Особенности работы "Школы приемных родителей" на базе детского дома-интерната для детей с ОВЗ.
материал на тему

Шипова Оксана Леонидовна

В работе описываютя основные направления работы с кандидатами в "приемные родители".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_priemnyh_roiteley.docx18.62 КБ

Предварительный просмотр:

На базе Красно-Дубравского детского дома-интерната вот уже 2 года работает школа приемных родителей и подобран штат высококвалифицированных специалистов.

Период  обучения составляет  три месяца, продолжительность курса 80 часов  по одному занятию в  неделю,  шести часовой программой. Количество занятий варьируется индивидуально по каждому конкретному ребенку.  Тема, которая может  быть «трудной» в усвоении и требует большего внимания и  времени чем запланировано ранее.

Специалисты помогают будущим родителям  разобраться в своих мотивах, личных возможностях и психологической готовности к приему ребёнка в полноценную семью.

 Главной задача школы - помочь осознанно взвесить все варианты, изучить «подводные камни», подготовить потенциальных родителей к решению возможных социальных и психологических проблем, возникающих в процессе принятия ребенка в семью и совместном проживании  в семье.

Школа приемных родителей позволяет рассмотреть и проанализировать правовую, психолого-педагогическую помощь, а также бытовые условия проживания. Доводится информация о особенностях психофизического развития детей. Даются  знания, необходимые для успешной взаимной адаптации семьи и ребенка. Подробным образом разбираются темы жестокого обращения с ребенком и его последствия, «трудное» поведение ребенка, навыки управления  «неадекватным» состоянием, особенности полового воспитания и развития.

Привыкание родителей и детей в приемной семье – это «тонкий осенний лед», который может хрустнуть от любого неправильного шага. Терпение и такт, понимание приемными родителями того, сколько страданий пришлось пережить этой неокрепшей детской душе, смогут помочь ребенку понять, что в этой семье никто не претендует на роль его мамы и папы без его желания. Важно найти контакт с ребенком, прийти к доверительным отношения, учитывая все его положительные и отрицательные стороны характера, а также накопленный житейский опыт, не всегда положительный.

Приемным родителям важно стремиться понять, о чем думает ребенок, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе. Если ребенок вызывает своим поведением отрицательные переживания, надо сообщать об этом? Не следует подавлять обиды и гнев. Известно, что через некоторое время негативные чувства все равно вырвутся наружу резкими словами или действиями. Надо искать нужные простые слова идущие от самого сердца, просчитывать ситуации. В разговоре рассказать о своих переживаниях, о чувствах, которые вы испытываете, но не говорить не  о нем, не о его поведении.

Например, «Я не люблю, когда дети не умываются и ходят неопрятные. Мне очень стыдно перед соседями и другими детьми».

В специальной психологии и педагогике известно много методов коррекции поведения ребенка. Плохое воспитание, наследственность, педагогическая запущенность, проблемы со здоровьем из-за неблагоприятных условий проживания часто являются спутниками приемных детей, поэтому на приемных родителей ложится груз двойной ответственности. Для каждого ребенка и для каждой отдельной ситуации  надо найти индивидуальные  пути решения.

Основными методами влияния на ребенка являются: убеждение, поощрение и  личный пример.

 Методы семейного воспитания – это способы воспитательных воздействий и взаимодействий родителей с детьми, направленные на развитие их сознания, чувств и воли, формирование опыта поведения, организацию жизнедеятельности детей. Очень важным в воспитании ребенка является собственный пример, или пример того человека к которому ребенок испытывает уважение.

В каждой семье, как и в обществе, устанавливаются правила поведения. Эти правила должны проговариваться со всеми членами семьи и должны учитывать потребности каждого: как взрослого, так и ребенка. Если ребенок присутствовал при проговаривании  правил и был согласен с ними, то и нарушать собственные правила ему будет не выгодно.

Ребенок должен активно участвовать в разработке правил поведения, или хотя бы думать, что все правила принимаются при его активном участии. Надо беседовать с ребенком, обсуждать конфликтные ситуации, уметь поставить себя на  его место, взглянуть на мир его глазами.

 Бывают трудные случаи, когда приемных родителей в момент конфликта с ребенком посещает мысль о том, что может не стоило брать  чужого ребенка или они что-то делают  не правильно.  

Да, в трудную минуту даже самый опытный и грамотный родитель может задаться таким вопросом. Надо не зацикливаться на этом, не заниматься самоедством, а постоянно анализировать все сложившиеся ситуации, обсуждать их в семейном кругу с ребенком, выслушивать мнение всех членов семьи. Специалисты, работающие с приемными родителями всегда готовы прийти на помощь в любой, даже самой трудной ситуации.

Бывают чисто житейские вопросы. Например, как постричь неусидчивого ребенка, как приучить ходить в туалет. Боятся родители, что ребенок не сможет полюбить и доверять своей новой семье, не подружиться с братьями и сестрами и т.д. В процессе консультаций и бесед все вопросы решаются совместно специалистами и родителями.

За последние годы все больше детей находят семью.

Хочется привести данные по Красно-Дубравскому детскому дому-интернату:

В 2014 взяли под опеку 1 ребенка, в 2015 году семья сотрудников учреждения взяла двух детей с разными диагнозами , в 2017 наша воспитанница Дарья уехала в приемную семью в город Рошаль. В 2018 году приобрёл семью Олег С.

Надо  трезво оценить свои возможности, взвесить все за и против. Приемный ребенок-это особый мир, в котором были опыт потери и может насилия, в котором не существует прочных привязанностей и нет понимания, как просто быть ребенком.  Специалисты школы приемных родителей  всегда готовы прийти на помощь в любой трудной ситуации, ведь наше взаимодействие не ограничивается только курсами. Мы понимаем, что стать родителем такому ребенку не всегда просто, а тем более ребенку с ограниченными возможностями здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация православных праздников в детском доме-интернате как одна из форм духовного воспитания детей с ограниченными умственными возможностями

Рекомендации по организации и проведению православных праздников в детском доме-интернате для "особых" детей...

Особенности активизации речевой деятельности детей среднего школьного возраста с выраженной и умеренной степенью умственной отсталости в ходе индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по ознакомлению с окружающим в условиях детского дома-интерната

Данная статья посвещена особенностям активизации речевой деятельности детей среднего школьного возраста с выраженной и умеренной степенью умственной отсталости в ходе индивидуальных коррекционно-разви...

Из опыта организации родительского клуба "Школа родителя особого ребенка" на базе детского дома-интерната.

В статье описан первый опыт организации групповой работы с родителями детей-инвалидов, посещающих учреждение системы социальной защиты. Описана тематика встреч, содержание нескольких занятий, целью ко...

Презентация.Из опыта работы "Применение малых фольклорных форм в социально-педагогическую реабилитацию детей младшего возраста в условиях детского дома-интерната"

 В предложенной презентации представляю свой опыт работы по вышеуказанной теме.Показаны основные области коррекционно-педагогического воздействия,а именно:медико-гигиеническая, медико-проф...

Роль психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях Детского дома-интерната

В статье рассматриваются вопросы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ...

СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА-ИНТЕРНАТА

Сиротство как социальное явление присуще любому обществу. В каждой эпохе того или иного государства всегда существовала определенная категория детей, которые в силу объективных или субъективных причин...