Развитие творческих способностей у детей 6 - 7 лет на занятиях изобразительной деятельностью
статья по теме
В данном материале освещены вопросы актуальности занятий изобразительной деятельностью детей, корреляционная зависимость творчества и человека, кратко об анализах детских рисунков, перечислены методы художественно - эстетического воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_izo.docx | 36.08 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
Именно через творческую деятельность человек передает свои эмоции и переживает эмоции другого, может создать неповторимое, постоянно развивается и совершенствуется, усложняя себе творческие задачи, находится в поиске гармонии. Изобразительное искусство – один из видов творчества. Очень важно с малых лет знакомить ребёнка с языком прекрасного, формировать его созидательное отношение к миру.
Развитие художественно-изобразительных способностей у детей – сложный и длительный процесс. Об этом написано много ценных в методическом отношении научных работ и статей. Однако сегодня появилась необходимость изучить имеющийся опыт с современной позиции и актуализировать некоторые проблемы. Связано это, прежде всего с тем, что в настоящее время на занятиях изобразительной деятельностью ведущую роль занимает интегрированный подход, происходит тяготение к синтезу, синкретизму искусств. Также набирают силу аспекты творческого экспериментирования и арт-терапевтического подхода. Большое значение имеет личностно-ориентированное отношение между педагогом и дошкольником.
Что такое «творчество», «творческий процесс»? Если обратиться к толковому словарю Ожегова А. И.: «Творчество – это создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей.
Выготский Л. С. в своём труде: « Воображение и творчество в детском возрасте» раскрывает корреляционную зависимость творчества и человека. Каждый способен воспроизводить действия, подражать, приспосабливаться и также может вести творческую деятельность, основанную на воображении, то есть приспосабливать, видоизменять. Существует версия определения понятия «талантливый человек» – это тот, кто видит существование, наличие проблемы, трудности. Талантливый человек пытается её решить, преодолеть и так в его голове возникают образы, идеи, фантазии. На основе своего жизненного опыта, он воображает пути решения проблемы, ищет целиком подходящий и одновременно самый простой путь.
Сакулина Н. П. подчёркивает тезис: обучение не препятствует развитию творчества, а способствует его прогрессивному становлению.
Комарова Т. С. делает вывод: «Обучение и самостоятельная художественно-творческая деятельность детей органически взаимосвязаны друг с другом, влияют друг на друга и поддерживают одна другую».
Злотников В. Г. утверждает связь между познанием и воображением, практической деятельностью и психическими процессами, которая порождает продукт – произведение искусства.
Важно, что хорошее, правильное владение простым карандашом, кистью, восковыми мелками, фломастерами, пастелью и некоторыми навыками, техниками рисования свидетельствует о высоком развитии мелкой моторики пальцев рук, что непосредственно связано с работой головного мозга, ведь именно головной мозг координирует работу рук. Систематическое развитие мышц пальцев рук благоприятно влияют на обучение ребёнка в школе.
Ушинский К. Д. отмечал, что человеческое воображение не может создать что-то совершенно новое, так как мы можем представить себе только то, что уже имелось в памяти. Наличие часто только монотипных рисунков говорит об узости кругозора, малом жизненном опыте малыша и медленном развитии познавательного, произвольного интереса. Запоздалое развитие познавательного интереса может неблагоприятно повлиять на дальнейшее обучение в школе юного гражданина – необходимо обогащать и поощрять зачатки его любознательности.
Формирование полноценной, гармоничной, эстетически развитой личности должно происходить всесторонне под наблюдением профессиональных работников, учитывая психические, физиологические, возрастные особенности ребёнка.
Средства эстетического воспитания имеют положительное влияние в комплексном применении. В частности: рисование под музыку, рисование музыки, запечатлеть четверостишие. Большое значение имеет и вернисаж, мини - выставка и обсуждение работ в группе, с комментариями воспитателя.
Методы обучения – это целенаправленная система действий педагога, которая организует благоприятную практическую и познавательную деятельность воспитанников. При выборе метода обучения педагогу необходимо учитывать основные задачи предстоящего занятия, его специфику, возраст детей и их уровень владения изобразительной деятельностью.
Авторы пособия Солнцева О. В. и Гогоберидзе А. Г. предлагают современные методы художественно - эстетического воспитания:
- информационно – рецептивный, который включает в себя рассматривание, наблюдение, обследование объекта рисования, беседу;
- репродуктивный метод – упражнения, повторение усвояемого процесса;
- эвристический – поиск самобытных решений в создании работы.
Схожие методы рекомендует Комарова Т. С., но добавляет
- исследовательский метод – применяется в случаях, когда педагог побуждает детей к выполнению творческого задания, при этом руководит замыслом работы;
- проблемное изложение – создание проблемных ситуаций под руководством учителя, побуждение к активной самостоятельной деятельности воспитанников для её разрешения.
Выбор методов и приемов художественного развития детей осуществляется в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей, поставленных задач обучения, воспитания и развития.
В настоящее время эстетическому воспитанию подрастающего поколения уделяется большое внимание на всех ступенях образовательного процесса. Методом проб и ошибок, сомнений и поисков доказательств выявляется неоспоримая система, казалось бы, неподчиняющегося правилам и законам мира изобразительного искусства.
В 6-7 возрасте для ребёнка всё происходящее интересно, является открытием, если взрослый компетентно вмешивается в жизнь юного исследователя, то его отношение к окружающему останется конструктивным, пытливым и в будущем.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие творческих способностей у детей на занятиях изобразительным искусством как средство развития общих способностей при формировании гармонически развитой личности"
Главным в обучении является не компьютер, а ориентация на развитие познавательных процессов, самостоятельность в выполнении творческих работ. В этом процессе главное, что каждый ребенок может вы...
Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста на занятии в мастерской "Сувенир"
В данной презентации представлена работа детского объединения "Сувенир"....
«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-театрализованную деятельность»
Актуальность проблемы развития творческих способностей детей дошкольного возраста через музыкально-театрализованную деятельность Одной из важнейших проблем современности является гуманизац...
Развитие творческих способностей у детей на занятиях «Изонить»
Развитие творческих способностей у детей на занятиях «Изонить»...
Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста в процессе занятий квиллингом в системе дополнительного образования.
Развитие творческих способносетй у детей младшего школьного возраста в процесее занятий квиллингом.Диагностика творческих способностей у детей младшего школьного возраста...
Программа самообразования (на 2016-2019г.г.) «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у детей старшего школьного возраста»
laquo;Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у детей старшего школьного возраста»...
Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья на занятиях
Мы знаем, что детям с нарушением интеллекта непросто заниматься любой деятельностью. Тем более, им сложно доводить начатое дело до конца. В связи с этим в процессе обучения и развития этих детей встае...