Психологическая характеристика пятиклассников
материал (5 класс) на тему
Психологическая характеристика, особенности и задачи развития учащихся 5 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psikhologicheskaya_kharakteristika_uchashchikhsya_5_klassa.docx | 16.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Известно, что возрастные периоды развития детей связаны с определенными новообразованиями, и когда на одной из возрастных ступеней нарушаются нормальные условия развития, то возникает необходимость недостатков предшествующего периода.
Возраст детей пятого класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным приобретением чувства взрослости – главного личностного новообразования младшего подростка.
Под развитием взрослости понимается становление готовности ребенка к жизни в обществе взрослых в качестве полноценного и равноправного участника. Взрослость может проявляться в учении, труде, отношениях с товарищами или взрослыми, во внешнем облике и поведении. Социально-моральная взрослость выражается в отношениях со взрослыми – в фактах серьезного участия подростка в заботах о благополучии семьи и ее членов, в систематической помощи взрослым и даже их поддержке, в участии в жизни семьи уже на правах взрослого человека. Социально-моральная взрослость в отношениях со взрослыми и товарищами выражается в наличии у подростка собственных взглядов, оценок, в их защите и отстаивании, в определенности морально-этических представлений, суждений и соответствии им поступков.
Взрослость в интеллектуальной деятельности и интересах характеризуется наличием у подростков элементов самообразования, но она проявляется на разном содержании. Многие ребята отличаются самостоятельностью в усвоении знаний не только по школьной программе, но и за ее пределами.
Взрослость подростков в романтическом отношении со сверстниками другого пола выражается не столько в факте существования взаимных симпатий, сколько в форме, в которую выливаются эти отношения. Именно форма отношений усваивается подростками от взрослых. Это подтверждается тем, что они назначают друг другу свидания и развлекаются, как взрослые: ездят в парк и за город, устраивают вечеринки, танцуют дома и даже в общественных местах.
Взрослость во внешнем облике и манере поведения – результат прямого подражания подростков страшим. Это выражается в заботе о сходстве своего внешнего облика с обликом взрослых. Подростки следуют моде в одежде и прическе, усваивают взрослую манеру ходить и разговаривать, считая непременным атрибутом взрослости употребление вульгарных выражений и модных выражений и модных словечек, мальчики начинают курить.
Помимо чувства взрослости у пятиклассников существует тенденция к взрослости – стремление казаться и считаться взрослыми. Для этих ребят чрезвычайно важно признание окружающими того, что они уже не маленькие. Неудовлетворенность подростков отношением взрослых выражается в обидах и всевозможных формах протеста, начиная от грубости, непослушания и кончая противопоставлением себя взрослым или ухода от общения со сверстниками. Условиями формирования чувства взрослости и тенденции к взрослости является как авторитарная система воспитания, регламентация всего поведения и опека, так и значительная свобода и самостоятельность.
Самостоятельность детей может проявляться в учебе, отношениях с товарищами, выполнении домашних обязанностей, использование свободного времени, в любимых занятиях. Она бывает различной как по объему, так и по существу. Во-первых, она может быть действительной и формальной; во-вторых, вызываться сложившимися обстоятельствами в семье или предоставляться ребенку взрослыми. Так, самостоятельность в учении может быть действительной или существовать в виде «свободы в учении», например при отсутствии контроля в семье. Самостоятельность во взаимоотношениях с товарищами, в занятиях и использовании свободного времени может быть, с одной стороны, предоставлена ребенку взрослыми и выражать доверие к нему, а с другой стороны, быть результатом отсутствия достаточного контроля за этой стороной жизни ребенка.
Самостоятельность в выполнении поручений родителей бывает формальной, когда отдельные поручения исполняются при постоянной опеке и контроле, и подлинной, когда в семье существует некоторое разделение труда, без мелочной опеке и контроля, в чем выражается доверие ребенку. Самостоятельность ребенка в любимых занятиях имеет разные смысл: один – при довольно безразличном отношении взрослых и другой – при активном содействии и уважении к его делу.
Путь осознания себя очень сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и в первую очередь – от семьи, от родителей. Внешне это отчуждение зачастую выражается в негативизме – стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда такое количество конфликтов со взрослыми. При этом негативизм – первичная форма механизма отчуждения, она же является началом поиска подростком собственной уникальности, познания собственного «Я». Этому же способствует и ориентированность подростков на установление доверительно-дружеских отношений со сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, нравственные ценности. Познание «Другого», похожего на меня, дает возможность как в зеркале увидеть и понять свои собственные проблемы. Именно в силу психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таим образом, постепенно меняются приоритеты и в стенах школы. Умственная активность подростка высока, но способности будут развиваться только в деятельности, вызывающей положительные эмоции; успех (или неуспех) существенно влияют на мотивацию учения. Оценки играют важную роль в этом: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противоположном случае неизбежен внутренний дискомфорт, и даже конфликт. Для большинства детей, испытывающих трудности в обучении и поведении, характерны частые конфликты, агрессивность, стремление обвинить окружающих, нежелание и неумение признать свою вину, доминирование защитных форм поведения и неспособность конструктивно разрешить конфликт.
Насколько легко и быстро младший подросток приспособится к условиям средней школы, зависит не только и не столько от его интеллектуальной готовности к обучению. Важно, чтобы были сформированы умения и навыки, определяющие успешность адаптации:
- умение осознавать требования учителя и соответствовать им;
- умение устанавливать межличностные отношения с педагогами;
- умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы;
- навыки общения и достойного поведения с одноклассниками;
- навыки уверенного поведения;
- навыки совместной (коллективной) деятельности;
- навыки самостоятельного решения конфликтов мирным путем;
- навыки самоподдержки;
- навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей.
Итак, при наличии всех этих умений и навыков возможно решение основных задач развития пятиклассников:
- Овладение базовыми школьными знаниями и умениями;
- Формирование умения учиться в средней школе;
- Развитие учебной мотивации, формирование интересов;
- Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;
- Формирование умения добиваться успеха и правильно относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе;
- Формирование представления о себе как об умелом человеке с большими возможностями развития.
Родительские собрания. 5 класс/Авт.-сост. О.В.Дюкина. – М.: ВАКО, 2014. – 256 с. – (Учебный год)- стр.16-19
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологические советы пятиклассникам и их родителям
Начало 5 класса - довольно непростое время для школьников, это адаптационный период, когда и детям и родителям нужна наша профессиональная помощь и поддержка. Здесь некоторые рекомендации ...
Возрастные психологические особенности пятиклассников.
Статья "Возрастные психологические особенности пятиклассников"....
Тренинг социально-психологической адаптации пятиклассников
Профилактика и коррекция факторов риска социально-психологической адаптации младших школьников к образовательной среде школы...
Возрастные психологические особенности пятиклассников
Возрастные психологические особенности пятиклассников.Валентина ЗАЙЦЕВА,профессор10 советов родителям подростковСоветы школьного психолога родителям подростка Что, в отличие от взрослых, ни...
Возрастные психологические особенности пятиклассников.
Возрастные психологические особенности пятиклассников....
Психологическая адаптация пятиклассников с введением ФГОС.
Психологическая адаптация пятиклассников с введением ФГОС. Слайд №2«Личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем как она это делает» Ф.ЭнгельсЧто ощущает ребенок (ученик...
Возрастные психологические особенности пятиклассников.
Психологические особенности пятиклассников....