Презентация «Профессиональное самоопределение как средство социализации и адаптации учащихся в современных условиях»
материал

ТОПОРКОВА ОКСАНА ВАЛЕРЬЕВНА

 0дно из главнейших качеств, которое мы должны воспитывать в наших обучающихся, - это любовь к труду, уважение к людям труда, готовность трудиться в любой сфере общественного производства. Труд должен стать жизненной потреб­ностью будущего гражданина.   

Одним из важнейших преобразований в системе образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС), продиктованное необходимостью подготовки выпускников к жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_pedagogicheskogo_soveta.pptx1.31 МБ
Файл doklad_toporkova_o.v.docx_ispravleno_3.docx19.75 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема педагогического совета «Профессиональное самоопределение как средство социализации и адаптации учащихся в современных условиях» Авторы: Яковлева О. В. Топоркова О. В. Шункова Е. А.

Слайд 2

Профессиональная ориентация - забота общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержка и развитие природных дарований, а также проведение комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей социально - экономической ситуации на рынке труда.

Слайд 3

Закон РФ «Об образовании» «Образование является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть направленно на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации»

Слайд 4

методы профессиональной ориентации информирование –индивидуальное , групповое, массовое, непосредственное (лекция, беседа), опосредованное (средствами массовой информации ); психологическое и медицинское консультирование; психологическая, психофизиологическая и медицинская диагностика ; различные педагогические методы.

Слайд 5

Профориентационая работа в образовательном учреждении основывается на : знании данного человека, социальных и семейных факторов , влияющих на личные взгляды, ценности и смыслы; информации , полученной после объективной оценки результатов тестирования (включая результаты проверки способностей и склонностей); знании его успеваемости или достижений в других видах школьной жизни; осведомлённости в возможностях занятости и служебного продвижения, реализация других запросов ; учёте медицинских данных (противопоказания).

Слайд 6

Профориентация должна обеспечить возможность : осознать свои интересы и возможности, научиться ставить перед собой реальные цели (составление жизненного и профессионального плана ); принять решения относительно выбора профессии ; облегчить переход от школы к жизни.

Слайд 7

Общая концепция системы профориентации предполагает ступенчатую реализацию целей: 1. У школьников младших классов (1 –4 классы ) с помощью активных средств профориентационной работы необходимо формировать: добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества , установку на выбор профессии , развитие интереса к трудовой деятельности и многообразию мира профессий.

Слайд 8

Для успешного формирования простых навыков и интереса к трудовой деятельности у наших школьников во внеурочное время на занятиях кружка « Гончарное дело» используются активные методы обучения

Слайд 10

2. Для подростков (5 –7 классов) важно осознание ими своих интересов, способностей , общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. При этом будущая профессиональная деятельность выступает для подростка как способ построения собственного образа жизни, как путь реализации и своих возможностей и способ достижения цели. Предпочтение отдается преимущественно групповым формам работы.

Слайд 12

Осознание своих интересов, способностей у подростков, связанных с выбором профессии происходит не только во внеурочное время. На уроках профильного труда ребята изучают азы профессии и приобретают необходимые профессиональные навыки.

Слайд 16

У школьников 8 –9 классов необходимо расширять представления о профессиях народного хозяйства, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, а также умение адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии.

Слайд 20

К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы, прежде всего, относится : достаточная информация о профессии и путях ее получения; потребность в обоснованном выборе профессии .

Слайд 21

Роль моего предмета в будущей жизни ученика : 1.Кто такой мой ученик? 2.Чему учит мой предмет? Идеальное и реальное. 3.Чему я хочу научить своих учеников? 4.Почему жизненно необходимо изучать мой предмет? 5.Что в первую очередь надо моим ученикам: знания? умения? навыки? компетентности? 6.Как я могу увлечь своим предметом моего ученика? 7.Как в свете современного рынка труда просматривается мой предмет?

Слайд 22

Говоря об образовании, мы неизбежно приходим к трём вопросам : (цитата кандидата пед . наук, зам. редактора НОУ Центр «Педагогический поиск » М.В. Левит) 1.Личность воспитанника. 2.Содержание образования, преобладание компетентностного подхода. 3.Педагогика школы, профессиограмма учителя.

Слайд 23

Поэтому на уроках и во внеклассной работе следует ориентироваться на активную , разнообразную и посильную деятельность каждого ученика, создавать ситуации положительного нравственного выбора, обучать вести диалог , умению слышать, слушать, достойно высказываться и понимать других .



Предварительный просмотр:

ТЕМА ДОКЛАДА: РАЗВИТИЕ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ, НАВЫКОВ ОТВЕТСТВЕННОГО И ТВОРЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ.

 0дно из главнейших качеств, которое мы должны воспитывать в наших обучающихся, - это любовь к труду, уважение к людям труда, готовность трудиться в любой сфере общественного производства. Труд должен стать жизненной потребностью будущего гражданина.   

Одним из важнейших преобразований в системе образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС), продиктованное необходимостью подготовки выпускников к жизни.

Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе. Личностные результаты основаны на системе ценностных отношений учащихся - к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности.

Труд оказывает существенное влияние и на умственное развитие ребенка. Он требует сообразительности, инициативы, активного восприятия, наблюдательности, внимания, сосредоточенности, тренирует память. Труд развивает мышление - ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело.

Намечая известную последовательность действий, ребенок приобщается к простейшим формам планирующей деятельности.

В труде воспитываются устойчивость поведения, дисциплинированность, самостоятельность, развивается инициатива, умение преодолевать трудности, стремление хорошо выполнять работу. Труд объединяет детей, в совместном труде формируются первоначальные навыки - умение сообща и дружно работать, помогать друг другу в работе.

В условиях работы педагога лежат следующие задачи трудового воспитания:

- формирование у учащихся положительного отношения к труду, высоких социальных мотивов трудовой деятельности;

- развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом труде, стремление применять знание на практике;

воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, ответственности, целеустремленности и честности;

вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда.

Таким образом, планируется, что обучающиеся приобретут ценностное отношение к труду и творчеству, трудовым достижениям;

- первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками;  

- первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной деятельности;

- мотивацию к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

На мой взгляд, особое значение в подготовке обучающихся к жизни и труду имеет процесс обучения. Для этого нужно уметь их правильно мотивировать.

Программы предметно трудового обучения включают в себя разнообразные виды труда, в процессе которого обучающиеся занимаются обработкой различных материалов, конструированием, моделированием, декоративно-прикладным творчеством. Учитель может дополнить знания учащихся рассказом о профессиях, связанных с данными материалами, показом рисунков, слайдов и т.д.

Важным средством мотивации учащихся являются методы и приемы обучения. Именно через использование тех или иных методов реализуется содержание обучения.

При подборе занятий для учащихся с ОВЗ учитываю принцип доступности. Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей и степени сложности заболевания. Формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов, так и инновационных.

Настроение детей, их психологическое состояние в конкретные моменты могут стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятий. 

Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ применяю следующие приёмы обучения:

- Наглядные опоры в обучении: алгоритмы, схемы, шаблоны, рисунки, инструкционные карты

- Поэтапное формирование умственных и практических действий.

- Деление крупного материала на мелкие, связанные между собой части.

- Создание доброжелательной атмосферы на уроке.

- Авансирование успеха. 

- Использование наглядности и зрительных стимулов.  

На уроках технологии обучающимся очень нравятся наглядные пособия, образцы, то, что можно потрогать, понюхать (при изучении натуральных волокон используются наглядные пособия, проводятся лабораторные работы по определению состава ткани).

Уроки моделирования хорошо развивают образное мышление. Здесь предлагаю обучающимся на основе простой выкройки с помощью цветной бумаги и дополнительных деталей из бумаги, изменить модель изделия.

Легко запоминаются схемы, но задания в тестах для детей с ОВЗ делаю более простыми (например, выбрать из трех предложенных вариантов один правильный, при этом желательно слова в тесте не должны быть близкие по смыслу). Также эффективно используются цветные картинки, сопровождающие текст. Обязательно делаю повтор инструкции к выполнению задания, включаю игровые моменты, примеры из жизни (дети очень хорошо запоминают и сами приводят подобные примеры).  На уроках применяю яркие изображения, аудио - визуальные технические средства обучения. Предоставляю дополнительное время для завершения задания. Индивидуально подхожу к оцениванию ответов учащихся с ОВЗ, так как они дольше выполняют задание и ответы не всегда бывают полными. Что касается мелкой и крупной моторики, то у них не всегда получается аккуратно выполнить работу, порой они не понимают устную инструкцию, термины. Приходится индивидуально много раз показывать приемы и проговаривать сначала «доступным языком», потом закреплять терминологию.

Вот некоторые проблемы в обучении детей, с которыми я сталкиваюсь и пути их решения:

  1. Вызывают затруднения задания на тему конструирования (не могут рассчитать по формуле, отложить по линейке заданную величину).  В таком случае используется презентация с анимацией и показ на доске. После каждого выполненного действия, делаю обход по классу, индивидуально смотрю, как выполнено задание.  
  2. Дети плохо воспринимают устную информацию, боятся принять самостоятельное решение. Приходится подключать зрительные, слуховые, сенсорные ощущения, жесты.  В таком случае упрощаю задание, делаю подсказку, например, жесты, при определении нити основы на ткани мы проводим в воздухе рукой в нужном направлении.
  3. Не могут определить, как сматывается нитка со шпульки (против часовой стрелки), так же   сначала смотрим наглядно, потом подключаю жесты.

       В результате применения данных методов, приемов в процессе обучения детей с ОВЗ на уроках технологии у них возрастает самооценка, интерес к занятиям, развиваются умения и навыки, которые способствуют в дальнейшем социальной адаптации.

Я в своей работе применяю такие виды деятельности как:

Формы реализации: итоги конкурсов и соревнований на основании соответствующих «Положений»; смотры, выставки, проведение предметной недели.

-актуальные проекты «Джинсовый микс» (вторая жизнь ненужным вещам)

 «Русский сарафан»

 «Комфортер»

 «Матрешки»

-изготовлены реквизиты и костюмы для инклюзивного театра «Зеркало»

-участие в благотворительных ярмарках

-проведение мастер класса

Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет школьника в классе.

Я убеждена, что именно в процессе труда развиваются способности, трудовые умения и навыки обучающихся. Вследствие коллективности труда, ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе. Свой доклад хочу закончить словами Игоря Губерман:

Жить, покоем дорожа, —
пресно, тускло, простоквашно;
чтоб душа была свежа,
надо делать то, что страшно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийный проект как средство социализации личности учащегося в условиях современной школы.

Статья участвует в конкурсе Образование 3.0 Иностранный язык в жизни современного подрастающего поколения приобрел в настоящее время, не побоюсь этого слова, глобальный смысл.  Мотивация к его...

«Новое качество образования как условие успешной социализации учащихся в условиях модернизации школы».

Выступление Грязновой М.Ф. учителя истории, специалиста по социальной защите и охране детсва на педагогическом совете в августе 2011 года «Новое качество образования как условие успешной социализ...

ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Проблема обучения детей-инвалидов в условиях массовой общеобразовательной школы - одна из актуальных проблем современного российского общества. Очень важным является решение вопросов, связанных с обес...

Развитие творческих способностей учащихся как условие успешной социализации личности

Статья представляет собой описание опыта работы с учениками обычной общеобразовательной школы  по развитию творческих способностей, воспитанию интереса к поэзии, к творчеству, содержит описание о...

Социализация личности учащихся основной школы в условиях

Материал об исследовании социализации ребенка в школе....

Коммуникативные способности как процесс социализации учащихся в условиях Детского дома-школы средствами музыкального искусства

Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младшего школьника» – является актуальной проблемой, решение которой важно, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом....

Проект "Туристско-краеведческая деятельность как основа социализации личности и формирования коммуникационной культуры учащихся в условиях общеобразовательной школы для повышения уровня мотивации у учащихся"

Туристическая деятельность – одна из форм повышения мотивации учащихся к изучению истории своей малой Родины.Решает ряд воспитательных и образовательных задач...