Социометрия: исследование межличностных отношений в группе.
материал на тему
Социометрическая техника, разработанная Джекобом Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. Социометрическая процедура может иметь целью:
· измерение степени сплоченности-разобщенности в классе;
· обнаружение внутригрупповых подсистем во главе которых могут быть свои неформальные лидеры;
· определение статусной структуры школьного класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
instrukciya.docx | 13.46 КБ |
sociomatrica_10_klassa.docx | 18.95 КБ |
doklad.docx | 19.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Инструкция: С целью улучшения психологического климата и повышения эффективности обучения, мне важно понять, что же собой представляет ваш класс. Для этого я хочу использовать методику с хитрым названием «социометрия». Она состоит из четырех вопросов. Чтобы работа была не напрасной, очень важно отнестись к ней серьезно и при ответах быть максимально искренним. Работу надо обязательно подписать. Когда вы прочитаете вопросы, то поймете, что без подписи она теряет всякий смысл.
Перед Вами список группы в алфавитном порядке. Выберите из списка по каждому вопросу 3 человека и укажите их в опросном листе согласно предложенным условным обозначениям. Со своей стороны я гарантирую, что ваши листы с ответами не попадут в руки никому: ни вашим одноклассникам, ни педагогам, ни родителям.
Дата заполнения________________ Класс ___________________________
Имя _________________________ Фамилия______________________
Вопросы:
- Кого из своих товарищей из класса Вы попросили бы в случае необходимости предоставить помощь в подготовке к занятиям?
В первую очередь _____________________________
Во вторую очередь ____________________________
В третью очередь _____________________________
- Кого из своих товарищей из класса Вы не хотели бы просить в случае необходимости предоставлять Вам помощь в подготовке к занятиям?
В первую очередь _____________________________
Во вторую очередь ____________________________
В третью очередь _____________________________
Список участников:
1.
2.
3.
4.
5.
И т.д.
Предварительный просмотр:
Социоматрица 10 класса
№ п/п | Кого выбирает: Кто выбирает: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | СВ | СО | ПрВ | ПрО | ||
1 | +1 | -3 | +2 | +3 | -2 | 3 | 2 | 3 | 3 | |||||||||||||||
2 | +1 | +2 | +3 | 3 | 0 | 3 | 3 | |||||||||||||||||
3 | +3 | 1 | 0 | 3 | 3 | |||||||||||||||||||
4 | +2 | +1 | 2 | 0 | 3 | 3 | ||||||||||||||||||
5 | +2 | +1 | +3 | -3 | -2 | 3 | 2 | 3 | 3 | |||||||||||||||
6 | -2 | +2 | +1 | -1 | +3 | 3 | 2 | 3 | 3 | |||||||||||||||
7 | +2 | +3 | +1 | 3 | 0 | 3 | 3 | |||||||||||||||||
8 | -2 | -1 | +2 | +1 | +3 | 3 | 2 | 3 | 3 | |||||||||||||||
9 | -1 | -2 | +1 | +2 | +3 | -3 | 3 | 3 | 3 | 3 | ||||||||||||||
10 | +1 | 1 | 0 | 3 | 3 | |||||||||||||||||||
11 | +1 | +2 | -2 | +3 | 3 | 1 | 3 | 3 | ||||||||||||||||
12 | -1 | -2 | +1 | +2 | 2 | 2 | 3 | 3 | ||||||||||||||||
13 | +3 | -1 | +1 | -2 | +2 | 3 | 2 | 3 | 3 | |||||||||||||||
14 | +3 | +2 | +1 | -1 | 3 | 1 | 3 | 3 | ||||||||||||||||
15 | +2 | +1 | 2 | 0 | 3 | 3 | ||||||||||||||||||
16 | +3 | -3 | +2 | +1 | 3 | 1 | 3 | 3 | ||||||||||||||||
17 | +1 | -2 | +2 | 2 | 1 | 3 | 3 | |||||||||||||||||
ПВ | 3 | 4 | 2 | 1 | 3 | 3 | 3 | 5 | 2 | 5 | 1 | 2 | 0 | 2 | 1 | 3 | 2 | |||||||
ПВ-б | 4 | 4,5 | 2,5 | 0,5 | 5 | 4 | 6 | 4 | 2 | 7 | 0,5 | 4 | 0 | 2,5 | 0,5 | 2,5 | 1 | |||||||
ПО | 3 | 0 | 1 | 1 | 2 | 2 | 3 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 2 | 1 | 1 | 0 | 1 | |||||||
ПО-б | -4 | 0 | -2 | -1 | -3 | -2 | -2,5 | 0 | -1 | 0 | -2 | 0 | -1,5 | -1 | -0,5 | 0 | -1 | |||||||
ВВ | 2 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 |
Персональные Индексы:
«Звезды» — ребята, пользующиеся максимальной популярностью среди своих одноклассников, все хотели бы с ними дружить, входить в круг общения этих учеников – нет.
Предпочитаемые — такие члены класса, которые обладают достаточно широким кругом связей со своими одноклассниками –1, 2, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 16.
Пренебрегаемые — ученики, с которыми большинство ребят в классе не хотят иметь дела, но сами они стремятся к общению с одноклассниками –3, 4, 11, 12, 14,15, 17.
Изолированные — те ребята, которые сами не проявляют инициативы в общении с одноклассниками, и те, в свою очередь, не имеют выраженного к ним отношения – 13.
Групповые индексы:
Коэффициент групповой сплоченности = 0,27 (средняя сплоченность группы)
Коэффициент благополучия взаимоотношений в группе=1 (средняя степень благополучия взаимоотношений)
Индекс изоляции=0,05
Внутригрупповые подсистемы:
- 1,5,11 – подгруппа с положительными взаимными выборами (дев), равноправные лидеры – 1,5
- 8,9,12 - подгруппа с положительными взаимными выборами, лидер в подгруппе – 8 (дев)
- 2,6,7,17 - подгруппа с положительными взаимными выборами, лидер в подгруппе – 2 (юн)
Предварительный просмотр:
Социометрия: исследование межличностных отношений в группе.
Социометрическая техника, разработанная Джекобом Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. Социометрическая процедура может иметь целью:
- измерение степени сплоченности-разобщенности в классе;
- обнаружение внутригрупповых подсистем во главе которых могут быть свои неформальные лидеры;
- определение статусной структуры школьного класса.
Использование этого метода позволяет правильно оценить отношения между учениками в классе, прогнозировать их реакции друг на друга, понять, кто более популярен среди одноклассников, а кого они избегают. Есть много разнообразных пособий по социометрии, где можно познакомиться с подробностями ее проведения и обработки результатов. Так что я остановлюсь лишь на самых общих моментах. Что собой представляет социометрическая методика? Это несколько вопросов, в которых ребенка прямо спрашивают — с кем из одноклассников он хотел бы выполнять какую-либо работу, заниматься каким-то делом, иметь какие-то отношения. Ответом на этот вопрос являются фамилии одноклассников. Например: «С кем из одноклассников ты пошел бы в трудный поход?» и «Не пошел бы?» (с точки зрения совместной работы). Или, например, «Кого бы ты пригласил на День рождения?» и «Не пригласил?» (с точки зрения проведения досуга). Очень важно при формулировке вопросов учитывать реальные интересы ребят и правильно прогнозировать, почему они будут выбирать для определенного вида деятельности тех или иных партнеров.
Непосредственно проведение социометрии. Она складывается из двух основных компонентов: инструкция и содержательные вопросы. Сначала даю устную инструкцию, а затем раздаю социометрические карточки, на которых есть краткая письменная инструкция, оставлено место для фамилии, сформулированы все вопросы и под каждым оставлено место для ответов, ниже указываю список класса в алфавитном порядке.
Мотивационная часть принципиально важна, именно она во многом определяет открытость участников опроса, их желание отвечать. Социометрическая процедура сама по себе является достаточно серьезным эмоциональным испытанием. Особенно для тех, кто занимает крайние статусные позиции: высокостатусных и непопулярных. Надо честно написать о том, кто тебе нравится и кто неприятен, зная, что в этот момент все остальные оценивают и тебя. Более того, свои высказывания надо обязательно подписать.
Снизить общую напряжённость ситуации можно и необходимо. С этой точки зрения важны следующие моменты.
- Необходим доверительный контакт с группой.
- Стиль подачи инструкции: доброжелательный, неформальный, спокойный.
- Мягкое формулирование целей тестирования.
В технической части инструкции должны быть подчеркнуты следующие моменты:
- каждый заполняет свой лист самостоятельно, не советуясь ни с кем и не размышляя вслух над своими выборами;
- при заполнении необходимо учитывать всех членов группы, а не только присутствующих в данный момент;
- при ответе настойчиво рекомендуется избегать вариантов типа «всех», «любого», «никого»;
- желательно во всех вопросах ограничиваться тем числом выборов, которые предложены психологом.
Например, я говорю:
«Для того чтобы наша работа была интересной и полезной, мне важно понять, что же из себя представляет ваш класс. Для этого я хочу использовать методику с хитрым названием «социометрия». Она состоит из четырех вопросов. Сейчас вы получите тестовые бланки и прочтете их. Вопросы и простые и сложные одновременно. Они касаются вашего класса и лично каждого из вас. Чтобы работа была не напрасной, очень важно отнестись к ней серьезно и при ответах быть максимально искренним. Конечно, вы можете не отвечать на вопросы, но в этом случае будет трудно дальше работать над формированием в классе доброжелательных, дружеских отношений. И еще. Работу надо обязательно подписать. Когда вы прочитаете вопросы, то поймете, что без подписи она теряет всякий смысл.
Со своей стороны я гарантирую, что ваши листы с ответами не попадут в руки никому: ни вашим одноклассникам, ни педагогам, ни родителям. Их буду видеть только я. На общем классном собрании мы будем обсуждать только общие данные. Если вам будет интересно мое мнение по поводу ваших личных ответов, приходите ко мне, поговорим в спокойной обстановке.
Теперь возьмите листы, читайте каждый вопрос и сразу же отвечайте. Советоваться, обсуждать вслух, заглядывать в лист соседа по парте неприлично: это же не контрольная по алгебре, а личная точка зрения каждого из вас, которой вы, кстати, не обязаны делиться с одноклассниками.
Итак, подпишите листок и начинайте отвечать. На все про все вам минут десять. Кто справится раньше — отдавайте мне лист и сразу выходите из класса».
После заполнения социометрических карточек начинается этап их математической обработки. Не стану подробно на этом останавливаться, скажу лишь, что в зависимости от цели, мы анализируем или персональные социометрические данные каждого ученика в классе или групповые, т.е. всего класса в целом, а можем и то и другое вместе.
Каждый ученик обладает определенным местом в системе отношений класса друг с другом. Эта позиция может быть названа СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ СТАТУСОМ. Статус любого человека в коллективе имеет свои специфические параметры, однако все многообразие оттенков отношений между членами группы можно свести к четырем наиболее существенным позициям: «звезды», «предпочитаемые» (или популярные), «пренебрегаемые» и «изолированные».
«Звезды» — ребята, пользующиеся максимальной популярностью среди своих одноклассников, все хотели бы с ними дружить, входить в круг общения этих учеников.
Предпочитаемые — такие члены класса, которые обладают достаточно широким кругом связей со своими одноклассниками (замечу, что эта «широта» может сильно отличаться в разных классах).
Пренебрегаемые — ученики, с которыми подавляющее большинство ребят в классе не хотят иметь дела, но сами они стремятся к общению с одноклассниками.
И, наконец, изолированные — те ребята, которые сами не проявляют инициативы в общении с одноклассниками, и те, в свою очередь, не имеют выраженного к ним отношения.
Полученные данные позволяют проводить профилактическую и коррекционную работу в классе, ориентируясь на статусные позиции детей в классе, и позволяют проводить эту работу более корректно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследование межличностных отношений. Социометрическая методика Д.Л. Морено
..."Социометрия-единственный истинно научный метод в нашей науке." В.В.ЩербинаВыступление на городском методическом объединении педагогов- психологов....
Исследование межличностных отношений детей школьного возраста
Межличностные отношения приобретают особое значение для детей школьного возраста. В младшем школьном возрасте при общении со сверстниками активизируется познавательная предметная деятельность, формиру...
"Использование детского рисунка для изучения межличностных отношений в группе"
Курсовая работа для курсов повышения квалификации...
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПО МЕТОДИКЕ Т.ЛИРИ
По результатам данного исследования можно было бы рекомендовать психологу и социальному педагогу проводить индивидуальные и групповые занятия. Обычно имеет место комплексная коррекция, когда исп...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОПТИМИЗАЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ГРУППЕ «ОТРАБОТКА НАВЫКОВ УВЕРЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ В СИТУАЦИЯХ НЕОБХОДИМОСТИ УБЕЖДЕНИЯ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ»
Убеждение — элемент мировоззрения, придающий личности или социальной группе уверенность в своих взглядах на мир, знаниях и оценках реальной действительности. Убеждения направляют поведение и волевые д...
Справка по результатам проведенного психологического исследования межличностных отношений (социометрии) в 5м и 6м классах
Диагностика социометрического статуса каждого ученика в классе, выявление референтных групп общения, эмоциональной атмосферы в обследуемых классах....
Научно-исследовательская работа обучающегося "Межличностные отношения в группе в процессе командообразования" (научное общество учащихся "Эврика - 48" )
Работа обучающегося на НОУ "Эврика - 48"...
Комментарии
С этим докладом я выступала
С этим докладом я выступала на районном методическом объединении