Тип темперамента и его психологическая характеристика
статья (5 класс) на тему
Статья посвящена характеристике и определению типов темперамента .Материал статьи полезен как педагогам , так и родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Текст опросника по определению типа темперамента | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТОВ И ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Под темпераментом следует понимать индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и в своей взаимной связи характеризуют тип темперамента. Конкретные проявления типа темперамента многообразны. Они не только заметны во внешней манере поведения, но словно пронизывают все стороны психики, существенно проявляясь в познавательной деятельности, сфере чувств, побуждения и действиях человека, а также в характере умственной работы, особенностях речи и т. п.
В настоящее время наука располагает достаточным количеством фактов, чтобы дать полную психологическую характеристику всех типов темперамента по определенной стройной программе. Однако для составления психологической характеристик традиционных 4 типов обычно выделяют следующие основные свойства темперамента:
Сензитивность определяется тем, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психической реакции человека, и какова скорость возникновения этой реакции. Реактивность характеризуется степенью непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействий одинаковой силы (критическое замечание. обидное слово, резкий тон - даже звук). Активность свидетельствует о том, насколько интенсивно (энергично человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия в достижении целей (настойчивость, целенаправленность, сосредоточение внимания).
Соотношение реактивности и активности определяет, от чего в большей степени зависти деятельность человека: от случайных внешних или внутренних обстоятельств, настроения, случайные события) или от целей, намерений, убеждений.
Пластичность и ригидность свидетельствуют, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям (пластичность) или насколько инертно и косно его поведение.
Экстраверсия, интроверсия определяет, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека - от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверт), или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверт).
Учитывая все перечисленные свойства. Я. Стреляу дает следующие психологические характеристики основных классических типов темперамента:
САНГВИНИК. Человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у него уравновешены. Он живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. По незначительному поводу он хохочет, а несущественный факт может его рассердить. По его лицу легко угадать его настроение, отношение к предмету или человеку. У него высокий порог чувствительности, поэтому он не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей.
Обладая повышенной активностью и будучи очень энергичным и работоспособным, он активно принимается за новое дело и может долго работать не утомляясь. Способен быстро сосредоточится, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость. быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Высокая пластичность проявляется в изменчивости чувств, настроений, интересов и стремлений.
Сангвиник легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке. Без усилий не только переключается м одной работы на другую, но и переучивается,. овладевая новыми навыками. Как правило он в большей степени откликается на внешние впечатления, чем на субъективные образы и представления о прошлом и будущем, экстраверт.
У сангвиника чувства легко возникают, легко сменяются. Легкость с какой у сангвиника образуются и переделываются новые временные связи, большая подвижность стереотипа, отражается также в умственной подвижности сангвиников, обнаруживают некоторую склонность к неустойчивости.
ХОЛЕРИК . Как и сангвиник отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Но у холерика реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он необуздан, несдержан, нетерпелив. Вспыльчив. Он менее пластичен и более инертен. Чем сангвиник. Отсюда - большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания, он скорее экстраверт.
ФЛЕГМАТИК обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить и опечалить - когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым. При больших неприятностях остается спокойным.
Обычно у него бедная мимика, движения невыразительны и замедлены, так же, как речь. Он ненаходчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления, интроверт. недостатком флегматика является его инертность, малоподвижность.
Инертность сказывается и на косности его стереотипов, трудности его перестройки. Однако это качество, инертность, имеет и положительное значение, содействует основательности постоянству личности.
МЕЛАНХОЛИК Человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, движения бедны.
Обычно он неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Меланхолик неэнергичен, ненастойчив, легко утомляется и мало работоспособен. Ему присущее легко отвлекаемое и неустойчивое внимание и замедленный темп всех психических процессов. Большинство меланхоликов - интроверты. Меланхолик застенчив, нерешителен, робок. Однако в спокойной привычной обстановке меланхолик может успешно справляться с жизненными задачами. Можно считать уже твердо установленным, что тип темперамента у человека врожденный, а от каких именно свойств его врожденной организации он зависит, еще до конца не выяснено.
ТЕМПЕРАМЕНТ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Динамические черты личности человека выступают не только во внешней манере поведения, не только в движениях - они проявляются и в умственной сфере, в сфере побуждения, в общей работоспособности. Естественно, особенности темперамента сказываются в учебных занятиях и в трудовой деятельности. Но главное заключается в том, что различия по темпераментам - это различия не по уровню возможности психики, а по своеобразию ее проявлений.
Установлено отсутствие зависимости между уровнем достижений, т. е. конечным результатом действий, и особенностями темперамента, если деятельность протекает в условиях, которые можно определить как нормальные. Таким образом, независимо от степени подвижности или реактивности индивида в нормальной ситуации результаты деятельности в принципе будут одинаковыми, поскольку уровень достижений будет зависеть главным образом от других факторов, в особенности от уровня мотивации и способностей.
Вместе с тем исследования, устанавливающие эту закономерность, показывает, что в зависимости от темперамента изменяется способ осуществления самой деятельности. В зависимости от особенностей темперамента люди различаются не конечным результатом действий, а способом достижения результатов.
Были проведены исследования с целью установить зависимость между способом выполнения действий и особенностями темперамента. В этих исследованиях рассматривался индивидуальный стиль деятельности как путь к достижению результатов или способ решения определенной задачи, обусловленной главным образом типом нервной системы.
Результаты исследований подавляющего большинства авторов, независимо от особенностей исследуемых групп и экспериментальных ситуаций, в которых изучался типичный для данных индивидов способ выполнения действий, показывают, что именно тип нервных процессов, оказывает существенное влияние на формирование определенного стиля деятельности. Перед сангвиником следует непрерывно ставить новые, по возможности интересные задачи, требующие от него сосредоточенности и напряжения. Необходимо постоянно включать его активную деятельность и систематически поощрять его усилия.
Флегматика нужно вовлечь в активную деятельность и заинтересовать. Он требует к себе систематического внимания. Его нельзя переключать с одной задачи на другую. В отношении меланхолика недопустимы не только резкость, грубость, но и просто повышенный тон, ирония. Он требует особого внимания, следует вовремя хвалить его за проявленные успехи, решительность и вол. Отрицательную оценку следует использовать как можно осторожнее, всячески смягчая ее негативное действие. Меланхолик - самый чувствительный и ранимый тип с ним надо быть предельно мягким и доброжелательным.
От темперамента зависит, каким способом человек реализует свои действия, но при этом не зависит их содержательная сторона. Темперамент проявляется в особенностях протекания психических процессов. Влияя на скорость воспоминания и прочность запоминания, беглость мыслительных операций, устойчивость и переключаемость внимания.
ТЕМПЕРАМЕНТ И ХАРАКТЕР
Темперамент надо строго отличать от характера. Темперамент ни в коей мере не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения интересы и т. п. ), не определяет ценность личности или предел возможных для данного человека достижений. Он имеет лишь отношение к динамической стороне деятельности.
Хотя темперамент, не может определять отношений личности, ее стремлений, и интересов, ее идеалов, т. е. всего богатства содержания внутренней жизни человека, однако характеристика динамической стороны имеет существенное значение для понимания сложного образа поведения человека, характера человека.
То, насколько человек проявляет уравновешенность в поведении, гибкость, динамичность и экспансивность в реакциях, говорит о качественных особенностях личности и ее возможностях, определенным образом складывающихся на трудовой и общественной деятельности индивида. Таким образом, темперамент не является чем-то внешним в характере человека. а органически входит в его структуру. Жизненные впечатления. воспитание и обучение на естественной основной ткани темперамента - типе высшей нервной деятельности- постепенно ткут узоры.
Отношение личности, ее убеждения, стремления, сознание необходимости и долга позволяют преодолевать одни импульсы, тренировать другие, чтобы организовать свое поведение в соответствии с общественными нормами. Темперамент не определяет путь развития специфических особенностей характера, темперамент сам преобразуется под влиянием качеств характера. Развитие характера и темперамента в этом смысле является взаимообусловленным процессом.
Как определить свой тип темперамента? Данный тест поможет определить к какому типу темперамента вы относитесь.
Ни про один темперамент нельзя сказать, что он «хороший» или «плохой». Поэтому твоя задача — не пытаться изменить свой темперамент (это невозможно), а грамотно использовать его положительные стороны и постараться нейтрализовать отрицательные проявления.
Кроме того, ни одному человеку не присущ какой-либо тип темперамента в чистом виде. Обычно это смесь различных типов, но какой-то все-таки преобладает. Постарайся определить, какой тип темперамента преобладает у тебя.
Предлагаем тебе пройти небольшой тест.
Отмечай около каждого утверждения: + (соответствует тебе) или - (не соответствует).
Текст опросника
1. Ты неусидчива.
2. Ты вспыльчива и импульсивна.
3. Обычно ты нетерпелива.
4. Ты инициативна и решительна.
5. Ты упорна и даже упряма.
6. Ты находчива, быстро ориентируешься в споре.
7. Ритм твоей деятельности неравномерный, скачкообразный.
8. Ты любишь рисковать.
9. Ты легко прощаешь обиды.
10. Твоя речь отличается быстротой и эмоциональностью.
11. Ты часто страдаешь от своей неуравновешенности.
12. Ты не терпишь ничьих недостатков.
13. Тебя привлекает все новое.
14. У тебя часто меняется настроение.
15. Ты веселый и жизнерадостный человек.
16. Ты всегда собранна, и энергия бьет ключом.
17. Ты часто бросаешь начатое дело на полпути.
18. Ты не всегда правильно оцениваешь свои силы.
19. Твои интересы и увлечения часто меняются.
20. Ты легко привыкаешь к новым обстоятельствам.
21. Тебе не трудно отвлекаться от своих дел, и ты быстро разбираешься с чужой проблемой.
22. Кропотливый труд, требующий терпения, не для тебя.
23. Ты общительна и отзывчива.
24. У тебя внятная и громкая речь.
25. У тебя отличное самообладание, и ты не паникуешь даже в сложных ситуациях.
26. Ты легко засыпаешь и быстро просыпаешься.
27. Тебе трудно сосредоточиться и принять обдуманное решение.
28. Ты рассеянна и невнимательна.
29. Ты сдержанна и хладнокровна.
30. Ты последовательна в словах.
31. Ты осторожна и рассудительна.
32. Тебе свойственна выдержка, ты умеешь выжидать.
33. Ты не слишком разговорчива и не любишь пустой болтовни.
34. У тебя размеренная и спокойная речь.
35. Ты правильно распределяешь свои силы и никогда не выкладываешься полностью.
36. Ты планируешь свои дела придерживаешься четкого режима дня.
37. Ты спокойно воспринимаешь критику.
38. Тебе трудно с ходу переключиться на другую деятельность.
39. У тебя ровные, хорошие отношения с людьми.
40. Ты аккуратна даже в мелочах.
41. Тебе сложно приспособиться к новой обстановке.
42. Ты очень медлительна.
43. Ты застенчива.
44. Новая обстановка приводит тебя в замешательство.
45. Ты не уверена в себе, в своих силах.
46. Одиночество тебя не тяготит.
47. Неудачи и неприятности надолго выбивают тебя из колеи.
48. В сложные жизненные периоды ты замыкаешься в себе.
49. Ты не слишком вынослива, быстро устаешь.
50. У тебя тихая, иногда невнятная речь.
51. Ты автоматически перенимаешь черты характера собеседника и его манеру говорить.
52. Ты очень впечатлительна и чувствительна.
53. У тебя завышенные требования к себе и окружающему миру.
54. Тебе присущи некоторая мнительность и подозрительность.
55. Тебя легко обидеть.
56. Тебе приятно, когда окружающие тебе сопереживают.
Ну что, ответила на вопросы? Давай тогда разберемся с результатами теста.
В тесте 4 группы вопросов, в каждой группе 14 утверждений. В первой группе (с 1 по 14 утверждение) дается описание холерика. Во второй группе (с 15 по 28 утверждение) — характеристика сангвиника. В третьей группе (с 29 по 42 утверждение) — портрет флегматика. В четвертой группе (с 43 по 56 утверждение) — описание меланхолика.
Если в какой-то из групп ты получила больше 10 плюсов, то этот тип темперамента у тебя преобладает. Если количество плюсов — 5-9, то эти черты выражены у тебя в значительной мере. И если положительных ответов меньше 4, то черты такого типа темперамента у тебя слабо выражены.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическая характеристика учащихся классов КО. Практические рекомендации.
В перзентации изложен материал о том, как продуктивно организовать работу с детьми с особыми образовательными потребностями, для лучшего усвоения ими учебного материала....
Психологическая характеристика одаренного ребенка
Одаренные дети являются уникальным явлением в социальном мире. Как отмечают многие педагоги, одаренные дети отличаются не только хорошими способностями к каким-либо видам дея...
Урок-мастерская по литературе на тему "Мастерство Л.Н.Толстого в использовании интерьера как средства психологической характеристики героя"
Материалы урока-мастерской позволяют совершенствовать навыки анализа текста, учиться писать сочинение-рассуждение....
Формирование групповой сплоченности команды, обусловленное индивидуальными психологическими характеристиками игроков.
В моем материале рассказано, как влияют психологические характеристики игроков в баскетболе на групповую сплоченность команды. А так же даны методические разработки по повышению групповой сплоченности...
Психологическая характеристика класса
В помощь учителю предлагается вариант характеристики класса...
Возрастные особенности и психологические характеристики поведения учащихся СКК
Семинар-практикум для педагогов работающих в СКК " Возрастные особенности и психологические характеристики поведения учащихся СКК"...
Психологическая характеристика пятиклассников
Психологическая характеристика, особенности и задачи развития учащихся 5 класса....