Программа "Веселый язычок".
рабочая программа по теме
Программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением звукопроизношения. Она составлена с учетом и использованием современных инновационных технологий и методик в области правильного дыхания, развития мелкой и общей моторики. В программе предложены упражнения по развитию артикуляционного аппарата, по развитию мелкой моторики рук, упражнения на формирование правильного дыхания, игры на развитие фонематических представлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_veselyy_yazychok.doc | 141 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 34 «Дюймовочка»
Программа
дополнительной бесплатной образовательной услуги по развитию правильного звукопроизношения «Весёлый язычок»
для детей старшего дошкольного возраста
Составитель:
учитель –дефектолог
Игнатенко Ю.Б.
г.Нижневартовск
Оглавление | ||
Паспорт программы | 3стр. | |
Пояснительная записка | 4-5стр. | |
1 | Содержание программы | 6 стр. |
1.1 | Календарно – тематический план | 6-9 стр. |
1.1.1 | Требования к уровню подготовки воспитанников | 9 стр. |
1.2 | Мониторинг проверки правильного звукопроизношения. | 9 стр. |
1.3 | Список литературы | 10 стр. |
Паспорт программы
| Логопедический кружок «Весёлый язычок». |
| «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. |
| Родительская общественность. |
| МАДОУ ДС № 34 «Дюймовочка». |
| Возрастная группа от 6 до 7 лет. Воспитанники, не получающие помощь учителя – логопеда, учителя – дефектолога. |
| Развивающий |
| Игнатенко Ю.Б. учитель - дефектолог |
| Оказание логопедической помощи детям с речевыми нарушениями по развитию правильного звукопроизношения, совершенствованию моторики органов артикуляции. |
| 1. Совершенствовать и формировать произвольные, координированные движения органов артикуляции. 2. Продолжить укреплять мышцы артикуляционного аппарата. 3. Подготовить речевой аппарат для правильного формирования артикуляционных укладов для основных фонетических групп звуков (шипящих, свистящих, сонорных звуков) . 4. Совершенствовать движения кистей и пальцев рук. 5. Способствовать развитию правильного физиологического и речевого дыхания. 6. Развивать фонематические представления и навыки. |
10.Ожидаемые результаты | В конце цикла занятий у детей должна выработаться четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба), умение выполнять дыхательную гимнастику и пальчиковые упражнения – основа формирования правильного звукопроизношения. |
11.Срок реализации программы | Курс 12 занятий (1 раз в неделю): 3 месяца. |
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – важный период в становлении личности ребёнка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение звуковым строем языка у дошкольником заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается. В старшей группе мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими. Опасаясь насмешек, дети начинают стесняться своих ошибок, избегают общения со сверстниками. Очень часто речевые нарушения влекут за собой отставание в развитии.
Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее. В связи с тем, что среди детей старшей возрастной категории остаются воспитанники, имеющие речевые нарушения, не получающие коррекционную помощь возникает необходимость оказывать помощь в форме дополнительной бесплатной услуги. Данная форма работы помогает развивать артикуляционный аппарат, развивать дыхание, пальцевую моторику, даёт возможность чутко и своевременно реагировать на любые изменения возможностей, потребностей и личностных предпочтений ребёнка, что, в свою очередь, может актуализировать его внутренние ресурсы, включить механизм самокоррекции.
Для формирования правильного звукопроизношения необходимо выполнять специальные упражнения для многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости - артикуляционную гимнастику.
Она представляет собой совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижно-сти и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.
Метод воспитания звукопроизношения путем артикуляционной гимнастики признан известными теоретиками и практиками логопедии (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. В. Фомичева, Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская, Г. В. Гуровец, Г. В. Кузнецова, Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина и др.).
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков (фонем) и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии. Кроме того, для формирования правильной речи очень важно создать оптимальные условия.
К ним относятся:
1. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук.
Доказано, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Как правило, если движения пальцев, развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому, тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
2. Формирование правильного речевого дыхания.
Важной составляющей речи является дыхание. Речевое дыхание отличается от жизненного тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное голосо и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи.
3. Развитие фонематического слуха.
Основой для понимания смысла сказанного является фонематический слух. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно. Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению, которые в дальнейшем ответственны за оптимальное протекание процесса любого обучения вообще.
Исходя их вышесказанного, основной целью логопедического кружка является развитие и совершенствование моторики органов артикуляции и создание оптимальных условий для успешной коррекции звукопроизношения у дошкольников с нарушением речи.
Задачи:
1. Совершенствовать и формировать произвольные, координированные движения органов артикуляции.
2. Укреплять мышцы артикуляционного аппарата.
3. Подготовить речевой аппарат для правильного формирования артикуляционных укладов для основных фонетических групп звуков (шипящих, свистящих, сонорных звуков).
4. Совершенствовать и развивать движения кистей и пальцев рук.
5. Способствовать развитию правильного физиологического и речевого дыхания.
6. Развивать фонематические представления и навыки.
Содержание программы предусматривает интегрированные подходы видов деятельности в организации коррекционно-педагогического процесса, взаимодействие ребёнка с окружающей средой, поэтапную практическую и продуктивную деятельность по достижению поставленной цели в работе с детьми-логопатами.
Учитывается интеграция следующих областей (направлений): социально - коммуникативное развитие, познавательное, художественно – эстетическое, физическое развитие.
1. Социально-коммуникативное – обогащение словаря, звуковая культура речи, развитие умения поддерживать диалог приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми
2. Познавательное развитие – беседы, дидактические игры, совершенствование смысла понимания пространственных отношений.
3. Художественно эстетическое направление – используются произведения познавательной направленности (стихи, потешки, сказки, музыкальные произведения, песни для упражнений, игр).
6. Физическое – укрепление мышц артикуляционного аппарата через специальные упражнения, физминутки, самосассаж. для укрепления физического здоровья детей.
Данная программа составлена с учётом и использованием современных инновационных технологий и методик в области правильного дыхания, развития пальчиковой и общей моторики, обеспечивающей двигательные функции руки, скоординированных действий глаза и руки, положительно влияющих на улучшение познавательных способностей и развитие речи дошкольников (Т.А.ткачяенко, О.И.Крупенчук, Т.Б.Филичнва, Т.А.Каше).
Программа по коррекции нарушений звукопроизношения (вызывание звука) предполагает проведение подгрупповых занятий (до5 человек) 1 раз в неделю. Данная подгруппа формируется на основе одинаковых речевых нарушений. Продолжительность занятия составляет 25- 30 минут, поскольку дети дошкольного возраста не выдерживают большей активной речевой нагрузки и у них наступает переутомление. Длительность курса по коррекции нарушений звукопроизношения составляет 12 занятий. Четвёртое, восьмое, двенадцатое занятие проводится совместно с законными представителями (родителями) с целью совершенствования и закрепления полученных навыков у детей по развитию правильного звукопроизношения.
Результаты сформированности правильного звукопроизношения зависит от степени сложности дефекта, от строения и моторики артикуляционного аппарата, количества нарушенных звуков, систематичности посещение занятий, систематическое выполнение рекомендаций родителями.
Анализ состояния звукопроизношения ребенка проводится в начале и в конце курса занятий. Проводится по методике М.Ф. Фомичевой с использованием иллюстративного материала О.Б. Иншаковой «Альбом для логопеда».
1.Содержание программы
Занимательная деятельность включает в себя следующие элементы:
1. Упражнения по развитию артикуляционного аппарата (см. Приложение №1)
2. Упражнения и задания на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, самомассаж кистей и пальцев рук шишками, шариками Су-Джок, массажными ёжиками и т. д) (см. Приложение №2).
3. Упражнения, направленные на формирование правильного дыхания (см. Приложение №3).
4. Дидактические игры на развитие фонематических представлений.
Результаты коррекционно – развивающего процесса фиксируются в диагностической карте по итогам диагностики (первичной, итоговой).
1.1 Календарно – тематический план
№ занятия | Артикуляционная гимнастика | Дыхательная гимнастика | Пальчиковая гимнастика | Фонематическое восприятие и внимание | Вызывание звука | |
Подготовительный этап | ||||||
№1, 2, 3 | Птенчики. Заборчик. Слоник. Заборчик-Слоник. Непослушный язычок. Блинчик на тарелочке. Часики. Качели. Чистим зубы. Вкусное варенье.
| «Забей в ворота гол»
| Пальчики здороваются. Руки здороваются. В кулачок. Из кулачка. Коза. Зайчик. Пианино. Замок. Ежик. Колечки. Сложные колечки. Цепочка. | Понятие «неречевые звуки». (с опорой на звучащие игрушки) в виде повторения. | Слушание и определение «неречевых» звуков». | |
Основной этап | Основной этап | |||||
№4, 5, 6 Звуки С, З, Ц | Горка. Ледяная горка. Горка открывается-закрывается. | Сдуй бабочку с ладони. Фокус в облаках (сдувание ватки с облаков). | Упражнение «Моя книга». (кн. «Расскажи стихи руками» Вадим Егоров, стр.5). | Развивать умение различать на слух правильное и неправильное произношение данного звука): - Покажи картинку, когда услышишь правильное слово (фанки, санки, шанки, сянки,…); - Кто внимательный? (хлопнуть в ладоши на правильный звук, выделив его из ряда других звуков); - Исправь взрослого (сянки-санки,…) | Постановка звука С (З, Ц) Автоматизация звука - автоматизация звука в слогах (в прямых, обратных, со стечением согласных); - автоматизация звука в словах (в начале слова, в середине, в конце). Постановка звука «Сь» (Зь) Автоматизация звука - автоматизация звука в слогах; - автоматизация звука в словах. | |
№7,8 Звуки Ш, Ж | Индюк. Маляр. Лошадка. Грибок. Гармошка. Вкусное варенье. Покусаем язычок. Причешем язычок. Чашечка. | Перемести насекомых с цветка на цветок. | Упражнение «Кто как». (кн. «Расскажи стихи руками» Вадим Егоров, стр.19). | Развивать умение различать на слух правильное и неправильное произношение данного звука): - Покажи картинку, когда услышишь правильное слово (сапка, щапка, шапка, сяпка, фапка, хапка, …); - Кто внимательный? (хлопнуть в ладоши на правильный звук, выделив его из ряда других звуков); - Исправь взрослого (щуба-шуба, …) | Постановка звука Ш (Ж) Автоматизация звука - автоматизация звука в слогах (в прямых, обратных, со стечением согласных); - автоматизация звука в словах (в начале слова, в середине, в конце). | |
№9 Звуки Ч, Щ | Артикуляционная гимнастика для звуков Ч, Щ Язык перешагивает через зубы Горка, Индюк Маляр Лошадка Грибок, Гармошка Вкусное варенье Покусаем язычок Причешем язычок Чашечка | Фонтан (дуем в стакан с водой через трубочку). | Упражнение «Пять малышей». (кн. «Расскажи стихи руками» Вадим Егоров, стр.7). | Развитие слухового внимания на звук «Ч» (Щ) (развивать умение различать на слух правильное и неправильное произношение данного звука): - Покажи картинку, когда услышишь правильное слово (тяйник, сяйник, чайник,…); - Кто внимательный? (хлопнуть в ладоши на правильный звук, выделив его из ряда других звуков); - Исправь взрослого (сетка-щетка, …) | Постановка звука «Ч» (Щ) Автоматизация звука
| |
№10, 11, 12 Звук Л, Ль, Р, Рь | Вкусное варенье. Маляр. Лошадка. Индюк. Пароход. Грибок. Гармошка. | «Кто дальше». (дуем на бумажные машинки) | Упражнение «Две мартышки». (кн. «Расскажи стихи руками» Вадим Егоров, стр.9). | Развитие слухового внимания на звук «Л» (развивать умение различать на слух правильное и неправильное произношение данного звука): - Покажи картинку, когда услышишь правильное слово (ожка, ложка, вожка, уожка …); - Кто внимательный? (хлопнуть в ладоши на правильный звук, выделив его из ряда других звуков); - Исправь взрослого (вампа-лампа) | Постановка звука «Л». Автоматизация звука - автоматизация звука в слогах (в прямых, обратных, со стечением согласных); - автоматизация звука в словах (в начале слова, в середине, в конце). Постановка звука «Ль» Автоматизация звука - автоматизация звука в слогах; - автоматизация звука в словах. | |
Звуки Р, Рь. | Вкусное варенье. Маляр. Лошадка. Грибок. Гармошка. Болтушка, индюк. Фырканье. Чашечка. Автомат. Дятел. Пароход. | «Кто под грибочком?». (сдуваем листок, который под грибом). | Упражнение «Котята». (кн. «Расскажи стихи руками» Вадим Егоров, стр.15). | Развитие слухового внимания на звук «Р» Развивать умение различать на слух правильное и неправильное произношение данного звука): - Покажи картинку, когда услышишь правильное слово (колова, койова, корова, …) - Кто внимательный? (хлопнуть в ладоши на правильный звук, выделив его из ряда других звуков); - Исправь взрослого (лука-рука). | Постановка звука «Р» Автоматизация звука - автоматизация звука в слогах; - автоматизация звука в словах. Постановка звука «Рь» Автоматизация звука - автоматизация звука в слогах; - автоматизация звука в словах. | |
№ занятия | Артикуляционная гимнастика | Дыхательная гимнастика | Пальчиковая гимнастика | Фонематическое восприятие и внимание | Вызывание звука |
1.2 Требования к уровню подготовки воспитанников.
1. Сформированность правильного артикуляционного уклада для нарушенных звуков.
2. Уметь дифференцировать на слух и в произношении звуки (нарушенные и правильно произносимые).
3. Правильно применять полученные навыки исправленной, фонетически чистой речи.
4. Овладеть комплексом пальчиковой гимнастики, дыхательных упражнений.
1.3 Диагностика (анализ состояния звукопроизношения)
Способы проверки навыков правильного звукопроизношения.
- Обследование состояния звукопроизношения №1 (при поступлении).
- Обследование состояния звукопроизношения №2 (при выпуске).
Список литературы
- Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми.- М, Просвещение, 1996.
- Бардышева Т.Ю. «расскажи стихи руками».-М, ООО Издательский дом «Карапуз», 2011.
- Коноваленко В.В, Коноваленко С.В. Индивидуальная работа по коррекции звукопроизношения.- Краснодар, 1994.
- Иншакова О.Б. Альбом для логопеда – М., Владос, 1998.
- Ткаченко Т.А.- Физкультминутки для развития пальцевой моторики для дошкольников с нарушениями речи.-М, Гном и Д, 2001.
- Филичева Т.Б, Чевелева Н.А, Чиркина Г.В. Основы логопедии.- М, Просвещение, 1989.
- Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения – М., Просвещение, 1989.
Фамилия, имя ребенка __________________________________________________________________________ Дата начала занятий ____________________________
Состояние артикуляционного аппарата: строение ____________________________________________________________________________
артикуляционная моторика: движения губ и языка медленные, неточные, в неполном объеме, ограничены движения вверх, испытывает затруднения в выполнении артикуляционных упражнений, в переключении артикуляционных органов с одного движения на другое, в удержании заданной позы, плохо ощущает положение языка во рту, имеются гиперкинезы языка и остаточные явления гиперкинеза
Состояние мелкой моторики: грубых нарушений нет, мелкая моторика развита слабо.
Дата обследования при поступлении:
Позиция звука | С | Сь | З | Зь | Ц | Ш | Ж | Ч | Щ | Л | Ль | Р | Рь | Другие |
начало | ||||||||||||||
середина | ||||||||||||||
конец |
Дата обследования по окончании обучения:
Позиция звука | С | Сь | З | Зь | Ц | Ш | Ж | Ч | Щ | Л | Ль | Р | Рь | Другие |
начало | ||||||||||||||
середин | ||||||||||||||
конец |
Содержание работы | ||||||
№ занятия | Дата | Артикуляционная гимнастика | Дыхательная гимнастика | Пальчиковая гимнастика | Фонематическое восприятие и внимание | Вызывание звука |
Подготовительный этап | ||||||
№1, 2, 3 | №1 ________ №2 _________ №3 __________ | Птенчики. Заборчик. Слоник. Заборчик-Слоник. Непослушный язычок. Блинчик на тарелочке. Часики. Качели. Чистим зубы. Вкусное варенье.
| «Забей в ворота гол»
| Пальчики здороваются. Руки здороваются. В кулачок. Из кулачка. Коза. Зайчик. Пианино. Замок. Ежик. Колечки. Сложные колечки. Цепочка. | Понятие «неречевые звуки». (с опорой на звучащие игрушки). | Слушание и определение «неречевых» звуков». |
Основной этап | ||||||
№4, 5, 6 Звуки С, З, Ц | №4 ________ №5 _________ №6 __________ | Горка. Ледяная горка. Горка открывается-закрывается. | Сдуй бабочку с ладони. Фокус в облаках (сдувание ватки с облаков). | Упражнение «Моя книга». (кн. «Расскажи стихи руками» Вадим Егоров, стр.5). | Развивать умение различать на слух правильное и неправильное произношение данного звука): - Покажи картинку, когда услышишь правильное слово (фанки, санки, шанки, сянки,…); - Кто внимательный? (хлопнуть в ладоши на правильный звук, выделив его из ряда других звуков); - Исправь взрослого (сянки-санки,…) | Постановка звука С (З, Ц) Автоматизация звука - автоматизация звука в слогах (в прямых, обратных, со стечением согласных); - автоматизация звука в словах (в начале слова, в середине, в конце). Постановка звука «Сь» (Зь) Автоматизация звука - автоматизация звука в слогах; - автоматизация звука в словах. |
№7,8 Звуки Ш, Ж | №7 ________ №8 _________ | Индюк. Маляр. Лошадка. Грибок. Гармошка. Вкусное варенье. Покусаем язычок. Причешем язычок. Чашечка. | Перемести насекомых с цветка на цветок. | Упражнение «Кто как». (кн. «Расскажи стихи руками» Вадим Егоров, стр.19). | Развивать умение различать на слух правильное и неправильное произношение данного звука): - Покажи картинку, когда услышишь правильное слово (сапка, щапка, шапка, сяпка, фапка, хапка, …); - Кто внимательный? (хлопнуть в ладоши на правильный звук, выделив его из ряда других звуков); - Исправь взрослого (щуба-шуба, …) | Постановка звука Ш (Ж) Автоматизация звука - автоматизация звука в слогах (в прямых, обратных, со стечением согласных); - автоматизация звука в словах (в начале слова, в середине, в конце). |
№9 Звуки Ч, Щ | №9 ________ | Артикуляционная гимнастика для звуков Ч, Щ Язык перешагивает через зубы Горка, Индюк Маляр Лошадка Грибок, Гармошка Вкусное варенье Покусаем язычок Причешем язычок Чашечка | Фонтан (дуем в стакан с водой через трубочку). | Упражнение «Пять малышей». (кн. «Расскажи стихи руками» Вадим Егоров, стр.7). | Развитие слухового внимания на звук «Ч» (Щ) (развивать умение различать на слух правильное и неправильное произношение данного звука): - Покажи картинку, когда услышишь правильное слово (тяйник, сяйник, чайник,…); - Кто внимательный? (хлопнуть в ладоши на правильный звук, выделив его из ряда других звуков); - Исправь взрослого (сетка-щетка, …) | Постановка звука «Ч» (Щ) Автоматизация звука
|
№10, 11, 12 Звук Л, Ль | №10 ________ №11_________ №12__________ | Вкусное варенье. Маляр. Лошадка. Индюк. Пароход. Грибок. Гармошка. | «Кто дальше». (дуем на бумажные машинки) | Упражнение «Две мартышки». (кн. «Расскажи стихи руками» Вадим Егоров, стр.9). | Развитие слухового внимания на звук «Л» (развивать умение различать на слух правильное и неправильное произношение данного звука): - Покажи картинку, когда услышишь правильное слово (ожка, ложка, вожка, уожка …); - Кто внимательный? (хлопнуть в ладоши на правильный звук, выделив его из ряда других звуков); - Исправь взрослого (вампа-лампа) | Постановка звука «Л». Автоматизация звука - автоматизация звука в слогах (в прямых, обратных, со стечением согласных); - автоматизация звука в словах (в начале слова, в середине, в конце). Постановка звука «Ль» Автоматизация звука - автоматизация звука в слогах; - автоматизация звука в словах. |
Звуки Р, Рь. | Вкусное варенье. Маляр. Лошадка. Грибок. Гармошка. Болтушка, индюк. Фырканье. Чашечка. Автомат. Дятел. Пароход. | «Кто под грибочком?». (сдуваем листок, который под грибом). | Упражнение «Котята». (кн. «Расскажи стихи руками» Вадим Егоров, стр.15). | Развитие слухового внимания на звук «Р» Развивать умение различать на слух правильное и неправильное произношение данного звука): - Покажи картинку, когда услышишь правильное слово (колова, койова, корова, …) - Кто внимательный? (хлопнуть в ладоши на правильный звук, выделив его из ряда других звуков); - Исправь взрослого (лука-рука). | Постановка звука «Р» Автоматизация звука - автоматизация звука в слогах; - автоматизация звука в словах. Постановка звука «Рь» Автоматизация звука - автоматизация звука в слогах; - автоматизация звука в словах. | |
№ занятия | Артикуляционная гимнастика | Дыхательная гимнастика | Пальчиковая гимнастика | Фонематическое восприятие и внимание | Вызывание звука |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Зарядка для язычка
Здесь собраны фонетические упражнения для речевой разминке по английскому языку; стихи....
Использование метода проекта на уроках русского языа и литературы.
В статье рассказывается об одной из новых педагогических технологий -методе проекта, как используют его на уроках и внеурочное время....
Язычок Коломбины
Презентация к уроку....
Сказка о Весёлом Язычке
В занимательной форме родители могут проводить артикуляционную гимнастику с ребенком дома....
"Превращения Язычка" (артикуляционная гимнастика)
Презентация для проведения артикуляционной гимнастики родителями (желательно перед зеркалом). Предлагаемые статические и динамические упражнения способствуют развитию произвольных движений языка ...
"Сказка о Весёлом Язычке"
На приложенной фотографии или в фотоальбоме на моём мини-сайте"Знакомьтесь. Мой логопедический кабинет", есть комплекс картинок для выполнения артикуляционных упражнений, расположенных над рабоч...
"Сказка о Весёлом Язычке" (презентация)
Данная презентация - цель упростить совместное выполнение артикуляционных упражнений по ходу "Сказки". Рассказ текста сказки и показ правильного выполнения уартикуляционных упражнений вызывает сложнос...