющего эту профессию. Остальные должны угадать, какую профессию представляли.

2. Основная диагностическая часть. Для изучения склонностей к различным видам деятельности используется опросник Е.И.Климова. (Приложение 1).

3. Игры на взаимопонимание.

«Ожившая картина». Один из учеников получает в руки репродукцию картины с большим числом людей, например, «Взятие снежного городка» В.Сурикова. Не показывая картину остальным участникам, ученик распределяет роли и детально описывает действия каждого и рассказывает, в какой позе нужно замереть и остаться на картине, зафиксированной художником. Когда картина будет закончена, можно продолжить динамически действия, зафиксированные художником. После игры проанализировать, какие роли кому достались, были ли они удачны, насколько точно «изобразил» художник предложенную картину.

«Наблюдатель». Все ученики вытаскивают карточки с фамилией одного из учеников. Никто не должен знать, кто за кем будет наблюдать. За этим учеником ему надо будет наблюдать и затем описать его психологическое состояние. Затем все свободно перемещаются по классу и общаются друг с другом. Если кто-то замечает, что за ним наблюдают, то слишком бесцеремонный и назойливый наблюдатель выбывает из игры. Игра продолжается 10 – 12 минут. Затем в парах анализируют результаты. Учащиеся рассказывают о своих наблюдениях.

Приложение 5.

Сценарий

организационно – деловой игры

«Комплектование профильного класса на основе «портфолио» и выстраивания образовательного рейтинга выпускника основной школы».

Цель ОДИ : разработка и адаптация модели «портфолио» с учетом рекомендаций и социально –педагогической ситуации введения ППП в школе и построение образовательного рейтинга выпускника основной школы.

1 этап – подготовительный

Задача: получение информации о применении «портфолио» в образовательном процессе и при выборе профиля обучения на старшей ступени общего образования.

Изучение модели «портфолио» и рекомендаций по его применению.

(ответственная- Латухина Е.Н.)

2 этап – основной

Задача: адаптация примерной модели «портфолто» к условиям школы.

                                         Шаг 1.

Работа в группах (решение группы оформляется на листе ватмана).

Принцип формирования групп:

1. учителя русского языка и литературы;

2. учителя математики;

3. учителя начальных классов;

4. учителя естественно-научного цикла;

5. все остальные участники пед. совета.

                                         Шаг 2.

Защита модели «портфолио».

Обоснование веса «портфолио» в выстраивании образовательного рейтинга выпускника основной школы.

(По одному выступающему от группы).

3 этап-заключительный.

Задача: подведение итогов.

Оценка экспертной комиссии и выработка единого «портфолио» для выпускника школы.

Приложение 6.

Анкета «Профориентация»

И н с т р у к ц и я. Напротив каждого высказывания обведите цифру, соответствующую степени Вашего желания заниматься этим видом деятельности: 0 – вовсе нет; 1 – пожалуй так; 2 – верно; 3 – совершенно верно.

Я хочу (мне нравится, меня привлекает, я предпочитаю):


п/п

Общее
число
баллов

1

Обслуживать людей

0

1

2

3

Заниматься лечением

0

1

2

3

Обучать, воспитывать

0

1

2

3

Защищать права и безопасность

0

1

2

3

Управлять людьми

0

1

2

3

2

Управлять машинами

0

1

2

3

Ремонтировать оборудование

0

1

2

3

Собирать и налаживать технику

0

1

2

3

Обрабатывать материалы, изготавливать предметы и вещи

0

1

2

3

Заниматься строительством

0

1

2

3

3

Редактировать тексты и таблицы

0

1

2

3

Производить расчеты и вычисления

0

1

2

3

Обрабатывать информацию

0

1

2

3

Работать с чертежами и схимами

0

1

2

3

Принимать и передавать сигналы и сообщения

0

1

2

3

4

Заниматься художественным оформлением

0

1

2

3

Рисовать, фотографировать

0

1

2

3

Создавать произведения искусства

0

1

2

3

Выступать на сцене

0

1

2

3

Шить, вышивать, вязать

0

1

2

3

5

Ухаживать за животными

0

1

2

3

Заготавливать продукты

0

1

2

3

Работать на открытом воздухе

0

1

2

3

Выращивать овощи и фрукты

0

1

2

3

Иметь дело с природой

0

1

2

3

А

Работать руками

0

1

2

3

Выполнять решения

0

1

2

3

Воспроизводить имеющиеся образцы, размножать, копировать

0

1

2

3

Получать конкретный практический результат

0

1

2

3

Воплощать идеи в жизнь

0

1

2

3

Б

Работать головой

0

1

2

3

Принимать решения

0

1

2

3

Создавать новые образцы

0

1

2

3

Анализировать, изучать, наблюдать, измерять, контролировать

0

1

2

3

Планировать, конструировать, разрабатывать, моделировать

0

1

2

3

Приложение 7.

Анкета интересов

И н с т р у к ц и я. Вам необходимо ответить на все вопросы анкеты, не пропуская ни одного. Если любите, нравится, хотели бы заниматься тем, о чем говориться в вопросе, поставьте 2 балла в соответствующей графе бланка ответов. Если не любите, не нравится, не хотите – 0 баллов. Не знаете, не уверены, сомневаетесь – 1 балл.

1

16

31

46

61

76

91

106

2

17

32

47

62

77

92

107

3

18

33

48

63

78

93

108

4

19

34

49

63

79

94

109

5

20

35

50

64

80

95

110

6

21

36

51

66

81

96

111

7

22

37

52

67

82

97

112

8

23

38

53

68

83

98

113

9

24

39

54

69

84

99

114

0

25

40

55

70

85

100

115

11

26

41

56

71

86

101

116

12

27

42

57

72

87

102

117

13

28

43

58

73

88

103

118

14

29

44

59

74

89

104

119

15

30

45

60

75

90

105

120

Приложение 8.

Анкета «Самооценка личности»

И н с т р у к ц и я. Напротив каждого высказывания обведите цифру, соответствующую  степени  Вашей способности к этому виду деятельности: 0 – вовсе нет; 1 – пожалуй, так; 2 – верно; 3 – совершенно верно.

Я могу (способен, умею, обладаю навыками):


п/п

Общее
число
баллов

1

Знакомиться с новыми людьми

0

1

2

3

Быть чутким и доброжелательным

0

1

2

3

Выслушивать людей

0

1

2

3

Разбираться в людях

0

1

2

3

Хорошо говорить и выступать публично

0

1

2

3

2

Искать и устранять неисправности

0

1

2

3

Использовать приборы, машины, механизмы

0

1

2

3

Разбираться в технических устройствах

0

1

2

3

Ловко обращаться с инструментами

0

1

2

3

Хорошо ориентироваться в пространстве

0

1

2

3

3

Быть сосредоточенным и усидчивым

0

1

2

3

Хорошо считать в уме

0

1

2

3

Преобразовывать информацию

0

1

2

3

Оперировать знаками и символами

0

1

2

3

Искать и исправлять ошибки

0

1

2

3

4

Создавать красивые, со вкусом сделанные вещи

0

1

2

3

Разбираться в литературе и искусстве

0

1

2

3

Петь, играть на музыкальных интересах

0

1

2

3

Сочинять стихи, писать рассказы

0

1

2

3

Рисовать

0

1

2

3

5

Разбираться в животных и растениях

0

1

2

3

Разводить растения и животных

0

1

2

3

Бороться с болезнями и вредителями

0

1

2

3

Ориентироваться в природных явлениях

0

1

2

3

Работать на земле

0

1

2

3

А

Быстро выполнять указания

0

1

2

3

Точно следовать инструкциям

0

1

2

3

Работать по заданному алгоритму

0

1

2

3

Выполнять однообразную работу

0

1

2

3

Соблюдать правила и нормативы

0

1

2

3

Б

Создавать новые инструкции и давать указания

0

1

2

3

Принимать нестандартные решения

0

1

2

3

Брать на себя ответственность

0

1

2

3

Самостоятельно организовывать свою работу

0

1

2

3

Легко придумывать новые способы деятельности

0

1

2

3


Анкета самооценки

И н с т р у к ц и я. Анкета предназначена для определения особенностей Вашего характера. Каждая из девяти строчек содержит одно незаконченное предложение и восемь возможных вариантов его завершения. Для каждого предложения выберите, пожалуйста, один, два или три варианта его завершения, которые в наибольшей степени соответствуют Вашему представлению о себе, и отметьте клеточки, соответствующие этим вариантам.

Незаконченные предложе

ния

Варианты завершения

1

2

3

4

5

6

7

8

2. Вы часто

испытыва-
ете болезненные ощущения

критикуете
себя

стараетесь показать
себя

испытываете чувство раздражения

бываете упрямыми

сомневаетесь при выборе решения

ограничиваете свои контакты с окружающими

легко увлекаетесь новым

3. Вы озабочены

своим
здоровьем

собственной
самооценкой

недостатком внимания окружающих

всевозможными препятствиями

уважением и признанием со стороны других

возможными неудачами

проблемами взаимопонимания

процессом
деятельности

4. Вы стремитесь

к отдыху

соответствовать требованиям окружающих

вызвать интерес
к себе

к немедленному достижению желаемого

к прево-
сходству и первенству

к безопасности

держаться в некотором уединении

к переменам

5. Вам бывает трудно в ситуациях

высоких нагрузок

разрыва привязанностей

когда вас не замечают

вынужденного ожидания

когда вас пытаются унизить

угрозы, недостатка информации или времени

вынужденного неформального общения

большого количества запретов


Окончание табл.

6. Вы способны

анализировать состояние своего организма

жертвовать
своими интересами

нравиться себе и окружающим

действовать быстро, не раздумывая

преодолевать большое количество препятствий

предварительно все обдумывать

к воображению и фантазии

активно действовать

7. Часто вы

чувствуете усталость и слабость

испытываете печаль

демонстрируете свои чувства

не сдерживаете себя

не слишком доверяете другим

тревожитесь и испытываете неуверенность

испытываете чувство одиночества

радуетесь и веселитесь

8. Вы умеете

замечать слабые сигналы

принимать ответственность на себя

производить впечатление

атаковать противника, разрушать препятствия

предъявлять требования к окружающим

соблюдать порядок и точность

сосредоточиться на своих мыслях

поддерживать широкий круг контактов

9. Ваше поведение подобно

небольшой речке с низкими берегами

очень глубокой реке с медленным течением

извили-
стой речке с крутыми берегами

стремительному и бурному горному потоку

широкой полноводной реке

разветвленной реке с большим количеством протоков и островов

подземной реке или озеру

быстрой и шумной речке

Приложение 9.

Методика Дж. Холланда

1

а)

Инженер-механик

б)

Физик-экспериментатор

2

а)

Социальный работник

б)

Управляющий гостиницей

3

а)

Художник по интерьеру

б)

Чертежник-копировщик

4

а)

Биохимик

б)

Фармацевт

5

а)

Политический лидер

б)

Писатель

6

а)

Портной

б)

Оператор ЭВМ

7

а)

Адвокат

б)

Историк-правовед

8

а)

Воспитатель детского сада

б)

Художник по керамике

9

а)

Вязальщик

б)

Телефонист справочной службы

10

а)

Нотариус

б)

Менеджер по снабжению

11

а)

Переводчик зарубежной поэзии

б)

Логик

12

а)

Детский врач

б)

Специалист по медицинской статистике

13

а)

Маркетолог

б)

Пчеловод

14

а)

Научный работник музея

б)

Менеджер по персоналу

15

а)

Аудитор

б)

Художник-реставратор

16

а)

Строитель-монтажник

б)

Металловед

17

а)

Школьный учитель

б)

Следователь

18

а)

Столяр-краснодеревщик

б)

Оператор станков-автоматов

19

а)

Математик

б)

Бухгалтер

20

а)

Директор мебельной фабрики

б)

Дирижер

21

а)

Настройщик телерадиоаппаратуры

б)

Секретарь-референт

22

а)

Главный зоотехник

б)

Генетик

23

а)

Консультант “телефона доверия”

б)

Парикмахер-модельер

24

а)

Водитель троллейбуса

б)

Медсестра

25

а)

Делопроизводитель

б)

Брокер на бирже

26

а)

Архитектор

б)

Искусствовед

27

а)

Инспектор дорожного движения

б)

Счетовод

28

а)

Издатель газеты

б)

Электрик

29

а)

Биолог

б)

Телеведущий

30

а)

Архивариус

б)

Художник-рекламист

31

а)

Повар

б)

Официант

32

а)

Банковский служащий

б)

Заведующий магазином

33

а)

Криминалист

б)

Юрисконсульт

34

а)

Корректор

б)

Литературовед

35

а)

Звукооператор

б)

Физик-акустик

36

а)

Экскурсовод

б)

Дипломат

37

а)

Киноактер

б)

Кинооператор

38

а)

Археолог

б)

Товаровед

39

а)

Закройщик-модельер

б)

Театральный художник

40

а)

Часовой мастер

б)

Контролер ОТК

41

а)

Менеджер по продажам

б)

Редактор научного журнала

42

а)

Психотерапевт

б)

Драматург

1а, 3б, 6а, 9а, 13б, 16а, 18б, 21а, 24а, 28б, 31а, 35а, 37б, 40а

 Социальный

2а, 8а, 9б, 12а, 14б, 17а, 23а, 24б, 27а, 29б, 31б, 33б, 36а, 42а

 Артистический

3а, 5б, 8б, 11а, 15б, 18а, 20б, 23б, 26а, 30б, 34б, 37а, 39б, 42б

 Конвенциальный

4б, 6б, 10а, 12б, 15а, 19б, 21б, 25а, 27б, 30а, 32а, 34а, 38б, 40б

 Предприимчивый

2б, 5а, 7а, 10б, 13а, 17б, 20а, 22а, 25б, 28а, 32б, 36б, 39а, 41а

 

Интеллектуальный

1б, 4а, 4б, 11б, 14а, 16б, 19а, 22б, 26б, 29а, 33а, 35б, 38а, 41б

Текст опросника по Климову

1а. Ухаживать за животными.

или

1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать).

2а. Помогать больным.

или

2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин.

3а. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок.

или

3б. Следить за состоянием, развитием растений.

4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.).

или

4б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать.

5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи.

или

5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты).

6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы).

или

6б. Тренировать товарищей (или младших) для выполнения и закрепления каких-либо навыков (трудовых, учебных, спортивных).

7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты).

или

7б. Управлять какой-либо машиной (грузовым, подъемным или транспортным средством) – подъемным краном, трактором, тепловозом и др.

8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.).

или

8б.Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов).

9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище.

или

9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках.

10а. Лечить животных.

или

10б. Выполнять вычисления, расчеты.

11а. Выводить новые сорта растений.

или

11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т. п.).

12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять.

или

12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок).

13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности.

или

13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов.

14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты.

или

14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.

15а. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые).

или

15б. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.

16а. Делать лабораторные анализы в больнице.

или

16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение.

17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий.

или

176. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов.

18а. Организовывать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п.

или

18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах.

19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания.

или

19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты.

20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада.

или

20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по созданию условий для профессионального самоопределения старшеклассников «Мой профессиональный выбор»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА № 168          Проект по созданию условий для  пр...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ЛИЧНОСТНОМУ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Возрастные особенности выпускников средней школы и социальная ситуация (окончание средней школы) требуют от педагогов и психологов активной помощи учащимся в личностном и профессиональном самоопределе...

Письменная работа на тему: "Профессиональная позиция"

laquo;Я – учитель здоровья».Формирование характера в процессе обучения игре Тэг-регби.     Брехова Татьяна Евгеньевна,    учитель физиче...