Роль родителей в организации досуга детей
консультация на тему
Рекомендации для родителей по организации досуга детей во внеурочное время
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_roditeley_v_organizatsii_dosuga_rebenka.docx | 30.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль родителей в организации досуга
Важнейшее место в формировании личности школьника, особенно подростка, занимает досуговая сфера. Словом «досуг» мы обозначаем широкое пространство и время жизнедеятельности школьника за пределами различной работы. Эту зону ученые часто называют рекреативной, т.е. зоной отдыха, восстановления физических и духовных сил. Другая ее функция – развитие способностей и интересов. Третья – свободное общение с интересными людьми.
Отличительная особенность сферы досуга (в сравнении с учением) – добровольный выбор человеком, школьником занятий, форм отдыха. Ценность досуга для подростков оказывается значительно выше учебной деятельности.
Нет плохого или хорошего досуга. Тот или иной досуг хорош, когда психологически оправдан. Кто перенапряжен в школе, для кого дни там летят стрелой, тому полезен отдых-разрядка, снимающий напряжение, усталость, стрессовое состояние. Для того, кто считает, что его дни тянутся однообразно, скучно, нужна на отдыхе зарядка, активизация, встряска. Социологи выделяют несколько типов личности по отношению к использованию досуга. Одни люди стремятся к максимально полезному проведению досуга, у них каждый час на счету. Они заранее планируют выходные и каникулы. Как правило, очень много успевают. У других интересы сосредоточены на одном увлечении, которому они отдают все свободное время. Эти люди стремятся к углубленному знанию о предмете своего увлечения, будь то цветоводство, голубеводство или конструирование. Это натуры отраслевые, заражающие окружающих своей беззаветной увлеченностью. Третьи отличаются пассивностью, склонностью к домашним формам досуга: телевизор, чтение, неспешные занятия в мастерской. А есть люди, которые предпочитают проводить все время в обществе, совместных прогулках, беседах, походах, танцах. Нравственно опасен для общества «времяубиватель», он не имеет никаких глубоких интересов и привязанностей, склонен к агрессии, жестокости.
Анализ системы родители-дети показал незаинтересованность родителей в общении со своими детьми, потерю привычки, умения с той и другой стороны совместно проводить время, общаться, решать возникающие вопросы, просто отдыхать. В то же время потери практически невосполнимы ни для детей, ни для родителей. Привычка проводить время вне семьи, вне родительского общения противоестественна и имеет далеко идущие последствия, которые недооцениваются как родителями, так и педагогами. Прежде всего это сказывается на ценности развития личности, становлении опыта совместной жизни, усвоении и формировании норм жизнедеятельности и взаимоотношений в своей будущей семье.
Досуг же в семье не отличается большим разнообразием. Семейные традиции проявляются в основном в виде застолий и значительно реже – в совместном отдыхе и совместной творческой деятельности.
Предпочтительные занятия в семье – просмотр телепередач, чтение книг – 30 %. Если родители полностью используют газету, книгу, кино, театр, музеи, то они очень много дадут своим детям в области знания и в деле воспитания характера. Так считал А. С. Макаренко. В своей работе «Лекции о воспитании детей» он выделяет следующие виды отдыха семьи в выходные дни: прогулка загород, знакомство с природой, с городом, с селом, с людьми, с такими великолепными темами, как реконструкция городов, жилстроительство, проведение дорог, – все это замечательные темы для наполнения ими дня отдыха. Кроме прогулок и спорта, в семье возможны такие формы культурного воспитания, как устройство домашних спектаклей, выпуск стенгазеты, организация переписки с друзьями, участие детей в благоустройстве дома, организация встреч, игр, прогулок.
У многих детей самыми радостными часами в их детских рабочих буднях являются вечерние, когда уроки сделаны, все тревоги дня позади и можно заняться чем-то своим, заветным. Если нет у ребенка вечеров с теплыми бликами настольной лампы, с негромкими спокойными голосами, красивой музыкой, мягкими прикосновениями, мирными беседами о событиях дня, такой ребенок многое теряет, а воспитание во многом проигрывает.
Каковы слагаемые вечера? Давайте попробуем нарисовать идеальную модель вечера.
Время с семи часов вечера до десяти: три часа отдыха. Любимых занятий, сокровенных бесед... как их провести? Получасовая прогулка на воздухе с отцом, старшим братом или с матерью? Это было бы прекрасно. Во время прогулки можно разобраться во многом. И ответить на вопросы дочери, почему Галя заплакала, когда учительница заподозрила ее в обмане? Почему мальчишки такие вредные: и грубят, и пристают, и не отделаешься от них? Почему не всегда можно говорить правду? И этих «почему» бесконечно много. Если каждый вечер не отвечать на них, то их скопится больше, чем звезд на небе.
Итак, одно из звеньев идеальной модели: прогулка с ответами на вопросы. Потом наш ребенок начинает заниматься интересным для него делом: возможно, он дочитывает захватывающий детектив, разучивает музыкальный этюд, решает задачу, которую никто не решил на олимпиаде. Глаза его светятся, лицо горит, не надо его сейчас ничем отвлекать. Вы сидите читаете книгу или газету. И вам спокойно. Вы рады тому, что ребенок вовремя закончил свои занятия, помог вам в чем-то по дому. Вы успеваете еще поговорить о завтрашнем дне, о том, кто чем займется с утра...
Большую роль в сплочении семьи играют традиции совместного труда родителей и детей. Особенно богата трудовыми традициями была патриархальная русская семья. Во время долгого трудового дня «в домашней академии дети перенимали опыт, трудовые навыки родителей, дедушек и бабушек». Многое из опыта наших предков мы можем заботливо пересаживать на нашу сегодняшнюю почву с учетом современного образа жизни. Важно соблюдать режим труда и отдыха. В одном из своих воспоминаний писатель и врач В. Вересаев отмечал, что когда он занимался по 14–15 часов в сутки, то у него болели глаза и он терял силы, но после того, как он начал заниматься по 7–8 часов в сутки, но перемежал умственный труд с физическим, за более короткое время он успевал выполнить прежний объем работ. И не удивительно, ибо физические нагрузки служат прекрасным средством выравнивания взаимоотношений нервных процессов в коре головного мозга – возбуждения и торможения.
Прекрасные «переключатели» уставшего мозга – это работы по дому и в огороде. Практически у всех детей есть обязанности по дому. Однако бытовой труд они воспринимают как «обязаловку». Не потому ли понятие «мой дом», «домашний уют» – вне эмоциональной сферы детей, вне сознания? Дом для них не понятие очага, а лишь строение, место проживания. Не внося в свой быт чувства заботы, участия, понятно, нельзя дом сделать очагом добра, тепла и уюта. К сожалению, некоторые родители, стараясь взять на себя все трудовые дела, лишают своих детей радости бытового труда.
Заслуживают похвалы и подражания те родители, которые поощряют участие своих детей в различных кружках, клубах, поддерживают интерес сына или дочери к изобретательству, опытничеству, новаторству, творчеству, интересуются у руководителей успехами своих детей, помогают выбрать для знаний то или иное внешкольное учреждение. Ведь некоторые ребята неудовлетворенны своим образом жизни, сложившимися отношениями в семье, школе. Они ищут и порой обретают себя именно в любительских занятиях. Хотя в настоящее время набирает силу тревожная тенденция: постепенно разрушается система внешкольного образования, воспитания и развития, и это приводит к резкому уменьшению возможностей для удовлетворения культурных, досуговых, образовательных запросов.
Далеко не все родители осознают место чтения в жизни подростка. Есть такие, которые вообще убеждены, что чтение художественных произведений – пустая забава, что все знания, которые должен усвоить ее сын, заключены только в школьных учебниках. Далеко не все из нас систематически интересуются домашним чтением своих детей. Общеизвестно, что книга имеет огромное познавательное и воспитательное значение. Она помогает учиться, изучать математику, физику, географию, рассказывает о героях прошлого и настоящего, о разнообразных профессиях и о многом другом. Чтение таких книг дает возможность ученикам за скупыми строками учебников увидеть интересные события, живых людей. Дети, читая книги, привыкают хорошо говорить. Дети подражают своим любимым литературным героям. Эти герои заставляют их оценивать свои поступки, серьёзнее вглядываться в окружающую жизнь, продумывать свое отношение к ней. Школа уделяет большое внимание работе учащихся с книгой. Но учителям много труднее, чем отцу и матери, следить за тем, сколько, что и как читают школьники в свободное время. Поэтому и родителям необходимо интересоваться домашним чтением детей, воспитывать всяческими способами у них любовь к книге. Помощь ребенку в этом возрасте заключается в том, чтобы приобщить ребенка к самообразовательному чтению в условиях домашней индивидуальной работы.
Что собой представляет самообразовательное чтение? Это чтение, при котором результат читательской деятельности связан с определенными сдвигами в сфере умственного, нравственного развития читателя, когда время от времени проявляется (с вашей помощью) произведение и становится этапным в жизни человека, вызывает определенный переворот в сознании, высвечивая и проясняя непонятные явления в жизни, помогая утвердиться в своей позиции. Организуя просветительную деятельность, вы, уважаемые родители, расширите знания подростков о том, какую роль в жизни человека может сыграть самообразование. Вопрос можно раскрывать на конкретных примерах жизни писателей, ученых, наших современников, а также на примерах нашей читательской биографии. Например, в книге Анатолия Чирвы «Книга в твоих руках» (М.: Просвещение, 1985) можно найти полезные советы: как определить круг чтения, как научиться быть внимательным, какой смысл в перечитывании и т. д. В начале урока семейного чтения следует проверить, всю ли книгу прочитал ваш ребенок. Для этого можно спросить у него о том, чем кончается рассказ, что из прочитанного он может рассказать наизусть или близко к тексту, попросить назвать действующих лиц рассказа. Давая задание, нужно сказать ребенку, чтобы он, прочитав книгу, подумал, что в ней самое главное, какие действующие лица являются положительными, какие вызывают осуждение, отметить лучшие с их точки зрения места в книге, запомнить, рассказать и, если есть желание, выучить наизусть. Можно после прочтения книги помочь сделать записи в книгу «мудрых мыслей». Эти записи помогут в дальнейшем при написании сочинений, в подготовке доклада, просто быть интересным собеседником среди сверстников и взрослых.
Кино и театр занимают важное место в жизни детей. Родителям необходимо заботиться о том, чтобы педагогически правильно использовать их для воспитания. Хорошие спектакли и фильмы не только расширяют познания детей, но и учат их вглядываться в жизнь, заставляют осуждать недостойное в людях, в окружающей действительности, показывают зрителям красоту, благородство мыслей, переживаний и поступков человека. Огромную ошибку совершают в тех семьях, где разрешают смотреть детям по телевизору фильмы и спектакли для взрослых. Не будучи в силах правильно разобраться в содержании, в художественной ценности таких передач, дети привыкают просто глазеть на такие вещи, которые должны вызывать у человека глубокие мысли и чувства, эстетические переживания. Чрезмерное увлечение кино, театром приносит вред, поскольку обилие впечатлений утомляет нервную систему. Родители должны обратить внимание на самоотношение ребенка к кино. Приходится иногда видеть, как кино делается главным содержанием жизни ребенка, когда он из-за кино забывает о других обязанностях и о школьной работе. Ребенок в таком случае привыкает к пассивному удовольствию, которое не идет дальше простого безвольного зрительного впечатления: художественные впечатления у него пробегают поверхностно, не задевая личности, не вызывая мысли, не ставят передним никаких вопросов. Польза от просмотра в таком случае незначительна, а иногда она обращается в большой вред. Поэтому от родителей и по отношению к кино требуется направляющее внимание, постоянное руководство. Кинофильм должен хотя бы на несколько минут делаться предметом обсуждения и высказываний в семье, родители должны добиваться, чтобы и ребенок высказал о нем свое мнение, рассказал, что ему понравилось, что не понравилось, что произвело сильное впечатление. Если при этом родители увидят, что при этом ребенка увлекают только внешние события, знаменитость сюжета, история приключений того или иного героя, они должны при помощи одного-двух вопросов навести его на более глубокие и важные стороны кинофильма. Иногда даже не нужно задавать ребенку никаких вопросов, а нужно только в его присутствии высказать свое мнение. Пьеса в театре требует от ребенка более серьезного и длительного напряжения внимания, в этом отношении театр гораздо сложнее кино. Уже то, что театр подает пьесу с перерывами (антрактами), вызывает и более внимательное отношение зрителя к частностям темы, поддерживает в нем более активный анализ. Посещение театра требует целого вечера, в известной мере, это значительное событие в жизни ребенка. Этим обстоятельством родители должны воспользоваться. Еще больше, чем кинофильм, театральная пьеса должна сопровождаться обсуждением и обменом мнений в семье.
На редкость точно соответствуют желаниям, нуждам и проблемам многих детей компьютерные игры. Видеоигры обещают напряженность и развлечение. Они увлекают действием, которого в будничной жизни многим недостает. Компьютер всегда под рукой. Видеоигра дает возможность точно измерить собственные достижения. Подросток сразу замечает свой успех – его подтверждает экран. Видеоигры дают ощущение собственной силы. С помощью видеоигры можно построить «аниматор». Родителям следует использовать повышенный интерес детей к видеоиграм и таким образом узнать много об электронике. Если вы сами окажетесь в курсе дела, ребенок будет с вами обсуждать игры и советоваться по приобретению новых. При всем взаимопонимании не мешает, однако, установить ребенку ряд правил. Например, определенное количество часов за экраном в неделю и никаких игр перед сном.
Успешное воспитание школьников нельзя представить без их творческой деятельности. Развитие творческих способностей детей требует от взрослых творческого подхода. Участие в том или ином кружке требует от ученика довольно много времени, определенной работы над собой дома. И случается нередко так, что вокальный, хоровой, танцевальный ансамбль, драматический кружок начинают поглощать не только свободное, но и учебное время, появляются одна за другой плохие оценки. Учителя жалуются на рассеянность этих учеников, а родители категорически запрещают посещение этого кружка, несмотря на то, что через неделю в школе или клубе должна состояться премьера пьесы, в которую вложено столько ребячьей выдумки, творческих сил! Если взрослые как можно скорее помогут перейти к убеждению, что в искусство нет дороги без знаний, а потому нельзя забрасывать учебные занятия, увлекаться своими первыми успешными шагами в кружке, то творческая деятельность ребят будет не мешать учебным занятиям, а дополнит их. Сколько переживаний приносят первые выступления на школьной или клубной сцене перед товарищами, друзьями, учителями! Удалась или не удалась роль? Хорошо ли звучал голос? Заметно ли было сильное волнение? – вот вопросы, которые интересуют каждого участника школьного концерта или спектакля; критика не должна вскружить ребенку голову либо убить в нем интерес к художественной самодеятельности.
Для родителей очень важно организовать разумно и летний отдых детей. Многие папы и мамы стараются увезти своих детей на юг. Там, мол, полезнее, под крымским или кавказским солнцем ребенок лучше отдохнет, быстрее окрепнет, наберется сил. Но поездка к морю вызывает сложную перестройку в организме ребенка. Нарушается привычная периодичность суточных и сезонных биоритмов, и для того, чтобы отрегулировать «физиологические часы», требуются большие энергозатраты организма. Интенсивное воздействие солнечных лучей тоже не каждому показано. Оно может привести к различным заболеваниям. На пляже детям не хватает простора для движений и игр. О какой пользе, о каком укреплении здоровья тут зачастую может идти речь? Сколько возможностей для активного, прекрасного, насыщенного отдыха представляет, например, средняя полоса России! Вспомним, как Константин Паустовский писал, что нет большего отдыха и наслаждения, чем идти весь день по лесам, по незнакомым дорогам к какому-нибудь озеру. Путь в лесах – это тишина, безветрие. Это грибная прель, осторожное перепархивание птиц, лиловые колокольчики на полянах, дрожь осиновых листьев, торжественный свет и, наконец, лесные сумерки, когда из мхов тянет сыростью, а в траве горят светлячки. Семейные прогулки в лес, поле – это тот же туризм. Они могут быть началом увлечения более сложными походами. Туризм является замечательным средством отдыха и закаливания. Ежедневная ходьба, длительное пребыванием на воздухе, солнце, купание в реке, необходимость переносить резкие изменения погоды – все это закаливает организм туриста. Походы позволяют не только хорошо, интересно отдохнуть, но и увидеть новые места, завести надежных друзей, многому научиться – не только туристским премудростям, но и житейским: приготовить вкусный обед, не растеряться в сложной ситуации...
Свободное время рассматривается как сфера формирования личности, ее интересов, потребностей, способностей, ценностных ориентаций, самопознания, самоутверждения. На основании анализа именно свободного времени учащихся можно давать оценку работе семьи по воспитанию и формированию личности.
Методические рекомендации
Форма проведения: работа в парах; беседа.
Перед началом работы учитель сообщает тему обсуждения и выделяет несколько вопросов по теме, например: «Праздники в семье, какие они, зачем они ребенку»; «Что и как читает ребенок?», «Как мы отмечаем дни рождения?», «Как мы проводим отпуск?» и т. д.
Затем родители объединяются в пары, обмениваются мнениями, а потом переходят по кругу и образуют следующую пару.
Задача родителей – собрать как можно больше информации по теме.
В качестве объекта обсуждения могут выступать не только специально оформленные вопросы, но и случаи из жизни.
«Проводите ли вы время вместе, когда это возможно, или предпочитаете заниматься своими делами?», «Что обычно происходит в семье вечером или в выходные? Есть ли у вас общие интересы?»
Используя материал, полученный в процессе общения в парах а также результаты проведенного анкетирования среди детей и родителей организуется общее обсуждение проблемы.
Примерные варианты анкет.
В а р и а н т 1.
Для родителей.
1. Сколько времени в день вы уделяете своим детям?
2. Где и как вы предпочитаете проводить с ними свободное время?
3. Какой последний кинофильм вы смотрели со своими детьми?
4. Как дети помогают вам?
5. Гордитесь ли вы своими детьми?
Для детей.
1. Много ли времени ты проводишь вместе с папой и мамой?
2. Где и как ты проводишь свободное время?
3. Какой последний кинофильм ты смотрел со своими родителями?
4. Помогаешь ли ты маме и папе?
5. Гордишься ли ты своими родителями?
6. Если бы ты был волшебником, что бы ты сделал для них?
В а р и а н т 2.
Для детей.
1. Как часто вы всей семьей совершаете экскурсии, прогулки, походы, ходите в театр, цирк и т.д.
2. Как ваша семья организует свободное время в субботу и воскресенье, какое участие в этом принимаете в мама (уборка, стирка, гости), папа (секция, рыбалка, телевизор), я (улица, книги, секция).
3. Имеете ли вы дачу или приусадебный участок? Кто там работает больше? Какую работу выполняешь ты?
4. Любимое увлечение твоих родителей.
5. Читаете ли вы художественную литературу (папа, мама, я).
6. Выписываете ли вы газеты, журналы?
7. Какую газету любите читать?
8. Обязанности по ведению домашнего хозяйства (папа, мама, я). На какие темы беседуете с родителями (об учебе, литературе, о моде, технике)?
Литература:
1. График Г., Бондаренко С. Как научить школьников вдумчивому чтению// Воспитание школьников. 1991. №4.
2. Илларионова Т. Свидетели убийства: дети. Насколько и чем опасны сцены насилия на экране// Семья и школа. 1994. №10.
3. Монахова А. Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия. – Ярославль, 2002.
4. Сатир З. Как строить себя и свою семью. – М., 1992.
5. Суслопарова Л. Семейные традиции. – М., 1979.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация досуга детей в ГПД
Большинство детей, после занятий в школе остается в группе продленного дня. ГПД является важной формой воспитания детей. Успешная работа в ней зависит прежде вс...
Роль родителей в организации досуга подростка
Досуговая сфера и ее роль в формировании личности школьника. Виды отдыха семьи в выходные дни. Вечерний отдых в семье. Сочетание отдыха с выполнением труда в семье....
Роль родителей в организации досуга подростка
На основании анализа именно свободного времени учащихся можно давать оценку работе семьи по воспитанию и формированию личности....
"Роль родителей в организации досуга подростка".
Родительское собрание....
Родительское собрание на тему "Роль родителя в организации досуга".
Роль родителей в организации досуга подростка....
Консультация для родителей: "Организация досуга детей в летний период"
В этой статье родители смогут познакомиться с содержанием и правилами игр с различными атрибутами....
Роль родителей в организации досуга детей
статья для родителей...