Коррекционные упражнения для развития мелкой моторики рук детей дошкольного и младшего школьного возраста.
статья

Развитие устной и письменной речи детей дошкольного и младшего школьного возраста начинается  с работы по развитию неречевых процессов , общей и специальной моторики, постановки грамотного звукопроизношения. Видные отечественные психологи Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьев, Н. Жинкин связывали нарушение структуры речи с нарушением восприятия пространства собственного тела, пространственно – тактильной чувствительности, мышечно-суставных и органических(внутренних) ощущений. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекционные упражнения для развития мелкой моторики рук детей дошкольного и младшего школьного возраста.

                                                          Учитель –логопед Соколова О.Г. г. Москва, 2019 г.

Развитие устной и письменной речи детей дошкольного и младшего школьного возраста начинается  с работы по развитию неречевых процессов , общей и специальной моторики, постановки грамотного звукопроизношения. Видные отечественные психологи Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьев, Н. Жинкин связывали нарушение структуры речи с нарушением восприятия пространства собственного тела, пространственно – тактильной чувствительности, мышечно-суставных и органических(внутренних) ощущений. Формирование  действий руки происходит благодаря расширяению произвольных движений тела, рук и ног. Целостное восприятие схемы тела начинает складываться постепенно по мере включения пирамидального пути  в глубине головного мозга. Поначалу ребенок не обращает внимания на движения руки, затем активное осязание и зрение стимулирует развитие ведущего глаза и ведущей руки. Когда доминантным становится правое (у левшей)  или левое ( у правшей), полушарие головного мозга, ребенок начинает пользоваться правой или левой рукой, ведущим становится правое или левое ухо, правый или левый глаз.

     Предрасположенность к нарушениям устной речи проявляется и при формировании письменной речи. В период овладения письмом для детей необходимо проводить ряд невербальных игровых  упражнений для формирования мелкой моторики рук, координации движений, ориентировки на листе бумаги и на строке.

                                          Игра№1. 

                                        «Гуси-гуси»:

 -Гуси –гуси, (Все 5 пальцев сложены в виде гуся)

-Га-га-га! (пальцы раскрываются в виде клюва)

Надо нам размять бока.(Кисть руки раскачивается вправо –влево)

Гуси по небу летали,(Плавные взмахи кистью руки вперед –назад)

Гуси травку пощипали, (Складываем пальцы вместе, делая клюв. Разжимаем его)

Полетели-полетели, (Взмахи раскрытой ладонью)

И на травку тихо сели.(Опустить руки)

                                         Игра№2.

                                           «Гусь».

усь выходит из  пруда: Га-га-га, га-га-га.

Поставить локти на стол. Сложить указательный, средний и большой пальцы вместе. Двигать сложенными щепоткой пальцами вверх –вниз. Хорошо укрепляет мышцы предплечья, кисти и пальцев.

                                              Игра№3.

                                             «Пианино».

- С музыкальным инструментом

Очень весело живем:

Поиграем, потанцуем,

Много песенок споем.

Спокойно положить пальцы на стол. Отталкиваемся от поверхности стола всеми пятью пальцами.

                                                   Игра№4.

                                                 «Тигренок».

-Эй, не стойте слишком близко!

Я тигренок, а не киска!

(Развести с силой пальцы рук, сделать подобие коготков, расслабить руки. Напрячь пальчики несколько раз).

                                               

                                                 Игра№5.

                                              «Держи ручку».

-Ручку я держу, как надо:

Палец средний, большой рядом.

Указательным я сверху

Четко линию веду.

(Взять ручку или карандаш большим и средним пальцами, прикрыть сверху указательным пальцем. Подвигать указательным пальцем вверх – вниз, накрывая ручку. Вырабатываем умение правильно и крепко держать ручку).

                                                                                            

                                               Игра№6

                                           «Наденем перчатку»

-Пять мальчиков, пять чуланчиков.

Разошлись все мальчики в темные чуланчики.

Каждый мальчик –в свой чуланчик.

(Взять перчатку. Надевать перчатку с этими словами).

                                               Игра№7

                                       «Человечек ходит».

-Я хожу по столу, тренирую пальчики,

Чтобы грамотно писать девочкам и  мальчикам.

(Поставить на стол указательный и средний пальцы, отталкиваться

Пальчиками от стола, передвигая их. Имитируем ходьбу).

                                      Игра№8

                                     «Кулачки»

-Наши пальчики устали, распрямили их и сжали.

Поработаем руками, пальчиками и кулаками.

(Спокойно положить ладони на стол, пальчики напрячь и

затем сжать в кулачок).

                                         Игра№9

                                    «Здороваемся»

-Поздороваемся дружно, пальчиками мы нажмем.

От мизинчиков к большим пальцам перейдем.

Большой-указательный-

Средний-безымянный-

И мизинчик тоже

Пальчик очень важный.

(Соединять поочередно мизинец с мизинцем, безымянный с безымянным, и т.д. пальцы обеих рук, подержать вместе пальцы, поздороваться, затем разомкнуть пальцы в обратной последовательности, начиная уже с больших пальцев)

                                           Игра№10

                                 «Собираем мозаику»

Взять несложный образец мозаики: контурное изображение домика, кораблика, цветка, треугольника, квадрата, кружка. И предложить детям сложить эту фигуру из мозаики.

             В том случае, если есть пластмассовый конструктор, то нужно давать его детям чаще, потому что игры с конструктором и мозаикой не только развивают моторику и пространственное мышление, но и формируют системное планирование своей деятельности.

              Помимо этих игр можно провести упражнения более сложные, способствующие укреплению и развитию силы пальцев. Данные упражнения помогают не только развивать несовершенную моторику пальцев рук, но и помогают приобрести скоординированные движения пальцев  детям, занимающимся игрой  на музыкальных инструментах.

                                           Упражнение №1.

                                             «Ножницы»

Соединить вместе указательный и средний пальцы, а также одновременно соединить безымянный палец и мизинец. Соединять –разъединять пары пальцев, имитируя движение стригущих ножниц.

                                             Упражнение №2.

                                               «Буква Г»

Поднять вверх указательный палец и попытаться согнуть верхнюю фалангу, держа другую фалангу абсолютно прямо. Палец должен принять форму буквы Г. То же поочередно проделать с другими пальцами руки, переключиться на сгибание пальцев на другой руке.  Наиболее высокое мастерство при выполнении этого упражнения проявят те дети, которые смогут одновременно согнуть буквой Г все десять пальцев.

                                             Упражнение №3.

                                               «Угол»

Выпрямите указательный палец. Согните его уголком-угол сгиба около 90 градусов, оставив ногтевую фалангу и среднюю в горизонтальном положении, а первую фалангу, идущую от пястно –фалангового сустава, - в вертикальном. Ладонь в этом положении непроизвольно напряжена, а кости пясти максимально расправлены.

                                                   Упражнение №4.

                                                   «Волны».

Расслабить кисти рук. Локти прижать к туловищу. Сделать волнообразные движения пальцами обеих рук. Освободить локти. То же упражнение производить при двигающихся локтях.

                                 

                                               Упражнение №5.

                                                 «Гимнасты».

Выпрямить ладони. Большие пальцы отвести от остальных пальцев. Наклонять большие пальцы обеих рук так, чтобы они были параллельны предплечью. У детей часто получается дотронуться кончиками пальцев до руки в области предплечья. Развивает гибкость руки.

Все приведенные упражнения помогают детям как самостоятельно, так и под руководством взрослых обращать внимание на движения своих рук, координировать их деятельность, что служит не только пропедевтикой к процессу овладения грамотой, но и  помогают детям физически укрепить свои руки, сделать более точными произвольные движения. 

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие гибкости и координации детей дошкольного и младшего школьного возраста через игровой стретчинг. Релаксационные упражнения». (Из опыта работы).

СОДЕРЖАНИЕ:    1. Особенности художественной гимнастики как вида спорта…....22. Что такое игровой стретчинг?...........................................................5...

Упражнения для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Занятия и игры, направленные на развитие моторики кистей и пальцев рук, сейчас особенно популярны. В настоящее время на рынке представлены разнообразные книги, пособия и игрушки, способствующие развит...

Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Основные направления в работе педагога по формированию графомоторных навыков...

Упражнения для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Материал предназначен для родителей, воспитателей. В статье рассказывается, что такое мелкая моторика, для чего нужно развивать мелкую моторику, в каком возрасте и какие упражнения способствуют развит...

Логопедический тренажер «Учи Новые Слова» «Развитие лексического словаря у детей дошкольного и младшего школьного возраста» (Электронный комплект ЛОГОПЕДА) электронное дидактическое пособие

Логопедический тренажер «Учи Новые Слова» «Развитие лексического словаря у детей дошкольного и младшего школьного возраста» (Электронный комплект ЛОГОПЕДА) электронное дидактич...