Сказка о Веселом Язычке
материал на тему
Предварительный просмотр:
Артикуляционная гимнастика занимает одно из ведущих мест в преодолении речевых нарушений у детей. Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного звукопроизношения, а также укрепление мышц лица, языка, губ, мягкого неба. В младшем дошкольном возрасте дети с удовольствием знакомятся со строением артикуляционного аппарата (рот, губы, зубы, язык, щеки). Им доступно выполнение простейших артикуляционно-двигательных и мимических упражнений. Например, «Часики», «Качели», «Окошко», «Улыбочка» и др.
В начале малышей учат выполнять статические упражнения, целью которых является разогрев мышц артикуляционного аппарата для последующей работы. Основной трудностью при выполнении статических упражнений является удержание артикуляционной позы в течение некоторого времени. С этой целью можно широко использовать занимательный игровой материал: счетные палочки, фишки, песочные часы, бусы, камушки и т.д.
Затем детей знакомят с динамическими упражнениями: «Лошадка», «Маляр», «Качели», «Барабанщик» и др. Дети учатся контролировать движения органов артикуляции вначале посредством подражания за взрослым, потом – перед зеркалом. Логопед обращает внимание детей на характер движений (быстро, медленно, ритмично, четко, спокойно), на положение органов артикуляции (за зубками, на верхней или нижней губе, вперед-назад, вверх-вниз).
В старшем дошкольном возрасте детям становится доступно выполнение более сложных артикуляционных упражнений: «Чашечка», «Лопатка», «Иголочка» и др.
В настоящее время существуют разнообразные комплексы артикуляционных гимнастик. Особый интерес представляют «Сказки о Веселом Язычке», которые в интересной форме рассказывают о разных приключениях Язычка. Сочетание сказочного сюжета и артикуляционных упражнений позволяет оптимизировать логопедическую работу по формированию правильного звукопроизношения у детей.
Сказка о Веселом Язычке
Жил да был Веселый Язычок. А у тебя есть язычок? Покажи. У Веселого Язычка был домик. Домик очень интересный. Что это за домик? Догадался? Это рот. Вот какой интересный дом был у Веселого Язычка. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его дом всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Покажи, где у тебя губы. Видишь их в зеркале? Но кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Здесь Вы должны улыбнуться, так чтобы видны были верхние и нижние зубы.) Как называется эта дверка? Зубы. Покажи свои зубки. Посмотри на них в зеркало.
Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка. Покажи, как она открылась. Да так и осталась стоять открытой. Не закрывай первую дверку, пока я не скажу. (В норме ребенок может удерживать такое положение 5-6 секунд без подергиваний, толчков, уголки губ растянуты симметрично.) А теперь закроем первую дверку. Снова откроем. Закроем. (Повторите это упражнение 3-4 раза. В норме движение выполняется ребенком с полной амплитудой, без затуханий, легко, плавно, достаточно быстро.) Открылись дверки в домике Веселого Язычка, и он высунулся наружу, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался – холодно на улице.
В домике у Веселого Язычка есть постелька, где он спит. Посмотри, как спокойно он спит. (Язык лежит на дне ротовой полости распластанным, без бугорков, спокойно, неподвижно.) Пусть твой язычок так же спокойно поспит. Не буди его, пока я не скажу. (Такое положение также удерживается ребенком в норме 5-6 секунд без толчков и подергиваний, боковые края языка расположены симметрично.) Закроем сначала вторую дверку, а потом первую.
Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать, иногда даже достает до потолка. Потолок в доме Язычка называется нёбо. Пусть твой язычок допрыгнет до потолка и погладит нёбо. А теперь пусть язычок достанет потолок и посидит там немножко. (Движение должно выполняться только языком, без вспомогательных движений губ и нижней челюсти. Рот широко открыт. Спокойно, без подергиваний язык удерживается наверху в течение 5-6 секунд.) Потом Веселый Язычок спустился вниз, опять подпрыгнул до потолка. Спустился. Подпрыгнул… (Упражнение повторяется несколько раз. Ребенок в норме сразу находит правильное положение языка, движения выполняет легко, быстро, с полной амплитудой.) Напрыгался язычок, утомился и пошел спать. Пусть немножко отдохнет.
На следующий день Язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были открыты, Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз (ребенок должен знать направления движения языка, сразу находить нужное положение, стараться выполнить их в полном объеме), почувствовал, что стало холоднее и ушел в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем и вторая. Вот и вся сказка про Веселого Язычка.
Общая артикуляционная гимнастика
1.«Улыбка – трубочка». Улыбнуться без напряжения, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Затем вытянуть сомкнутые губы вперед «трубочкой». Выполнять чередование 10 сек.
2. «Окошко». Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать 5-10 сек.
3. «Язык здоровается с подбородком». Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться к подбородку, затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5-10 раз.
4. «Язык здоровается с верхней губой». Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу (при укорочении уздечки – дотронуться кончиком языка до верхней губы). Подержать язык на верхней губе 3-5 секунд, убрать в рот.
5. «Обезьянка». Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубами. Удерживать его в таком положении не менее 5 секунд.
6. «Бульдог». Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать его в таком положении не менее 5 секунд.
7. «Хомяк». Язык поочередно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд.
8. «Кружок». Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.
9. «Шлепаем губами по языку». Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «па-па-па».
Для каждой группы звуков существуют дополнительные комплексы упражнений.
Используемая литература:
- Воробьева Т.А., Крупенчук О.И.Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. – Спб.: - Издательский дом «Литера», 2009. – 64с. – (Серия «Уроки логопеда»).
- Дошкольная педагогика. № 4/май/2010. Петербургский научно-практический журнал.
- Флерова Ж.М. Логопедия. Изд 4-е. Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 317с.
- http://azbukalogopeda.ucoz.ru/index/0-114
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказка о веселом язычке
Артикуляционная гимнастика....
мероприятие «В гости к Веселому язычку» педагогическая гостиная для родителей
Вашему малышу исполнилось шесть лет, он уже кажется совсем большим – многое знает и умеет, и не за горами школа....
Программа "Веселый язычок".
Программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением звукопроизношения. Она составлена с учетом и использованием современных инновационных технологий и методик в обла...
"Сказка о Веселом Язычке"
Артикуляционная гимнастика "Сказка о Веселом Язычке"....
Сказка о веселом язычке
рекомендации для родителей по закреплению звука....
сказка о веселом язычке
Артикуляционная гимнастика...
Логопедический проект "Артикуляционные сказки или мой веселый язычок"
Актуальность проекта: Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переход...