План-конспект урока . Правда и ложь в пьесе М Горького « На дне».
план-конспект урока русского языка (11 класс) на тему
Урок входит в серию занятий по творчеству писателей 20 века, что соответствует программе по литературе 11 класса. Это 3-й урок по пьесе М Горького "На дне"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
m_gorkiy_na_dne.zip | 18.1 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока
Правда и ложь в пьесе М Горького « На дне».
ФИО (полностью): | Плотникова Альбина Витальевна | |
Место работы: | МБОУ «Алексеевская средняя общеобразовательная школя№2 с углубленным изучением отдельных предметов»о муниципального Алексеевского района РТ | |
Должность: | учитель | |
Предмет: | русский язык и литература | |
Класс | 11 класс | |
Тема и номер урока в теме | Правда и ложь в пьесе М Горького «На дне». Урок входит в серию занятий по творчеству писателей XX века, что соответствует программе по литературе XI класса. Это третий урок по пьесе Горького «На дне». | |
Базовый учебник | Учебник . Литература. 11 класс В 2 ч./В.И. Сахаров, С. А. Зинин ,Чалмаев -М. :ООО «ТИД» «Русское слово». 2009 |
- Цель урока:
Ответить на сложные проблемные вопросы, поставленные в произведении, рассматривая пьесу Горького с точки зрения философии и литературоведения; продолжить работу над воспитанием нравственной личности;
9 Задачи:
Образовательная – выявить позицию героев пьесы по отношению к вопросу о правде; создав проблемную ситуацию, побудить учеников к высказыванию собственной точки зрения о жизненных принципах Сатина, Луки, Бубнова.
Воспитательная – содействовать формированию собственной точки зрения у учащихся по отношению к такому понятию как «правда»; создать ситуации, при которых учащихся поймут, что из любого сложного положения есть выход.
Развивающая – формирование навыков работы в группе, публичного выступления, умения отстаивать свою точку зрения, активизация творческих способностей учащихся
10 Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Методические приемы: учебный диалог, элементы ролевой игры, создание проблемной ситуации.
11 Формы работы учащихся: индивидуальные, групповая е ,фронтальная
12 Необходимое техническое оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор
Программное обеспечение: Microsoft Word, Power Point, Internet Explorer.
Используемые ЦОР: 1 презентация «Конфликт в пьесе «На дне»
http://festival.1september.ru/articles/579488/prez3.ppt
2 Презентация "А. М. Горький. Пьеса «На дне».Споры о вере и правде"
http://www.openclass.ru/sites/default/files/dig_resource/2009/09/_ppt_25208.ppt
Таблица В чем состоит РЕАЛЬНОСТЬ и МЕЧТА для ночлежников
Краткое описание: Урок входит в серию занятий по творчеству писателей XX века, что соответствует программе по литературе XI класса. Это третий урок по пьесе Горького «На дне»
- Структура и ход урока
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР(с указанием порядкового номера из Таблицы | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время |
1 | Орг. момент. | Сообщение темы и целей урока Слова учителя: «Сегодня мы продолжим разговор о пьесе Горького «На дне» и продолжим рассматривать конфликт как литературоведческое понятие. Вспомним, что такое конфликт и в каком виде он существует.» | Ученики записывают в тетрадях тему | 2 мин | |
2 | Актуализация опорных знаний | 1Презентация ученика «Каков конфликт в пьесе М Горького « На дне?» 2 Презентация учителя «Правда и ложь в пьесе М Горького «На дне» Слайд№1 ,3,4 Тут же работы проверяют по слайду № 5. | Фронтальная беседа о конфликте в ходе просмотра презентации, выясняется, что в пьесе существуют три вида внешнего конфликта: социальный, любовный и мировоззренческий. Мировоззренческие противоречия создают почву для внутреннего конфликта I Проверка домашнего задания. | (демонстрация) Инд/ домашняя работа ученика- презентация «Конфликт в пьесе «На дне» Отвечают ученики Запись в тетрадях Ответы учеников | 9 мин |
3 | Знакомство с темой Спор о лжи и правде | Слайд № 6. | Фронтальная беседа о высказываниях. Основной вопрос: что вы думаете о сказанном, как понимаете слова? Слово учителя: «Мы уже говорили о том, что ключевой фигурой всех мировоззренческих споров являлся Лука, а также его философия любви к человеку, который «всегда своей цены стоит» и который «может добру научить…очень просто». Что нам известно о Луке? : Вывод. Слово учителя: « Вот он какой, старец, странник Лука, который, по словам Сатина, «проквасил сожителей» и который возмутил в душе то, во что давно не верили и чего не любили. Например, слово ПРАВДА. Это слово появляется в I действии, когда Клещ ссорится Квашней. «А-а. Не терпишь правды»,-кричит Квашня, обвиняя бывшего рабочего в болезни Анны». Групповая работа беседа по вопросу: какие синонимы вы можете подобрать к ПРАВДЕ ? Фронтальная беседа по вопросу: какие синонимы вы бы подобрали к слову НЕПРАВДА ?. | Ответы по рядам: . Заполнение таблицы в тетради (приложение №1) Сообщение учащегося по плану: 1.Лука в системе персонажей. Портрет: лыс, лет 60. Речь: мягкая, плавно текущая, украшенная присказками, поговорками, мудрыми изречениями.«Ни одна блоха – не плоха…»Оно, пожалуй, барство-то - как оспа…»«Без причины и прыщ не вскочит…»«…дядя…земля-то не вся в твоем участке поместилась…» 2. Сюжетная характеристика. Бубнов: «шельма» Василиса: «проходимец» Актер: «милый старикашка» Наташа: «Добрый ты, дедушка…» Анна: «мягкий» 3. Самохарактеристика. «Много мяли, вот и мягок…» «Добрый, говоришь, ну и ладно, коли так». Синонимический ряд: ПРАВДА – ИСТИНА – ФАКТ – ДОГМА – РЕАЛЬНОСТЬ – ДАННОСТЬ. Синонимический ряд: НЕПРАВДА – ЛОЖЬ – МЕЧТА – ВЕРА | 12 мин |
4 | Закрепление изученного материала Работа над составлением таблицы, которая должна помочь выяснить, в чем состоит РЕАЛЬНОСТЬ и МЕЧТА для ночлежников | Слайд № 7, слайд № 8 Слайд № 9+ выразительное чтение одним из учеников Слайд № 10 | 1. Для закрепления пройденного материала мы составим таблицу( в чем состоит РЕАЛЬНОСТЬ и МЕЧТА для ночлежников ) ( см Приложение 1) 2. Фронтальная беседа по вопросам: 1. Что вы думаете о жизни тех, кто пытается существовать только в правде реальности? Какая у них жизнь? 2. Если назвать Барона, Бубнова и Сатина «неверующими», а Актера, Настю и Луку – «верующими», то какие аргументы в защиту позиции тех и других вы бы подобрали? Как, по вашему, относится автор к проблеме веры и неверия? . Обсуждение. Какова мораль притчи?. Кто повторил судьбу человека из рассказа Луки? Актер. Кто виноват в его смерти? Лука или кто-то другой? Кто виноват в смерти человека из притчи? Именно из уст Актера мы слышим стихотворение – лейтмотив. Это стихотворение можно назвать гимном ЧЕЛОВЕКУ МЕЧТАЮЩЕМУ.(Слайд № 10)
| Таблица на экране( правда реальности заполнена,надо заполнить персонажей и правду мечты ) Вывод. Все-таки больше аргументов можно подобрать в пользу «верующих», наверное, потому, что перед нами те же босяки, что были в ранних романтических рассказах Горького. А романтик без мечты – это бескрылая птица. Без мечты нет смысла жить. В этом нас убеждает притча о праведной земле от Луки. Нельзя отнимать у человека право на мечту, это равносильно смерти, особенно для романтика, для которого правда реальности невыносима. В идеале счастливый человек – это тот, кто умеет принимать жизнь такой, какая она есть, но при этом может мечтать, идти к мечте, как к цели. Актер Ночлежники говорят : «Не вынес обмана» - но мы понимаем, что он не вынес пустоту неверия. Так Актер погибает не тогда, когда уходит Лука, а тогда, когда ему говорят, что все – ложь. Сатин и другие «неверующие» смеются над мечтой ЧЕЛОВЕКА, не верят в него, и Актер теряет веру в самого себя( ведь теперь нет никого, кто поддержал бы эту веру). | 12 мин 1 мин |
5 | Подведение итогов. Обращение к цели урока. Выяснение того, на какие вопросы ученики ответили. Оценки за урок и за проверочную работу | Подведение итогов: К чему ведет мечта? Это и есть авторская и человеческая позиция. И когда вы увидите на улице нищего, вспомните слова Сатина: « Надо уважать человека!» Перед вами человек, утративший веру в себя и в людей, потому что нет на земле никого, кто захотел бы поддержать эту веру. Это старики, которых мы не защитили, это дети, которых никто не обогрел, это взрослые, на месте которых можем оказаться и мы. | Учащиеся отвечают на вопросы. Мечта ведет человека вперед, не дает ему гнить на дне жизни. Мечта позволила нищему мальчишке, собиравшему ветошь на свалке и терпевшему побои «в людях», стать известным писателем – реалистом, способным не только просто выносить эту жизнь, но и гордо заявить: «ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ВСЕ! ОН СОЗДАЛ ДАЖЕ БОГА | 3 мин | |
6 | Домашнее задание | Учитель объясняет домашнее задание: Дома вы должны будете продумать аргументированный ответ на вопрос: «Положительный или отрицательный герой Лука?» Выучить знаменитый монолог Сатина о правде. | Учащиеся записывают домашнее задание в дневники | 1 мин |
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Презентация «Каков конфликт в пьесе М Горького « На дне?» | Презентация | Презентация со звуковым сопровождением | |
2 | Презентация Правда и ложь в пьесе М Горького «На дне» | презентация | Презентация(слайды) | http://www.openclass.ru/sites/default/files/dig_resource/2009/09/_ppt_25208.ppt |
Приложение 1
Таблица В чем состоит РЕАЛЬНОСТЬ и МЕЧТА для ночлежников (правда реальности дана, надо заполнить правду мечты и персонажа)
Персонаж | Правда реальности(это дано) | Правда мечты |
Настя | Никто никогда не любил Настю. Ночлежники смеются над историями Насти и говорят о ней: «И чего это… человек врать так любит?...У всех людей души серенькие…все подрумяниться желают…» | Мечтает о любви, верит в нее, придумывает « принца на белом коне» ( Рауль, Гастон). |
Актер | Слишком слаб, чтобы самостоятельно подняться со дна: «Мой организм отравлен алкоголем…Кончен я». | Мечтает вылечиться и вернуться на сцену |
Васька Пепел | Говорит, что путь его был ему предначертан, родитель по тюрьмам скитался и Ваське завещал. Прошлое, как клеймо, на Пепле | Хочет уйти туда, где его никто не знает, и начать все с чистого листа. Хочет уважать себя и быть любимым |
Наташа | Жизнь ее – это ад на земле. Судьба повторяет судьбу Анны, пострадавшей от рук родного человека. | Мечтает, что все решиться само собой. Она иногда думает о внезапной и легкой смерти как об избавлении от мук, а иногда представляет какого-то человека, который спасет ее. Наверное, потому и поверила Пеплу. «Выдумываю, выдумываю и жду…» |
Клещ | «Вот - правда…Работы нет…силы нет! Вот правда! Пристанища…пристанища нету! Издыхать надо…вот она, правда. За что мне – правду?.. Жить нельзя – вот правда!» Клещ потерял инструменты, без которых потеряет и надежду найти работу. Он останется на дне. | Мечтает уйти, найти работу. Но мечты его низки, ведь Андрей говорит, что надо сначала подождать, когда умрет жена. |
Бубнов | «Как начну я заливать – весь я пропьюсь, одна кожа останется…И еще – ленив я, просто страсть как работать не люблю». «А я вот… не умею врать». Слишком ленив, чтобы выбраться со дна. Говорит, что лгать не умеет, но живет обманом. И раньше жил тем, что котов в енотов перекрашивал. | Ни во что не верит. Ни о чем не мечтает. |
Сатин | Про него и про Бубнова Кривой Зоб говорит: «Коли им честно жить начать, они в три дня с голоду издохнут». Сатин лжет, когда говорит свои монологи о человеке и правде, потому что после этих высокопарных слов он не «уважает человека» в Актере. (Вспоминают монолог Сатина о правде. Один подготовленный заранее ученик читает наизусть.) Сатин претерпелся к жизни на дне и легче других ее переносит | Ни о чем не мечтает. Ни во что не верит. |
Барон | Видит только свое прошлое и живет за чужой счет… «Ты, Барон, хуже всех»… | Не мечтает и не верит |
Лука | Видит в ночлежниках плохое и хорошее, но делает ставку на их положительные стороны, так как хорошему человека, по его мнению, можно легко научить (если он из разряда людей, а не человеков). | Соединяет реальность и мечты: «Во что веришь – то и есть, во что не веришь – того нет». Считает, что без веры в себя или других жить нельзя. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы
Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1. Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2. Попытаться ...
План-конспект открытого урока и самоанализ урока по технологии в 7 классе.Часть 2..
Разработка практического урока с презентацией по теме:"Вышивка крестом.Разновидности болгарского креста".Отработка практических упражнений и закрепление пройденного материала в первой части урока по д...
План-конспект открытого урока по английскому языку в 5 классе. Тема урока: «Would You Like a Cup of Теа?»
План-конспект открытого урока по английскому языку в 5б классе. Урок проведен 21.02.2008 г. по учебнику Климентьва Т., Монк Б., “Happy English” - 5-6 кл. UNIT 9. Учитель - Багдасарян Сусанна Гео...
План-конспект открытого урока по английскому языку в 6 классе. Тема урока: «Talking about the Famous»
План-конспект открытого урока по английскому языку в 6б классе. Урок проведен 5.10.2012 г. по УМК Биболетовой М.З. и др., “Enjoy English” - 5-6 кл. UNIT 5, Section 2. Учитель - Багдасарян Сусанна...
План-конспект открытого урока по английскому языку в 8 классе. Тема урока: «Natural Disasters»
План-конспект открытого урока по английскому языку в 8а классе. Урок проведен 4.10.2010 г. по УМК Биболетовой М.З. и др., “Enjoy English” - 8 кл. UNIT 1, Section 5. Учитель - Багдасарян Сусанна Г...
План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."
1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией. ...
План -конспект открытого урока "Работа над произведениями технического плана в классе фортепиано ДМШ"
Работа над техникой в старших классах ДШИ...