Рекомендации для педагогов и родителей.
материал на тему

Соловьева Наталья Викторовна

Рекомендации по выявлению и сопровождению различных категорий детей (тревожные, инертные, астеничные и агрссивные дети, особенности и причины их поведения, советы по работе с такими детьми).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendatsii_dlya_roditeley_i_pedagogov.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации по выявлению и сопровождению различных категорий детей

Ктегория уч-ся

Тревожные дети

Инертные дети

Астеничные дети

Агрессивные дети

Рекомендации

Характерно

  • Повышенная эмоциональная неустойчивость;
  • Излишнее волнение;
  • Тревожность;
  • Низкая стрессоустойчивость;
  • Нуждаются в положительном эмоциональном подкреплении;

  • Часто болеет, жалуется, на головные боли и т.д.
  • Быстро утомляется, истощается;
  • Повышена плаксивость, раздражительность, обидчивость;
  • Конфликтны со сверстниками;
  • Дерутся;
  • Ругаются;
  • Огрызаются;

На уроках

  • Не поднимает руку, при общении молчит;
  • Испытывает постоянный страх перед опросом у доски, контрольными и диктантом;
  • Малообщителен;
  • Обидчив;
  • Пассивен;
  • Пассивны в деятельности;
  • Медлительны;
  • Низкая переключаемость;
  • Понимают объяснение со второго, третьего раза.

Причины

  • Низкая самооценка;
  • Высокий уровень тревожности;
  • Высокие и неадекватные требования к ребенку;
  • Пробелы в знаниях;
  • Низкая мотивация;
  • Замедлен темп восприятия информации;
  • Соматическая ослабленность, астения;
  • Низкий уровень концентрации внимания;
  • Слабая переключаемость;
  • Соматическая ослабленность;
  • Цереброастенический синдром;
  • Несформированность отдельных психических функций;
  • Физическая или психическая перегрузка.
  • Возбуждение преобладает над торможением;
  • Нарушения эмоционально – волевой сферы;

 

Рекомендации

  • Создайте ситуацию успеха для ребенка;
  • Чаще называйте по имени, хвалите в присутствии других
  • Сравнивайте результаты деятельности с его же результатами, которых он достиг, но не с результатами других уч-ся;
  • Постарайтесь установить визуальный контакт, это придает уверенность уч-ся во время ответа;
  • Избегайте заданий, которые выполняются за определенное, фиксируемое педагогом время.
  • Старайтесь не ставить такого уч-ся в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него. Дайте время на обдумывание.
  • Ответ может быть в письменном виде.
  • Необходимо формировать уверенность в своих силах, знаниях, в возможности учиться.
  • Осторожно оценивайте неудачи уч-ся;
  • Не требуйте от таких учеников немедленного включения в работу
  • Используйте оригинальные методы включения в деятельность;
  • Не следует проводить опрос в начале урока, дайте ребенку время включиться в учебной процесс и подготовиться к ответу;
  • Пересмотреть объем заданий, дозируйте нагрузку;
  • Избегайте высокого темпа проведения опроса;
  • Дать уч-ся самому проверить правильность выполнения задания;
  • Поощряйте самостоятельность;
  • Соблюдайте четкость и краткость инструкций;
  • Нежелательно заставлять инертного ученика отвечать новый, только что пройденный материал, отложите опрос на следующий раз, дав возможность подготовиться дома.
  • Учитывать, что такой уч-ся наиболее активен в начале урока;
  • Работоспособность снижается у таких уч-ся к середине занятий, к концу недели, четверти, учебного года;
  • Усталость снижает их внимание, ухудшает способность к воспроизведению, они допускают больше ошибок;
  • Работа в шумной, неспокойной обстановке создает трудности в усвоении материала;
  • Организовать поисковую деятельность (возможно в виде эксперимента) - это улучшает произвольность в деятельности;
  • Психотравмирующей ситуацией для этого типа является отсутствие эмоциональной теплоты в отношениях;
  • Такие уч-ся наименее успешны в ситуациях повышенного напряжения: в условиях ограниченного времени выполнения задания;
  • Изучить межличностные отношения в классе;
  • Обучать уч-ся способам выражения гнева в приемлемой форме;
  • Обучать приемам саморегуляции;
  • Отрабатывать навыки поведения в конфликтных ситуациях;
  • Не следует прикасаться в минуты раздражения;

Избегайте

  • Ситуаций открытого соперничества между детьми, т.к. могут возникнуть аффективные вспышки;
  • Ситуаций постоянных проверок его деятельности, недоверия;
  • Ситуаций быстрого переключения
  • Заданий, разнообразных по содержанию и по способам решения.
  • Подачи материала в высоком темпе.
  • Ограничения времени.
  • Быстрого переключения внимания с одного вида работы на другой.
  • Выполнения задания на сообразительность при высоком темпе работы.

Ктегория уч-ся

Демонстративный тип

Гиперактивный тип

Интрвертированный тип

Рекомендации

Характерно

  • Стремление к самостоятельности, независимости, самоутверждению.
  • Уверенность в себе.
  • Высокая активность сочетается с низким самоконтролем, что порождает трудности адаптации, связанные с выполнением норм и правил поведения.
  • Непоседливы, часто нарушают дисциплину, стараясь привлечь к себе внимание окружающих.
  • Спонтанность, импульсивность, неусидчивость.
  • Привычка лидерства, победы.
  • Замкнутость, малообщительность
  • Подростки пассивного варианта безынициативны, отгороженность от окружающих. Их выделяет бедность мотивационной сферы, низкий энергетический  потенциал.
  • Подростки активного варианта – повышенная возбудимость, аффективность, иногда агрессивность. У таких детей недостаточный самоконтроль, может снижаться продуктивность деятельности и поведения.

На уроках

  • Не доводит начатое дело до конца.
  • Постоянно отвлекается.
  • Не справляется с самостоятельными заданиями.
  • Не воспринимает оценку учителя

Причины

  • Индивидуально – типологические особенности.
  • Низкий уровень развития произвольности
  • Несформированность функций контроля
  • Низкий уровень мотивации, концентрации и устойчивости внимания.
  • Нарушение эмоционально – волевой сферы.
  • Низкая адаптивность.
  • Демонстративность, агрессия как защитная реакция.
  • Несформированность приемов учебной деятельности.
  • Слабая переключаемость деятельности.

Рекомендации

  • Недопустимо воспитание в виде гиперопеки и подавления.
  • Не приказывайте, а просите (но не заискивая).
  • Наказание формирует агрессию.
  • Помните, что возможные формы поведения часто играют компенсаторную роль.
  • Помочь уч-ся определить и реализовать собственные достоинства.
  • Поощрять успехи, такого ребенка привлекает внимание окружающих к его достижениям.
  • Выслушайте то, что хочет сказать подросток, его проблема должна быть услышана и научите его слушать проблемы других людей – это формирует навыки положительного коммуникативного общения.
  • Дозировка нагрузки
  • Поощрение самостоятельности, критичности.
  • Отработка соблюдения правил в деятельности.
  • Научить планировать свою деятельность.
  • Поощрять результативность деятельности.
  • Стимулируйте познавательную активность.
  • Развивайте параметры внимания.
  • Учите видеть результат, анализировать его.
  • Придерживайтесь позитивной модели поведения.
  • Не стесняйтесь хвалить.
  • Следует давать больше возможности заниматься по индивидуальному плану.
  • В начале деятельности необходима четкая инструкция к выполнению заданий.

Избегайте

  • Ситуации, когда критикуются действия подростка при свидетелях, тем более, когда смеются над его недостатками.
  • Не следует поручать кропотливую, однообразную  работу, требующую усидчивости и ограничивающую его связи с людьми.
  • Утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
  • Не следует поручать кропотливую, однообразную  работу, требующую усидчивости и ограничивающую его связи с людьми.
  • Поощрения замкнутости, надо стараться вовлечь его в процесс общения, но делать это очень осторожно, ненавязчиво, не через силу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для педагогов и родителей по развитию оптико-пространственного восприятия у младших школьников с оптической дисграфией.

Одной из причин такой неуспеваемости является недостаточная сформированность еще в дошкольном возрасте оптико-пространственных представлений, которая в младшем школьном возрасте проявляется в оптическ...

Рекомендации для педагогов и родителей по развитию речи слабослышащих детей в игровой деятельности

Развитие речи - одна из главных задач обучения слабослышащих детей. Эта важная задача включает в себя, условия, обеспечивающие речевое развитие детей с нарушенным слухом, - создание слухоречевой среды...

Методические рекомендации для педагогов и родителей по теме: «Правильная осанка»

В статье рассмотрены предпосылки формирования позвоночника и правильной осанки школьника начальных классов. Приведены способы как определить нарушения осанки школьника. Представлены упражнения для про...

Методические рекомендации для педагогов и родителей по теме: «Стройные и красивые ноги»

В статье рассмотрены принципы формирования стопы и причины возникновения плоскостопия, а также рекомендации по гигиене и уходу за стопами. Приведён комплекс основных упражнений для профилактики плоско...

Методические рекомендации для педагогов и родителей «Роль семьи в воспитании ребенка»

ЦЕЛЬ: Показать доминирующую роль домашнего воспитания в процессе развития личности ребенкаЗАДАЧИ:1.      Содействовать формированию у родителей представлений о необходимости д...

Методические рекомендации для педагогов и родителей

Дети развиваются в движении. Поэтому дети с раннего возраста так любят пальчиковые игры, а также игры на координацию движения и речи. Помимо речевого развития, игры с пальчиками развивают эмоциональну...