Буклет «Психологическая адаптация пятиклассников»
методическая разработка (5 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buklet_psihologicheskaya_adaptatsiya_pyatiklassnikov.doc | 90 КБ |
Предварительный просмотр:
Чем можно помочь?!
- Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на, те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
- Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность. Приучайте его к самостоятельности постепенно.
- Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.
- Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребенком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя.
- Пятикласснику уже не так интересна учеба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребенка была возможность обсудить свои школьные дела, учебу и отношения с друзьями в семье, с родителями.
- Помогите ребенку выучить имена новых учителей.
- Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.
- Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
- Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка.
- Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание. Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребенка.
- Если вас, что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь, как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем или психологом.
Мы ждем Вас по адресу:
г. Гурьевск, ул. Фабричная, 9
Ориентир: остановка «Фабричная», Сбербанк
Запись по телефону: 74-14-47
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи
«Гурьевский районный центр психолого-медико-социального сопровождения
«Доверие»
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ПЯТИКЛАССНИКОВ
г. Гурьевск, 2012 г.
В 5-м классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения. От того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка.
Возникающие проблемы у пятиклассников:
- очень много разных учителей;
- непривычное расписание;
- много новых кабинетов;
- новые дети в классе;
- новый классный руководитель;
- проблемы со старшеклассниками;
- возросший темп работы;
- возросший объем работ в классе и д/з;
- рассогласованность, даже противоречивость требований отдельных педагогов;
- ослабление или отсутствие контроля;
- необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи учителей;
- несамостоятельность в работе с текстами;
- низкий уровень развития речи;
- слабое развитие навыков самостоятельной работы;
- своеобразие подросткового возраста.
Возрастные особенности младшего подростка:
- потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;
- повышенная утомляемость;
- стремление обзавестись верным другом;
- стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;
- повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе;
- стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского;
- отсутствие авторитета возраста;
- отвращение к необоснованным запретам;
- восприимчивость к промахам учителей;
- переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем;
- отсутствие адаптации к неудачам;
- отсутствие адаптации к положению “худшего”;
- ярко выраженная эмоциональность;
- требовательность к соответствию слова делу;
- повышенный интерес к спорту.
Признаки успешной адаптации:
- удовлетворенность ребенка процессом обучения;
- ребенок легко справляется с программой;
- степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
- удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.
Признаки дезадаптации:
- усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
- нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
- стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
- нежелания выполнять домашние задания.
- негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
- жалобы на те или иные события, связанные со школой.
- беспокойный сон.
- трудности утреннего пробуждения, вялость.
- постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Выделяют такие виды школьной дезадаптации:
- Интеллектуальная - нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников.
- Поведенческая - несоответствие поведения ребёнка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).
- Коммуникативная - затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.
- Соматическая - отклонения в здоровье ребёнка.
- Эмоциональная - эмоциональные трудности, тревоги по поводу переживания проблем в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа психологических занятий по адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене "Я - пятиклассник"+презентация. Занятия расчитаны на 1 четверть, продолжительность 35-40 минут.
Оказание психолого-педагогической поддержки обучающимся 5-х классов в период их адаптации к условиям обучения в средней школе....
Тренинг социально-психологической адаптации пятиклассников
Профилактика и коррекция факторов риска социально-психологической адаптации младших школьников к образовательной среде школы...
Психологическая адаптация пятиклассников с введением ФГОС.
Психологическая адаптация пятиклассников с введением ФГОС. Слайд №2«Личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем как она это делает» Ф.ЭнгельсЧто ощущает ребенок (ученик...
Трудности адаптации пятиклассников к школе.(буклет)
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЯТИКЛАССНИКОВ. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ СОВЕТЫ БУДУЩЕМУ ПЯТИКЛАССНИКУ:...
Буклет "Ваш ребенок-пятиклассник, или как помочь своему ребенку в период адаптации"
Рекомендации родителям в период адаптации ребенка к условиям средней школы...
психологическая адаптация пятиклассников
Презентация направлена на повышение компетенций родителей в вопросе прохождения адаптационного периода при переходе из начальной школы в основную....
Проблемы адаптации пятиклассников. Работа психологической службы с детьми в период адаптации в среднем звене
Презентация о деятельности психологической службы в период адаптации учеников 5-х классов в средней школе...