Методические рекомендации для педагогов и родителей
методическая разработка на тему

Бырдина Ольга Сергеевна

Дети развиваются в движении. Поэтому дети с раннего возраста так любят пальчиковые игры, а также игры на координацию движения и речи. Помимо речевого развития, игры с пальчиками развивают эмоциональную, интеллектуальную сферу детей. Игры способны стать толчком к растормаживанию речи безречевых детей, а также детей, у которых нарушено общение. Игры с пальчиками радуют и забавляют ребёнка, формируют готовность к сотрудничеству со взрослым, закрепляют представление об окружающем, развивают память, чувство ритма, совершенствуют мелкую моторику.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для педагогов и родителей

«ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕСТАНДАРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ»

Истоки способностей и дарования детей

находятся на кончиках пальцев.

В.А. Сухомлинский

Аннотация

    Дети развиваются в движении. Поэтому дети с раннего возраста так любят пальчиковые игры, а также игры на координацию движения и речи. Помимо речевого развития, игры с пальчиками развивают эмоциональную, интеллектуальную сферу детей. Игры способны стать толчком  к растормаживанию речи безречевых детей, а также детей, у которых нарушено общение. Игры с пальчиками радуют и забавляют ребёнка, формируют готовность к сотрудничеству со взрослым, закрепляют представление об окружающем, развивают память, чувство ритма, совершенствуют мелкую моторику.

Коррекционно – образовательные задачи:

  1. Формирование познавательной активности и творческого воображения детей.
  2. Закрепление проговаривания стихов одновременно с движениями пальцев рук.

Коррекционно – развивающие задачи:

1. Развитие артикуляционной и мелкой моторики.

2. Развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения.

3. Развитие тактильной чувствительности рук.

4. Развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения.

5. Развитие восприятия и переключения на разные виды деятельности.

6. Упражнения в умении выражать своё эмоциональное состояние, используя мимику и выразительные движения пальцев рук.

7. Совершенствование двигательной памяти.

8. Развитие речемыслительной деятельности.

9. Развитие мимической мускулатуры.

10.  Развитие просодической стороны речи: чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи.

Коррекционно – воспитательные задачи:

1. Создание положительного эмоционального фона, радости, ожидания праздника.

2. Создание у детей эмоционально – приподнятого настроения, увлечение детей сказочным сюжетом.

3. Воспитание усидчивости, умение доводить начатое дело до конца.

4. Формирование дружеских взаимоотношений.

5. Воспитание внимания к обращенной речи.

6. Развитие чувства уверенности к себе.

7. Формирование положительной мотивации на занятии.

8. Воспитание самоконтроля за речью, желание заниматься.

9. Формирование умения радоваться, достигая цели.

10. Формирование коммуникативных навыков.

В своей работе использую различные предметы для развития мелкой моторики рук:

  •  массажные мячики;
  •  крупные бигуди;
  •  прищепки, счётные палочки;
  • длинные бигуди;
  •  зубные щётки;
  •  щётки;
  •  шестигранные карандаши;
  •  орехи;
  •  фасоль.

Рекомендации:

  •  прежде, чем показать ребёнку пальчиковую игру с нетрадиционными предметами, сначала проиграйте её сюжет сами;
  •  при выполнении упражнения вместе с ребёнком важно демонстрировать ему собственную увлечённость игрой;
  •  играя с ребёнком, следует выражать радость, печаль, испуг, удивление, испуг, упражнения ребёнок запомнит лучше, если оно будет эмоционально окрашено;
  •  работу проводите регулярно, систематически, но злоупотреблять нельзя, играть понемногу;
  •  сложность предлагаемых ребёнку игр должна возрастать постепенно;
  • стихи следует произносить, то повышая голос, то понижая голос;
  •  не забывайте о том, что малыш воспринимает ваши действия зеркально: произнося команду «влево», вы должны делать вправо и наоборот.

Игры с массажными мячам

Ручки, ручки, просыпайтесь.

Дети катают мячик в руках, делая движения вперёд – назад, вправо – влево между ладонями.

Пальчики, пальчики, просыпайтесь.

Катают мячик по каждому пальцу правой и левой рук.

Головка, головка, просыпайся.

Катают мячик круговыми движениями по голове.

Животик, животик, просыпайся.

Катают мячик круговыми движениями по животу.

Ножки, ножки, просыпайтесь.

Катают мячик по правой, а затем по левой ноге.

«Бежит ёжик по дорожке»

Бежит ёжик по дорожке,

У него кривые ножки,

Весь иголками оброс, -

Жалко ёжика до слёз.

Дети катают мячик в руках, делая движения вперёд – назад, вправо – влево между ладонями.

«Мишутка»

Шёл мишутка –

 Топ да топ

Дети катают мячик в руках, делая движения вперёд – назад, вправо – влево между ладонями.

Вдоль звериных тайных троп.

Катают мячик круговыми движениями по животу.

Но устал

Дети кладут мячик на правую ладонь.

И сел на пень.

Дети кладут мячик на правый кулак.

И ему подняться лень.

Убирают мячик за спину.

Игры с крупными бигуди

«Загудел паровозик»

Загудел паровоз и

И вагончики повёз:

«Чу – чу – чу- чу – чу!»

Далеко я укачу!»

Дети катают бигуди между ладонями вперёд – назад,  руки держат перед собой.

«Весёлая поездка»

На ладошке ехали,

До угла доехали.

Сели на машину,

Дети катают бигуди между ладонями вперёд – назад, руки держат перед собой. Дети кладут бигуди на колени или на любую ровную поверхность.  

Налили бензину.

Выполняют логопедическое упражнение «Индюк».

На машине ехали,

До реки доехали,

Тр – р – р. Стоп. Разворот.

Катают бигуди между ладонями вперёд – назад, руки держат перед собой. Затем перестают катать и переворачивают бигуди.

На реке пароход!

Пароходом ехали,

До горы доехали.

Надо сесть в самолёт,

Самолёт летит

В нём мотор гудит –

У-У-У-У-У!

Катают бигуди между ладонями вперёд – назад, руки держат перед собой.

И ему подняться лень.

Катают бигуди между ладонями вперёд – назад, руки направляют вверх над головой.

Игры со счётными палочками

«Цапля»

 Очень длинный клюв у цапли,

Дети ставят счётную палочку на большой палец правой руки и держат указательным пальцем правой руки.

Вы длинней найдёте вряд ли.

Ставят счётную палочку на большой палец правой руки и держат и держат средним пальцем правой руки.

Клювом мериться пришли

Ставят счётную палочку на большой палец правой руки и держат безымянным пальцем правой руки.

Аисты и журавли.

Ставят счётную палочку на большой палец правой руки и держат мизинцем право руки. Затем переделывают те же действия левой рукой.

Игры с длинными бигуди

«Гном Скрут»

Дети берут в руки длинную бигуди и замыкают ее в кольцо. Надевают кольцо на каждый палец руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, — только после вопросительного предложения, то есть во время ответа по ходу текста. Затем меняют руки.

Кто  живет под потолком?

Гном.

Надевают кольцо на большой палец,

У него есть борода?

Да.

на указательный,

И манишка и жилет?

Нет!

на средний,

Как встает он по утрам?

Сам!

на безымянный,

Кто с ним утром кофе пьет?

Кот!

на мизинец.

И давно он там живет?

Год!

Надевают кольцо поочередно на средний, на безымянный, на мизинец — на каждый слог.

Кто с ним бегает вдоль крыш?

Мышь!

Он капризничает,  да?

Никогда!

«Птички»

Дети берут в руки длинную бигуди и замыкают ее в кольцо. Надевают кольцо на каждый палец руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, затем меняют руки.

Птичек мы окольцевали

Наблюдали, узнавали,

Улетев в какие дали,

 Где морозы переждали,

 Что пернатые клевали,

Гнезда где свои свивали,

 Где вы яйца отложили,

Как вы бури пережили,

Сколько вы, в конце концов,

В гнездах вывели птенцов?

Надевают кольцо на каждый палец руки под счет, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем.

Игры с зубными щётками

Массаж

Дети берут в руки зубную щетку.

Я возьму зубную щетку,

Чтоб погладить пальчики,

Станьте ловкими скорей

Пальчики – удальчики!

Растирают щеткой подушечки пальцев правой, затем левой руки,

начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем.

 « Зубная щетка»

Дети берут в руки зубную щетку.

Плывет зубная щетка,

Как по морю лодка,

Как по речке пароход,

По пальчикам она идет!

Растирают щеткой подушечки пальцев правой руки, затем левой руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем.

«Игры со щётками»

На комод забрался ежик,

У него не видно ножек

У него, такого злючки

Не причесаны колючки.

И никак не разберешь

Щётка это ёж?

Держат щетку в левой руке, проводят ею от ладони до плеча по правой руке, затем меняют руки. Проводят щеткой круговыми движениями по правой, затем по левой ладони.

Держа щетку в левой руке, проводят ею по всем пальцам правой, затем меняют руки.

Игры с шестигранными карандашами

«Веселый карандаш»

Карандаш в руках катаю,

Дети крутят карандаш между

ладонями.

Между пальчиков верчу,

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу!

Пропускают карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживают его в определенном положении в правой и в левой руках

Игры с орехами

«Орешковый массаж» (проводится с использование грецких орехов)

Упражнение «Птичка - невеличка»

Птичка ветки собрала,

Птичка гнёздышко свила.

Покатывание орешков по часовой стрелке между ладонями.

Птичке помогайте –

Ручки развивайте.

Дети из ладошек делают гнёздышки.

И снесла яичко

Птичка – невеличка.

Дети сидят с закрытыми глазами. Логопед кладёт грецкие орехи в «гнёздышки». Дети катают орешки между ладошками.

Упражнение «Солнышко»

Нарисую солнышко

На своей ладошке.

Рисовать орешком «солнышко» (прокатывание орешков по часовой стрелке между ладонями.)

Пусть оно сияет

Хоть и понарошку.

Проводить орешком по каждому пальчику.

Желаю вам успехов и приятных общений с ребёнком!

Использованная литература:

  1. Зажигина, О.А., Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – О.А. Зажигина. – СПб.: ООО «Издательство Детство - пресс», 2014г.-96с.;
  2. Ихсанова, С.В., Игротерапия в логопедии: пальчиковые превращения: пособие для педагогов и родителей – С.В. Ихсанова.- Изд. – Ростов н/Д:Феникс, 2014г. – 45с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов и родителей по теме: «Правильная осанка»

В статье рассмотрены предпосылки формирования позвоночника и правильной осанки школьника начальных классов. Приведены способы как определить нарушения осанки школьника. Представлены упражнения для про...

Методические рекомендации для педагогов и родителей по теме: «Стройные и красивые ноги»

В статье рассмотрены принципы формирования стопы и причины возникновения плоскостопия, а также рекомендации по гигиене и уходу за стопами. Приведён комплекс основных упражнений для профилактики плоско...

Методические рекомендации для педагогов и родителей «Роль семьи в воспитании ребенка»

ЦЕЛЬ: Показать доминирующую роль домашнего воспитания в процессе развития личности ребенкаЗАДАЧИ:1.      Содействовать формированию у родителей представлений о необходимости д...

Методические рекомендации для педагогов и родителей, направленные на профилактику неуверенности в себе у подростков

Методические рекомендации для педагогов и родителей, направленные на профилактику возникновения трудностей в общении у подростков...

Методические рекомендации для педагогов и родителей «Роль семьи в воспитании ребенка»

Содействовать формированию у родителей представлений о необходимости домашнего воспитания...

Методические рекомендации для педагогов и родителей по вопросу взаимодействия

Обеспечение сотрудничества педагога с семьей является трудным и кропотливым делом. Одна из причин - недостаточная профессиональная подготовка кадров к работе с семьей, недостаточное овладение психотех...

Методические рекомендации для педагогов и родителей «Роль семьи в воспитании ребенка»

Методические рекомендации для педагогов и  родителей«Роль семьи в воспитании ребенка»...