Методические рекомендации для педагогов и родителей
методическая разработка на тему
Дети развиваются в движении. Поэтому дети с раннего возраста так любят пальчиковые игры, а также игры на координацию движения и речи. Помимо речевого развития, игры с пальчиками развивают эмоциональную, интеллектуальную сферу детей. Игры способны стать толчком к растормаживанию речи безречевых детей, а также детей, у которых нарушено общение. Игры с пальчиками радуют и забавляют ребёнка, формируют готовность к сотрудничеству со взрослым, закрепляют представление об окружающем, развивают память, чувство ритма, совершенствуют мелкую моторику.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_dlya_motoriki_s_ispozovaniem_nestandartnogo_oborudovaniya.docx | 32.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации для педагогов и родителей
«ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕСТАНДАРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ»
Истоки способностей и дарования детей
находятся на кончиках пальцев.
В.А. Сухомлинский
Аннотация
Дети развиваются в движении. Поэтому дети с раннего возраста так любят пальчиковые игры, а также игры на координацию движения и речи. Помимо речевого развития, игры с пальчиками развивают эмоциональную, интеллектуальную сферу детей. Игры способны стать толчком к растормаживанию речи безречевых детей, а также детей, у которых нарушено общение. Игры с пальчиками радуют и забавляют ребёнка, формируют готовность к сотрудничеству со взрослым, закрепляют представление об окружающем, развивают память, чувство ритма, совершенствуют мелкую моторику.
Коррекционно – образовательные задачи:
- Формирование познавательной активности и творческого воображения детей.
- Закрепление проговаривания стихов одновременно с движениями пальцев рук.
Коррекционно – развивающие задачи:
1. Развитие артикуляционной и мелкой моторики.
2. Развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения.
3. Развитие тактильной чувствительности рук.
4. Развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения.
5. Развитие восприятия и переключения на разные виды деятельности.
6. Упражнения в умении выражать своё эмоциональное состояние, используя мимику и выразительные движения пальцев рук.
7. Совершенствование двигательной памяти.
8. Развитие речемыслительной деятельности.
9. Развитие мимической мускулатуры.
10. Развитие просодической стороны речи: чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи.
Коррекционно – воспитательные задачи:
1. Создание положительного эмоционального фона, радости, ожидания праздника.
2. Создание у детей эмоционально – приподнятого настроения, увлечение детей сказочным сюжетом.
3. Воспитание усидчивости, умение доводить начатое дело до конца.
4. Формирование дружеских взаимоотношений.
5. Воспитание внимания к обращенной речи.
6. Развитие чувства уверенности к себе.
7. Формирование положительной мотивации на занятии.
8. Воспитание самоконтроля за речью, желание заниматься.
9. Формирование умения радоваться, достигая цели.
10. Формирование коммуникативных навыков.
В своей работе использую различные предметы для развития мелкой моторики рук:
- массажные мячики;
- крупные бигуди;
- прищепки, счётные палочки;
- длинные бигуди;
- зубные щётки;
- щётки;
- шестигранные карандаши;
- орехи;
- фасоль.
Рекомендации:
- прежде, чем показать ребёнку пальчиковую игру с нетрадиционными предметами, сначала проиграйте её сюжет сами;
- при выполнении упражнения вместе с ребёнком важно демонстрировать ему собственную увлечённость игрой;
- играя с ребёнком, следует выражать радость, печаль, испуг, удивление, испуг, упражнения ребёнок запомнит лучше, если оно будет эмоционально окрашено;
- работу проводите регулярно, систематически, но злоупотреблять нельзя, играть понемногу;
- сложность предлагаемых ребёнку игр должна возрастать постепенно;
- стихи следует произносить, то повышая голос, то понижая голос;
- не забывайте о том, что малыш воспринимает ваши действия зеркально: произнося команду «влево», вы должны делать вправо и наоборот.
Игры с массажными мячам
Ручки, ручки, просыпайтесь. | Дети катают мячик в руках, делая движения вперёд – назад, вправо – влево между ладонями. |
Пальчики, пальчики, просыпайтесь. | Катают мячик по каждому пальцу правой и левой рук. |
Головка, головка, просыпайся. | Катают мячик круговыми движениями по голове. |
Животик, животик, просыпайся. | Катают мячик круговыми движениями по животу. |
Ножки, ножки, просыпайтесь. | Катают мячик по правой, а затем по левой ноге. |
«Бежит ёжик по дорожке»
Бежит ёжик по дорожке, У него кривые ножки, Весь иголками оброс, - Жалко ёжика до слёз. | Дети катают мячик в руках, делая движения вперёд – назад, вправо – влево между ладонями. |
«Мишутка»
Шёл мишутка – Топ да топ | Дети катают мячик в руках, делая движения вперёд – назад, вправо – влево между ладонями. |
Вдоль звериных тайных троп. | Катают мячик круговыми движениями по животу. |
Но устал | Дети кладут мячик на правую ладонь. |
И сел на пень. | Дети кладут мячик на правый кулак. |
И ему подняться лень. | Убирают мячик за спину. |
Игры с крупными бигуди
«Загудел паровозик»
Загудел паровоз и И вагончики повёз: «Чу – чу – чу- чу – чу!» Далеко я укачу!» | Дети катают бигуди между ладонями вперёд – назад, руки держат перед собой. |
«Весёлая поездка»
На ладошке ехали, До угла доехали. Сели на машину, | Дети катают бигуди между ладонями вперёд – назад, руки держат перед собой. Дети кладут бигуди на колени или на любую ровную поверхность. |
Налили бензину. | Выполняют логопедическое упражнение «Индюк». |
На машине ехали, До реки доехали, Тр – р – р. Стоп. Разворот. | Катают бигуди между ладонями вперёд – назад, руки держат перед собой. Затем перестают катать и переворачивают бигуди. |
На реке пароход! Пароходом ехали, До горы доехали. Надо сесть в самолёт, Самолёт летит В нём мотор гудит – У-У-У-У-У! | Катают бигуди между ладонями вперёд – назад, руки держат перед собой. |
И ему подняться лень. | Катают бигуди между ладонями вперёд – назад, руки направляют вверх над головой. |
Игры со счётными палочками
«Цапля»
Очень длинный клюв у цапли, | Дети ставят счётную палочку на большой палец правой руки и держат указательным пальцем правой руки. |
Вы длинней найдёте вряд ли. | Ставят счётную палочку на большой палец правой руки и держат и держат средним пальцем правой руки. |
Клювом мериться пришли | Ставят счётную палочку на большой палец правой руки и держат безымянным пальцем правой руки. |
Аисты и журавли. | Ставят счётную палочку на большой палец правой руки и держат мизинцем право руки. Затем переделывают те же действия левой рукой. |
Игры с длинными бигуди
«Гном Скрут»
Дети берут в руки длинную бигуди и замыкают ее в кольцо. Надевают кольцо на каждый палец руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, — только после вопросительного предложения, то есть во время ответа по ходу текста. Затем меняют руки.
Кто живет под потолком? Гном. | Надевают кольцо на большой палец, |
У него есть борода? Да. | на указательный, |
И манишка и жилет? Нет! | на средний, |
Как встает он по утрам? Сам! | на безымянный, |
Кто с ним утром кофе пьет? Кот! | на мизинец. |
И давно он там живет? Год! | Надевают кольцо поочередно на средний, на безымянный, на мизинец — на каждый слог. |
Кто с ним бегает вдоль крыш? Мышь! | |
Он капризничает, да? Никогда! |
«Птички»
Дети берут в руки длинную бигуди и замыкают ее в кольцо. Надевают кольцо на каждый палец руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, затем меняют руки.
Птичек мы окольцевали Наблюдали, узнавали, Улетев в какие дали, Где морозы переждали, Что пернатые клевали, Гнезда где свои свивали, Где вы яйца отложили, Как вы бури пережили, Сколько вы, в конце концов, В гнездах вывели птенцов? | Надевают кольцо на каждый палец руки под счет, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем. |
Игры с зубными щётками
Массаж
Дети берут в руки зубную щетку.
Я возьму зубную щетку, Чтоб погладить пальчики, Станьте ловкими скорей Пальчики – удальчики! | Растирают щеткой подушечки пальцев правой, затем левой руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем. |
« Зубная щетка»
Дети берут в руки зубную щетку.
Плывет зубная щетка, Как по морю лодка, Как по речке пароход, По пальчикам она идет! | Растирают щеткой подушечки пальцев правой руки, затем левой руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем. |
«Игры со щётками»
На комод забрался ежик, У него не видно ножек У него, такого злючки Не причесаны колючки. И никак не разберешь Щётка это ёж? | Держат щетку в левой руке, проводят ею от ладони до плеча по правой руке, затем меняют руки. Проводят щеткой круговыми движениями по правой, затем по левой ладони. Держа щетку в левой руке, проводят ею по всем пальцам правой, затем меняют руки. |
Игры с шестигранными карандашами
«Веселый карандаш»
Карандаш в руках катаю, | Дети крутят карандаш между ладонями. |
Между пальчиков верчу, Непременно каждый пальчик Быть послушным научу! | Пропускают карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживают его в определенном положении в правой и в левой руках |
Игры с орехами
«Орешковый массаж» (проводится с использование грецких орехов)
Упражнение «Птичка - невеличка»
Птичка ветки собрала, Птичка гнёздышко свила. | Покатывание орешков по часовой стрелке между ладонями. |
Птичке помогайте – Ручки развивайте. | Дети из ладошек делают гнёздышки. |
И снесла яичко Птичка – невеличка. | Дети сидят с закрытыми глазами. Логопед кладёт грецкие орехи в «гнёздышки». Дети катают орешки между ладошками. |
Упражнение «Солнышко»
Нарисую солнышко На своей ладошке. | Рисовать орешком «солнышко» (прокатывание орешков по часовой стрелке между ладонями.) |
Пусть оно сияет Хоть и понарошку. | Проводить орешком по каждому пальчику. |
Желаю вам успехов и приятных общений с ребёнком!
Использованная литература:
- Зажигина, О.А., Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – О.А. Зажигина. – СПб.: ООО «Издательство Детство - пресс», 2014г.-96с.;
- Ихсанова, С.В., Игротерапия в логопедии: пальчиковые превращения: пособие для педагогов и родителей – С.В. Ихсанова.- Изд. – Ростов н/Д:Феникс, 2014г. – 45с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для педагогов и родителей по теме: «Правильная осанка»
В статье рассмотрены предпосылки формирования позвоночника и правильной осанки школьника начальных классов. Приведены способы как определить нарушения осанки школьника. Представлены упражнения для про...
Методические рекомендации для педагогов и родителей по теме: «Стройные и красивые ноги»
В статье рассмотрены принципы формирования стопы и причины возникновения плоскостопия, а также рекомендации по гигиене и уходу за стопами. Приведён комплекс основных упражнений для профилактики плоско...
Методические рекомендации для педагогов и родителей «Роль семьи в воспитании ребенка»
ЦЕЛЬ: Показать доминирующую роль домашнего воспитания в процессе развития личности ребенкаЗАДАЧИ:1. Содействовать формированию у родителей представлений о необходимости д...
Методические рекомендации для педагогов и родителей, направленные на профилактику неуверенности в себе у подростков
Методические рекомендации для педагогов и родителей, направленные на профилактику возникновения трудностей в общении у подростков...
Методические рекомендации для педагогов и родителей «Роль семьи в воспитании ребенка»
Содействовать формированию у родителей представлений о необходимости домашнего воспитания...
Методические рекомендации для педагогов и родителей по вопросу взаимодействия
Обеспечение сотрудничества педагога с семьей является трудным и кропотливым делом. Одна из причин - недостаточная профессиональная подготовка кадров к работе с семьей, недостаточное овладение психотех...
Методические рекомендации для педагогов и родителей «Роль семьи в воспитании ребенка»
Методические рекомендации для педагогов и родителей«Роль семьи в воспитании ребенка»...