Родительское собрание "Детская ложь"
материал на тему

Боронина Нина Леонидовна

Родительское собрание "Детская ложь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon detskaya_lozh.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема родительского собрания: «Детская ложь: способы профилактики».

Цель собрания: – научить родителей видеть причины детской лжи и правильно реагировать на проявление подобного поведения у своего ребенка 

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

1) показать родителям, что ложь имеет различные корни;

2) познакомить родителей с причинами возникновения детской лжи;

3) показать способы решения проблемы детской лживости в зависимости от причины ее возникновения;

4) выработать способы коррекции поведения и оказания помощи своему ребенку.

Ход собрания

Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада снова встретится с вами. Поводом для проведения нашего собрания послужили наблюдения за учащимися нашего класса и других классов не только на уроках, но и на переменах, в неформальном общении друг с другом и вами, родителями. Думаю, не существует такого человека, который хотя бы раз в своей жизни не сказал неправду или не попытался что-нибудь скрыть. Почему же особенно нас пугает и возмущает детская ложь? «Наш ребёнок СОВРАЛ нам, что теперь делать?!». Таким вопросом задаётся хоть раз в своей жизни каждый родитель. Уроки не приготовлены, а ребёнок клятвенно заверяет, что «всё сделал». Проще говоря, врёт вам в глаза. Как реагировать? Наказывать, журить, делать вид, что ничего не заметили?

Откуда «растут ножки» у детской лжи? Почему она приводит родителей в такое негодование, а порой и в панику? И самое главное, как всё-таки вырастить ребёнка честным, искренним человеком, живущим в мире и гармонии с самим собой?

Многие родители теряются, не знают, как дальше строить свои отношения с ребенком, уличенным во лжи, можно ли ему теперь верить, наказывать ли его?

Детская ложь, как и любое другое явление в семье, никогда не вырастает на пустом месте. Она всегда является следствием явной или тайной дисгармонии в семейных отношениях. Если разбираться просто с отдельными случаями лжи, не задумываясь о её глубинных причинах, то проблему решить не удастся. Ложь приобретёт новые формы, станет еще более изощрённой и продуманной. Ведь с ростом ребёнка растёт и его интеллект. И если до 10 лет мамы обычно легко вычисляют, когда ребёнок врёт, то после 12 с этим всё сложнее.

Тема нашего родительского собрания

«Детская ложь: способы профилактики»

«Ложь возникает там,

где появляется принуждение».

(К. А. Федин)

Что такое детская ложь?

Давайте задумаемся, что же такое ложь? Является ли ложь только проявлением отклоняющегося поведения? Так ли она страшна, как нам кажется?

Практически во всех работах, посвященных проблеме лжи, она определяется как противоположность правдивым, истинным высказываниям, действиям, как отклонение от нормального — нравственного - поведения, как свидетельство недостаточно высокого уровня морального развития человека. Большинство философов и психологов в определениях лжи указывают на ее преднамеренность. Например, Пол Экман определяет ложь как «намеренное решение ввести в заблуждение того, кому адресована информация, без предупреждения о своём намерении сделать это». Естественно, в таком ракурсе ложь рассматривается как отрицательная черта характера. Но, имеется другая, отличная от этой, очень интересной точка зрения. В некоторых философских и психологических работах последних лет способность ко лжи рассматривается как привилегия разумности. Считается, что вся цивилизация построена на обмане: сначала человек научился обманывать животных (приманивать их), потом появилась техника — средство обмана природы (человек стал способен делать то, чего не мог раньше, пользуясь исключительно своими физическими данными).

Использование лжи для получения выгоды культивируется в литературе. Сколько героев сказок, легенд достигли благополучия с помощью обмана! И это все положительные герои, которым мы сочувствуем, когда читаем книгу или смотрим фильм. Правда, их ложь обычно называется хитростью, но это не меняет сути. В культуре существует множество подобных примеров. Мы любим фокусы, хотя это тоже обман. Множество игр оттачивают искусство обмана (например, большинство карточных). В своем общении мы активно используем так называемую «белую ложь» (лесть). Она позволяет нам скрыть свои истинные чувства, мысли, мнения, хотя и называется это не ложью, а комплиментами и правилами хорошего тона. Благодаря «белой лжи» мы можем сохранять хорошие отношения с теми, чьи интересы и взгляды не только не совпадают с нашими, но и практически несовместимы. К мелким, «невинным» обманам также относится множество данных и неисполненных обещаний, клятв, распространяемых слухов и сплетен. Вообще в жизнь современного человека тесно вплетается обман: от приходящего с подарками Деда Мороза до виртуальной реальности.

Особо остро стоит проблема использования лжи во спасение. Многие считают, что в определенных ситуациях безнравственней сказать правду, чем скрыть ее. Таким образом, ложь становится не только привычной, но и необходимой составляющей человеческой жизни.

Помните: ложь, обман так или иначе необходимо присутствуют в нашей жизни. Рано или поздно ребенок начнет использовать ложь, самое главное, чтобы она не стала для него единственным способом взаимодействия с окружающим миром. В наших силах не допустить этого.

Взрослые часто не понимают, что ложь — это свидетельство не моральных, а скорее психологических проблем ребенка. Поэтому, чтобы правильно повести себя в подобной ситуации, родители должны разобраться в причинах, побудивших их сына или дочь солгать.

Помните: если ваш ребенок соврал вам, прежде всего, необходимо понять, в чем причина!

Мотивы детской лжи разнообразны и с возрастом они изменяются. Каждому возрастному периоду характерны свои мотивы и причины лжи.

Чтобы показать это, с детьми была использована методика на выявление доминирующих мотивов лжи, как у каждого ребёнка в отдельности, так и у всего класса в целом. Методика включает в себя шесть мотивов:

  1. Ложь во избежание наказания.
  2. Ложь с целью защиты товарищей.
  3. Ложь во избежание унижения и стыда.
  4. Ложь с целью повышения своего социального статуса.
  5. Желание не создавать неловкой ситуации.
  6. «Оправданная» ложь.

Заниженная самооценка, несформированность эмоционально-волевой сферы личности ребенка и неуверенность в своих действиях порождает ложь (неадекватное взаимодействие с окружающим миром)!

Если эти три составляющих не сформированы, а это защита у человека и является системой безопасности в мире, то включается ЛОЖНАЯ (ложь) ФАЛЬШИВАЯ ЗАЩИТА СЕБЯ В ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ!!!

Рассмотрим основные причины использования ребенком лжи более подробно.

1.         Основная причина любой лжи – это страх быть плохим!!! САМООЦЕНКА – себя недооценивает! Любой человек (ребенок) стремится быть в глазах окружающих хорошим.

2.         В основе любой лжи лежит несформированность волевой сферы, а именно качества – ЧЕСТНОСТЬ. У ребенка волевое качество не успело сформироваться, в его жизни вперед возникла ситуация со страхом, где он вынужден был соврать и это превращается в привычку! Эта привычка начинает манипулировать его поведением!

3.         Человек не верит себе, отсюда не умеет строить доверительные отношения с родителями и окружающими людьми! Во лжи – проблема ВЕРЫ В СЕБЯ!!!

Выводы.

Таким образом, для профилактики нужна система личной безопасности:

  1. Формировать здоровую и адекватную самооценку, используя критику!
  2. Формировать силу воли! (мотивационный фактор)
  3. Формировать чувство веры в себя и свои силы! (уверенное поведение)

Проанализировав причины детской лжи, нетрудно увидеть, что ложь является результатом неблагополучных отношений ребенка с окружающим его миром.

Конечно, иногда дети используют обман не только для того, чтобы защитить себя или кого-то еще, почувствовать свою силу, приукрасить собственные достоинства, возвыситься над окружающими (особенно взрослыми), но и чтобы повеселить их. Наверное, это самый невинный и безопасный вид обмана, потому что цели, преследуемые ребенком, не корыстны. Такой обман чаще всего встречается у детей с буйной фантазией. В таких случаях вымысел столь очевиден, что это понимают и ребенок, и взрослый, но подыгрывают друг другу. Но все-таки чаще всего ложь — это реакция ребенка на травмирующие обстоятельства.

Рекомендации для родителей.

Как поступить, если ребенок солгал? Как же помочь маленькому врунишке?

Вот несколько приемов, которые могут помочь вам научить вашего ребенка быть правдивым.

  • Поощряйте честность. Вместо того, чтобы ругать ребенка, когда он говорит неправду, хвалите его, когда он рассказывает о том, как все было на самом деле.
  • Не пытайтесь уличить ребенка в случившемся. Не стоит задавать множество вопросов о происшествии. В конце концов, во многих случаях его причастность очевидна: если у него весь рот в шоколаде, вы можете быть точно уверены в том, что случилось с конфетами его сестры. Не стоит добиваться от ребенка признания, если это потребует настоящего сражения с ним.
  • Выстраивайте доверительные отношения. Продемонстрируйте ребенку, что доверяете ему, и он может всегда доверять вам в ответ и говорить всю правду. Всегда держите свое слово и приносите извинения, если иногда у вас не получается выполнить то, что обещали. Он в большей степени учится на вашем примере, чем на ваших наставлениях.
  • Не требуйте от вашего малыша того, чего вы не можете выполнить сами, то есть не требуйте говорить правду, еще раз правду и ничего кроме правды 24 часа в сутки. Мы, взрослые люди, нарушаем свои обещания достаточно часто, а уж детям приходится это делать, так как они еще не умеют противостоять сложившимся обстоятельствам. Поэтому постарайтесь понять, что, если ребенок не выполнил свое обещание, возможно, на то были серьезные причины.
  • Старайтесь объяснять детям происходящее вокруг, поясняйте им мотивы поступков окружающих и своих собственных. Если вам не удалось выполнить то, что вы обещали ребенку, обязательно извинитесь перед ним и объясните причины этого невыполнения. Обманув доверие ребенка, мы не только лишаемся его откровенности, но и рискуем спровоцировать его на лживое поведение. Он может отплатить нам той же монетой. Покажите пример ироничного отношения к некоторым неудачам и происшествиям. Это научит ребенка находить выход из затруднительной ситуации без помощи лжи, но с помощью юмора.
  • Не злоупотребляйте детским доверием, контролируя каждый шаг ребенка. Взрослые имеют право скрывать что-либо от детей, но и дети, независимо от возраста, нуждаются в собственных тайнах. Чем с большей назойливостью мы проявляем интерес к личной жизни наших детей, тем больше они вынуждены утаивать и лгать.
  • Если дети будут уверены в нашей любви и в нашем добром отношении, у них окажется меньше поводов говорить неправду. Будьте внимательны к своим детям, вникайте в их проблемы, интересуйтесь их жизнью, чтобы они не чувствовали себя заброшенными. Иногда достаточно просто выслушать ребенка, и он поймет, что не одинок, что всегда может рассчитывать на ваше внимание и помощь.

Кроме того, ребенок должен быть готов и к тому, что встретится с неискренностью вне семьи. Обмануть ребенка могут не только сверстники, но и взрослые, а это ему труднее понять, так как он привык доверять взрослым. Подобный опыт в первый раз воспринимается очень болезненно. Необходимо подготовить ребенка к тому, что среди людей, к сожалению, часто встречаются и безответственные, и неискренние. Обсудите с ним причины людской неискренности, научите остерегаться таких людей. В будущем эти уроки помогут ему не стать жертвой мошенников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока . Правда и ложь в пьесе М Горького « На дне».

Урок входит в серию занятий по творчеству писателей  20 века, что соответствует программе по литературе 11 класса. Это 3-й урок по пьесе М Горького "На дне"...

Детская ложь.

Одно из важнейших проблем в общении с детьми, с которой хоть раз в жизни сталкивался каждый родитель,-это детская ложь. Как она возникает? Почему дети обманывают самых близких? Можно ли с этим боротьс...

Классный час по теме "Правда и ложь. Бывает ли ложь во благо?"

Классный час "Правда и ложь. Бывает ли ложь во благо?" для учащихся 6-7 классов. Цели: выяснить значение слов обман и ложь,изучить взгляды мудрецов и учёных-психологов на проблему ...

Работа классного руководителя. Сценарий родительского собрания "У каждого ребенка должна быть семья".Сценарий классного часа и тетрализованного представления "Сказка ложь, да в ней намёк..." (5 класс).

Родительское собрание "У каждого ребёнка должна быть семья"  о гармонизации детско-родительских отношений.Сценарий классного часа "Сказка ложь, да в ней намек..." о развитии общечеловеческих ценн...

Презентация для родительского собрания на тему "Детская ложь"

Материал предназначен для родительской аудитории. С проблемой детской лжи сталкивается любой взрослый. Каковы причины такого явления, как с этим бороться, как правильно реагировать в сложной ситуации....

Родительское собрание "ЗОЖ или ложь?"

Методическая разработка родительского собрания в нетрадиционной форме....