Коррекционные упражнения для развития мелкой моторики рук детей дошкольного и младшего школьного возраста.
статья
Развитие устной и письменной речи детей дошкольного и младшего школьного возраста начинается с работы по развитию неречевых процессов , общей и специальной моторики, постановки грамотного звукопроизношения. Видные отечественные психологи Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьев, Н. Жинкин связывали нарушение структуры речи с нарушением восприятия пространства собственного тела, пространственно – тактильной чувствительности, мышечно-суставных и органических(внутренних) ощущений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionnye_uprazhneniya_dlya_razvitiya_melkoy_motoriki_ruk.docx | 21.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционные упражнения для развития мелкой моторики рук детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Учитель –логопед Соколова О.Г. г. Москва, 2019 г.
Развитие устной и письменной речи детей дошкольного и младшего школьного возраста начинается с работы по развитию неречевых процессов , общей и специальной моторики, постановки грамотного звукопроизношения. Видные отечественные психологи Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьев, Н. Жинкин связывали нарушение структуры речи с нарушением восприятия пространства собственного тела, пространственно – тактильной чувствительности, мышечно-суставных и органических(внутренних) ощущений. Формирование действий руки происходит благодаря расширяению произвольных движений тела, рук и ног. Целостное восприятие схемы тела начинает складываться постепенно по мере включения пирамидального пути в глубине головного мозга. Поначалу ребенок не обращает внимания на движения руки, затем активное осязание и зрение стимулирует развитие ведущего глаза и ведущей руки. Когда доминантным становится правое (у левшей) или левое ( у правшей), полушарие головного мозга, ребенок начинает пользоваться правой или левой рукой, ведущим становится правое или левое ухо, правый или левый глаз.
Предрасположенность к нарушениям устной речи проявляется и при формировании письменной речи. В период овладения письмом для детей необходимо проводить ряд невербальных игровых упражнений для формирования мелкой моторики рук, координации движений, ориентировки на листе бумаги и на строке.
Игра№1.
«Гуси-гуси»:
-Гуси –гуси, (Все 5 пальцев сложены в виде гуся)
-Га-га-га! (пальцы раскрываются в виде клюва)
Надо нам размять бока.(Кисть руки раскачивается вправо –влево)
Гуси по небу летали,(Плавные взмахи кистью руки вперед –назад)
Гуси травку пощипали, (Складываем пальцы вместе, делая клюв. Разжимаем его)
Полетели-полетели, (Взмахи раскрытой ладонью)
И на травку тихо сели.(Опустить руки)
Игра№2.
«Гусь».
-Гусь выходит из пруда: Га-га-га, га-га-га.
Поставить локти на стол. Сложить указательный, средний и большой пальцы вместе. Двигать сложенными щепоткой пальцами вверх –вниз. Хорошо укрепляет мышцы предплечья, кисти и пальцев.
Игра№3.
«Пианино».
- С музыкальным инструментом
Очень весело живем:
Поиграем, потанцуем,
Много песенок споем.
Спокойно положить пальцы на стол. Отталкиваемся от поверхности стола всеми пятью пальцами.
Игра№4.
«Тигренок».
-Эй, не стойте слишком близко!
Я тигренок, а не киска!
(Развести с силой пальцы рук, сделать подобие коготков, расслабить руки. Напрячь пальчики несколько раз).
Игра№5.
«Держи ручку».
-Ручку я держу, как надо:
Палец средний, большой рядом.
Указательным я сверху
Четко линию веду.
(Взять ручку или карандаш большим и средним пальцами, прикрыть сверху указательным пальцем. Подвигать указательным пальцем вверх – вниз, накрывая ручку. Вырабатываем умение правильно и крепко держать ручку).
Игра№6
«Наденем перчатку»
-Пять мальчиков, пять чуланчиков.
Разошлись все мальчики в темные чуланчики.
Каждый мальчик –в свой чуланчик.
(Взять перчатку. Надевать перчатку с этими словами).
Игра№7
«Человечек ходит».
-Я хожу по столу, тренирую пальчики,
Чтобы грамотно писать девочкам и мальчикам.
(Поставить на стол указательный и средний пальцы, отталкиваться
Пальчиками от стола, передвигая их. Имитируем ходьбу).
Игра№8
«Кулачки»
-Наши пальчики устали, распрямили их и сжали.
Поработаем руками, пальчиками и кулаками.
(Спокойно положить ладони на стол, пальчики напрячь и
затем сжать в кулачок).
Игра№9
«Здороваемся»
-Поздороваемся дружно, пальчиками мы нажмем.
От мизинчиков к большим пальцам перейдем.
Большой-указательный-
Средний-безымянный-
И мизинчик тоже
Пальчик очень важный.
(Соединять поочередно мизинец с мизинцем, безымянный с безымянным, и т.д. пальцы обеих рук, подержать вместе пальцы, поздороваться, затем разомкнуть пальцы в обратной последовательности, начиная уже с больших пальцев)
Игра№10
«Собираем мозаику»
Взять несложный образец мозаики: контурное изображение домика, кораблика, цветка, треугольника, квадрата, кружка. И предложить детям сложить эту фигуру из мозаики.
В том случае, если есть пластмассовый конструктор, то нужно давать его детям чаще, потому что игры с конструктором и мозаикой не только развивают моторику и пространственное мышление, но и формируют системное планирование своей деятельности.
Помимо этих игр можно провести упражнения более сложные, способствующие укреплению и развитию силы пальцев. Данные упражнения помогают не только развивать несовершенную моторику пальцев рук, но и помогают приобрести скоординированные движения пальцев детям, занимающимся игрой на музыкальных инструментах.
Упражнение №1.
«Ножницы»
Соединить вместе указательный и средний пальцы, а также одновременно соединить безымянный палец и мизинец. Соединять –разъединять пары пальцев, имитируя движение стригущих ножниц.
Упражнение №2.
«Буква Г»
Поднять вверх указательный палец и попытаться согнуть верхнюю фалангу, держа другую фалангу абсолютно прямо. Палец должен принять форму буквы Г. То же поочередно проделать с другими пальцами руки, переключиться на сгибание пальцев на другой руке. Наиболее высокое мастерство при выполнении этого упражнения проявят те дети, которые смогут одновременно согнуть буквой Г все десять пальцев.
Упражнение №3.
«Угол»
Выпрямите указательный палец. Согните его уголком-угол сгиба около 90 градусов, оставив ногтевую фалангу и среднюю в горизонтальном положении, а первую фалангу, идущую от пястно –фалангового сустава, - в вертикальном. Ладонь в этом положении непроизвольно напряжена, а кости пясти максимально расправлены.
Упражнение №4.
«Волны».
Расслабить кисти рук. Локти прижать к туловищу. Сделать волнообразные движения пальцами обеих рук. Освободить локти. То же упражнение производить при двигающихся локтях.
Упражнение №5.
«Гимнасты».
Выпрямить ладони. Большие пальцы отвести от остальных пальцев. Наклонять большие пальцы обеих рук так, чтобы они были параллельны предплечью. У детей часто получается дотронуться кончиками пальцев до руки в области предплечья. Развивает гибкость руки.
Все приведенные упражнения помогают детям как самостоятельно, так и под руководством взрослых обращать внимание на движения своих рук, координировать их деятельность, что служит не только пропедевтикой к процессу овладения грамотой, но и помогают детям физически укрепить свои руки, сделать более точными произвольные движения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие гибкости и координации детей дошкольного и младшего школьного возраста через игровой стретчинг. Релаксационные упражнения». (Из опыта работы).
СОДЕРЖАНИЕ: 1. Особенности художественной гимнастики как вида спорта…....22. Что такое игровой стретчинг?...........................................................5...
Упражнения для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Занятия и игры, направленные на развитие моторики кистей и пальцев рук, сейчас особенно популярны. В настоящее время на рынке представлены разнообразные книги, пособия и игрушки, способствующие развит...
Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного и младшего школьного возраста
Основные направления в работе педагога по формированию графомоторных навыков...
Упражнения для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Материал предназначен для родителей, воспитателей. В статье рассказывается, что такое мелкая моторика, для чего нужно развивать мелкую моторику, в каком возрасте и какие упражнения способствуют развит...
Развитие мелкой моторики рук детей с ОВЗ младшего школьного возраста посредством кружковой работы «Оригами»
для воспитателей...
Учебная программа «Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста «Юный художник»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА72 часа...
Логопедический тренажер «Учи Новые Слова» «Развитие лексического словаря у детей дошкольного и младшего школьного возраста» (Электронный комплект ЛОГОПЕДА) электронное дидактическое пособие
Логопедический тренажер «Учи Новые Слова» «Развитие лексического словаря у детей дошкольного и младшего школьного возраста» (Электронный комплект ЛОГОПЕДА) электронное дидактич...