Комплексная программа социально-психологической адаптации семей, воспитывающих детей с синдромом Дауна
материал на тему
При ежегодном увеличении количества детей с синдромом Дауна, воспитывающихся в семьях, в республике Коми отсутствует комплексная и системная помощь в их реабилитации и социальной адаптации. При этом особое внимание должно уделяться не только работе с детьми с данной патологией, но и всей семье в целом, что позволит увеличить эффективность и качество реабилитационных мероприятий, а также социальную адаптацию семьи в обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kluba_raduga_nadezhdy_.doc | 347.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБУ РК «Центр социальной помощи семье и детям г. Сыктывкара»
Отделение Реабилитации для детей и подростков с ограниченными умственными и физическими возможностями «Надежда»
Комплексная программа социально-психологической адаптации семей, воспитывающих детей с синдромом Дауна
Разработчик:
С.В. ГУМЕННАЯ
логопед
г. Сыктывкар – 2013г.
Раздел № 1
Актуальность проблемы
Развитие ребёнка - это неотъемлемое право человека и одна из важнейших задач реабилитации на современном этапе требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Социальная поддержка ребенка с синдромом Дауна - это целый комплекс проблем, связанных с его выживанием, лечением, образованием, социальной адаптацией и интеграцией в общество. В отечественной медицинской, педагогической и психологической науке на протяжении многих лет утверждалось положение о безнадежности этого диагноза для дальнейшего развития личности. Считалось, что человек с синдромом Дауна не обучаем, а попытки лечить данное «генетическое заболевание» были заранее обречены на провал. Программы психолого-педагогической и социально-бытовой реабилитации людей с синдромом Дауна не разрабатывались.
Подобный государственный подход к решению проблем «особых» детей при несоблюдении прав ребенка, отсутствии в стране законов о гражданских правах инвалидов и о специальном образовании, привел к кризисной ситуации, как на уровне дошкольного и школьного образования детей, профессиональной подготовки и социально-трудовой реабилитации взрослых с синдромом Дауна, так и на уровне подготовки кадров для работы с этой категорией населения России.
Попытки изменить создавшуюся ситуацию со стороны государственных и правительственных структур в последние годы социально-политических преобразований в Российской Федерации выразились в принятии ряда законов и нормативных актов. Эти нормативно-правовые документы рассматривают лиц, имеющих проблемы в интеллектуальной, физической, психологической сферах, как объект особой общественной заботы и помощи. А отношение общества к таким людям становится критерием оценки уровня его цивилизованности и развития.
Проблема оказания своевременной комплексной психолого-педагогической помощи детям с синдромом Дауна является в последние годы предметом пристального внимания ученых и практических работников системы специального образования. Эффективность решения проблемы определяется многими условиями, в том числе и изучением специфики структуры дефекта у детей, с синдромом Дауна - представительной и специфической популяции среди лиц с умственной отсталостью (9-10%).
Интенсивная разработка основ коррекционной педагогики (Н.Н. Малофеев) и результативность психолого-педагогических исследований по проблеме ранней коррекции (Е.Р. Баенская, К.С. Лебединская, Е.М. Мастюкова, Г.А. Мишина, О.С. Никольская, Т.В. Пелымская, Ю.А. Разенкова, Е.А. Стребелева, Н.Д. Шматко) создали научные предпосылки для анализа состояния проблемы, касающейся детей с синдромом Дауна, которые, несмотря на глубину и своеобразие интеллектуального нарушения располагают возможностями к развитию психической деятельности.
Практический опыт работы РЦДПОВ «Надежда» г. Сыктывкара по реабилитации детей с синдромом Дауна (в течение 10 лет) свидетельствует в пользу положительной социальной комфортности в ближайшем для них окружении, что является показателем общего психического развития, в том числе и интеллектуального. Но помощь детям с синдромом Дауна требует социально-психологической поддержки всей семьи. Традиционно работа с родителями, имеющих детей с синдромом Дауна ограничивалась консультациями по поводу развития и воспитания ребёнка, но при этом упускался из виду серьёзный аспект – эмоциональное состояние самих родителей. Работая с родителями, имеющих детей с синдромом Дауна мы убеждались в том, что всем семьям нужна психологическая поддержка. Необходимо, чтобы родители не оставались один на один со своей бедой, не стеснялись своего ребёнка. Родители детей-инвалидов должны поверить в свои силы и совместно с нами решать насущные проблемы своих детей и своей семьи.
Таким образом, мы пришли к выводу о необходимости организации семейного клуба «РАДУГА НАДЕЖДЫ», который будет реализовать следующую деятельность:
Комплексное проведения реабилитационных мероприятий для детей и подростков с синдромом Дауна.
Оказание психологической и методической поддержки родителям, имеющих детей и подростов с синдромом Дауна.
Комплексная программа клуба «Радуга надежды» составлялась с учетом опыта зарубежных*, отечественных специалистов и нашего пятилетнего опыта работы с детьми с синдромом Дауна.
*Программа ранней педагогической помощи "Маленькие Ступеньки" (Университет Маккуэри, Австралия, авторы М.Питерси, Р. Трилор).
Раздел № 2.
Цели, задачи, основные принципы комплексной программы реабилитации детей с синдромом Дауна и их родителей.
Цель данной программы: создание системы комплексной помощи в реабилитации и социальной адаптации семьям с детьми, с синдромом Дауна.
В связи с этим выдвигаются следующие задачи:
- Получение полной информации об уровне развития каждого ребёнка с синдромом Дауна и выявление причин, препятствующих адекватному развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье и нарушающих гармоничную внутрисемейную жизнедеятельность.
- Создание оптимальных условий для гармоничного развития ребенка с отклонениями в развитии в семье, переструктурирование иерархии жизненных ценностей родителей ребенка с отклонениями в развитии, оптимизация их самосознания, коррекция межличностных взаимоотношений в семье (детско-родительских, супружеских);
- Совершенствование системы абилитационных и реабилитационных мероприятий, позволяющей детям с синдромом Дауна компенсировать нарушенные психические функции и способствовать успешной социальной адаптации ребенка.
- Формирование психолого-педагогических знаний и умений, повышение воспитательской компетентности родителей (лиц, их замещающих).
- Привлечение к участию в деятельности клуба студентов по проведению различных мероприятий (мастер-классов, развлекательных мероприятий) для детей с синдромом Дауна и их родителей.
Принципы построения данной программы:
1. Доступность предлагаемого материала, соответствующего индивидуальным особенностям детей.
2. Систематичность, последовательность в проведении коррекционной работы (от простого к сложному).
3. Личностно-ориентированный подход к детям.
4. Раннее начало коррекционно-развивающей работы с детьми с синдромом Дауна.
5. Взаимосвязь с игровой деятельностью.
6. Принцип взаимосвязи коррекции и компенсации (Вся система коррекционной работы призвана компенсировать нарушения в развитии и направлена на реабилитацию и социальную адаптацию ребенка с проблемами).
7. Деятельностный подход (Процессы профилактики, коррекции должны проходить в тех видах деятельности, которые доступны детям).
8. Принцип субъектности (Активное привлечение ближайшего социального окружения к коррекционной работе с ребенком).
Реализация данных принципов позволяет создать оптимальные условия для организации и проведении коррекционно-развивающих занятий, мероприятий для детей с синдромом Дауна и их родителей.
Используются следующие методы и приёмы:
По источнику знаний:
- словесные – беседа, эвристическая беседа, беседа-игра, проблемный вопрос, обсуждение, рассказ, пояснение действия при выполнении;
- наглядные – показ игрушки, демонстрация иллюстрации, схемы, серии сюжетных картин; дидактический материал; показ приёмов исполнения; использование образцов;
- практические – заполнение схем, дидактические игры, работа с книгой, практическая работа.
По характеру познавательной деятельности:
- репродуктивные: ответы на элементарные вопросы, выполнение упражнений по образцу.
- частично-поисковые: ответы на проблемные вопросы, использование полученных ранее знаний в новой ситуации, освоение знаний в процессе коррекционно-развивающих занятий.
- творческие: образно-пластическое перевоплощение.
Стимулирующие методы:
- поощрение, подчеркивание достижений, мотивация участия, ситуация успеха, занимательность информации, предоставление роли ведущего.
В комплексной программе по реабилитации детей с синдромом Дауна и их родителей данные методы применяются на пределе возможностей ребенка в «зоне ближайшего развития».
Основные формы комплексной реабилитации:
- Диагностическое обследование.
- Индивидуальные занятия со специалистами.
- Фронтальные занятия.
- Интегрированные занятия.
- Логоритмические занятия.
6. Работа с родителями.
7. Культурно-массовые мероприятия.
Специалисты используют нетрадиционные формы проведения занятий, которые предоставляют детям возможность свободно размещаться на занятиях (в кругу, полукругом, около логопеда, психолога и т. д.). Это способствует повышению продуктивности реабилитационных занятий.
Режим
1 раз в неделю (суббота), продолжительность еженедельных встреч составляет 2 – 2,5ч.
14.00—16.00 — занятия со специалистами.
16.00—16.30 — проведение совместных с родителями мероприятий.
Индивидуальная работа специалистов с ребенком проходит по согласованному графику. Длительность индивидуальных занятий (15-30 минут) будет зависеть от индивидуальных особенностей детей с синдромом Дауна и от их возможностей. Длительность занятий фронтальных занятий – 40-50 мин.
Диагностика детей проводится в три этапа: сентябрь, январь, май. Диагностика позволяет проследить динамику развития каждого ребенка на протяжении всего учебного года, своевременно оказать квалифицированную помощь. Необходимость диагностики заключается в получении полной информации об особенностях развития каждого ребёнка. Не зная особенностей развития детей, нельзя правильно организовать занятия, установить доверительные отношения педагога и ребенка, учитывать эмоциональное состояние, создать предметно-развивающую среду.
Система работы с родителями
(в структуре этой системы - изучение контингента родителей (возраст, образование, профессия, хобби, настроенность на взаимодействие с РЦДПОВ «Надежда», образовательные запросы родителей)):
- Педагогическое просвещение родителей (индивидуальные и групповые консультации, лекции, практические занятия, «круглые столы»).
- Информирование родителей о состоянии и перспективах работы клуба «Радуга надежды» через групповые собрания, конференции.
- Включение родителей в реабилитационный процесс (привлечение родителей к участию на занятиях, мероприятиях, демонстрация личностных достижений детей).
- Проведение психологических консультаций с родителями в зависимости от заявленной проблемы.
- Оформление стенда для родителей, имеющих детей с синдромом Дауна.
- Распространение буклетов для родителей.
- Создание папки «Шпаргалки для родителей»:статьи, список литературы об особенностях содействия развитию детей с синдромом Дауна (Приложение №1).
- Организация помощи молодым родителям (родитель-родителю).
КОНКРЕТНЫЕ ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- Создание семейного клуба «Радуга Надежда» как средства сплочения родителей детей с синдромом Дауна в системе комплексной реабилитационной помощи для решения их проблем.
- Дифференцированное обследование семей, воспитывающих детей с синдромом Дауна.
- Разработка индивидуальной программы и составление коррекционного маршрута.
- Проведение коррекционно-развивающих занятий согласно разработанным индивидуальным программам - по 24 занятия у каждого из специалистов (логопеда, музыкального руководителя, педагога-психолога, инструктора по ФК и социального педагога) для 40 детей – всего 3000 услуг.
- Реализация программы по логоритмике – 24 занятия.
- Реализация программы социальной адаптации «Круг» - 10 занятий.
- Индивидуальные и групповые консультации для родителей – не менее 300 консультаций.
- Проведение информационно-практических семинаров, тренингов, мастер-классов по использованию реабилитационных технологий в условиях семейного воспитания – 5 занятий, общий обхват – 46 родителей.
- Обучающие лекции, направленные на формирование моделей поддержки и обучения родителей детей с нарушениями интеллекта, взаимоотношений детей и родителей, детей и окружающей среды – 5 занятий.
- Разработка и издание информационных, методических и справочных материалов для родителей, воспитывающих детей-инвалидов с синдромом Дауна – 5 выпусков по 40 штук (будут распространены во время проведения клуба, а так же представлены на стендах отделения).
- Повышение уровня интеллектуального, речевого развитие ребенка синдромом Дауна на индивидуальных, групповых, интегрированных занятиях.
- Создание условий для развития личности ребенка синдромом Дауна и его креативных способностей.
- Создание оптимальной нагрузки на коррекционно-развивающих занятиях (применение здоровьесберегающих технологий) на ребенка с целью защиты его от переутомления.
- Наличие полноценного наглядно-дидактического, технического инструментария.
- Организация и обеспечение игрового пространства для семей с детьми с синдромом Дауна.
- Повышение родительской компетентности, обучение навыкам коррекционной - развивающей помощи детям с синдромом Дауна.
- Создание информационного стенда «Радуга Надежды» (1 шт.). Информирование об деятельности семейного клуба «Радуга Надежды».
- Привлечение к участию в деятельности клуба студентов по проведению развлекательных и познавательных мероприятий для детей с синдромом Дауна (не менее 18 студентов-волонтёров).
- Проведение еженедельных совместных досуговых мероприятий для семей и детей с синдромом Дауна «В субботу мы вместе».
Повышение родительской компетентности, обучение навыкам коррекционной - развивающей помощи детям с синдромом Дауна (25семей).
Программа предусматривает возможность реализации индивидуального подхода к ребенку, работу с различными подгруппами детей, учитывает их индивидуальные особенности.
Кадры.
- Логопед.
- Педагог-психолог.
- Музыкальный педагог.
4. Инструктор по физической культуре.
5. Специалист по социальной работе.
Условия.
1. Логопедический кабинет.
2. Кабинет психолога.
3. Спортивный зал.
4. Музыкальный зал.
Раздел № 3
3.1 ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ.
Особенности речевого развития детей с синдромом Дауна и организация логопедической работы с ними.
Важным этапом в развитии ребенка с синдромом Дауна является становление речи, которое становится ведущим звеном формирующейся в дальнейшем его нервной деятельности. В возрасте 2-3 месяцев малыши обычно «гулят», во втором полугодии начинают произносить отдельные слоги. А вот говорить они начинают позже, иногда значительно позже обычных детей.
Общие черты отставания в развитии речи у детей с синдромом Дауна:
- слабость артикуляционного аппарата;
- меньший словарный запас, приводящий к менее широким знаниям;
- пробелы в освоении грамматических конструкций;
- способность скорее осваивать новые слова, чем грамматические правила;
- большие, чем обычно, проблемы в изучении и использовании общепринятой речи;
- трудности в понимании заданий.
Анатомо-физиологические особенности строения артикуляционного аппарата детей с синдромом Дауна, вызывающие голосовые, просодические, артикуляционно-фонематические нарушения заметно ухудшают разборчивость, внятность, плавность и четкость их речи. Произносительная сторона их речи формируется со значительной задержкой, характеризуется большим количеством искажений, неточностей и ошибок. Кроме того, сочетание меньшей ротовой полости и более слабой мускулатуры рта, и языка физически затрудняют произношение слов; и чем длиннее предложение, тем больше возникает проблем с артикуляцией. Поэтому малыши с синдромом Дауна нередко прибегают к языку жестов.
У детей с синдромом Дауна возникают следующие трудности:
- Трудности с усвоением новых слов, особенно обозначающих абстрактные понятия (для детей с синдромом Дауна характерны трудности с усвоением цветов).
- Трудности с пониманием и запоминанием информации, которую они слышат, особенно в тех случаях, когда нет зрительной подсказки.
- Трудности с выполнением длинных словесных инструкций и запоминании. У тех детей, которым свойственны проблемы с кратковременной памятью, такие последовательности стираются особенно быстро.
- Трудности с отделением звуков речи от звуков окружающей среды, например, шума или других отвлекающих звуков. Это проблемы слуховой дискриминации.
- Трудности с формированием длинных слов, длинных фраз и с усвоением грамматического строя.
- Трудности с развитием навыков чтения и пониманием прочитанного, возможно, из-за того, что, когда мы читаем, слова, прежде чем наполниться смыслом, превращаются во внутреннюю речь.
Кроме того, еще одной причиной задержки развития речи может являться нарушение слуха или его потеря.
Основные направления коррекционно-логопедической работы по развитию речи и общения детей с синдромом Дауна:
1.Специально организованные логопедические занятия.
2. Использование речи на всех видах занятий и мероприятиях.
Коррекционно- логопедические занятия предусматривают:
- организационный момент или приветствие;
- блоки заданий для развития фонематического слуха (способствуют овладению чтением и письмом);
- обучение правильной и четкой артикуляции звуков;
- работа над дыханием и просодической стороной речи;
- развитие общей и мелкой моторики;
- развитие психических процессов (восприятие, зрительного и слухового внимания, памяти, мышления);
- развитие понимания речи;
- формирование собственной речи.
Ведущая форма коррекционно-развивающих занятий с детьми раннего и дошкольного возраста – игра. Коррекционно - логопедическая деятельность с детьми с синдромом Дауна включает в себя основные этапы, задачи, методики, перспективный план для детей с общим недоразвитием речи, которые нужно знать и учитывать не только логопеду, но и другим специалистам, а также, родителям детей. ( см. Таблицы №1, №2).
Таблица №1.
Этапы, задачи, методики коррекционно-логопедической работы с детьми с синдромом Дауна.
Основные параметры логопедической работы | Задачи коррекционно - логопедической работы | Методики, программы коррекционно –логопедической работы |
Восприятие речи |
| - Программа «Учимся говорить» (55 способов общения с неговорящим ребёнком). Дедюхина Г.В., Кириллова Е.В. - Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. Крепенчук О.И., ВоровьёваТ.А. |
Звукопроизношение |
| - Программа по коррекции произношения звуков. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. - Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. Крепенчук О.И., ВоровьёваТ.А. - Логопедическая программа по коррекции звукопроизношения («Р», «Р`»). Разраб-к Гуменная С.В |
Фонематический слух |
| - Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. - Дурова Н.В - Компьютерная коррекционно-развивающая программа «Игры для Тигры» Раздел: Фонематика. |
Просодика |
| - Логопедический тренажер «Дэльфа –142» (Москва, 2002) Разделы: - коррекция речевого дыхания (упражнения «Задуй свечку», «Чашка чая», «Бабочка», Сказочный замок», «Елочка», «Репка»); - коррекция силы голоса («Колобок», «Бегемотик»). - Компьютерная коррекционно-развивающая программа «Игры для Тигры». Раздел: Просодические компоненты устной речи. |
Лексика |
| - Система коррекции ОНР. Ткаченко Т.А. - Специальная программа по успешному овладению грамотой и выразительной речью. Светлова И.Е - Компьютерная коррекционно-развивающая программа «Игры для Тигры». Раздел: Лексика (слова, словосочетания, валентность) |
Грамматика |
| - Специальная программа по успешному овладению грамотой и выразительной речью. Светлова И.Е - Программа по подготовке к школе детей с ЗПР. Шевченко С.Г., Тригер Р.Д. - Программа по предупреждению и устранению нарушений письменной речи. Парамонова Л.Г. - Программа по обучению грамоте дошкольников. Юрчишина В.Д.
- Логопедический тренажер «Дэльфа –142» (Москва, 2002) Разделы: - формирование лексико-грамматической стороны речи («Сортировка слов с пропущенными буквами», «Конструктор», «Сгруппируй существительные по обобщающим понятиям», «Антонимы», «Найди имя существительное» (глагол, прилагательное, ), «Выбери форму слова», «Вставь союз, предлог, предложение», «Составь предложение»). |
Работа над слоговой структурой слова |
| - Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. ВоровьёваТ.А. - Коррекционно-логопедическая программа для детей с общим недоразвитием речи. Разработчик Гуменная С.В. |
Развитие общей и мелкой моторики |
| - Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. ВоровьёваТ.А. - Коррекционная программа со школьниками с НОНР. Кобзарева Л.Г - Программа по обучению письму детей с проблемами в развитии. Воронская Т.Ф - Программа по предупреждению и устранению нарушений письменной речи. Парамонова Л.Г. - Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. Журова Н.С, Мастюкова Е.М. - Речь и моторика. Соколова Ю. - Логоритмическая программа для детей с тяжелыми речевыми нарушениями. Разработчик Гуменная С.В, Маркова Е.И. |
Развитие связной речи |
| - Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. Ушакова О.С - Коррекция речевых нарушений и формирование творческих способностей у детей с нарушением зрения. Нападовская В.Л. - Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. Журова Н.С, Мастюкова Е.М. - Программа «Изучаем обучая» Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. |
Таблица №2.
Перспективный план коррекционно-логопедических занятий для детей с синдромом Дауна с общим недоразвитием речи II уровня.
Месяцы, недели | Тема занятий | Программное содержание индивидуальных занятий | |
Словарная работа, грамматический строй и связная речь | Произношение звуков | ||
Октябрь I неделя | «Овощи» | 1.Существительные, прилагательные, глаголы по теме. 2. Существительные в ед.ч., мн.ч. Прилагательные в ед.ч., мн.ч. Глаголы (повелительное наклонение глагола «хотеть»). 3. И.п. существительных (ед.ч., мн.ч.). «Один-много». 4. Обобщающие слова, группировки. 5. Составление предложений. 6. Показ и рассматривание предмета, демонстрация и называние предмета. 7. Упражнение на развитие логического мышления (Что ты видел? Где ты видел?). | Звук «У».
|
II неделя | «Фрукты» | 1. Существительные, прилагательные, глаголы по теме 2. И.п. существительных (ед.ч., мн.ч.). «Один-много». Существительные с уменьшительно-ласкательным значением (ж.р., м.р., ед.ч.). 4. Глаголы (повелительное наклонение). 5. Наречие (вкусно, кисло). 6. Обобщающие слова, группировки. 7. Показ предмета и активные действия с ним. | Звук «А».
|
III неделя | «Грибы» | 1. Накопление словаря по теме. 2. Обобщающие слова, группировки. 3. Образование относительных прилагательных (ж.р., м.р., ед. ч.). 4. Д.п. сущ. ед.ч. (без предлога). 5.Упражнение на развитие логического мышления (Отгадай, что взял Петрушка?»). 6. Составление предложений типа « Дети собирают грибы». 7. Создание воображаемых ситуаций. | Звук «И».
|
IV неделя | «Осень» (деревья, кустарники) | 1.Словарь по теме. 2. Р.п. существительных в ед.ч., мн.ч. («Один-много»). 3. Упражнение на развитие логического мышления (Отгадай, что взял Петрушка?»). 5. Осенние месяцы. 6. Составление предложений типа «Мальчик собирает жёлтые листья». 7. Создание воображаемых ситуаций. | Звуки «А-У-И».
|
Ноябрь I неделя | «Домашние птицы» | 1.Словарь по теме. 2. Обобщающие слова, группировки. 3. П.п. существительных ед.ч. 3. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением. 4. Упражнение на развитие логического мышления «Что взять мальчику (девочке)?». 5. Образование глаголов от звукоподражаний. 6. Упражнение, направленное на формирование диалогической речи. Дидактическая игра «Найди пару». 7. Составление предложений типа «Бабушка кормит большого петуха». | Звук «О».
|
II неделя | «Птицы (лесные) перелётные» | 1.Словарь по теме. 2. Обобщающие слова, группировки. 3. Предлог « НА» (В.п.) 4. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением (ж.р., м.р.,ед.ч.). 5. Местоимения «Я, ТЫ, МЫ». 6. Упражнение, направленное на формирование диалогической речи. Дидактическая игра «Найди пару». 7. Составление предложений типа «Ночная сова ловит мышей». | Звуки «О-У-А».
|
III неделя | «Домашние животные и их детёныши» | 1.Словарь по теме. 2. Обобщающие слова, группировки. 3. Предлог « НА» (В.п.) 4. Притяжательные прилагательные (Чей? Чьи?) ед.ч. (ж.р., м.р.) 5. Местоимения «ОН, ОНА, ОНИ». 6. Формирование диалогической речи. Дидактическая игра «У кого? У меня!» 7. Дидактическая игра «Повтори» (звукопроизношение). | Звуки «П, Пь».
|
IV неделя | «Дикие животные и их детёныши» | 1.Словарь по теме. 2.Притяжательные прилагательные ( Чей? Чьи?) ед.ч. (ж.р., м.р.). 3. Предлог « НА» (П.п.) 4. «Кто что делает?» (Д.п.). Накопление глагольного словаря. 5. Формирование диалогической речи. 6. Дидактическая игра «Какая игрушка появилась?». 7. Составление предложений типа «Хитрая лиса ловит трусливого зайца». | Звуки «Б, Бь».
|
Декабрь I неделя | «Рыбы» | 1.Словарь по теме. 2. Обобщающие слова, группировки. 3. Предлог « НА», «ПОД» (В.п.). 4. Существительные с уменьшительно-ласкательным значением (ж.р., м.р., ед.ч.). 5. Упражнение на развитие логического мышления. « Какая рыбка приплыла?». 6. Дидактическая игра «Что умеет делать рыба?» 7. Составление предложений типа «Добрый мальчик дал вкусный корм». | Звуки «П-Б, Пь-Бь».
|
II неделя | «Зима» | 1.Словарь по теме. 2. Обобщающее слово. 3. Предлоги «НА», «У», «ПОД». 4. Образование однокоренных слов (снег – снежинка, снежный и т.п.). 5. Упражнение на развитие логического мышления «Что можно делать зимой?». 6. Формирование диалогической речи. 7. Составление предложений типа «Белый, пушистый, мягкий снег». | Звуки «Ф, Фь».
|
III неделя | «Зимние развлечения» | 1.Словарь по теме. 2. Предлог « НА», «У», «ПОД» (В.п.). 3. Обобщающее слово. 4. Д.п. существительные ед.ч. с предлогом «К». 5. Дидактическая игра «Четвёртый лишний». 6. Составление распространённых предложений (Какой? Чей? Как?). 7. «Когда мы это делаем?» (развитие логического мышления). | Звуки «В, Вь».
|
IV неделя | «Новогодняя ёлка» | 1.Словарь по теме. 2. Предлог « ЗА» (Т.п.). 3. Дидактическая игра «Четвёртый лишний». 4. Существительные с уменьшительно-ласкательным значением (ж.р.,м.р., ед.ч., мн.ч). 5. Составление распространённых предложений (Какой? Чей? Как?). 6. Формирование диалогической речи. | Звуки «Ф-В, Фь-Вь».
|
Январь I неделя | «Семья» | 1.Словарь по теме. 2. Обобщающее слово. Обобщающая группировка. 3. Предлог « ОТ» (Р.п.) 4. Местоимения «МОЙ, МОЯ, МОИ». 5. Распространение предложений по вопросам (Какой? Чей? Как?). 6. Формирование диалогической речи. 7. «Когда мы это делаем?» (развитие логического мышления). | Звуки «К, Кь».
|
II неделя | «Дом и его части» | 1.Словарь по теме. 2. Предлоги « НА», «У», «ПОД», «К», «ЗА», «ОТ». 3. Существительные в ед., мн.ч. 4. Образование относительных прилагательных (ж.р., м.р.,ед.ч.). 5. Составление сложносочинённого предложения с союзным словом «А». 6. Формирование диалогической речи. 7. Дидактическая игра «Четвёртый лишний». | Звуки «Г, Гь».
|
III неделя | «Мебель» | 1.Словарь по теме. 2. Обобщающее слово. Обобщающая группировка. 3. Существительные в ед., мн.ч. 4. Образование относительных прилагательных (ж.р., м.р.,ед.ч.). 5. Составление сложносочинённого предложения с союзным словом «А». 6. Формирование диалогической речи. 7. Дидактическая игра «Четвёртый лишний». | Звуки «К-Г, Кь-Гь».
|
Февраль I неделя | «Человек и части его тела» | 1.Словарь по теме. 2. Предлог «ПО» (Д.п.) 3. Дидактическая игра « Когда мы это делаем?» 4.Существительные с уменьшительно-ласкательным значением (ж.р.,м.р.,ед.ч.). 5. Согласование числительного с существительным. 6. Составление сложносочинённого предложения с союзным словом «потому что» (по типу рассуждения). 6. Формирование диалогической речи. 7. Дидактическая игра «Четвёртый лишний». | Звук «Э».
|
II неделя | «Продукты питания» | 1.Словарь по теме. 2. Обобщающее слово, обобщающие группировки. 3. Р.п. существительного ед. с предлогом «ПОСЛЕ». 4. Относительные прилагательные (ж.р., м.р., ед.ч., мн.ч.). 5. Сложносочинённые предложения с союзным словом «если» (по типу рассуждения). 6. Формирование диалогической речи. 7. Дидактическая игра «Четвёртый лишний». | Звук «Ы».
|
III неделя | «Посуда» | 1.Словарь по теме. 2. Обобщающее слово, обобщающие группировки. 3. Относительные прилагательные (ед.ч., мн.ч.). 4. Существительные с уменьшительно-ласкательным значением (ед.ч., мн.ч.). 5. Сложноподчинённые предложения с союзным словом «чтобы». 6. Формирование диалогической речи. 7. Дидактическая игра «Четвёртый лишний». | Звуки «А-Э, Ы-И».
|
IV неделя | «Одежда» | 1.Словарь по теме. 2. Обобщающее слово, обобщающие группировки. 3. Р.п. с предлогами «До», «Вместе». 4. Местоимения «МОЙ, МОЯ, МОИ». 5. Составление сложносочинённых, сложноподчинённых предложений . 6. Формирование диалогической речи. 7. Дидактическая игра «Четвёртый лишний». | Звуки «Т, Ть».
|
Март I неделя | «Обувь» | 1.Словарь по теме. 2. Обобщающее слово, обобщающие группировки. 3. Д.п. существительных с предлогом «ПО». 3. Относительные прилагательные ( ж.р., м.р., ед.ч., мн.ч.). 4. Существительные с уменьшительно-ласкательным значением (ж.р., м.р., ед.ч., мн.ч.). 5. Составление сложноподчинённых предложения с союзными словами «ТОГДА», «КОГДА» (тип рассуждений). 6. Формирование диалогической речи. 7. Дидактическая игра «Четвёртый лишний». | Звуки «Д-Дь».
|
II неделя | «Весна» | 1.Словарь по теме. 2. Дидактическая игра «Кому что надо?». 3. Повелительное наклонение глаголов «Беги!», «Поезжай!» 4. Существительные с уменьшительно-ласкательным значением. 5. Подбор родственных слов. 6. Обучение рассказыванию. Составление предложений по действиям детей и объединение их в небольшой рассказ. | Звуки «Т-Д, Ть-Дь».
|
III неделя | «Весна. 8 Марта» | 1.Словарь по теме. 2. Спряжение глагола «хотеть» (хочу. Хотеть, хотим). 3. Дидактическая игра «Кому что?» ( профессии мамы, бабушки и др. женщин). 4. Относительные прилагательные (ед.ч., мн.ч., ж.р.. м.р.) 5. Родственные слова (ж.р., м.р., ед.ч.). 6. Обучение рассказыванию. Составление предложений по действиям детей и объединение их в небольшой рассказ. | Звуки «М-Мь».
|
IV неделя | «Город (улица)» | 1.Словарь по теме. 2. Сравнение города с деревней (дачей). 3. Относительные прилагательные (ед.ч., ж.р., м.р.) 4. Глаголы в повелительном наклонении: «Поезжай!», «Иди!», «Стой!», «Беги!». 5. Предлоги «НА, В, ПОД». 6. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. | Звуки «Н-Нь».
|
Апрель I неделя | «Игрушки» | 1.Словарь по теме. 2. Обобщающее слово, обобщающая группировка. 3. Предлоги «У, К, ЗА». 4. Существительные с уменьшительно-ласкательным значением (ж.р., м.р., ед.ч., мн.ч.). 5. Местоимения «МОЙ, МОЯ, МОИ». 6. Отгадывание загадок. 7. Составление рассказов по 2-3 сюжетным картинкам. | Звуки «М-Н, Мь-Нь».
|
II неделя | «Транспорт» (наземный, водный) | 1.Словарь по теме. 2. Обобщающее слово, обобщающая группировка. 3. Предлоги «ОТ, ПО, ДО». 4. Дидактическая игра « Собери машину (лодку) из частей». 5. Отгадывание загадок. 7. Составление рассказов, носящих цепной характер (по серии сюжетных картинок). | Звуки «С-Сь».
|
III неделя | «Транспорт» (воздушный) | 1.Словарь по теме. 2. Обобщающее слово, обобщающая группировка. 3. Предлоги «ПОСЛЕ», «ВМЕСТО». 4. Дидактическая игра « Собери самолёт (вертолёт) из частей». 5. Отгадывание загадок. 6. Запоминание предложений по опорным картинкам и восстановление всего текста по опорным картинкам. | Звуки «З-Зь».
|
IV неделя | «Профессии» | 1.Словарь по теме. 2. Обобщающее слово, обобщающая группировка. 3. Предлоги «В», «У». 4. Родственные слова. 5. Заучивание стихов, загадок. 6. Дидактическая игра « Кто что делает?». 7. Запоминание и восстановление текстов из 3-4 предложений с опорой на картинку, вопросы и план. | Звуки «Л-Ль».
«Л-Ль» в начале слова. |
Май I неделя | «Цветущие растения» | 1.Словарь по теме. 2. Спряжение глагола «хотеть», (хочу, хотеть, хочет, хочешь). 3. Подбор прилагательных к существительному. 4. Дидактическая игра «Найди растение по описанию». 5. Составление сравнительных и описательных рассказов с опорой на картинку. | Звук «Ч».
|
II неделя | « Комнатные растения» | 1.Словарь по теме. 2. Спряжение глагола «хотеть», (хочу, хотеть, хочет, хочешь). 3. Подбор прилагательных к существительному. 4. Дидактическая игра «Найди растение по описанию». 5. Составление сравнительных и описательных рассказов с опорой на картинку | Звук «Ш».
|
III неделя | «Насекомые» | 1.Словарь по теме. 2. Существительные с числительными от1до 5. 3. Дидактическая игра «Кто (что) летает? Кто ползает?». 5.Заучивание стихов, загадок. 6. Составление сравнительных и описательных рассказов с опорой на схему. | Звук «Ж».
|
Целенаправленная логопедическая работа способна помочь большинству детей с синдромом Дауна овладеть вербальными средствами коммуникации, но наиболее эффективным считается раннее вмешательство логопедического воздействия в процесс развития ребёнка.
Приложения программы коррекционно-логопедической реабилитации детей с синдромом Дауна:
- Приложение № 2 «Дыхательная гимнастика».
- Приложение№ 3 «Пальчиковый игротренинг».
- Приложение № 4 «Дыхательная гимнастика».
- Приложение № 5 «Комплексы артикуляционных гимнастик».
- Приложение № 6 « Автоматизация звуков с помощью игровых приёмов».
В приложениях описываются простые и доступные упражнения, которые можно выполнять с малышом с синдромом Дауна с самого рождения в процессе режимных моментов, игр, занятий.
Раздел № 4 Психологическая реабилитация.
ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЁНКА С СИНДРОМОМ ДАУНА.
Интеллектуальные возможности ребёнка с синдромом Дауна, как и его возможности в других областях развития, в прошлом недооценивались. Последние научные работы опровергают многие сделанные ранее заключения, в том числе, утверждение, что дети с синдромом Дауна обычно имеют сильно выраженное или глубокое отставание в умственном развитии. В соответствии с данными современных исследований, степень отставания большинства детей с синдромом Дауна находится в пределах от лёгкой до средней. Интеллектуальную деятельность некоторых детей можно назвать пограничной или находящейся в пределах между низкой и средней, и только совсем немногие дети имеют сильно выраженную задержку интеллектуального развития. Из этого следует, что у детей с синдромом Дауна умственные возможности могут колебаться в широком диапазоне. Ещё одно неверное представление связано с процессами, происходящими в зрелом возрасте. Считалось, что с возрастом умственные способности людей с синдромом Дауна постепенно снижаются. Однако, наблюдения ученых в течение нескольких лет за группой людей с синдромом Дауна, не обнаружили наличия этого явления. На основании последней информации можно заключить, что сейчас на будущее детей с синдромом Дауна можно, безусловно, взглянуть более оптимистично, чем когда-либо раньше.
ФАКТОРЫ, ЗАТРУДНЯЮЩИЕ ОБУЧЕНИЕ:
-Отставание в моторном развитии – в развитии тонкой и общей моторики;
-Возможные проблемысо слухом и зрением;
-Проблемы с развитием речи;
-Слабая кратковременная слуховая память;
-Более короткий период концентрации;
-Трудности овладения и запоминания новых понятий и навыков;
-Трудности с умением обобщать, рассуждать и доказывать;
-Трудности с установлением последовательности (действий, явлений, предметов и др.);
Проблемы со зрением.
Хотя дети с синдромом Дауна обычно имеют хорошие способности к наглядному обучению могут использовать их для прохождения учебной программы, многие имеют тот или иной недостаток зрения 60-70%. Дети в возрасте до 7 лет должны носить очки.
Проблемы со слухом. Многие дети с синдромом Дауна испытывают некоторый недостаток слуха, особенно в первые годы жизни. До 20% детей могут иметь сенсоневральную потерю слуха, вызванную дефектами развития уха и слухового нерва.
Уровень слухового восприятия может меняться в течение дня.
Проблемы с развитием речи.
Дети с синдромом Дауна имеют недостатки развития речи (как в произношении звуков так и в правильности грамматических конструкций).Отставание в развитии речи вызвано комбинацией факторов, из которых часть обусловлена проблемами в восприятии речи и в развитии познавательных навыков. Любое отставание в восприятии и использовании речи может привести к задержке интеллектуального развития. Для таких детей проблемы в развитии речи часто означают, что они фактически получают меньше возможностей и участвовать в общении. Взрослые имеют тенденцию задавать им вопросы, не требующие ответов, а также заканчивать за них предложения, не помогая им сказать самим или не давая им для этого достаточно времени. Это приводит к тому, что ребенок получает:
-меньше речевого опыта, который позволил бы ему выучить новые слова структуры предложения;
-меньше практики, которая делала бы его речь более понятной.
Мышление.
Глубокое недоразвитие речи этих детей (выраженные повреждения артикуляционного аппарата, заикание) часто маскирует истинное состояние их мышления, создает впечатление более низких познавательных способностей. Однако при выполнении невербальных заданий (классификация предметов, счетные операции и пр.) некоторые дети с синдромом Дауна могут показывать те же результаты, что и другие воспитанники. В формировании способности к рассуждению и выстраиванию доказательств дети с синдромом Дауна испытывают значительные затруднения. Дети труднее переносят навыки и знания из одной ситуации на другую. Абстрактные понятия в учебных дисциплинах недоступны для понимания. Также может быть затруднено умение решать возникшие практические проблемы. Ограниченность представлений, недостаточность умозаключений, лежащих в основе мыслительной деятельности делают для многих детей с синдромом Дауна невозможным обучение отдельных школьных предметов.
Память.
Характеризуется гипомнезией (уменьшенный объём памяти), требуется больше времени для изучения и освоения новых навыков, и для заучивания и запоминания нового материала.
Недостаточность слуховой кратковременной памяти и обработки информации, полученной на слух.
Внимание.
Неустойчивость активного внимания, повышенная утомляемость и истощаемость, Короткий период концентрации внимания, дети легко отвлекаются, истощаются.
Воображение.
Образ не возникает в воображении, а воспринимается лишь зрительно. Способны соотносить части рисунка, однако, соединять их в целое изображение не могут.
Поведение.
Характеризуется, в основном послушанием, легкой подчиняемостью, добродушием, иногда ласковостью, готовностью делать то, что их попросят. Дети легко вступают в контакт. Могут встречаться и разнообразные поведенческие расстройства.
Эмоции.
У детей с синдромом Дауна отмечаются сохранность элементарных эмоций. Большинство из них ласковы, привязчивы. Некоторые выражают положительные эмоции ко всем взрослым, вступают с ними в контакт, некоторые – преимущественно к тем, с которыми они постоянно общаются. У детей положительные эмоции наблюдаются чаще, чем отрицательные. При неудаче они обычно не огорчаются. Не всегда могут правильно оценить результаты своей деятельности, и эмоция удовольствия обычно сопровождает окончание задания, которое при этом может быть выполнено неправильно. Доступны страх, радость, грусть. Обычно эмоциональные реакции по глубине не соответствуют причине, вызвавшей их. Чаще они выражены недостаточно ярко, хотя встречаются и слишком сильные переживания по незначительному поводу.
Личность.
В личностном плане этим детям в большей степени свойственна внушаемость, подражательность действиям и поступкам других людей. У некоторых из этих детей наблюдаются эпилептоидные черты характера: эгоцентризм, чрезмерная аккуратность. Однако большинству детей присущи положительные личностные качества: они ласковы, дружелюбны, уравновешенны.
Достижение положительной динамики обеспечивается решение следующих основных задач:
1. Развитие психических функций детей в процессе работы и как можно более ранняя
коррекция их недостатков.
2. Воспитание детей с синдромом Дауна, формирование у них правильного поведения.
Основное внимание в этом разделе работы направлено на воспитание привычек. У детей необходимо развить навыки культурного поведения в общении с людьми, научить их коммуникабельности. Они должны уметь выражать просьбу, уметь защитить себя или избежать опасности. Большое внимание необходимо уделить внешним формам поведения.
3. Трудовое обучение, выработка навыков самообслуживания и подготовка к посильным видам хозяйственно - бытового труда. Необходимо выработать навыки самообслуживания.
Коррекционное обучение глубоко отсталых детей может привести к значительным положительным сдвигам в развитии ребёнка, что должно повлиять на его дальнейшую судьбу.
Сенсорное воспитание является одним из направлений работы по социальной адаптации детей с синдромом Дауна.
Сенсорное воспитание - начальная ступень обучающего процесса и направлено на воспитание полноценного восприятия у ребёнка с аномалиями развития, это основа познания окружающего мира. В основе сенсорного восприятия лежит развитие чувственного ощущения. Восприятие оказывает воздействие на анализаторы чувств ребёнка.
Накопление чувственных ощущений об окружающем мире способствует деятельности органов чувств ребёнка. Ребёнок начинает ощущать, позитивно воспринимать окружающую действительность через свою практическую деятельность,
Сенсорное восприятие развивает у ребёнка ориентировочную деятельность в окружающем мире, т. к. ребёнок знакомится с признаками , а именно эта деятельность нарушается у детей с синдромом Дауна.
Для того, чтобы ребёнок мог усвоить передаваемую информацию, необходимо развивать
мыслительные процессы, включающие сравнение, анализ, синтез, обобщение,
классификацию.
В рамках сенсорного воспитания осуществляется первый этап адаптации ребёнка с
синдромом Дауна в социум.
Направление сенсорного воспитания.
Коррекционная работа в рамках сенсорного воспитания ведётся по нескольким направлениям - формирование различных эталонных систем. А в рамках формирования конкретной эталонной системы работа ведётся в несколько этапов.
Перейдём к рассмотрению этапов формирования у детей с синдромом Дауна различных
эталонных систем.
I Первое направление - формирование представления о цвете предметов. Задача этого этапа - глобальное отождествление ребёнком предметов. Данная работа проходит в 7 этапов. | 1. Идентификация предметов по признаку цвета. |
II Формирование представления о форме предметов. | 1. Идентификация предметов в целом (повторение). 2. Идентификация предметов |
III. Формирование представлений о величине | . Формировать у ребёнка с синдромом Дауна представлений о величине можно только после освоения ребёнком представлений о форме и цвете, так как величина - понятие 2. Формирование представлений о длине предмета: «Длинный - короткий». 4. Формирование представлений о высоте: «Снизу - вверх». |
IV Формирование пространственных представлений. | Так как пространственные представления - это относительная величина, то их |
V Формирование представлений о времени. | 1. Формирование представлений о сутках. |
VI Формирование тактильно-двигательного восприятия. | 1. Ориентация в тактильных ощущениях, связанных с формой предмета, его |
VII Коррекция слухового восприятия - имеет первостепенное значение для развития речи. | 1. Слуховое восприятие неречевых звуков. 2. Слуховое восприятие речевых 3. Развитие ритмического слуха. |
VIII Коррекция мышления. |
Мышление обеспечивает не только обучение ребёнка, но и его социализацию. Развитие |
Раздел № 5.
План реализации комплексной программы реабилитации детей с синдромом Дауна.
№ п/п | Содержание деятельности | Сроки исполнения |
1.1. | Организация прохождения психологической реабилитации детей с синдромом Дауна (индивидуальные, групповые, интегрированные занятия). | Весь период |
1.2 | Организация прохождения логопедической реабилитации детей с синдромом Дауна (индивидуальные, групповые, интегрированные занятия) | Весь период |
1.3 | Оказание консультативной помощи; информационно-просветительской работы для семей имеющих детей с синдромом Дауна на ранних стадиях развития. | Весь период; по запросу |
1.4 | Организация и проведение клубной деятельности (« Радуга надежды») на базе центра РЦДПОВ «Надежда» | Весь период |
1.5 | Организация и проведение культурно -досуговых мероприятий по календарным датам с детьми с синдромом Дауна и их родителей | Календарные даты |
2.1 | Разработка интегрированных занятий по развитию речевой деятельности с применением методов сказкотерапии, изотерапии и речевой терапии.
| I квартал |
2.2 | Разработка коррекционной программы с элементами песочно-водной терапии «Игры на песке» для проведении занятий с детьми с синдромом Дауна |
II квартал |
2.3 | Самостоятельное изучение и внедрение новейших методов в процесс реабилитации детей с синдромом Дауна и их родителей. | Весь период |
2.4 | Пополнение кабинетов логопеда, психолога центра РЦДПОВ «Надежда» методическим, дидактическим материалами. | Весь период |
2.5 | Участие логопеда, психолога центра в городских, республиканских конференциях и семинарах по проблемам реабилитации детей с синдромом Дауна. | Весь период |
2.6 | Разработка шпаргалок, обновление стенда «РАДУГА НАДЕЖДЫ» для родителей, имеющих детей с синдромом Дауна по вопросам воспитания, развития детей в домашних условиях. | 1 раз в квартал |
3.1 | Логопедическая реабилитация:
| Весь период |
3.2 | Психологическая реабилитация:
| Весь период |
3.3 | Внедрение коррекционной программы с элементами песочно-водной терапии | III-IV квартал |
3.4 | Внедрение интегрированных занятий в процесс логопедической реабилитации для детей с синдромом Дауна | Весь период |
4.1 | Распространение информации о работе и перспективном плане клуба «Радуга Надежды» на базе ОРдДиПсОУиФВ «Надежда». | Весь период |
4.2 | Организация совместной деятельности с Национальной детской библиотекой им. С.Я. Маршака, библиотекой для слабовидящих и слепых им. Брайля. | Весь период |
4.3. | Привлечение добровольцев для оказания посильной помощи семьям, имеющих детей с синдромом Дауна. | Весь период |
4.4 | Проведение консультаций, бесед, лекций, групповых, практических занятий, конференций, «круглых столов» по интересующим темам родителей, имеющих детей с синдромом Дауна | Весь период |
Раздел № 6. Заключение.
В заключение необходимо отметить, что семьи с детьми с синдромом Дауна могут функционировать так же, как обычные семьи, ничем от них не отличаясь. Главной деятельностью клуба «РАДУГА НАДЕЖДЫ» является создание благоприятного эмоционального климата в семьях, имеющих детей с отклонениями в развитии, формирование положительных установок у родителей.
Апробация программы позволила сделать выводы о её эффективности. А также о том, что коррекция психоречевого развития является обязательным компонентом в системе работы по социальной адаптации детей с синдромом Дауна. Коррекционное обучение детей с синдромом Дауна может привести к значительным сдвигам в развитии ребёнка, что должно повлиять на качество его жизни и его дальнейшую судьбу.
Список используемой литературы:
1. Алехина А.В. Особенности психического развития детей с синдромом Дауна : автореф. дис. канд. психол. наук / Алехина А.В. ; РГПУ им. А.И. Герцена. – СПб., 2000. – 22 с. Шифр РНБ: А2000/3766
2. Алехина А.В. Психологические особенности развития сенсорно-перцептивных действий у детей с синдромом Дауна//Дефектология-1999.-№5.-С 11-18.
3. Аксенова Л.И. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одно из приоритетных направлений современной специальной (коррекционной) педагогики. Дефектология, 2002-№3.
4. Аксенова Л.И., Лисеев А.А., Тюрина Н.М. Программа ранней комплексной диагностики уровня развития ребенка от рождения до 3-х лет. Дефектология, 2002-№5.
5. Айвазян Е.Б., Одинокова Г.Ю., Павлова А.В. «Любовь по правилам и без» или «Особые ли матери у особых детей?!» // Дошкольное воспитание. 2005, №9, с.51-63
6. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро и атопсихологии. М,
1994.216 с.
7. Байбородова Л.В., Рожков М.И. Преодоление трудностей социализации детей-сирот.
Ярославль, 1997. 167с.
8. Булкина Т.В. В объятиях ласкового «Дауна»: о детях с синдромом Дауна // Фактор.
1998. №8 С. 69-71.
9. Ворсанова С.Г., Юров Ю.Б., Демидова И.А., Берешева А.К. Хромосомные синдромы, выявляемые в первые годы жизни ребенка; данные клинических, цитогенетических и молекулярно-цитогенетических исследований // Дефектология.- 2001.-№1.-С.9.
10. Выготский Л.С. Собрание сочинений . М., 1983. Т.5 620 с.
11. Воробьева Е. А., к. п. н. Семенович А. В. Комплексная методика психомоторной коррекции. – М., 1998.
12. Винарская Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. – М. : Просвещение, 1987
13. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников, второе издание, М., Просвещение, 1990
14. Нестерова Г.Ф., Безух С.М., Волкова А.Н. Психолого-социальная работа с инвалидами: абилитация при синдроме Дауна. – СПб.: Речь, 2006.
15. Новомир И.Г.«Развиваем речь ребенка с синдромом Дауна» / «Счастливая семья» №2, 2008. С. 22-25.
16. Новомир И.Г. «Особенности развития детей с синдромом Дауна и организация логопедической работы с ними» / «Счастливая семья» №2, 2008. – С. 47
17. Стробыкина Т. Г. Игры и упражнения для самых маленьких. – М.: Айрис-пресс, 2004
18. Стребелева Е.А. Вариант индивидуальной программы воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста с интеллектуальным нарушением // Дефектология. – 2002. – № 5. – C. 68-72.
19. Конотопская Т. Особенности развития и обучения детей с синдромом Дауна. -Киев, 2005.
Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии М., 1991. 143 с.
20. Маллер А.Р. Родителям о детях с глубокой умственной отсталостью // Дефектология. 1991. № 5. С. 69-74.
21. Маланченко Е.А. Особенности коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна в интегративном детском саду. Е.А. Маланченко, А.С. Подлепа // Особый ребенок : исследования и опыт помощи. – М., 2000. – Вып. 3. – C. 74-87.
22. Ханнафорд К. Мудрое движение / пер. с англ. – М. : Восхождение, 1999.
23. Семаго Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с
различными видами отклоняющегося развития // Дефектология. 2000. № 1. С.66-75
24. Современные технологии в педиатрии / Под ред. Е.Т. Лильина. М., 2001. 556 с.
25. Таточенко В. Если у малыша синдром Дауна // Семья и школа. 1994. № 10 С. 26-28.
26. Филпс К.. "Мама, почему у меня синдром Дауна?" / К. Филпс ; пер. с англ. Н.Л. Холмогоровой ; авт. послесл. Р.П. Дименштейн. – М. : Центр традиц. и соврем. образования "Теревинф" : Центр лечеб. педагогики, 1998. – 157 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированные занятие для умственно отсталых детей с синдромом Дауна
[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"2995302","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"2995311"...
Особенности развития ребенка с синдромом Дауна. Социально-психологическая адаптация детей с синдромом Дауна
В статье рассматриваются особенности психофизичекого развития ребенка с синдромом Дауна, основные направления работы по развитию и социальной адаптации....
Особенности развития ребенка с синдромом Дауна. Социально-психологическая адаптация детей с синдромом Дауна.
В статье рассматриваются особенности психофизичекого развития ребенка с синдромом Дауна, основные направления работы по развитию и социальной адаптации....
Особенности развития ребенка с синдромом Дауна. Социально-психологическая адаптация детей с синдромом Дауна
В статье рассматриваются особенности психофизического развития ребенка с синдромом Дауна, основные направления работы по развитию и социальной адаптации....
"Родителям, воспитывающим детей с синдромом Дауна, на заметку"
Рождение ребенка - всегда праздник. Всегда ли? А если оказывается, что ребенок страдает тяжелым - и неизлечимым заболеванием, что он не только навсегда отстанет от своих сверстников в психическом разв...
Психолого-педагогическое сопровождение детей с синдромом Дауна и их семей в условиях реабилитационного центра
В издании помимо краткой клинической характеристики и особенностей семей, воспитывающих детей с синдромом Дауна, представлены структура и содержание психолого-педагогического сопровождения детей с син...
Адаптация образовательной программы для детей с ОВЗ и трудностями в обучении. Модуль 6. Работа с семьей, воспитывающей ребенка с особенностями развития или с ОВЗ
Модуль 6. Работа с семьей, воспитывающей ребенка с особенностями развития или с ОВЗ ...