Простейшая методика исследования межличностных взаимоотношений методом социометрии для классного руководителя.
материал (8 класс)

Любовь Евгеньевна Леухина

Определить разные группы учащихся в классном коллективе, используя простейшие методики социометрии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon anketa_sotsiometriya.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Простейшая методика исследования межличностных взаимоотношений методом социометрии для классного руководителя.

Цель методики: определить разные группы учащихся в классном коллективе.

Задачи:  

1. Разработать анкету для учащихся.

2. Провести анкетирование.

3. Обработать данные с привлечением актива учащихся.

4.Довести до сведения учащихся.

Примерные вопросы для анкетирования учащихся 8-9 классов:

1. С кем из одноклассников ты хотел  бы готовиться к экзаменам?  

2. Кого из одноклассников ты просишь о помощи в трудных ситуациях?

3. Кто из одноклассников никогда не откажет в помощи в решении проблем разного рода?

4. Кого из одноклассников ты хотел  бы иметь соседом по подъезду, по лестничной площадке?

5.С кем из одноклассников ты хотел бы разделить успех и победу в конкурсе на конференции, спортивных соревнованиях?

6.Кому из одноклассников ты мог бы подарить самую дорогую тебе вещь?

Обработка полученных данных:

На основе ответов школьников составляют матрицу (таблицу), которая дает представление о положении, занимаемом каждым учеником в классе в системе межличностных отношений.

Образец матрицы

Знаком “+” обозначен выбор

№ Кого выбирают?

п/п Кто выбирает?

1

2

3

4

Гончаров

+

Веселков

+

Коротаев

+

Сагдиев

+

Количество полученных выборов:

0

1

2

1

Количество взаимных выборов:

0

0

1

1

Чтобы нагляднее представить положение каждого ученика в группе, на основе  таблицы (матрицы) составляется карта групповой дифференциации. она состоит из четырех концентрически расположенных окружностей.

Примечание: На данной карте не все связи, чтобы не загромождать ее условными обозначениями.

В первом круге (в центре) карты располагаются учащиеся, получившие наибольшее число выборов, во втором - получившие более половины или половину  максимального числа выборов; в третьем - менее половины максимального числа, а в четвертый круг попадают учащиеся, не получившие ни одного выбора.

На карте все обозначения условны: так, мальчики отмечены треугольниками,

а девочки кружками. В каждом треугольнике или кружочке ставится число, соответствующее номеру, под которым школьник значится в матрице.

Треугольники или кружочки соединяются сплошной линией, если выбор устойчив. Если он односторонен, то стрелка указывает в сторону предпочитаемого ученика. Если же выбор взаимный, то можно поставить стрелки в обе стороны.

Неустойчивый взаимный выбор (ученики выбрали один-другого по 1-2 позициям) на карте обозначается штриховой линией со стрелками в обе стороны.

Неустойчивый невзаимный выбор на карте обозначается штриховой линией

со стрелкой в сторону выбираемого ученика.

Рис. 1

Социограмма (рис. 1) представляет собой четыре концентрические окружности, в которые помещают все номера учащихся класса. В первый круг (центральный) помещают тех, кто набрал наибольшее количество положительных выборов (так называемые «социометрические звезды», которые имеют в два раза больше среднего количества выборов), во второй круг -«предпочитаемых» (имеющих среднее количество выборов), в третий — «пренебрегаемых» (число выборов меньше среднего), в четвертый—«изолированных» (не получивших ни одного выбора). Взаимный выбор обозначают сплошной линией между двумя соответствующими номерами, не взаимный—сплошной линией со стрелкой (от того, кто выбирал, к тому, кого он выбрал). Для большей наглядности или при большом количестве учащихся в классе указанные линии целесообразно вычерчивать различными цветами. Номера формальных лидеров (комсорга, старосты и т. п.)

Рис. 1

Социограмма (рис. 1) представляет собой четыре концентрические окружности, в которые помещают все номера учащихся класса. В первый круг (центральный) помещают тех, кто набрал наибольшее количество положительных выборов (так называемые «социометрические звезды», которые имеют в два раза больше среднего количества выборов), во второй круг -«предпочитаемых» (имеющих среднее количество выборов), в третий — «пренебрегаемых» (число выборов меньше среднего), в четвертый—«изолированных» (не получивших ни одного выбора). Взаимный выбор обозначают сплошной линией между двумя соответствующими номерами, невзаимный—сплошной линией со стрелкой (от того, кто выбирал, к тому, кого он выбрал). Для большей наглядности или при большом количестве учащихся в классе указанные линии целесообразно вычерчивать различными цветами. Номера формальных лидеров (командира взвода, командира отделения,  старосты и т. п.)

Таким образом, в социальной психологии принято обозначать положение

личности в группе в следующих категориях:

“Звезда” -  член группы, получившей наибольшее количество выборов (на карте он размещается в I зоне, в центре). Он популярен. Однако, “звезд” в группе немного - 1-2, реже - 3-4 человека.

“Предпочитаемый” - член группы, получивший более половины или половину максимального числа выборов. На карте он помещается во II зоне.

“Оттесненный” - термин, обозначающий члена группы, получающего менее

половины от максимального числа выборов. (В III зоне.).

“Изолированный” - лицо, которое не получает ни одного выбора. На карте его  помещают в IV зоне.

В дальнейшем следует выяснить следующее:

1. Какие качества личности “Звезды”, “Предпочитаемого” наиболее ценимы

членами группы?

2. Чем объясняется положение в классе тех, кого никто не выбрал?

Популярность тех или иных учеников в классе объясняется рядом обстоятельств. Так, “Звезда” умеет устанавливать контакт с одноклассниками. “Популярные” часто общительны, хорошо учатся. Они понимают и оценивают состояние своих товарищей по классу, помогая им, входят в их положение.

В отдельных же случаях среди школьников популярными оказываются ученики с сомнительным поведением и личностными качествами, не отвечающими высоким нормам морали.

Причин непопулярности также может быть немало.

В одних случаях - это безразличие к собственной учебе и успеваемости своих

одноклассников. В других - бездеятельность, пренебрежительное отношение к мнению своих товарищей, бездеятельность, вялость, что отталкивает от них большинство учащихся.

Выявление характера межличностных отношений в классе рекомендуется

проводить два - три раза в год, что позволяет определить эффективность проводимой классным руководителем воспитательной работы и корректировать ее в дальнейшем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика исследования межличностных взаимоотношений методом социометрии.

Данная методика предполагает выбор партнера для совместной акции путем ответа на вопросы типа: “С кем бы ты хотел?”....

Социометрия: исследование межличностных отношений в группе.

Социометрическая техника, разработанная Джекобом Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. Социометрическая ...

Выявление межличностных отношений в классе методом социометрии

Метод социометрии позволяет изучитьсостояние эмоционально-психических отношений в детской общности и положение в них каждого ребенка....

Справка по результатам проведенного психологического исследования межличностных отношений (социометрии) в 5м и 6м классах

Диагностика  социометрического  статуса  каждого  ученика  в  классе, выявление референтных групп общения, эмоциональной атмосферы в обследуемых классах....

Инновационные формы и методы осуществления функций классного руководителя, тьюторского сопровождения развития обучающихся

Одной из актуальных и основных задач системы образования является воспитание школьников. Соответствующие нормы и положения закреплены в законодательстве, включены в основные документы, регламентирующи...

Сотрудничество педагогов и воспитанников как основа складывания взаимоотношений (из опыта работы классного руководителя)

На самой первой лекции полколледжа наш преподаватель сказал нам следующие слова «Я вас еще не знаю, но уже люблю», затем добавил «Если вы решили стать учителем, вы должны запомнить п...