Буклет «Психологическая адаптация пятиклассников»
методическая разработка (5 класс) на тему

Серенко Евгения Владимировна
Буклет «Психологическая адаптация пятиклассников» предназначен для родителей младших подростков. В 5-м классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения. От того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Содержание: • Возникающие проблемы у пятиклассников. • Возрастные особенности младшего подростка. • Признаки успешной адаптации. • Признаки дезадаптации. • Выделяют такие виды школьной дезадаптации. • Чем можно помочь?! Материал для буклета взят с сайта www.psyholog.sholano45.edusite.ru

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon buklet_psihologicheskaya_adaptatsiya_pyatiklassnikov.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

Чем можно помочь?!

  • Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на, те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться. 

  • Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность. Приучайте его к самостоятельности постепенно.

  • Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.

  • Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребенком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя.

  • Пятикласснику уже не так интересна учеба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребенка была возможность обсудить свои школьные дела, учебу и отношения с друзьями в семье, с родителями.

  • Помогите ребенку выучить имена новых учителей.

  • Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.
  • Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.

  • Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка.

  • Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание. Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребенка.

  • Если вас, что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь, как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем или психологом.

Мы ждем Вас по адресу:

 г. Гурьевск, ул. Фабричная, 9

Ориентир: остановка «Фабричная», Сбербанк

Запись по телефону: 74-14-47

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи

 «Гурьевский районный центр психолого-медико-социального сопровождения

 «Доверие»

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ПЯТИКЛАССНИКОВ

г. Гурьевск, 2012 г.

В 5-м классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения. От того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка.

Возникающие проблемы  у пятиклассников:

  • очень много разных учителей;

  • непривычное расписание;

  • много новых кабинетов;

  • новые дети в классе;

  • новый классный руководитель;

  • проблемы со старшеклассниками;

  • возросший темп работы;

  • возросший объем работ в классе и д/з;

  • рассогласованность, даже    противоречивость требований отдельных педагогов;

  • ослабление или отсутствие контроля;

  • необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному  темпу, особенностям речи учителей;

  • несамостоятельность в работе с текстами;

  • низкий уровень развития речи;

  • слабое развитие навыков самостоятельной работы;

  • своеобразие подросткового возраста. 

Возрастные особенности младшего подростка:

  • потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;
  • повышенная утомляемость;
  • стремление обзавестись верным другом;
  • стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;
  • повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе;
  • стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского;
  • отсутствие авторитета возраста;
  • отвращение к необоснованным запретам;
  • восприимчивость к промахам учителей;
  • переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем;
  • отсутствие адаптации к неудачам;
  • отсутствие адаптации к положению “худшего”;
  • ярко выраженная эмоциональность;
  • требовательность к соответствию слова делу;
  • повышенный интерес к спорту.

Признаки успешной адаптации:

  • удовлетворенность ребенка процессом обучения;
  • ребенок легко справляется с программой;
  • степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
  • удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

Признаки дезадаптации:

  • усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
  • нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
  • стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
  • нежелания выполнять домашние задания.
  • негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
  • жалобы на те или иные события, связанные со школой.
  • беспокойный сон.
  • трудности утреннего пробуждения, вялость.
  • постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Выделяют такие виды школьной дезадаптации:

  • Интеллектуальная - нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников.
  • Поведенческая - несоответствие поведения ребёнка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).
  • Коммуникативная - затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.
  • Соматическая - отклонения в здоровье ребёнка.
  • Эмоциональная - эмоциональные трудности, тревоги по поводу переживания проблем в школе.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг социально-психологической адаптации пятиклассников

Профилактика и коррекция факторов риска социально-психологической адаптации младших школьников к образовательной среде школы...

Психологическая адаптация пятиклассников с введением ФГОС.

Психологическая адаптация пятиклассников с введением ФГОС. Слайд №2«Личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем как она это делает» Ф.ЭнгельсЧто ощущает ребенок (ученик...

Трудности адаптации пятиклассников к школе.(буклет)

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЯТИКЛАССНИКОВ. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ СОВЕТЫ БУДУЩЕМУ ПЯТИКЛАССНИКУ:...

Буклет "Ваш ребенок-пятиклассник, или как помочь своему ребенку в период адаптации"

Рекомендации родителям в период адаптации ребенка к условиям средней школы...

психологическая адаптация пятиклассников

Презентация направлена на повышение компетенций родителей в вопросе прохождения адаптационного периода при переходе из начальной школы в основную....

Проблемы адаптации пятиклассников. Работа психологической службы с детьми в период адаптации в среднем звене

Презентация о деятельности психологической службы в период адаптации учеников 5-х классов в средней школе...