Развитие творческих способностей у детей на занятиях «Изонить»
статья на тему
Развитие творческих способностей у детей на занятиях «Изонить»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tvorcheskikh_sposobnostey_u_detey_sredstvami_tekhniki.docx | 23.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие творческих способностей у детей на занятиях «Изонить»
Мир детства зависим от взрослых, которые являясь примером для подражания, обязан донести до подрастающего поколения то лучшее, что было сотворено нашими предками. Вовлечение воспитанников в художественно - творческую деятельность, которое благотворно влияет на художественно - творческое развитие ребенка с учетом его дарований.
Развитие творческого воображения играет важную роль в деятельности человека. Для того чтобы воображение достигло у взрослого человека достаточно высокой степени, необходимо его формирование уже в раннем возрасте. Благодаря возможности опережать собственные действия, воображение, включаясь в развитие ребенка, качественно преобразует его восприятие, память, мышление, интеллект и эмоции. Развиваясь в художественной деятельности ребенка, воображение проявляет себя впоследствии. Ребёнок безотчётно предпочитает рисование и игру другим видам деятельности потому, что особенность его потребностей ведёт к развитию творческого воображения.
В детском изобразительном творчестве надо особо выделить развитие главных компонентов творческого воображения: способность создавать замысел и строить образ. Особое свойство творческого воображения состоит в направленности образов в будущее.
В последнее время исследователи обращаются к изучению различных проблем руководства детским изобразительным творчеством. Одним из них называют развитие воображения для более выразительного отражения ребёнком окружающего.
Такие педагоги, как Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, А. В. Компанцева и другие говорят о необходимости пересмотра проблемы развития творчества детей в рисовании с современных позиций. Отечественные психологи (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец и другие) показали, что так называемые высшие человеческие функции (творческое воображение, произвольное внимание, логическое мышление и другие) осуществляются с помощью усваиваемых ребёнком общественных способов познания и преобразования действительности. Громадные потенциальные возможности, таящиеся в природе каждого ребенка, не проявляются сами собой, а требуют для своей реализации воспитательного воздействия, специально организованной деятельности.
Важное место в педагогике занимает художественное воспитание, тесно связанное с эстетическим воспитанием ребёнка. Знакомство с многообразием окружающего мира (люди, предметы, события, природа) формируют познавательную деятельность. Знакомясь с различными свойствами и качествами вещей, ребёнок узнает некоторые эталоны отношений к человеческим ценностям. В дальнейшем ребенок учится сопоставлять эти эталоны с продуктами собственной деятельности, действиями и поступками.
Моя деятельность с детьми в области развития творчества детей реализуется при обучении детей вышиванию в технике изонить. Это оригинальный и необычный вид рукоделия, суть которого - вышивка нитками по бумаге. Достоинства такого вида работы в том, что изображение выполняется быстро, отличается доступностью возможностью исправить работу на любой стадии, не повредив ее. Но работа эта требует точных и ловких мелких движений кисти и пальцев. Изонить расширяет представления об окружающем мире, учит внимательно вглядываться в окружающие предметы, выделять наиболее выразительные и характерные детали, основные конструктивные части, сохраняя при этом целостность восприятия объекта или композиции. Отсюда вывод: занятия изонитью способствуют развитию конструктивного мышления, творческих способностей и таких умственных умений, как анализ, синтез, абстраги-рование и обобщение.
Техника изонити требует ловких и тонких движений пальцев. Вот почему в процессе занятий рука приобретает уверенность, гибкость и точность, развивается глазомер, чувство пропорциональности (в соотнесении элементов композиции) и дизайнерское видение: умение выбрать и распределить элементы узора или сюжета, подобрать цвета и сочетание нитей, придумать выбрать и распределить элементы узора или сюжета, подобрать цвета и сочетание нитей, придумать композиционное решение изображения. Можно сказать: предлагаемый вид деятельности оказывает значительное влияние и на личностное развитие ребенка.
Работа в технике изонити формирует такие качества личности, как
настойчивость, умение доводить начатое дело до конца (последовательность и упорство в достижении поставленной цели, требующие целенаправленных волевых усилий, усидчивость и аккуратность. Развивается способность работать руками под контролем сознания, согласованность движений руки и глаза (зрительно-моторная координация, «осмысленная моторика»).
Целью занятий по изонити стало знакомство детей с новым видом художественно - творческой деятельности, всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники ручного труда как художественного способа вышивания на картоне. Исходя из цели занятий, были поставлены следующие задачи.
Обучающие:
- Знакомить детей с основными формами работы с картоном.
- Обучать приемам работы с линейкой и трафаретом.
- Формировать умения следовать устным инструкциям.
- Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д.
- Учить различать острый, прямой и тупой углы.
- Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
- Создавать композиции из углов и окружностей.
Развивающие:
- Развивать память, внимание, пространственное и логическое воображение.
- Развивать глазомер и мелкую моторику пальцев.
- Развивать художественный вкус, творческие способности и воображение детей.
- Развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к изображению в технике «Изонить».
- Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
- Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
- Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению содержать в порядке рабочее место.
Для проведения занятий я использовала методическое пособие Н. Н. Гусаровой «Рисуем нитью».
Первым шагом на пути реализации поставленных задач было изучение методической литературы, диагностика детей, привлечение сотрудников и родителей по взаимодействию в рамках предстоящей работы.
С родителями были проведены консультация "Развитие воображения в технике Изонить. Мною был разработан тематический план, который включал в себя конспекты занятий «Котик», «Закладка-ромашка», «Панно-рыбы», «Панно-цветы, «Новогодние открытки», «Пальма», «Виноград» и т. д.
Для развития творческого воображения детей при дополнении узора рисунком, я включила в перспективный план игры, развивающие творчество и воображение «Почемучка», «Волшебные кружочки», «Дорисуй фигуру», «Путешествие по облакам» и т. д. Итог каждого занятия предполагал придумывание рассказа по теме занятия.
Первые проявления творчества стали видны на первых занятиях изонити. По теме «Котик», воспитанник сказал: «Коты бывают разные, я попробую к белой нитке добавить еще и черную, он будет двух цветов».
По окончании первого года обучения учащиеся овладевают основными навыками «изонити» и знакомятся с технологией изготовления работ в этой технике. Выполняют небольшие работы по картону, бархатной бумаге.
В процессе овладения искусством изонити у детей развиваются: вкус, воля, формируются нравственные идеалы, система оценочных суждений, которые позволяют сделать поведение детей устойчивым.
За время изучения данного курса учащиеся овладевают графической техникой «изонить». Они могут самостоятельно изготовить небольшую поздравительную открытку, сувенир с использованием своей фантазии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие творческих способностей у детей на занятиях изобразительным искусством как средство развития общих способностей при формировании гармонически развитой личности"
Главным в обучении является не компьютер, а ориентация на развитие познавательных процессов, самостоятельность в выполнении творческих работ. В этом процессе главное, что каждый ребенок может вы...
Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста на занятии в мастерской "Сувенир"
В данной презентации представлена работа детского объединения "Сувенир"....
Развитие творческих способностей у детей 6 - 7 лет на занятиях изобразительной деятельностью
В данном материале освещены вопросы актуальности занятий изобразительной деятельностью детей, корреляционная зависимость творчества и человека, кратко об анализах детских рисунков, перечислены методы ...
Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста в процессе занятий квиллингом в системе дополнительного образования.
Развитие творческих способносетй у детей младшего школьного возраста в процесее занятий квиллингом.Диагностика творческих способностей у детей младшего школьного возраста...
Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья на занятиях
Мы знаем, что детям с нарушением интеллекта непросто заниматься любой деятельностью. Тем более, им сложно доводить начатое дело до конца. В связи с этим в процессе обучения и развития этих детей встае...
Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ на занятиях декоративно-прикладного искусства
Презентация...
Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ на занятиях рисования.
В статье затрагивается вопрос о развитии творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья на занятиях рисования, при помощи нетрадиционных техник рисования. Рассматривается преим...