Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ на занятиях декоративно-прикладного искусства
презентация к уроку
Предварительный просмотр:
Развитие творческих способностей у детей
с ОВЗ на занятиях декоративно-прикладного искусства
Педагог дополнительного образования
МБОУ ДО «ДДТ» г. Тарко-Сале
Мальцева Евгения Алексеевна
Согласно Конвенции по правам ребенка все дети имеют одинаковые права и равную ценность. Это означает, что любой ребенок должен иметь возможность не только получить доступное ему образование, но и развить присущие ему способности, найти способы самореализации, стать полноценным членом общества.
Основная проблема детей с ОВЗ это:
- нарушение связи с миром,
- ограниченная мобильность,
- малое общение со сверстниками и взрослыми.
Но они так же способны и талантливы, как и обычные дети и нуждаются в том, чтобы им дали возможность проявить себя и оказали поддержку.
Перед педагогами все чаще встает вопрос: как помочь детям познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно жить и взаимодействовать в нем?
В сентябре 2001 года на базе Детского дома творчества было создано объединение «Детский орден милосердия». Объединение работает по интегрированной программе «Мы вместе», социально-педагогической направленности.
Наш девиз: «Мы вместе, рядом, прочно, надежно и надолго».
Программа рассчитана на 9 лет обучения, состоит из 3 уровней. Каждый уровень рассчитан на 3 года обучения.
В программу входит 6 блоков:
1.«Организационные занятия»,
2. «Мы вместе»,
3. «Уроки милосердия»,
4. «Умельцы»,
5. «Мероприятия»,
6. «Успех каждого».
Сегодня я расскажу об одном из блоков «Умельцы»
Этот блок направлен на развитие творческих способностей детей с ОВЗ и их здоровыми сверстниками.
Цель занятий декоративно-прикладного творчества направлена на поддержание у детей уверенности в своих силах.
В начале каждого занятия я провожу пятиминутку пальчиковых игр (кинезиологические упражнения). Благодоря этим упражнениям дети включаются в творческий процесс гораздо быстрее. Формируя творческий потенциал у детей с ОВЗ путем теоретического и практического освоения в декоративно-прикладном искусстве мы повышаем эффективность обучения, развивая психомоторные, художественные и интеллектуальные возможности детей.
Я стараюсь развить в каждом ребенке творческую активность, воспитать необходимые для этого качества и создать условия, которые будут способствовать этому процессу.
Большое внимание я уделяю оценке и востребованности детского творчества – это участие в выставках, конкурсах различного уровня, изготовление подарков и сувениров.
Вместе с тем от ребят требуется, чтобы они доводили работу до конца и преодолевали определенные трудности. Занятия помогают воспитывать у детей силу воли, дисциплинированность, трудолюбие, ответственность за порученное дело. Главное, необходимо дать возможность детям реализовать свои интересы, демонстрировать способности, не боясь неудач.
Наблюдая за творческим процессом и учитывая возможности ребенка, я корректирую деятельность ребенка, помогаю ему вовремя исправить допущенные ошибки. стараюсь отмечать его личные достижения.
Во время занятий и на переменках я слежу за самочувствием ребенка, вниманием, работоспособностью. Этапы включения ребенка с ОВЗ в творческую деятельность проводятся по нарастающей и с учетом его личностных характеристик.
Занятия с детьми направлены на воспитание у детей чувства прекрасного, понимания красоты в окружающей жизни. Задание, которое дается ребенку, должно быть не только интересным, увлекательным, но и посильным. Учитывая психологические и физические особенности детей, я планирую занятие таким образом, чтобы в конце ребенок видел положительный результат своего труда.
Преодолевая страх перед новой деятельностью, новым заданием, у ребенка рождается ощущение успеха. Стараюсь, чтобы ребенок поверил в себя, в собственные силы и способности. Постоянно поддерживаю в нем оптимизм, веру в то, что он справится с выполнением задания.
Дети с ограниченными возможностями сложнее усваивают учебный материал, чем здоровые сверстники и быстрее его забывают. Поэтому, объяснения должны быть доступными, повторяю несколько раз и обязательно сопровождаю показом.
. В ходе таких занятий у детей развивается:
- мелкая моторика;
- улучшается координация движений рук;
- ребенок приобретает новый сенсорный опыт и знакомится с окружающим
миром; - развивается речь во время обсуждения;
- активизируется воображение и творческое начало.
Я чередую материалы, из которых делаем работу: ребенку важно разнообразие и тактильный контакт;
Используемые техники :
➡️Пластилинография
Чем интересна и полезна пластилинография детям.
Пластилинография - это нетрадиционная художественная техника выполнения работы, которая заключается в рисовании пластилином на картоне или любой другой плотной основе. Картина создается с помощью пластилина, при этом объекты могут быть как плоскими, так и объемными.
Лепка всегда была интересным занятием для детей. Пластилин привлекал ребят своими яркими красками, своей мягкостью и легкостью в работе, возможностью быстро что-то исправить или добавить какую-то деталь в своей поделке.
Пластилинография обладает для детей еще большей привлекательностью, потому что дети даже не подозревают, что с помощью пластилина можно не только делать разнообразные и интересные поделки, но еще и рисовать чудесные картины.
Работа над пластилиновой картиной помогает ребенку выразить эмоции, свое видение окружающего мира и свое отношение к нему, сформировать эстетический вкус, развить гибкость, координацию, мелкую моторику пальцев рук (что очень способствует развитию речи). Дети постепенно и незаметно для самого себя овладевает искусством планирования и учится всегда доводить работу до конца, потому что ему очень интересно увидеть конечный результат своего труда.
Пластилин обогащает сенсорный опыт ребенка, потому что ярко дает ощутить пластику, форму и вес. Создавая изображение с помощью данной техники, ребенок покрывает пластилином поверхность листа, скатывает и раскатывает различные формы, что помогает сделать пальцы более послушными. Дети в младшем дошкольном возрасте уже достаточно хорошо знакомы с приемами работы с пластилином: раскатывание колбасок и шариков, сплющивание, вытягивание, слепливание деталей. При знакомстве с пластилинографией дети приобретают новые навыки работы в технике размазывание пластилина тонким слоем по основе. Сюжеты для работы, предлагаемые детям, подбираются в соотношении с их особенностями и возможностями. Например, распечатать какой-нибудь несложный рисунок и предложить детям с помощью пластилинографии «оживить» его яркими деталями.
➡️Айрис-фолдинг.
Творчество в стиле айрис фолдинг сродни искусству. Но это мастерство доступно каждому и не требует талантов. Уникальные открытки, картины или книги, оформленные с применением технологии, поражают и будоражат фантазию. Легкость в освоении и простой набор материалов, используемых для работы, притягивают и детей, и взрослых. Оно не требует больших затрат и покупки дорогих и громоздких инструментов. Полученные навыки пригодятся в создании различных поделок.
- Посредством данной методики выполнения аппликации дети с удовольствием создают картины и открытки, радующие богатством цвета и объемом. Айрис фолдинг в переводе означает «радужное складывание». Понятие это связано с двумя неотъемлемыми характеристиками стиля. Во-первых, картина получается радужной и яркой, а во-вторых – ее вид напоминает радужку глаза или диафрагму фотоаппарата.
- Итак, главная особенность аппликации в этом стиле – наличие схемы, состоящей из одного квадрата, в который поочередно вписываются меньшие квадраты.
- При заполнении схемы цветными материалами на свет появляется объемная картинка, которой необходимо придать форму. Этой формой обозначается любой шаблон, например, в виде сердца, фигуры животного, листка и т. д. Шаблон-основа вырезается из плотного картона с помощью канцелярского ножа, после чего прикрепляется к самой схеме. По завершении работы изнанка закрывается другим листом картона.
- Айрис фолдинг не требует каких-либо специальных навыков и может быть осуществлен посредством готовых схем, продающихся в канцелярских магазинах и салонах творчества или на просторах интернета. Кроме того, схемы можно нарисовать собственноручно, вооружившись листком в клетку, линейкой и ручкой.
Достоинства айрис фолдинга для развития детей:
- закрепление навыков обращения с ножницами;
- развитие аккуратности;
- развитие вкуса и умения сочетать в работе различные цветовые гаммы;
- развитие мелкой моторики;
- воспитание чувства прекрасного и развитие фантазирования;
- развитие навыков работы с различными материалами, в том числе и природными;
- закрепление навыков счета.
➡️Джутовая филегрань.
Это искусство создания из клея и джута ажурных и невероятно красивых изделий и предметов декора. Данная техника доступна всем так как не требуется ни специального образования, ни особых инструментов.
В данной технике можно изготовить светильники, панно, шкатулки, украшения и многое другое.
Основным материалом служит шпагат из джута.
Джут или джутовый шпагат - это натуральный материал из льна. Он имеет сероватую окраску разных оттенков и толщины. Джутовый шпагат скручен из двух или нескольких нитей, слегка лохматится.
В основном используется в бытовых целях. Структура джутового шпагата такова, что позволяет выкладывать узор из элементов и линий любой конфигурации.
Для каждого изделия подбирается джутовый шпагат необходимой толщины. Чем тоньше джут тем изделие тоньше и изящнее. Можно тонкий джут выкладывать на рисунке в две нитки.
В основном для изготовления изделий используются одни и теже инструменты и материалы. Для занятий не требуется никаких особых условий деятельности.
Сначала необходимо научиться выкладывать из джута несложные завитки, а уж затем на их основе получится реализовывать любые фантастические узоры. Все что необходимо, можно найти в каждом доме или подкупить в хозяйственных и в канцелярских магазинах.
Занятия джутовой нитью развивают мелкую моторику рук, пространственную ориентировку, внимание, способствуют сосредоточенности, учат аккуратности, терпению, настойчивости в достижении цели, а так же являются средством эмоционально-эстетического воспитания и развития детей.
Инструменты и материалы
• Шпагат из джута;
• Клей «Мастер»;
• Ножницы;
• Пинцет;
• Линейка, лист бумаги, карандаш, папка-файл;
• Полубусины для декорирования.
Элементы простые по форме, но являются основными при наборе любого рисунка и могут быть разными по размеру, иметь более или менее изогнутую форму. Каждый элемент делается из отдельного отрезка джута, из чередования или повторения данных элементов можно много разных ажурных рисунков.
➡️Шитье из фетра
Все вещи, изготовленные своими руками с любовью и заботой, имеют сильный позитивный заряд и наделены огромной положительной энергией. Любой вид рукоделия, с точки зрения психологов, позитивно влияет на психику человека. Занятие творческим рукоделием приносит пользу и детям, и взрослым.
Знакомство ребенка с рукоделием лучше всего начать с такого материала, как фетр. Выбор в пользу этого материала обусловлен тем, что
Это отличная фактура, обильный ассортимент, цветовое разнообразие, нет необходимости обрабатывать концы изделия, фетр не сыпется на разрезе. Это безопасный, прочный, теплый и приятный на ощупь материал, который очень удобен в использовании при изготовлении игрушек.
Фетр - материал для детского творчества
Самым важным в фетре является огромный потенциал для сенсорного развития ребенка. Окружающий мир входит в сознание ребенка лишь через дверь органов чувств – зрение, слух, осязание, вкус и обоняние. Фетра способен одновременно активизировать различные каналы восприятия ребенка, включенные в игровую деятельность:
- кинестетический - разнообразные тактильные ощущения от прикосновения с фактурой фетра (различная толщина, шероховатость, мягкость/жесткость);
- визуальный - изучение цвета, знакомство с формой и размером с помощью фетровой игрушки;
- аудиальный - сопровождение игровых действий с фетровой игрушкой речью и изменением голоса (громкость, паузы, интонации).
Занимаясь с фетром ребенок:
- развивает мелкую моторику (развитие мелкой моторики напрямую связано с успешным умственным развитием малыша);
- формирует усидчивость;
- воспитывает терпение;
- развивает творческое мышление;
- приносит радость от общения с родителями (с взрослыми людьми).
Творчество – постоянный спутник детства. Занятия творчеством является едва ли не самым интересным видом творческой деятельности обучающихся с проблемами в развитии. Хочу закончить свое выступление словами советского педагога-новатора, детского писателя, создателя педагогической системы, основанной на признании личности ребенка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования Василия Александровича Сухомлинского «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие творческих способностей у детей на занятиях изобразительным искусством как средство развития общих способностей при формировании гармонически развитой личности"
Главным в обучении является не компьютер, а ориентация на развитие познавательных процессов, самостоятельность в выполнении творческих работ. В этом процессе главное, что каждый ребенок может вы...
Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ посредством музыкального искусства.
Дети с ограниченными возможностями – это особая категория, которая имеет узкий круг общения, в то время как рядом существует большой, красивый мир. И мне как учителю музыки важно пом...
Применение технологии коллективно творческого дела (автор И.П. Иванов) на занятиях декоративно- прикладного творчества
Коллективное творческое дело - это одновременно и традиционная, и инновационная педагогическая технология, основанная на активных формах обучения и интерактивных методах, т.к. постоянно идёт взаимодей...
Развитие творческих способностей учащихся c ОВЗ на кружковых занятиях по декоративно-прикладному искусству
Основной целью работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в объединениях дополнительного образования, как я считаю, является формирование у них позитивных установок на преодоление имеющихс...
Доклад по теме самообразования: «Декоративно-прикладное творчество как средство развития творческих способностей у детей»
Доклад предварительной работе по теме самообразования: «Декоративно-прикладное творчество как средство развития творческих способностей у детей»...
Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ на занятиях рисования.
В статье затрагивается вопрос о развитии творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья на занятиях рисования, при помощи нетрадиционных техник рисования. Рассматривается преим...
Презентация на тему: "Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ с помощью дистанционных видео мастер-классов по декоративно-прикладному творчеству"
Презентация на тему: "Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ с помощью дистанционных видео мастер-классов по декоративно-прикладному творчеству"...