Упражнения для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста
статья на тему

Шишкина Маргарита Юрьевна

Материал предназначен для родителей, воспитателей. В статье рассказывается, что такое мелкая моторика, для чего нужно развивать мелкую моторику, в каком возрасте и какие упражнения способствуют развитию мелкой моторики. Данные упражнения можно выполнять с детьми дома, играя и развивая своего малыша.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Упражнения для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Играя с детьми в простые игры «Ладушки», «Сороку-ворону», вкладывая в ручки предметы, игрушки-погремушки, поглаживая ручки, ножки и тельце ребенка перед купанием, мамы развивали у детей речь, внимание, восприятие, а также мелкую моторику рук.

Моторика (лат. motus - движение) – двигательная активность организма или отдельных органов. Под моторикой понимают последовательность движений, которые в своей совокупности нужны для выполнения какой-либо определенной задачи. Различают крупную и мелкую моторику.

Правильное развитие моторики ведет к лучшему усвоению и познанию окружающего мира. А, следовательно, верному и полноценному развитию детей, которое ведет к успешной жизни в будущем. Развитие моторики процесс долгий и нелегкий.

Вовлекая ребенка в совместную деятельность, во время которой малыш активно действует ручками, идет развитие мелкой моторики. Взрослым необходимо поощрять природное любопытство ребенка, помогать исследовать окружающее пространство, знакомить с разнообразными специальными игрушками.

Развитие речи ребенка напрямую связано с развитием мелкой моторики. В головном мозге много зон, каждая из которых играет свою определенную роль. Речевой центр вплотную примыкает к области мозга, отвечающей за мелкую моторику. Поэтому, стимулируя один центр, развиваем другой.

Чтобы ребенок хорошо разговаривал, мог ловко выполнять работу руками, достаточно успешно обучался в школе, нужно с ранних лет тренировать руки, развивать пальчики.

Пальчиковые игры развивают мелкую моторику, координацию движений, зрительную и двигательную память, внимание, воображение, творческие способности. Стишки, песенки и потешки, которые сопровождают игры с пальчиками, способствуют развитию речи, памяти, мышления.

Пальчиковые упражнения помогают сделать процесс всестороннего обучения и подготовки к школе осмысленным, увлекательным и эффективным. Слабо развитая моторика приводит к быстрому утомлению, ребенку трудно выполнять письменные задания, внимание становится рассеянным, неустойчивым, что в свою очередь приводит к отставанию в учебе.

Чтобы определить уровень развития мелкой моторики, можно попросить ребенка выполнить композицию из пальчиков, показать один, два, три пальца. При этом ребенку нужно сначала показать, как это делать, а он должен повторить. Если у ребенка плохо развита мелкая моторика рук, то пальцы ребенка будут напряжены, он не может показать их по отдельности, значит, будут проблемы и с речевым развитием.

Развивать мелкую моторику нужно начинать как можно раньше, когда ребенку нет еще 1 года. Сначала руками ребенка работает мама, а потом ребенок учится повторять упражнения сам. Начинать работу с малышом надо с массажа ручек, который нужно делать каждый день по 2 минуты. Упражнения должны быть интересными и с обязательным речевым сопровождением.

Развитию моторики помогают манипуляции с различными по форме и размеру предметами, занятия по лепке, рисованию, конструированию, аппликация.  

Ближе к году можно начинать тренировку пальчиков: рвать бумагу, перебирать бусы, нанизывать кольца. К двум годам ребенку можно давать более сложные упражнения: развязывать узелки, застегивать пуговицы, пряжки, кнопки.

Для развития мелкой моторики рук можно использовать специальные игры – вкладыши, открывать и закрывать баночки, играть с крупой (перебирать, пересыпать, доставать мелкие предметы, рисовать). Работать с пластичным материалом  - рвать, мять, раскатывать, выдавливать фигурки, выполнять аппликации без клея.

Самых сложных движений требует от ребенка письмо. Начинать работу нужно с рисования краской:  рисовать пальчиками, затем кисточкой, фломастерами и карандашами. Сначала черкание, а затем раскрашивание.

Многие дети не умеют держать карандаш, из-за чего быстро устают, не могут правильно раскрашивать, а впоследствии не могут держать ручку и испытывают трудности при письме. Чтобы научить ребенка правильному захвату ручки при письме, необходимо сначала обучить его складывать пальцы «в щепотку». Выработать правильный пальчиковый захват помогает многократное перекладывание и захватывание фасоли или гороха, выкладывание из них на пластилине узоров, контуров букв, цифр.

Развитию мелкой моторики способствуют упражнения с пуговицами (застегивание и расстегивание), шнуровка, прищепки, а так же специальные графические упражнения: штриховки, обводки, дорисовывание, раскрашивание.

Развивая мелкую моторику рук, играя со спичками или палочками и выкладывая из них различные фигурки, можно познакомить с некоторыми математическими действиями, развивать воображение, логику.

Различные поделки из бумаги также развивают мелкую моторику. Можно заниматься аппликацией, оригами. Большой плюс оригами в том, что можно из фигурок построить сюжетную игру. Занятие вышиванием, бисероплетением способствуют лучшей координации движений пальцев.

Упражнения для детей, помогающие развивать мелкую моторику.

  1. Пальчиковая гимнастика.

(прижимать большим пальцем в ладошке ребенка поочередно все пальцы, начиная с указательного, затем повторить упражнение, начиная с мизинца)  

- Пальчик, пальчик, где ты был?

- С этим  братцем в лес ходил.

- С этим братцем щи варил.

- С этим братцем кашу ел.

- С этим братцем песни пел.

(загибать пальчики ребенка, начиная с большого)

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я, -

Вот и вся моя семья.

(держать ладошки друг против друга, на уровне груди, большие пальцы подняты вверх, пальцы перемещаются «от себя» и «на себя», как-будто «двери открываются» и «закрываются»)

Ворота открывай,

Гостей приглашай.

  1. Игры с мелкими предметами.

Игры с крупами, мелкими камешками, пуговицами оказывают на ребенка успокаивающее, оздоравливающее действие. Малыш может пересыпать, перебирать, насыпать крупу, находить в ней мелкие игрушки, рисовать на крупе. Выкладывание на плоскости из камешков, пуговиц различных комбинаций, узоров развивает мелкую моторику руки. Хорошо развивает руку и нанизывание. Для этого можно использовать пуговицы, бусины, макароны, сушки, сухие листочки,  ягоды.  

  1. Игры с бумагой помогают развивать моторику руки. Бумагу можно рвать,

мять, скатывать из нее шарики. С бумажными шариками можно устроить соревнование, бросать в корзину. Кусочки рваной бумаги можно приклеивать на лист  бумаги и получится интересный коллаж. Развитию мелкой моторики способствует вырезание разных фигур из бумаги.  Развитию точных движений, памяти и воображения помогает плетение ковриков из бумажных цветных полосок, складывание фигурок из бумаги развивает не только руки, но и мышление, память, внимание.

  1. Игры с пластичным материалом (пластилин, тесто, масса, глина) нравятся многим детям и помогают развитию мелкой моторики. Можно лепить колбаски, колечки, шарики, с помощью инструментов можно резать колбаску. Пластичный материал можно раскатывать, расплющивать, отрывать кусочки, размазывать, растягивать. На пластилиновую лепешку можно надавить игрушкой, монеткой, чтобы получился отпечаток. Такими отпечатками можно обклеить поверхность баночки и получится вазочка.

  1. Шнуровки.

В цельных предметах, сделанных из дерева или мягкого безопасного материала, специально проделаны отверстия для шнурков. Продевая шнурки или веревочки, можно завязывать, переплетать, прикрепить к предмету недостающие детали. Можно проделать отверстия в плотном картоне, клеенке и продевать в них шнурки, ленточки.

  1. Работа с краской. Рисовать можно карандашами, фломастерами, мелками,

акварельными красками и гуашью. Сначала ребенка нужно научить раскрашивать, не выходя за контуры изображенных предметов. Можно обвести разные контуры предметов и раскрашивать вместе с ребенком. Если ребенок не может рисовать кистью, то можно предложить ему порисовать пальчиками. Можно рисовать одним, двумя, а можно сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определенного цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так получается салют или бусы и т. д. Лучше всего рисунок закончить фломастерами или карандашами. Руку можно раскрашивать кистью, а потом делать отпечатки на бумаге.

 Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики, очень много. Главное - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Занятия и игры, направленные на развитие моторики кистей и пальцев рук, сейчас особенно популярны. В настоящее время на рынке представлены разнообразные книги, пособия и игрушки, способствующие развит...

План по самообразованию на тему "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья" (ДЦП, ОНР, ЗПР)

План по самообразованию на тему "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья" (ДЦП, ОНР, ЗПР), на 2013 по 2016 год....

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

консультация для родителей, где описаны различные игры с пальчиками....

Консультация: «Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».

Степень развития мелкой моторики у ребёнка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие ...

Коррекционные упражнения для развития мелкой моторики рук детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Развитие устной и письменной речи детей дошкольного и младшего школьного возраста начинается  с работы по развитию неречевых процессов , общей и специальной моторики, постановки грамотного звукоп...

План по самообразованию "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования"

План по самообразованию "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования"...