Преодоление нарушений слоговой структуры слова у дошкольников
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Нарушение слоговой структуры слова у дошкольников проявляется в пропусках, перестановках, заменах, уподоблениях слогов, сокращениях групп согласных при стечении (апельсин – писин, капуста – пута, автомат – татамат, молоток – маталок, шкаф – каф, бант - бат).
Предлагаю Вашему вниманию несколько игр, которые будут способствовать исправлению нарушений слоговой структуры слова. Цель этих заданий – развивать чувство ритма, способность воспринимать и воспроизводить ритмическую структуру речи.
Уделяя несколько минут в день выполнению этих упражнений, вы поможете своему ребёнку быстрее овладеть чёткой, правильной и красивой речью.
1. Дидактическая игра «Барабанщик». Взрослый показывает несложные ритмические рисунки, а ребёнок воспроизводит – отстукивает по столу. Например: /-/--/-/ (где / - это удар, а - пауза), /-//-/-// и т.д.
2. Произношение за взрослым слогов и их серий от простого к сложному: только гласные (ау-уа, ау-уа-ао), открытые слоги (ба-ба-ба, ба-бо-ба, ба-бо-бу), обратные слоги (ап-ап-ап, оп-ап-оп), слоги со стечением согласных (ква-кво-кву), слияния слогов (атна-атно-атну). Произнесение каждого слога желательно сопровождать отхлопыванием ладонями: один слог – один хлопок.
3. Дидактическая игра «Попугай». Ребёнок отражённо за взрослым повторяет слова: вода, муха, сова, тина, Петя, кубики, монета, утка, окна и т.д. Структура слов постепенно усложняется.
4. Дидактическая игра «Поймай мяч». Если ребёнок затрудняется в предыдущей игре, можно проводить её с мячом. Взрослый кидает мяч и проговаривает первый слог, ребёнок возвращает мяч, воспроизводя тот же слог. Аналогично со вторым слогом. Следует стремиться к слитному произнесению целого слова. Например: ДЫ-ДЫ. НЯ-НЯ. ДЫНЯ-ДЫНЯ.
5. Дидактическая игра «Закончи словечко». Взрослый произносит слова, замалчивая последний слог, а ребёнок его добавляет, а затем повторяет слово целиком. Например: я буду начинать слово, а ты добавь КА и скажи, что получится. Бан-…ка, ру-…, доч…, мыш.. (банка, рука, дочка, мышка).
6. Игра «Перепутаница». Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали и не заметили, как перепутались. Помоги словам «распутаться». Например: босака (собака), лекосо (колесо), ловосы (волосы).
7. Игра «Доскажи словечко». Предложите ребёнку закончить стихотворные строки.
Михаил играл в футбол, он забил в ворота … (гол).
Я в любую непогоду уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь – чистоплотный серый …(гусь).
Руки мыть пошла Людмила, ей понадобилось (мыло).
Удачи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятия и игры для преодоления нарушений слоговой структуры слова у младших школьников
Данный материал разработан для преодоления нарушений слоговой структуры слова у младших школьников с ОНР. То, что у данной категории детей отмечаются затруднения в произнесени...
Конспект подгруппового занятия с детьми с нарушением слоговой структуры слов с ОНР II уровня. Тема: «Закрепление четкого произнесения слов первого типа в предложениях с предлогом У».
При общем недоразвитии речи зачастую наблюдается нарушение слоговой структуры слова. Дети испытывают затруднения даже при воспроизведении предложений из 2-3 слов, отмечаются пропуски предл...
«Использование ритмико-интонационных упражнений в преодолении нарушений слоговой структуры слова»
Логопедическую работу по коррекции речевых недостатков нельзя представить без работы по формированию слоговой структуры слова. Эта работа представляет собой часть общей коррекционной...
Коррекционно–логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у младших школьников.
Дидактический материал. Слоговые таблицы....
«Использование ритмико-интонационных упражнений в преодолении нарушений слоговой структуры слова»
Логопедическую работу по коррекции речевых недостатков нельзя представить без работы по формированию слоговой структуры слова. Эта работа представляет собой часть общей коррекционной...
Использование игровых приемов в коррекционном процессе с дошкольниками, имеющими грубые нарушения слоговой структуры слова
Подбор приемов, направленных на коррекцию нарушения слоговой структуры слова...
Коррекционно-логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Преодоление нарушений слоговой структуры слов у младших школьников с ОВЗ...