Проблемы и перспективы семей, воспитывающих детей с ОВЗ
статья по теме

Лебедева Светлана Владимировна

В настоящее время в мире большое количество детей с ограниченными возможностями здоровья, и количество их постоянно увеличивается.

  Опыт показывает, что помощь ребёнку с ОВЗ эффективна в том случае, если в её основе положены личные, человеческие отношения, что возможно лишь в условиях семьи. При этом у семьи, воспитывающей ребёнка с ОВЗ, возникает множество проблем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемы и перспективы семей, воспитывающих детей с ОВЗ

     В настоящее время в мире большое количество детей с ограниченными возможностями здоровья, и количество их постоянно увеличивается.

  Опыт показывает, что помощь ребёнку с ОВЗ эффективна в том случае, если в её основе положены личные, человеческие отношения, что возможно лишь в условиях семьи. При этом у семьи, воспитывающей ребёнка с ОВЗ, возникает множество проблем.

  1. Проблема, связанная с дефицитом эмоциональной поддержки, позитивных контактов, общения с людьми, которые в состоянии понять проблемы семьи. Данная проблема может быть названа «социальная изоляция».

 Часто после рождения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья его семья становится малообщительной и избирательной в контактах. Она сужает круг знакомых и даже родственников по причине характерных особенностей состояния и развития больного ребёнка, а также из-за личностных установок самих родителей (страха, стыда). Нередко подобные реакции становятся результатом некорректного отношения окружающих (знакомых и незнакомых) к ребёнку и членам его семьи.

  Часть матерей после рождения ребёнка с ограниченными возможностями  здоровья вынуждены изменять профиль своей работы или же вообще оставить её. Уход женщины с любимой работы не только лишает её заработка, но и изменяет её социальный статус, ставит в зависимое положение от мужа, от семьи.

   Всё это является мощным стрессогенным фактором  для членов семьи ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и, в свою очередь, препятствуют оптимальному развитию ребёнка.

  1. Проблема построения ясной жизненной перспективы.

        Основная черта семей детей с ограниченными  возможностями здоровья- предвидение хронической природы кризиса и тревога в связи с неопределённой  жизненной перспективой. Глядя в будущее, члены семьи не видят в нём надежды на облегчение проблем. Вместо независимости, взросления, формирования личности и отделения ребёнка от семьи, им предстоит отчаяние, постоянная зависимость и социальная изоляция. Результатом многолетнего стресса таких родителей могут стать проблемы в психическом  здоровье. Думая о будущем, члены семьи должны решить, как они будут жить в особых жизненных условиях. Семье в целом и каждому её члену нужно приспособиться к ситуации неопределённого будущего, для чего необходимо открыто общаться, обсуждать свои проблемы и в некоторых случаях поступаться своими интересами.

           У родителей может возникать ощущение, что взросление ребёнка таит в себе опасность. В результате может развиваться неосознанное стремление к удержанию ребёнка как можно дольше в детском состоянии, к появлению сверхконтролирующего  поведения по отношению к ребёнку, к отсутствию принятия его взросления.

           Многие взрослые люди с физическими нарушениями, не имеющие значительных интеллектуальных ограничений, способны вести самостоятельную жизнь при наличии помощников или особым образом переоборудованного жилья, специального оборудования или средств передвижения. Такие люди способны сами участвовать в планировании собственного будущего: некоторые из них могут активно участвовать в борьбе за максимально нормализованную жизнь.

         Для взрослого,  неспособного достичь подлинной независимости, существуют возможности, зависящие от места его проживания и финансовых ресурсов семьи.  Один край спектра – институционализация (помещение в интернат), другой –различные формы совместного проживания.

          Большинство родителей детей с ОВЗ начинают беспокоиться о будущем ребёнка, как только понимают, что с ребёнком что-то не так. Однако в период младенчества и детства родители различают рационалистические объяснения, которые позволяют им смотреть в будущее с надеждой, или просто стараются об этом не думать.  Вплоть до достижения  детьми среднего подросткового возраста большинство родителей детей с ОВЗ принимают идеологию жизни «одним днём».

  1. Проблема, касающаяся недостатка и знаний и навыкв, касающихся решения проблем взаимодействия с ребёнком.

       Родителям часто не хватает информации о закономерностях развития детей,  которые определяют развитие как типично развивающих детей, так и детей с ОВЗ. Члены семьи нуждаются в знаниях  о том, как правильно построить взаимодействие с ребёнком, и в обучении конкретным навыкам этого взаимодействия.

Так, например, у родителей детей с ограниченными возможностями здоровья часто вырабатывается гиперопекающий стиль воспитания, когда родителям трудно в чём-то отказать ребёнку, не обижая его и не испытывая при этом чувства вины. Также родителей может затруднять предъявление каких-либо требований к ребёнку. Всё это ведёт к формированию патологических черт характера у ребёнка.

  1. Постоянное психофизиологическое  напряжение и стресс, связанные с проблемами здоровья ребёнка.

Как правило, родители детей  с ограниченными возможностями здоровья  испытывают тяжёлый стресс, который способен значительно снизить уровень энергии индивида, привести к снижению когнитивных способностей, постоянным неудачам, снижению иммунитета и различным заболеваниям.

Для смягчения стресса родителям важно знать особенности своего состояния, способы снятия напряжения и уметь пользоваться ресурсами, которые они могут найти с помощью группы поддержки.  

Литература:

  1. Брускова Е.С. Семья без родителей. М , 2003.
  2. Куфтяк Е. Кризис родителей // Социономия (социальная работа). 2005. № 2. С. 29-31.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая помощь семьям, воспитывающим детей с интеллектуальной недостаточностью

Семьи детей с ограниченными возможностями нуждаются в помощи общества, помощи специалистов, доброжелательном отношении окружающих....

Комплексная программа социально-психологической адаптации семей, воспитывающих детей с синдромом Дауна

При ежегодном увеличении количества детей с синдромом Дауна, воспитывающихся в семьях, в республике Коми отсутствует комплексная и системная помощь в их  реабилитации и социальной адаптации...

«Социально – педагогическая помощь семьям, воспитывающим детей – инвалидов»

Описывается система работы в школе социальным педагогом с семьями воспитывающие детей с расстройствами аутического спектра....

Инновационные формы работы с семьями, воспитывающими детей с речевой патологией

В консультации  рассматриваются инновационные  формы работы с семьями, воспитывающими детей с речевой паталогией  и  вопросы    психолого-педагогического взаимодействия Н...

Нетрадиционные формы работы с семьей воспитывающей детей с ОВЗ

Памятка для педагогов  "НЕтрадиционные формы работы с семьей воспитывающей детей с ОВЗ"...

Проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья

Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль на том или ином возрастном этапе играет семья. Для ребёнка с ОВЗ значение правильного семейного воспитания возрастает ...