Досуговая деятельность детей с ОВЗ в обществе здоровых людей
статья
Досуговая деятельность - это не только биолого-физиологическая потребность детского организма в отдыхе, т. е. досуг выполняет не только психофизиологическую функцию, но и социокультурную.
Эти функции в равной степени относятся и к здоровым детям, и к детям с ограниченными возможностями. Так как ребенок с ограниченными возможностями здоровья является полноправным членом общества, он может и должен участвовать в его многогранной жизни, а общество обязано создать для него специальные условия, предоставляющие ему равные с другими людьми возможности для удовлетворения всех его прав. Ребенок с особыми нуждами имеет такие же задатки и способности, как и его нормально развивающиеся сверстники. Задача общества, помочь ему обнаружить, проявить и развить свои дарования с максимальной пользой для семьи и общества.
Участие в различных видах досуговой деятельности является необходимой областью социализации и самоутверждения детей с ограниченными возможностями, но часто ограничено, в связи с недостаточным уровнем развитости и доступности. К счастью в нашем городе есть реабилитационный центр "Журавлик", где получить помощь и поддержку может любой ребёнок -инвалид.
Отдых, досуг и восстановление душевных сил, – важные составляющие в жизни каждого человека. Дети с ограниченными возможностями лишены возможности заниматься продуктивной деятельностью. Именно поэтому досуг играет для них огромное значение. От его формы, вида и качества напрямую зависит успех реабилитации и интеграции ребёнка с ОВЗ в общество.
К наиболее распространенным формам организации досуговой деятельности для детей и подростков с ОВЗ можно отнести:
1. Создание кружков и клубов.
2. Кружки прикладного творчества.
3. Кружки художественного самодеятельного творчества, в том числе литературного или творческого объединения со смешением жанров.
4. Клубы выходного дня для родителей детей-инвалидов.
5. Игровые программы (специально подготовленные, с учетом физических и умственных способностей детей с ограниченными возможностями).
6. Организация праздников, концертов.
7. Постановка спектаклей.
8. Организация информационно-просветительских программ.
9. Проведение различных реабилитационных программ, например, арт - терапия
Основные формы работы с детьми инвалидами:
Вечера общения (праздники, детские утренники, вечера отдыха).
Праздник – это радость, ощущение счастья. Он способен поднять настроение, улучшить самочувствие. И в последние годы все чаще приходится слышать о праздникотерапии – реабилитационной технологии, основанной на использовании возможностей праздников. Здесь элементом социокультурной реабилитации является волевой потенциал и оптимистическое настроение. Праздники помогают семьям с инвалидами выйти из изоляции, обрести уверенность в своих силах, завести новых друзей. Культурно-досуговые мероприятия должны проходить интересно. Все праздники обязательно отмечаются большими концертными программами, главные участники которых –как здоровые дети, так и дети с ОВЗ. Под руководством педагогов они готовятся к досуговым и развлекательным мероприятиям: конкурсам, концертам, вечерам.
Участие в организации и проведении праздников создаёт уникальные условия значительного позитивного воздействия на физический статус и психоэмоциональную сферу инвалида. При этом возможно как пассивное, так и активное участие в мероприятиях. Главный принцип – это принцип включения. И ещё главный момент. Чем больше на празднике будет здоровых детей,тем лучше-будь то волонтёры, или братья и сёстры участвующих ребятишек с ОВЗ.
Реабилитационный потенциал – чередование различных элементов праздника (игра, театрализация, музыка и др., общение с прекрасным – формирует позитивную эмоциональную среду, помогает человеку посмотреть на мир вокруг себя другим взглядом, в котором меньше тревоги, боли и одиночества, дарит ощущение победы над своей болезнью и своими страхами.
Праздник может проводиться в виде театрализованного представления. Очень важно, чтобы в нем принимали участие как можно больше детей с инвалидностью вместе со здоровыми детьми. Считается, что даже пассивное присутствие на мероприятии детей с ОВЗ способствует их социальной адаптации. Поэтому детям с тяжелыми формами инвалидности присутствовать на празднике необходимо. Например, в театральных постановках могут и должны принимать участие не только здоровые дети, умеющие ходить, говорить, но и ребята со множественными нарушениями или на коляске. В этом случае им поручаются роли без слов или с небольшим количеством слов или с восклицаниями. Например, сказка «Колобок». Можно ввести дополнительную роль для не говорящего мальчика – роль второго волка-молчуна. Ребенок одевает костюм, участвует в действе и выходит в конце спектакля на поклон. Только представьте, сколько положительных эмоций получит мальчик, участвуя в представлении!
Также, праздник – это замечательная возможность применить новые технологии, предложить гостям торжества необычные развлечения. Большинство из нас знакомо с понятием – «рисование на лице». Разрисовывание лиц – это веселое развлечение, которое нравится и детям и взрослым. Грим на лице великолепно дополнит карнавальный костюм и создаст единый образ. Можно пригласить молодых волонтёров, неравнодушных ребят-художников, предварительно объяснив им ситуацию. Их цель - быть открытыми для общения и творчества, уметь вызвать ребёнка на контакт.
Прекрасным вариантом проведения праздника может стать игра в сказку. Самое главное, не зацикливаться на «собаке, кошке и принцессе». Необходимо рисовать все, что окружает сказочных героев. Это и море, и дерево, и бабочка, и ветер. Важно, что ребенок, рисующий на лице, видит не нос-рот-глаз, а пространство для изображения: создаются условия для развития воображения и происходит момент самовыражения. Ведь когда наше лицо скрывает маска, нам легче выразить себя. В этот момент ребенок забывает, что «он не такой, как все». И он не просто передает художественный образ, он подключает свои театральные способности, учится свободно выражать свои чувства. По окончании процесса – фотосессия.
Праздником можно отмечать многие события: приход весны, прилет птиц, начало нового учебного года и т. п. Праздники дают возможность детям с ограниченными возможностями здоровья радоваться жизни, способствуют улучшению их психологического состояния, помогают обрести уверенность в своих силах.
Участвуя в таких мероприятиях, каждый ребёнок с ОВЗ имеет возможность показать свои способности или просто продемонстрировать стремление необходимости в социуме.
Нужно отметить, что на концертные благотворительные мероприятия и спектакли (даже на платные
мероприятия многие учреждения культуры оставляют бесплатные билеты для детей - инвалидов, что даёт возможность детям с ОВЗ больше проводить досугового времени в обществе здоровых детей. Дети все вместе сидят в зрительном зале, играют в общие игры в антрактах, вместе обсуждают увиденное.
Большой отклик у детей с ОВЗ вызывает народная музыка, поэтому с удовольствием они принимают участие в фольклорном фестивале.
Участие в фольклорном фестивале для детей инвалидов означает расширение коммуникативного пространства, осознание своего единения с другими членами общества. Используемые здесь игровые элементы, народная музыка, необычные музыкальные инструменты имеют и адаптивное, и лечебно-оздоровительное, и эмоциональное значение. Вместе с обычными ребятами из фольклорных коллективов дети с ОВЗ водят хороводы, играют в игры, танцуют. Дети с ограниченными возможностями здоровья не изолированы от других детей, а интегрированы в общеобразовательную среду. Цель такого взаимодействия создать психологический комфорт, учиться азам общения со сверстниками. Мы наблюдаем уникальный процесс, когда развитие обучающихся, имеющих ограниченные возможности здоровья ребят, идет через контакт с детьми общеобразовательных классов.
Хорошие возможности для социальной реабилитации детей инвалидов дают методики игротерапии: используются игры, способствующие развитию внимания, памяти, наблюдательности. Игровые программы с песнями, танцами, викторинами способствуют активизации участников, межличностному общению, снижению усталости. В народных играх сконцентрирован положительный опыт поколений, динамические процессы жизни. Они развивают целеустремленность, лидерство, дают мышечную разрядку, способствуют приближению к ритмам природы. Большое преимущество в развитии детей-инвалидов имеют коллективные игры. Для участия в них создается группа. Обязательно в группу нужно включать несколько здоровых детей. Так между детьми начинают завязываться дружеские отношения, появляется понятие взаимовыручки. В группе ребенок развивается интеллектуально, обогащается социальным опытом, учится проявлять свою индивидуальность. Если проводить соревновательные игры, он ощущает себя частью коллектива, переживает за свою группу, в случае выигрыша команды, испытывает гордость, радость, ощущение своей причастности к этому. Отдельные виды соревнований могут быть рассчитаны на совместное участие детей и родителей. Полученные ребёнком инвалидом положительные эмоции через участие в массовых мероприятиях, дадут эффект, если будут проводиться системно, в рамках целевых программ.
Большую роль в досуговой деятельности занимает игровая деятельность с элементами театрализации.
При этом важно, чтобы были учтены психические и физические особенности участников: игра не должна ставить участников в затруднительное положение и вызывать у них неуверенность в своих силах. Игротерапия на открытых сценических площадках востребована и детьми, и взрослыми. Театрализованные действа на открытых сценических площадках несут раскрепощение и зрителю, и актеру. Нередко зрители становятся актерами. Вовлекаемые в действо люди с ограниченными возможностями здоровья как бы «отыгрывают» болезненные для себя жизненные или психологические ситуации, ищут и приобретают оптимальные жизненные роли. Для детей-инвалидов это естественное занятие и способ моделирования отношений с окружающим миром и развития личности, для взрослых – лояльный и безопасный метод исследовать свой прошлый опыт. Такая игра, которую проводят здоровые актёры на сцене вместе с актёрами с ограниченными возможностями позволяет сбросить напряжение, избавиться от депрессии, побуждает активизироваться физически и умственно в спонтанном выражении, погружает участников в атмосферу эмоционального комфорта.
Весьма популярен кукольный театр, особенно театр ростовых кукол (большие кукольные персонажи оптимальны для открытых сценических площадок в силу яркости и размера). Программы с участием различных кукол: перчаточных, тростевых, ростовых, марионеток – воспринимаются детьми-инвалидами (да и взрослыми) иначе, чем игра обычных актеров, даже если те искусно загримированы. Ведь кукла несет в себе закодированный образ, воспринимаемый даже самыми маленькими зрителями с инвалидностью. И это не образ игрушки, а гораздо более глубокий и древний персонаж, спонтанно погружающий нас в сказочную реальность.
Куклотерапия напрямую связана с технологиями сказкотерапии – ведь архетип сказки сам по себе является исцеляющим, в нем зритель как будто вписывается в философскую сказку со счастливым концом, история служит средством встречи с самим собой. Дети с ограниченными возможностями здоровья приобретают знания о законах жизни и способах проявления созидательной творческой силы, о моральных нормах и принципах социальных взаимоотношений. Они с удовольствием вместе с обычными детьми одевают кукол на руку и играют в кукольный театр. Сказка учит ребенка с инвалидностью продуктивно преодолевать страх, активизировать творческий потенциал с оптимизмом смотреть в будущее.
Большое значение для детей с ограниченными возможностями имеют вечера знакомств, целью которых является помочь детям с ОВЗ обрести новых друзей. Нередко такие вечера проводятся совместно со здоровыми детьми. Ребята быстро находят общий язык, потому что и те и другие знают, что такое интернет, сотовый телефон и компьюторные игры. Дети с ОВЗ на равных участвуют со здоровыми ребятами в продуманных конкурсах (чаще всего интеллектуальной или познавательной тематики). Не надо разделять детей, имеющих ограниченные возможности здоровья и детей из обычных классов. И это дает свои положительные результаты: повышает уровень развития и социализации одних и формирует человеколюбие других.
Часто такие знакомства переходят в дружбу.
Таким образом, активная досуговая реабилитация в обществе здоровых людей позволяет детям с ограниченными возможностями реализовать себя и свою потребность в общении, возможность увидеть окружающий мир, встретиться с людьми, переживающими сходную ситуацию, и понять, что им доступно если не все, то почти все. Такие дети начинают лучше управлять своими эмоциями, становятся более успешными в коммуникативной деятельности, а родители отмечают стабилизацию самооценки детей и адекватную реакцию на различные ситуации общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
94776_7771.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Досуговая деятельность детей с ОВЗ в обществе здоровых людей
Досуговая деятельность - это не только биолого-физиологическая потребность детского организма в отдыхе, т. е. досуг выполняет не только психофизиологическую функцию, но и социокультурную.
Эти функции в равной степени относятся и к здоровым детям, и к детям с ограниченными возможностями. Так как ребенок с ограниченными возможностями здоровья является полноправным членом общества, он может и должен участвовать в его многогранной жизни, а общество обязано создать для него специальные условия, предоставляющие ему равные с другими людьми возможности для удовлетворения всех его прав. Ребенок с особыми нуждами имеет такие же задатки и способности, как и его нормально развивающиеся сверстники. Задача общества, помочь ему обнаружить, проявить и развить свои дарования с максимальной пользой для семьи и общества.
Участие в различных видах досуговой деятельности является необходимой областью социализации и самоутверждения детей с ограниченными возможностями, но часто ограничено, в связи с недостаточным уровнем развитости и доступности. К счастью в нашем городе есть реабилитационный центр "Журавлик", где получить помощь и поддержку может любой ребёнок -инвалид.
Отдых, досуг и восстановление душевных сил, – важные составляющие в жизни каждого человека. Дети с ограниченными возможностями лишены возможности заниматься продуктивной деятельностью. Именно поэтому досуг играет для них огромное значение. От его формы, вида и качества напрямую зависит успех реабилитации и интеграции ребёнка с ОВЗ в общество.
К наиболее распространенным формам организации досуговой деятельности для детей и подростков с ОВЗ можно отнести:
1. Создание кружков и клубов.
2. Кружки прикладного творчества.
3. Кружки художественного самодеятельного творчества, в том числе литературного или творческого объединения со смешением жанров.
4. Клубы выходного дня для родителей детей-инвалидов.
5. Игровые программы (специально подготовленные, с учетом физических и умственных способностей детей с ограниченными возможностями).
6. Организация праздников, концертов.
7. Постановка спектаклей.
8. Организация информационно-просветительских программ.
9. Проведение различных реабилитационных программ, например, арт - терапия
Основные формы работы с детьми инвалидами:
Вечера общения (праздники, детские утренники, вечера отдыха).
Праздник – это радость, ощущение счастья. Он способен поднять настроение, улучшить самочувствие. И в последние годы все чаще приходится слышать о праздникотерапии – реабилитационной технологии, основанной на использовании возможностей праздников. Здесь элементом социокультурной реабилитации является волевой потенциал и оптимистическое настроение. Праздники помогают семьям с инвалидами выйти из изоляции, обрести уверенность в своих силах, завести новых друзей. Культурно-досуговые мероприятия должны проходить интересно. Все праздники обязательно отмечаются большими концертными программами, главные участники которых –как здоровые дети, так и дети с ОВЗ. Под руководством педагогов они готовятся к досуговым и развлекательным мероприятиям: конкурсам, концертам, вечерам.
Участие в организации и проведении праздников создаёт уникальные условия значительного позитивного воздействия на физический статус и психоэмоциональную сферу инвалида. При этом возможно как пассивное, так и активное участие в мероприятиях. Главный принцип – это принцип включения. И ещё главный момент. Чем больше на празднике будет здоровых детей,тем лучше-будь то волонтёры, или братья и сёстры участвующих ребятишек с ОВЗ.
Реабилитационный потенциал – чередование различных элементов праздника (игра, театрализация, музыка и др., общение с прекрасным – формирует позитивную эмоциональную среду, помогает человеку посмотреть на мир вокруг себя другим взглядом, в котором меньше тревоги, боли и одиночества, дарит ощущение победы над своей болезнью и своими страхами.
Праздник может проводиться в виде театрализованного представления. Очень важно, чтобы в нем принимали участие как можно больше детей с инвалидностью вместе со здоровыми детьми. Считается, что даже пассивное присутствие на мероприятии детей с ОВЗ способствует их социальной адаптации. Поэтому детям с тяжелыми формами инвалидности присутствовать на празднике необходимо. Например, в театральных постановках могут и должны принимать участие не только здоровые дети, умеющие ходить, говорить, но и ребята со множественными нарушениями или на коляске. В этом случае им поручаются роли без слов или с небольшим количеством слов или с восклицаниями. Например, сказка «Колобок». Можно ввести дополнительную роль для не говорящего мальчика – роль второго волка-молчуна. Ребенок одевает костюм, участвует в действе и выходит в конце спектакля на поклон. Только представьте, сколько положительных эмоций получит мальчик, участвуя в представлении!
Также, праздник – это замечательная возможность применить новые технологии, предложить гостям торжества необычные развлечения. Большинство из нас знакомо с понятием – «рисование на лице». Разрисовывание лиц – это веселое развлечение, которое нравится и детям и взрослым. Грим на лице великолепно дополнит карнавальный костюм и создаст единый образ. Можно пригласить молодых волонтёров, неравнодушных ребят-художников, предварительно объяснив им ситуацию. Их цель - быть открытыми для общения и творчества, уметь вызвать ребёнка на контакт.
Прекрасным вариантом проведения праздника может стать игра в сказку. Самое главное, не зацикливаться на «собаке, кошке и принцессе». Необходимо рисовать все, что окружает сказочных героев. Это и море, и дерево, и бабочка, и ветер. Важно, что ребенок, рисующий на лице, видит не нос-рот-глаз, а пространство для изображения: создаются условия для развития воображения и происходит момент самовыражения. Ведь когда наше лицо скрывает маска, нам легче выразить себя. В этот момент ребенок забывает, что «он не такой, как все». И он не просто передает художественный образ, он подключает свои театральные способности, учится свободно выражать свои чувства. По окончании процесса – фотосессия.
Праздником можно отмечать многие события: приход весны, прилет птиц, начало нового учебного года и т. п. Праздники дают возможность детям с ограниченными возможностями здоровья радоваться жизни, способствуют улучшению их психологического состояния, помогают обрести уверенность в своих силах.
Участвуя в таких мероприятиях, каждый ребёнок с ОВЗ имеет возможность показать свои способности или просто продемонстрировать стремление необходимости в социуме.
Нужно отметить, что на концертные благотворительные мероприятия и спектакли (даже на платные
мероприятия многие учреждения культуры оставляют бесплатные билеты для детей - инвалидов, что даёт возможность детям с ОВЗ больше проводить досугового времени в обществе здоровых детей. Дети все вместе сидят в зрительном зале, играют в общие игры в антрактах, вместе обсуждают увиденное.
Большой отклик у детей с ОВЗ вызывает народная музыка, поэтому с удовольствием они принимают участие в фольклорном фестивале.
Участие в фольклорном фестивале для детей инвалидов означает расширение коммуникативного пространства, осознание своего единения с другими членами общества. Используемые здесь игровые элементы, народная музыка, необычные музыкальные инструменты имеют и адаптивное, и лечебно-оздоровительное, и эмоциональное значение. Вместе с обычными ребятами из фольклорных коллективов дети с ОВЗ водят хороводы, играют в игры, танцуют. Дети с ограниченными возможностями здоровья не изолированы от других детей, а интегрированы в общеобразовательную среду. Цель такого взаимодействия создать психологический комфорт, учиться азам общения со сверстниками. Мы наблюдаем уникальный процесс, когда развитие обучающихся, имеющих ограниченные возможности здоровья ребят, идет через контакт с детьми общеобразовательных классов.
Хорошие возможности для социальной реабилитации детей инвалидов дают методики игротерапии: используются игры, способствующие развитию внимания, памяти, наблюдательности. Игровые программы с песнями, танцами, викторинами способствуют активизации участников, межличностному общению, снижению усталости. В народных играх сконцентрирован положительный опыт поколений, динамические процессы жизни. Они развивают целеустремленность, лидерство, дают мышечную разрядку, способствуют приближению к ритмам природы. Большое преимущество в развитии детей-инвалидов имеют коллективные игры. Для участия в них создается группа. Обязательно в группу нужно включать несколько здоровых детей. Так между детьми начинают завязываться дружеские отношения, появляется понятие взаимовыручки. В группе ребенок развивается интеллектуально, обогащается социальным опытом, учится проявлять свою индивидуальность. Если проводить соревновательные игры, он ощущает себя частью коллектива, переживает за свою группу, в случае выигрыша команды, испытывает гордость, радость, ощущение своей причастности к этому. Отдельные виды соревнований могут быть рассчитаны на совместное участие детей и родителей. Полученные ребёнком инвалидом положительные эмоции через участие в массовых мероприятиях, дадут эффект, если будут проводиться системно, в рамках целевых программ.
Большую роль в досуговой деятельности занимает игровая деятельность с элементами театрализации.
При этом важно, чтобы были учтены психические и физические особенности участников: игра не должна ставить участников в затруднительное положение и вызывать у них неуверенность в своих силах. Игротерапия на открытых сценических площадках востребована и детьми, и взрослыми. Театрализованные действа на открытых сценических площадках несут раскрепощение и зрителю, и актеру. Нередко зрители становятся актерами. Вовлекаемые в действо люди с ограниченными возможностями здоровья как бы «отыгрывают» болезненные для себя жизненные или психологические ситуации, ищут и приобретают оптимальные жизненные роли. Для детей-инвалидов это естественное занятие и способ моделирования отношений с окружающим миром и развития личности, для взрослых – лояльный и безопасный метод исследовать свой прошлый опыт. Такая игра, которую проводят здоровые актёры на сцене вместе с актёрами с ограниченными возможностями позволяет сбросить напряжение, избавиться от депрессии, побуждает активизироваться физически и умственно в спонтанном выражении, погружает участников в атмосферу эмоционального комфорта.
Весьма популярен кукольный театр, особенно театр ростовых кукол (большие кукольные персонажи оптимальны для открытых сценических площадок в силу яркости и размера). Программы с участием различных кукол: перчаточных, тростевых, ростовых, марионеток – воспринимаются детьми-инвалидами (да и взрослыми) иначе, чем игра обычных актеров, даже если те искусно загримированы. Ведь кукла несет в себе закодированный образ, воспринимаемый даже самыми маленькими зрителями с инвалидностью. И это не образ игрушки, а гораздо более глубокий и древний персонаж, спонтанно погружающий нас в сказочную реальность.
Куклотерапия напрямую связана с технологиями сказкотерапии – ведь архетип сказки сам по себе является исцеляющим, в нем зритель как будто вписывается в философскую сказку со счастливым концом, история служит средством встречи с самим собой. Дети с ограниченными возможностями здоровья приобретают знания о законах жизни и способах проявления созидательной творческой силы, о моральных нормах и принципах социальных взаимоотношений. Они с удовольствием вместе с обычными детьми одевают кукол на руку и играют в кукольный театр. Сказка учит ребенка с инвалидностью продуктивно преодолевать страх, активизировать творческий потенциал с оптимизмом смотреть в будущее.
Большое значение для детей с ограниченными возможностями имеют вечера знакомств, целью которых является помочь детям с ОВЗ обрести новых друзей. Нередко такие вечера проводятся совместно со здоровыми детьми. Ребята быстро находят общий язык, потому что и те и другие знают, что такое интернет, сотовый телефон и компьюторные игры. Дети с ОВЗ на равных участвуют со здоровыми ребятами в продуманных конкурсах (чаще всего интеллектуальной или познавательной тематики). Не надо разделять детей, имеющих ограниченные возможности здоровья и детей из обычных классов. И это дает свои положительные результаты: повышает уровень развития и социализации одних и формирует человеколюбие других.
Часто такие знакомства переходят в дружбу.
Таким образом, активная досуговая реабилитация в обществе здоровых людей позволяет детям с ограниченными возможностями реализовать себя и свою потребность в общении, возможность увидеть окружающий мир, встретиться с людьми, переживающими сходную ситуацию, и понять, что им доступно если не все, то почти все. Такие дети начинают лучше управлять своими эмоциями, становятся более успешными в коммуникативной деятельности, а родители отмечают стабилизацию самооценки детей и адекватную реакцию на различные ситуации общения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план по самообразованию Культурно-досуговая деятельность как средство сохранения и укрепления психофизиологического здоровья детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 2012-2013 уч.год
План по самообразованию учителя-логопеда в старшей логопедической группе детей с ОНР III уровня 2012-2013 уч.год Культурно-досуговая деятельность как средство сохранения и укрепления психофизиоло...
Введение в образовательную программу «Организаторы досуговой деятельности». Что изучает досуговая деятельность
Цель: Знакомство с досугом, как одним из видов творческой деятельности. Задачи:Познакомить детей с термином «досуг», принципами и методом досуга.Раскрыть один из методов досуга – игру.Развивать и...
«Формирование социальной успешности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в системе непрерывного инклюзивного образования посредством культурно - досуговой деятельности».
Выступление на семинаре для классных руководителей , в рамках республиканского семинара....
План по самообразованию учителя - логопеда "Культурно-досуговая деятельность как средство сохранения и укрепления психофизиологического здоровья детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня" 2013-2014 г.г.
План по самообразованию "Культурно-досуговая деятельность как средство сохранения и укрепления психофизиологического здоровья детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 2013-2014 г....
Название работы: "Методическая помощь педагогам при организации совместной досуговой деятельности детей и родителей"
Данный методический материал разработан для участия в муниципальном Конкурсе методических пособий (методических материалов) среди педагогов ОУ "Педагогическая куль...
Методическая разработка совместных досуговых мероприятий для учащихся и их родителей по программе «Соленое тесто» «Использование театрализации и игр в организации работы с родителями и совместной досуговой деятельности взрослых и детей»
Данная методическая разработка представляет вниманию педагогов опыт использования тематических кукольных представлений и игр в рамках проведения досуговых мероприятий и праздников для учащихся и их ро...
«ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ» лето 2020
Каникулы – это и время отдыха, и период значительного расширения практического опыта ребёнка, творческого освоения новой информации, её осмысления, формирования новых умений и способностей, жизн...
- Мне нравится (1)
Комментарии
Отличный материал.
Отличный материал.