Упражнения для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста
методическая разработка по теме
Занятия и игры, направленные на развитие моторики кистей и пальцев рук, сейчас особенно популярны. В настоящее время на рынке представлены разнообразные книги, пособия и игрушки, способствующие развитию мелкой моторики. Чем можно объяснить такую тенденцию? Оказывается, у большинства современных детей, особенно городских, отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. Еще лет двадцать назад взрослым, а вместе с ними и детям, большую часть домашних дел приходилось выполнять руками: стирать и отжимать белье, перебирать крупу, вязать, вышивать, штопать, подметать и мыть полы, чистить и выбивать ковры, готовить еду и т.д. Сейчас не принято штопать одежду, мало кто занимается рукоделием, многие операции за человека выполняют машины - кухонные комбайны, стиральные машины, моющие пылесосы. Все эти тенденции самым непосредственным образом отражаются на развитии детей, особенно на развитии моторики рук. Можно говорить о том, что уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков (использование различных инструментов - ножниц, иголки, лопатки др., застегивание и расстегивание застежек и т.д.) в дошкольном возрасте является диагностическим фактором, определяющим уровень развития общей моторики и речи. И если руки развиты не достаточно, то это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребенка. Умение свободно и непринужденно пользоваться движениями рук - начальный этап, предшествующий развитию тонкой моторики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uprazhneniya_dlya_razvitiya_tonkoy_motoriki_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.doc | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнения для развития тонкой моторики у детей дошкольного возраста
Занятия и игры, направленные на развитие моторики кистей и пальцев рук, сейчас особенно популярны.
В настоящее время на рынке представлены разнообразные книги, пособия и игрушки, способствующие развитию мелкой моторики. Чем можно объяснить такую тенденцию? Оказывается, у большинства современных детей, особенно городских, отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук.
Еще лет двадцать назад взрослым, а вместе с ними и детям, большую часть домашних дел приходилось выполнять руками: стирать и отжимать белье, перебирать крупу, вязать, вышивать, штопать, подметать и мыть полы, чистить и выбивать ковры, готовить еду и т.д. Сейчас не принято штопать одежду, мало кто занимается рукоделием, многие операции за человека выполняют машины - кухонные комбайны, стиральные машины, моющие пылесосы. Все эти тенденции самым непосредственным образом отражаются на развитии детей, особенно на развитии моторики рук.
Можно говорить о том, что уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков (использование различных инструментов - ножниц, иголки, лопатки др., застегивание и расстегивание застежек и т.д.) в дошкольном возрасте является диагностическим фактором, определяющим уровень развития общей моторики и речи. И если руки развиты не достаточно, то это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребенка.
Умение свободно и непринужденно пользоваться движениями рук - начальный этап, предшествующий развитию тонкой моторики.
Гимнастика для пальчиков для дошкольного возраста:
1. Посчитать пальчики. Выпрямлять пальчики по одному и считать их. С момента рождения рекомендуется слегка отводить их и массировать поглаживающими движениями.
2. Ладони на столе. Ребенок сидит за столом. Руки лежат на столе ладошками вверх. На счет "раз" - пальцы врозь, "два" - вместе.
3. "Пальчики здороваются". Малыш сидит, руки перед собой. На счет "раз" - соединяются большие пальцы обеих рук, "два" - указательные пальцы, "три" - средние, "четыре" - безымянные, "пять" - мизинцы.
4. "Человечек". Сидя за столом - изображать человечка. Сначала бегают указательный и средний пальцы правой руки по столу, затем - левой руки.
5. "Наперегонки". Обе руки выполняют предыдущее движение одновременно.
6. "Коза". Вытянув указательный палец и мизинец одной, затем второй руки, изображаем козу.
7. "Козлята". Эти движения выполняются одновременно двумя руками.
8. "Очки". Изобразить очки, образовав 2 кружка из большого и указательного пальцев обеих рук. Соединить их.
9. "Зайчик". Вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, безымянный и мизинец, соединить.
10. "Деревья". Поднять обе руки ладонями к себе - "деревья стоят", широко развести пальцы - "ветки раскинулись".
11. "Флажок". Большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе.
12. "Гнездо". Соединить обе руки в виде гнезда, пальцы плотно сжать.
13. "Корни растения". Прижать руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз.
14. "Солнечные лучи". Скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы.
15. "Паук". Согнуть пальцы и медленно передвигаться по столу.
16. "Стол". Правую руку согнуть в кулак, на нее сверху положить левую руку.
17. "Ворота". Соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук, большие пальцы поднять вверх и согнуть внутрь.
18. "Мост". Поднять руки вверх ладонями друг к другу, расположить пальцы горизонтально, соединив кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук. (Упражнение сложное для ребенка, поэтому покажите ему несколько раз, как правильно его выполнить!)
19. "Ромашка". Соединить обе руки и прямые пальцы развести в стороны.
20. "Ежик". Ладони соединить, прямые пальцы выставить вверх (колючки у ежика).
21. "Бочонок с водой". Слегка согнуть пальцы левой руки в кулак и оставить сверху отверстие.
Выполнение этих упражнений требует от вашего ребенка усидчивости, что не каждому ребенку доступно в младшем возрасте. Поэтому попробуйте обратить занятия в игру.
На основе длительных наблюдений за детьми специалисты рекомендуют давать малышам, начиная с 10-месячного возраста, возможность катать шарики из пластилина, давать рвать бумагу, давать перебирать деревянные бусы и пуговицы. С полутора лет - застегивать пуговицы, завязывать и развязывать узлы.
Бусинки-горошки
Покатаю я в руках
Бусинки, горошки
Станьте ловкими скорей,
Пальчики, ладошки.
( В.И.Мирясова)
Игра с горошком
Дома я одна скучала,
Горсть горошинок достала.
Прежде чем игру начать,
Надо пальчику сказать-
- Пальчик, пальчик, мой хороший,
Ты прижми к столу горошек,
Покрути и покатай
И другому передай.
(В.И.Мирясова)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию на тему "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья" (ДЦП, ОНР, ЗПР)
План по самообразованию на тему "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья" (ДЦП, ОНР, ЗПР), на 2013 по 2016 год....
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА...
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
консультация для родителей, где описаны различные игры с пальчиками....
Консультация: «Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».
Степень развития мелкой моторики у ребёнка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие ...
Упражнения для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Материал предназначен для родителей, воспитателей. В статье рассказывается, что такое мелкая моторика, для чего нужно развивать мелкую моторику, в каком возрасте и какие упражнения способствуют развит...
Коррекционные упражнения для развития мелкой моторики рук детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Развитие устной и письменной речи детей дошкольного и младшего школьного возраста начинается с работы по развитию неречевых процессов , общей и специальной моторики, постановки грамотного звукоп...
План по самообразованию "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования"
План по самообразованию "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования"...