Консультация для родителей и педагогов "Развитие фонематического восприятия у дошкольников",
консультация
Консультация «Развитие фонематического восприятия у дошкольников»
В настоящее время одной из актуальных проблем подготовки детей с задержкой психического развития к овладению грамотой является формирование у них базовых систем, компонентов и операций, лежащих в основе этой деятельности.
Исследователи отмечают, что к моменту поступления в школу дети с задержкой психического развития не имеют достаточного речевого опыта (Т.А. Власова, И.А. Смирнова, У.В. Ульенкова, С.Г. Шевченко и др.), они недостаточно подготовлены к языковым наблюдениям и обобщениям (Ю.Г. Демьянов, В.А. Ковшиков и др.).
Для успешного обучения грамоте у ребенка еще в дошкольном возрасте должны быть сформированы основные предпосылки, которые помогут им правильно усвоить навыки чтения и письма. Поскольку современный метод обучения грамоте аналитико-синтетический, то в первую очередь у детей еще в дошкольном возрасте должна быть сформирована фонематическая система.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultacija_razvitie_fonematicheskogo_vosprijatij.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация «Развитие фонематического восприятия у дошкольников»
В настоящее время одной из актуальных проблем подготовки детей с задержкой психического развития к овладению грамотой является формирование у них базовых систем, компонентов и операций, лежащих в основе этой деятельности.
Исследователи отмечают, что к моменту поступления в школу дети с задержкой психического развития не имеют достаточного речевого опыта (Т.А. Власова, И.А. Смирнова, У.В. Ульенкова, С.Г. Шевченко и др.), они недостаточно подготовлены к языковым наблюдениям и обобщениям (Ю.Г. Демьянов, В.А. Ковшиков и др.).
Для успешного обучения грамоте у ребенка еще в дошкольном возрасте должны быть сформированы основные предпосылки, которые помогут им правильно усвоить навыки чтения и письма. Поскольку современный метод обучения грамоте аналитико-синтетический, то в первую очередь у детей еще в дошкольном возрасте должна быть сформирована фонематическая система.
По мнению авторов (Л.С. Выготский, Т.Г. Егоров, Р.Е. Левина, В.К. Орфинская и др.), фонематическая система является основой устной и письменной речи и включает в себя фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ и синтез. Несформированность или нарушение одного из перечисленных компонентов этой системы влечет изменение системы в целом, приводит к трудностям в овладении письмом, а в дальнейшем может привести к такому нарушению, как дисграфия.
Значительное количество речевых нарушений, так или иначе, оказывается связанным с неспособностью дифференцировать на слух фонемы родного языка. Отсутствие полноценного восприятия фонем делает невозможным их правильное произнесение. Кроме того, нарушение фонематического слуха не дает возможности детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, а, следовательно, тормозит развитие связной речи в целом. Это значит, что устранение тяжелых дефектов речи невозможно без специальной коррекции фонематического восприятия.
Понятно, что без умения четко дифференцировать на слух фонемы родного языка нельзя овладеть навыками звукового анализа и синтеза, а это делает невозможным и полноценное усвоение грамоты. Следовательно, успешное обучение письму и чтению также предполагает как обязательное условие развитее фонематического восприятия.
Таким образом, проблема формирования у детей с нарушениями речи фонематического слуха является одной из важнейших в коррекционной работе.
Развитие фонематического восприятия начинается с самых первых этапов работы и входит составной частью во многие методы коррекционного воздействия. Предлагаемые игры и упражнения для развития фонематического слуха у детей можно проводить на занятиях, логочасе, во вне учебной деятельности. Начинается эта работа на материале неречевых звуков и постепенно охватывает звуки речи, правильно произносимые детьми, а затем – те, которые вновь становятся (или исправляются) и вводятся в самостоятельную речь. Кроме этого, с самых первых занятиях следует одновременно проводить работу по развитию слухового внимания и слуховой памяти, что позволяет добиваться более эффективных и скорых результатов развития фонематического восприятия.
Коррекционную работу по развитию у детей по развитию у детей способности дифференцировать фонемы можно условно разделить на шесть этапов:
I этап. Узнавание неречевых звуков.
II этап. Различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса.
III этап. Различение слов, близких по звуковому составу.
IV этап. Дифференциация слогов.
V этап. Дифференциация фонем.
VI этап. Развитие навыков элементарного звукового анализа».
Остановимся подробнее на том, как проводится развитие фонематического восприятия у детей на каждом из указанных этапов логопедического воздействия.
1. Узнавание неречевых звуков.
На первом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки. Одновременно эти же занятия способствуют развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).
На самых первых занятиях логопед предлагает детям послушать звуки за окном: что шумит? (деревья), что гудит? (машина), кто кричит? (мальчик), кто разговаривает? (люди), кто смеется? (женщина) и т.д.
Затем предлагается внимательно послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, соседней группы, кухни, из зала и т.д.
Опишем ряд игр, которые можно использовать на этом этапе.
1. Педагог вызывает водящего и, когда тот отворачивается или плотно закрывает глаза, прячет какую-нибудь игрушку (в шкаф, за штору, за спину одного из детей и т.д.). Водящему надо ее найти, ориентируясь на силу ударов в барабан. Если ребенок подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, - барабан бьет громко, если удаляется - тихо.
Эту игру полезно повторять на многих занятиях, при этом можно варьировать звуки, направляющие поиски ребенка, ударяя в бубен, звеня колокольчиком, хлопая в ладоши и т.д. Нужно стремиться к тому, чтобы сила звуков менялась постепенно, плавно: от громких к звукам средней силы и тихим.
2. Дети встают в круг. Педагог предлагает им незаметно для водящего передавать за спиной колокольчик. Колокольчик звенит в разных местах круга. Водящий должен отгадать и показать, за спиной какого ребенка звенел колокольчик.
3. Педагог сажает на стол двух игрушечных зайцев, большого и маленького. Объясняет и показывает, как играет на барабане большой заяц, у которого много сил,— громко, сильно и как маленький — тихо. Затем закрывает игрушки ширмой и за ней воспроизводит то громкие, то тихие удары в барабан. Дети должны отгадать и показать, какой из зайцев только что играл.
4. На столе перед ребенком несколько звучащих игрушек: бубен, губная гармошка, колокольчик, погремушка и т. п. Взрослый предлагает ребенку послушать и запомнить звучание каждого предмета. Затем ребенку нужно только на слух, без зрительной опоры (ребенок отворачивается, или игрушки закрываются ширмой) определить, что звучит. Название каждого звучащего предмета проговаривается. Количество звучащихся игрушек увеличивается постепенно, с трех до пяти. Упражнение проводится до достижения стойкого различения громких и контрастных звуков.
5. Педагог расставляет на столе несколько предметов (или озвученных игрушек). Манипулируя с предметами (стучит карандашом о стакан, гремит коробкой с кнопками, стучит карандашом о чашку), он предлагает детям внимательно послушать и запомнить, какой звук издает каждый предмет. Затем прикрывает их ширмой и просит отгадать, какой из них сейчас звенит или гремит.
Эту игру можно варьировать: увеличивать количество предметов, менять предметы и игрушки, постепенно усложняя для детей задачу определения неречевых звуков.
Последние варианты этой игры могут быть такие: вряд ставятся несколько озвученных игрушек или несколько предметов (например: стакан, чашка, кружка металлическая, кружка керамическая и деревянный бочонок), звучащих так, что детям представляется непростой задачей их различить.
Количество звучащих предметов в такой игре постепенно увеличивается от двух до пяти.
6. Педагог демонстрирует детям, какие звуки издают различные предметы: мяч, ударяясь о пол; шарик, подкатываясь в стеклянной банке, керамической кружке; газета, если ее мять, комкать; толстая бумага, если ее разрывать; стул, если им двигать, и т. д. Затем эти же действия, но в другой последовательности учитель производит за ширмой. Дети должны, возможно, полнее и точнее рассказать, что они каждый раз слышат.
7. В одинаковые металлические баночки (из–под леденцов, крема и т.п.) помещаются сыпучие продукты с частицами различной величины: манная и гречневая крупа, горох, фасоль, сахарный песок и др. ребенку сначала предлагается внимательно послушать и запомнить звучание каждого продукта о металлическую коробочку при ее встряхивании. Потом, по очереди встряхивая коробочки, взрослый каждый раз просит ребенка отгадать, что в коробке. Так как звуковые различия незначительны, количество банок ограничивается вначале тремя, после чего медленно увеличивается при постоянном сравнении акустических восприятий.
2. Различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса.
На протяжении второго этапа нужно учить детей различению одинаковых слов, звукокомплексов и звуков, ориентируясь на различную высоту, силу и тембр голоса. Приведем описание некоторых игр.
1. Детям предлагается по очереди называть имя водящего, который стоит к ним спиной. Водящий должен всякий раз определить и показать, кто его позвал.
Затем игра усложняется: дети, каждый по очереди, кричат водящему: «Ау!», а тот отгадывает, кто кричал.
И последний вариант этой игры состоит в том, что дети должны отгадать, далеко или близко кричит водящий «в лесу»: он произносит «ау!» то громко, то тихо.
2. Педагог показывает детям игрушку-котенка и просит их внимательно послушать и запомнить, как он мяукает близко (громко), а как — далеко (тихо). Затем произносит: «Мяу?», меняя силу голоса, а дети должны отгадать, близко или далеко мяукал котенок.
Затем педагог просит детей мяукать по его команде: «Близко» или: «Далеко».
3. Дальнейший вариант игры состоит в следующем. Педагог объясняет детям, что котенок очень боится щенка и мяукает жалобно, дрожа и замирая. Каждый ребенок по очереди мяукает, изображая страх, а водящий отгадывает, кто из ребят это был, ориентируясь на тембр голоса.
Аналогично проводятся занятия, на которых дети учатся различать, где гудит пароход (у-у-у), далеко (тихо) или близко (громко), какая дудочка играет: большая (у-у-у низким голосом) или маленькая (у-у-у высоким голосом); кто плачет: мальчик (а-а-а низким голосом) или девочка (а-а-а высоким голосом).
4. Педагог показывает, а затем просит ребенка воспроизвести изменения характера, тембра и эмоциональной окраски одного и того же звука.
А – плачет, кричит девочка
А – показывают горло врачу
А – поет певица
А – качаем малыша
А – девочка укололась
О – удивилась мама
О – стонет бабушка
О – поет певица
О – потягивается папа
О – кричит охотник в лесу
У – гудит пароход
У – звучит дудочка
У – плачет мальчик
5. Педагог выставляет перед детьми игрушки или картинки трех медведей — большого, среднего, маленького. Затем, рассказывая сказку о трех медведях (в сокращенном варианте), произносит соответствующие реплики и звукоподражания очень низким, средним по высоте и высоким голосом. Дети должны отгадать, кто говорит: Михайло Иванович, Настасья Петровна или Мишутка. Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом. В трех вариантах:
- Кто сидел на моем стуле?
- Кто ел из моей чашки?
- Кто спал в моей постели?
- Кто же был в нашем доме? И т. п.
6. Детям раздаются картинки домашних животных и их детенышей — коровы и теленка, козы и козленка, свиньи и поросенка и т. п. Педагог произносит каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом (му-у, бе-е, хрю и т. д.). Дети должны, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса одновременно, поднять соответствующую картинку.
3. Различение слов, близких по звуковому составу.
На занятиях третьего этапа дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу. При этом могут быть использованы следующие игры.
1. Педагог показывает детям картинку и громко, четко называет: «Вагон». Затем объясняет детям: «Я буду назвать эту картинку то правильно, то неверно, а вы хлопните в ладоши». Педагог произносит: «Вагон — вакон — фагон — вагад—фа-кон — вагом» и т. д. Затем доказывает, детям листок бумаги и называет: «Бумага— пумага — тумага —бумага — пумака — бумака» и т. д. А дети, услышав неверно сказанное логопедом слово, хлопают в ладоши.
Вначале педагог берет слова, легкие по звуковому составу, затем - более сложные.
Усложнение подобных игр-упражнений может состоять еще и в следующем. Детям предлагается поднимать красный кружок, если педагог «ошибется», зеленый, если слово, по их мнению, произнесено, верно. Это требует от ребенка большей внимательности.
2. Педагог выставляет на наборном полотне картинки, названия которых очень близки по звучанию. Например: мак, бак, сок, сук, дом, ком, коза, коса, лужи, лыжи и т.д. Затем называются логопедом 3—4 слова в определенной последовательности, а дети должны отобрать соответствующие картинки и расставить их на наборном полотне в названном порядке (в одну линию, или в столбик в зависимости от инструкции педагога).
3. Педагог выставляет на наборном полотне в одну линию следующие картинки: ком, бак, сук, ветка, каток. Каждому выходящему к наборному полотну ребенку предлагается по одной картинке, он должен поставить под той картинкой, название которой наиболее близко по звучанию. В результате на наборном полотне должны получиться примерно такие ряды картинок:
ком бак сук ветка каток
дом рак лук клетка платок
сом мак жук пятка листок
лом молоток
4. Ребенку предлагается повторить похожие слова вначале по 2, затем по 3 в названном порядке:
мак – бак – так моток – каток – поток
ток – тук – так батон - бутон – бетон
бык – бак – бок будка – дудка – утка
дам – дом – дым нитка - ватка – ветка
ком – дом – гном клетка – плетка – пленка
При воспроизведении слов необязательно знание понятий. Особенность этого и последующих подборов слов в том, что они доступны по звуковому составу, не содержат труднопроизносимых звуков.
5. Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенок должен назвать то, которое отличается от остальных:
канава – канава – какао – канава
ком – ком – кот – ком
утенок – утенок – утенок – котенок
будка – буква – будка – будка
винт – винт – бинт – винт
минута – монета – минута – минута
буфет – букет – буфет – буфет
билет – балет – балет – балет
дудка – будка – будка - будка
6. Из каждых четырех названных логопедом слов ребенок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные 3:
мак – бак – так – банан
сом – ком – индюк – дом
лимон – вагон – кот – бутон
мак – бак – веник – рак
совок – гном – веник – каток
пятка – ватка – лимон – кадка
ветка – диван – клетка – сетка
каток – дом – моток – поток и т.п.
7. Взрослый, не торопясь, внятно произносит три слова, а затем просит ребенка определить, на какое из названных трех слов больше похоже 4–е:
мак – дом – ветка (Слова для сравнения: сетка, ком, бак, метка, клетка);
совок – вагон – гном (дом, лимон, каток, бидон, лом, сом, загон, моток);
калитка – дом – каток (улитка, гном, платок, листок, ком).
При трудностях удержания в памяти трех исходных слов можно схематически нарисовать предметы на листке бумаги.
8. Взрослый читает 2 стихотворные строки, выделяя голосом последнее слово в начальной строчке. Ребенок должен выбрать одно из трех предложенных, добиваясь рифмы в стихе.
Шепчет ночью мне на ушко
Сказки разные… (перина, подушка, рубашка)
Ой, ребята, верь, не верь –
От меня сбежала … (кошка, дверь, стенка)
Сказала дверь: «Мой дорогой!
Не открывай меня…» (плечом, коленом, ногой)
От грязнули даже стол
Поздним вечером… (сбежал, ушел, ускакал)
Две лисички, две сестрички
Отыскали где – то… (спички, щетку, ножик)
Говорила мышка мышке:
-До чего люблю я… (сыр, мясо, книжки)
Катя Лену просит дать
Краски, карандаш… (ручку, тетрадь, книгу)
При трудностях поиска нужного слова логопед зачитывает двустишие во всех трех вариантах, просит ребенка прислушаться и выбрать правильный вариант – тот, где слова самые похожие.
9. Педагог просит ребенка подобрать слово в рифму:
Портфель я выронил из рук,
Такой большой на ветке… (жук)
Шел по лесу шустрый мишка,
На него свалилась… (шишка)
Здесь в лесу есть злые звери,
Запирайте на ночь… (двери)
Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке… (мяч)
Как – то вечером две мышки
Унесли у Пети … (книжки)
Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи …(туч)
10. Педагог читает стихотворение. Ребенок должен выбрать из слов, близких по звуковому составу, нужное в соответствии с данным определением понятия.
Я тебе задачу дам – все расставить по местам:
Что скатали мы зимой?..
Что построили с тобой?..
На крючок в реке попал?..
Может все, хоть ростом мал?..
(Слова для подстановки: дом, ком, гном, сом).
4. Дифференциация слогов.
На четвертом этапе дети оказываются подготовленными к тому, чтобы учиться различать слоги. Начинать хорошо с такой игры.
1. Педагог произносит слоговой ряд, например: на-на-на-па. Дети должна определить и сказать, что здесь лишнее. Затем слоговые ряды усложняются следующим образом: на-но-на, ка-ка-га-ка, па-ба-па-па и т. д.
2. Следующая игра. Педагог вызывает водящего и говорит ему на ухо определенный слог, например па. Ребенок вслух повторяет его. Педагог или называет этот же слог вслед за ребенком, или говорит оппозиционный. Это должно получиться примерно так: па-па, па-ба или ва-фа, ва-ва и, т. д.
Дети должны после каждой пары слогов, произнесенной водящим и логопедом, угадать, одинаковые слоги были произнесены или разные. Для того чтобы педагог мог контролировать реакцию каждого ребенка, он предлагает детям поднять красный кружок, если слоги одинаковые, если разные — спокойно сидеть, или если разные — поднять красный кружок, одинаковые — зеленый.
Понятно, что и в этой игре должен варьироваться подбор слогов для называния и дифференциации в зависимости от произносительных возможностей детей и от последовательности всей звуковой работы в целом.
5. Дифференциация фонем.
На пятом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Причем начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков. Педагог раздает детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит: у-у-у», «Девочка плачет: а-а-а», «Птичка поёт: и-и-и». Затем педагог попеременно произносит эти звуки сначала удлиненно: а-а-а-а, или у-у-у-у, или и-и-и-и. Реагируя на названный звук, дети поднимают соответствующие картинки.
Затем эта игра должна усложнятся следующим образом:
- Педагог произносит эти звуки кратко: а, и, у.
- Детям раздаются вместо картинок кружки трех цветов. Педагог объясняет детям, что красный, например, соответствует звуку – а, желтый звуку – и, зеленый звуку у.
- В ряд данных гласных а, у, и включаются и другие звуки, например о, ы, э, на которые дети не должны реагировать. Также звук можно выделить среди других звуков, используя жесты, например, хлопнуть в ладоши, когда услышит, присесть и т.п.
Кроме цветового обозначения звуков в качестве зрительного символа можно использовать геометрические формы, внешний вид которых напоминает очертания губ при артикуляции соответствующего гласного звука. Например, звук у обозначается маленьким кружочком, звук а – большим кружком, о – овалом, вытянутым по вертикали, звук и - прямоугольником, расположенным горизонтально, звук ы – нижней половинкой круга. Все зрительные символы делают из плотного картона одного цвета, чтобы внимание детей было направлено только на их форму.
Аналогичным образом проводится работа по дифференциации согласных фонем. А также можно предложить следующую игру.
Педагог называет и, многократно повторяя, добивается, запоминая ребенком одного из согласных звуков. Затем произносит звуковой ряд, в котором ребенок должен выделить один заданный согласный звук - жестовым символом. При помощи подключения зрительного и двигательного анализаторов, а также при наличии эмоционального фактора, они облегчают детям дифференциацию согласных звуков.
М – корова мычит (указательным пальцем изображаем рога)
Н – телевизор гудит, когда кончились передачи (палец к носу)
В – вьюга воет, деревья качает (машем руками над головой)
Ф – из маленького шарика выходит воздух (округленные ладони распрямляем и прижимаем друг к другу)
К – игрушечный пистолетик стреляет (указательный палец вверх, большой палец под прямым углом к указательному)
Т – работает пишущая машинка (изображаем указательными пальцами)
П – лопнула хлопушка (пальцы правой руки сжать и разжать)
Х – греем руки (подышать на тыльную сторону ладони)
С – качаем насос (сжатые ладони движутся вниз - вверх)
Ц – тише, тише, тишина (палец к губам)
6. Развитие навыков элементарного звукового анализа.
Задачей последнего, шестого этапа занятий является развитие у детей навыков элементарного звукового анализа.
Начинается эта работа с обучения детей определять количество слогов в слове, уметь изобразить хлопками дву- и трехсложные слова. Педагог должен объяснить и показать детям, как «отхлопывать» слова разной сложности, как выделять при этом ударный слог. Затем по заданию педагога дети упражняются в отхлопывании различных слов, предложенных педагогом.
Далее дети учатся анализировать гласные звуки, выполнять упражнения.
1. Детям раздается по нескольку одноцветных кружочков. Педагог произносит один, два или три гласные звука, например а, ау, иоу, о и т. д. Дети должны отложить на столах такое количество кружков, которое соответствовало бы числу произнесенных логопедом звуков.
2. У детей на столах лежат по три кружка разных цветов, например красный, желтый, зеленый. Педагог уславливается с детьми, что красный соответствует звуку а, желтый соответствует звуку у, зеленый соответствует звуку и. Когда дети запоминают это, педагог произносит сочетания из этих звуков сначала по два звука: ау, уи, уа, аи. Затем – по три звука: ауи, аиу, уиа, уаи, иау, иуа. Дети должны разложить на столах разноцветные кружки в определенной последовательности. Примерно также проводится анализ всех остальных гласных звуков.
Проводимые в указанной последовательности игры и упражнения способствуют развитию у детей слухового внимания и слуховой памяти, внимание к речи окружающих, помогают выработке тонких акустических дифференцировок, совершенствуют фонематические представления и подготавливают детей к планомерной дальнейшей работе по анализу звукового состава речи. С их помощью происходит постепенный переход от развития фонематического восприятия к работе над звуковым анализом.
Учитель-логопед: Корякова О.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для родителей на тему "Развитие фонематического восприятия у дошкольников с нарушением речи"
Ознакомление родителей с этапами работы по формировани ю и развитию фонематического восприятия у дошкольников с речевыми нарушениями...
Консультация для родителей : " Что такое фонематический слух?"
консультация для родителей...
Онтогенетические развитие и этапы формирования фонематического восприятия у дошкольников
По мнению известного психолога Д.Б. Эльконина, «чтение – есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели». К.Д. Ушинский отмечал, что «сознательно ч...
Консультация для родителей "Всё о фонематическом слухе".
Все о фонематическом слухе....
Развитие фонематического восприятия у дошкольников
Информационный листок для родителей....
Консультация для родителей по развитию фонематического восприятия у дошкольников
Материал представляет собой просветительский буклет для родителей дошкольников, содержащий примеры игр для развития фонематического восприятия. Такие буклеты удобно иметь в кабинете или в раздевалке д...
Развитие фонематического восприятия у дошкольников на I этапе-узнавание неречевых звуков.
Фонематическое восприятие – это специально выработанные умения дифференцировать фонемы и определять звуковой состав слова. Фонематическое восприятие спонтанно не ф...