Методика исследования межличностных взаимоотношений методом социометрии.
тест на тему
Данная методика предполагает выбор партнера для совместной акции путем ответа на вопросы типа: “С кем бы ты хотел?”.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
anketa3.doc | 96.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Анкета №3
Методика исследования межличностных взаимоотношений методом социометрии.
Данная методика предполагает выбор партнера для совместной акции путем
ответа на вопросы типа: “С кем бы ты хотел?”. Такие вопросы называются критериями выбора.
Порядок проведения исследования.
Каждый член группы (класса) должен назвать фамилии тех, кого он выбирает. Для этого предварительно составляются вопросы для анкетирования с учетом возрастных особенностей опрашиваемых.
Так, для школьников 4-5-6 классов можно предположить следующий вариант
вопросов:
1. С кем бы ты хотел учить уроки, готовиться к контрольным работам?
2. Кого бы ты пригласил на свой день рождения?
3. Кто тебе больше всех нравится в классе?
4. Кого бы ты хотел иметь соседом по двору, подъезду?
5.С кем бы ты предпочел пойти в поход, выполнять ответственные поручения?
6.Если бы у тебя были коллекционные картинки, марки, наклейки, значки,
кому бы ты мог их подарить?
Обработка полученных данных.
На основе ответов школьников составляют матрицу (таблицу), которая дает представление о положении, занимаемом каждым учеником в классе в системе межличностных отношений.
Образец матрицы
Знаком “+” обозначен выбор
№ Кого выбирают? п/п Кто выбирает? | 1 | 2 | 3 | 4 |
1 Карпухин | + | |||
2 Павликова | + | |||
3 Соболев | + | |||
4 Орлов | + | |||
Количество полученных выборов: | 0 | 1 | 2 | 1 |
Количество взаимных выборов: | 0 | 0 | 1 | 1 |
Чтобы нагляднее представить положение каждого ученика в группе, на основе таблицы (матрицы) составляется карта групповой дифференциации. она состоит из четырех концентрически расположенных окружностей.
Примечание: На данной карте не все связи, чтобы не загромождать ее условными обозначениями.
В первом круге (в центре) карты располагаются учащиеся, получившие наибольшее число выборов, во втором - получившие более половины или половину максимального числа выборов; в третьем - менее половины максимального числа, а в четвертый круг попадают учащиеся, не получившие ни одного выбора.
На карте все обозначения условны: так, мальчики отмечены треугольниками,
а девочки кружками. В каждом треугольнике или кружочке ставится число, соответствующее номеру, под которым школьник значится в матрице.
Треугольники или кружочки соединяются сплошной линией, если выбор устойчив. Если он односторонен, то стрелка указывает в сторону предпочитаемого ученика. Если же выбор взаимный, то можно поставить стрелки в обе стороны.
Неустойчивый взаимный выбор (ученики выбрали один-другого по 1-2 позициям) на карте обозначается штриховой линией со стрелками в обе стороны.
Неустойчивый невзаимный выбор на карте обозначается штриховой линией
со стрелкой в сторону выбираемого ученика.
Рис. 1
Социограмма (рис. 1) представляет собой четыре концентрические окружности, в которые помещают все номера учащихся класса. В первый круг (центральный) помещают тех, кто набрал наибольшее количество поло жительных выборов (так называемые «социометрические звезды», которые имеют в два раза больше среднего количества выборов), во второй круг -«предпочитае мых» (имеющих среднее количество выборов), в тре тий — «пренебрегаемых» (число выборов меньше сред него), в четвертый—«изолированных» (не получивших ни одного выбора). Взаимный выбор обозначают сплош ной линией между двумя соответствующими номерами, невзаимный—сплошной линией со стрелкой (от того, кто выбирал, к тому, кого он выбрал). Для большей на глядности или при большом количестве учащихся в клас се указанные линии целесообразно вычерчивать различ ными цветами. Номера формальных лидеров (комсорга, старосты и т. п.)
Рис. 1
Социограмма (рис. 1) представляет собой четыре концентрические окружности, в которые помещают все номера учащихся класса. В первый круг (центральный) помещают тех, кто набрал наибольшее количество поло жительных выборов (так называемые «социометрические звезды», которые имеют в два раза больше среднего количества выборов), во второй круг -«предпочитае мых» (имеющих среднее количество выборов), в тре тий — «пренебрегаемых» (число выборов меньше сред него), в четвертый—«изолированных» (не получивших ни одного выбора). Взаимный выбор обозначают сплош ной линией между двумя соответствующими номерами, невзаимный—сплошной линией со стрелкой (от того, кто выбирал, к тому, кого он выбрал). Для большей на глядности или при большом количестве учащихся в клас се указанные линии целесообразно вычерчивать различ ными цветами. Номера формальных лидеров (комсорга, старосты и т. п.)
Таким образом, в социальной психологии принято обозначать положение
личности в группе в следующих категориях:
“Звезда” - член группы, получившей наибольшее количество выборов (на карте он размещается в I зоне, в центре). Он популярен. Однако, “звезд” в группе немного - 1-2, реже - 3-4 человека.
“Предпочитаемый” - член группы, получивший более половины или половину максимального числа выборов. На карте он помещается во II зоне.
“Оттесненный” - термин, обозначающий члена группы, получающего менее
половины от максимального числа выборов. (В III зоне.).
“Изолированный” - лицо, которое не получает ни одного выбора. На карте его помещают в IV зоне.
В дальнейшем следует выяснить следующее:
1. Какие качества личности “Звезды”, “Предпочитаемого” наиболее ценимы
членами группы?
2. Чем объясняется положение в классе тех, кого никто не выбрал?
Популярность тех или иных учеников в классе объясняется рядом обстоятельств. Так, “Звезда” умеет устанавливать контакт с одноклассниками. “Популярные” часто общительны, хорошо учатся. Они понимают и оценивают состояние
своих товарищей по классу, помогая им, входят в их положение.
В отдельных же случаях среди школьников популярными оказываются ученики с сомнительным поведением и личностными качествами, не отвечающими высоким нормам морали.
Причин непопулярности также может быть немало.
В одних случаях - это безразличие к собственной учебе и успеваемости своих
одноклассников. В других - бездеятельность, пренебрежительное отношение к мнению своих товарищей, бездеятельность, вялость, что отталкивает от них большинство учащихся.
Выявление характера межличностных отношений в классе рекомендуется
проводить два - три раза в год, что позволяет определить эффективность проводимой классным руководителем воспитательной работы и корректировать ее в дальнейшем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социометрия: исследование межличностных отношений в группе.
Социометрическая техника, разработанная Джекобом Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. Социометрическая ...
Исследование межличностных отношений. Социометрическая методика Д.Л. Морено
..."Социометрия-единственный истинно научный метод в нашей науке." В.В.ЩербинаВыступление на городском методическом объединении педагогов- психологов....
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПО МЕТОДИКЕ Т.ЛИРИ
По результатам данного исследования можно было бы рекомендовать психологу и социальному педагогу проводить индивидуальные и групповые занятия. Обычно имеет место комплексная коррекция, когда исп...
Выявление межличностных отношений в классе методом социометрии
Метод социометрии позволяет изучитьсостояние эмоционально-психических отношений в детской общности и положение в них каждого ребенка....
Справка по результатам проведенного психологического исследования межличностных отношений (социометрии) в 5м и 6м классах
Диагностика социометрического статуса каждого ученика в классе, выявление референтных групп общения, эмоциональной атмосферы в обследуемых классах....
Простейшая методика исследования межличностных взаимоотношений методом социометрии для классного руководителя.
Определить разные группы учащихся в классном коллективе, используя простейшие методики социометрии....
Комплекс методик для исследования внутрисемейных взаимоотношений
Данная брошюра разработана в помощь специалистам работающим с семьями. Важнейшим фактором, влияющим на формировнаие личности ребенка, является семья. Для диагностики внутрисемейных отношений пре...