Этот трудный возраст
статья

Елена Алексеевна Миронова

Многие родители говорят о подростковом возрасте со страхом и тревогой. Конечно, это сложный период и для самих подростков и для их родителей. Именно в это время во многих семьях конфликты становятся частью повседневной жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Многие родители говорят о подростковом возрасте со страхом и тревогой. Конечно, это сложный период и для самих подростков и для их родителей. Именно в это время во многих семьях конфликты становятся частью повседневной жизни.

Обострение отношений в первую очередь связано с особенностями подросткового возраста.

 Юноши и девушки, так или иначе, сталкиваются с одинаковыми проблемами: взаимоотношения с родителями, сверстниками, учителями, трудности в учебе, одиночество, первая любовь, выбор профессии.

Для всей семьи это трудное время.  Некоторые подростки уже достигли половой зрелости, другие находятся в середине процесса созревания. Сказывается закон неравномерности индивидуального развития. Так же неравномерно происходит и умственное, социальное, нравственное развитие. Не совпадают эти развития в различных жизненных сферах. Ребенок может быть вполне взрослым физически, но умственно и социально оставаться подростком. Подростковый возраст — трудное время и для детей, и для родителей. И не известно еще, кому труднее. Родители не знают, как себя вести с повзрослевшими чадами: запрещать или разрешать, а вчерашние дети пытаются самоутвердиться любыми способами. Этот период не зря считается самым конфликтным. В подростковый период происходит переоценка ценностей, осознание себя как личности, формируются собственные взгляды на жизнь. Повзрослевший ребенок борется за свою свободу с отчаяньем юношеского максимализма: скандалами, сигаретами, алкоголем, уходом из дома. На самом деле ему нужна не столько сама свобода, сколько признание права самому принимать решения. Поэтому главный совет родителям подростков — уважайте в своих детях взрослых людей и конфликтов в вашей семье будет намного меньше.

Анкетирование, проведенное в одной из школ, говорит об этом. Результаты представлены в таблице.

Вопросы анкеты                                          Ответы детей

1.

Как вы разговариваете со своими родителями?

На высоких нотах и это стало привычным явлением (д);

Радостно, общительно, хорошо (м);

Стараюсь быть уравновешенным(м);

Ласково, нежно (д);

С нормальной интонацией (д);

Не перебиваю (д);

Я слушаю их и пытаюсь их понять (м);

Плохо (д);

Хорошо, не на повышенных нотах (м);

Спокойно (м);

Иногда плохо, хорошо (м);

Стараюсь вежливо, но не всегда получается (д);

Грубо, агрессивно (м,м)

2.

Всегда ли родители вас понимают?

Не всегда – 16

Почти всегда – 4

Всегда- 8

3.

Почему у вас возникают конфликты с родителями?

Как вы думаете, кто виноват в этих конфликтах?

Конфликты по мелочам; возникают, когда спорим; не понимают меня; мой переходный возраст; учусь плохо; не принимают мое мнение, упрямство;  нет общих тем;

Родители-7

Я -17

4.

Почему родители не всегда выполняют ваши желания?

Должны ли они выполнять все ваши желания?

Не могут и не должны;

выполняют, но по мере надобности;

 родители не феи;

не хотят избаловать меня;

не позволяют средства;

нет, сегодня хочу одного, а завтра другого;

у меня все есть, не должны;

финансовые проблемы

5.

Как, по-вашему, вы не обижаете ваших родителей?

А они вас?

Родители обижают:6

Дети обижают:12

6.

Хотел бы ты, чтобы твоя семья напоминала семью ваших родителей?

Да – 21

Нет - 7

Подростку, переживающему один из самых сложных и острых возрастных кризисов, в большей мере свойственен внутриличностный конфликт, к которому приводят споры с самим собой, самопознание, самоутверждение и самореализация. Внутриличностный конфликт может возникнуть при низкой удовлетворенности жизнью, друзьями, учебой, отношениями со сверстниками, малой уверенностью в себе и близких людях, из-за стрессов.

Кроме внутриличностного конфликта, подросток сталкивается с различными ситуациями и проблемами, которые приводят его к другим конфликтам:

- межличностный конфликт возникает при общении людей с различными взглядами, целями и характерами, которым сложно ладить друг с другом;

- конфликт между личностью и группой возникает, если личность занимает позицию, отличающуюся от позиций группы, например, весь класс срывает урок, а один подросток остается в классе — его отношения с классом будут конфликтными, так как он идет против мнения группы;

- межгрупповой конфликт возникает из-за противоречий и идейных установок двух различных групп.
Начало подросткового периода связано с физиологическими изменениями. И это неизбежно сказывается на поведении и взаимодействии с окружающими. Прежде всего, вступают в дело физиологические и гормональные процессы, связанные с интенсивным созреванием организма.

Внутренний конфликт проявляется у подростка впадением из крайности в крайность. То он рассуждает и ведет себя как совершенно взрослый, умудренный опытом человек, то, вдруг, безо всякой видимой причины превращается в инфантильного, капризного ребенка. То он готов принимать решения и ответственность по очень серьезным вопросам (и требует, чтобы ему позволили это делать), то оказывается абсолютно безответственным в давно обговоренных вещах (постирать свои носки и вынести мусор). Вдруг начинают меняться привычки, поведение становится абсолютно другим, манера разговаривать, мимика, жесты, поведение — все меняется. Появляются новые интересы, которым подросток отдается целиком, но вскоре быстро остывает и увлекается чем-то новым — как правило, под влиянием сверстников. 

 Основная проблема, возникающая у подростков,  это проблема взаимоотношений с родителями.
  В юношеском возрасте ребенок избавляется от детской зависимости и переходит к отношениям, которые основаны на взаимном доверии, уважении и относительном, но неуклонно растущем равенстве. В большинстве семей процесс проходит болезненно и воспринимается как вызывающее поведение. Подростковый возраст  время проверки всех членов семьи на социальную, личностную и семейную зрелость. Оно протекает с кризисами и конфликтами. В этот период все скрытые противоречия выходят наружу. Так начинается отделение подростка от родителей, противостояние им. Ребенок может стать грубым, резким, критиковать родителей и других взрослых.
  В глазах подростка мать и отец остаются источником эмоционального тепла, без которого он чувствует себя беспокойно. Остаются они и властью, распоряжающейся наказаниями и поощрениями, и примером для подражания, воплощающим в себе лучшие человеческие качества, и старшим другом, которому можно доверить все. Но со временем эти функции меняются местами. В связи с этим даже в благополучных семьях возникает определенная сложность общения с детьми старшего школьного возраста. Не всегда родители различают, что нужно запрещать, а что следует разрешать. Все это может создать весьма непростую ситуацию. Отношения с родителями несут в себе еще один конфликт. Когда ребенок находится на ранней стадии развития, он переживает самый первый свой конфликт, в котором закладывается его доверие или недоверие к миру. Ребенок, привыкший доверять родителям, дружелюбен и общителен с другими взрослыми, с ним можно договориться. И если родители не оказывают на него лишнего давления, сохраняют дружеские отношения, конфликт, как правило, сглажен, не причиняет подростку лишних переживаний, не вызывает желание делать все наперекор. А вот если в младенчестве ребенок испытал боль, отчуждение, закладывается конфликт или базовое недоверие к миру. Такой ребенок, как правило, замкнут, необщителен, мало кому доверяет, неуверен в себе. Когда подходит пора подросткового возраста, такой ребенок часто вступает в конфликты, бывает агрессивен и раздражителен. Договориться с ним бывает очень сложно, так как мало кто из взрослых имеет доступ к душе такого ребенка.

Стремление быть независимым проявляется, в первую очередь, в отрицании традиций, поведенческих норм, способов подавать себя, манеры одеваться, принятых в обществе. Хотя где-то в глубине души подросток ощущает потребность в авторитете. Это противоречие нередко вызывает особенно болезненную реакцию у взрослых и служит дополнительным катализатором конфликтов. Поведение подростка, которое внешне выглядит, как вызов, на самом деле является замаскированной просьбой принимать решения и действовать самостоятельно. Если родители неправильно понимают изначальный посыл вызывающего поведения подростка, в семье может начаться настоящая борьба за власть. На определенное поведение подростка следует абсолютно неадекватная реакция родителей. Дальше следует цепная реакция: бунт подростка, порочный круг. Положение усугубляется тем, что обе стороны находят подкрепление безупречности собственной позиции в реально существующих обстоятельствах. Родители уверены, что заботятся о здоровье, безопасности и благополучии своих детей. Подросток убежден, что не собирался делать ничего дурного и предосудительного, но его не слышат, не понимают и не желают с ним считаться.

Но и родители, строившие отношения с детьми и друг с другом на основе любви и понимания и творчески решавшие задачи, иной раз чувствуют себя обескураженными, столкнувшись с обострением вроде бы благополучно разрешенных конфликтов. На самом деле, все то, чего родители достигли раньше, все те качества личности, которые приобрел ребенок, никуда не исчезли. Не исчезла и любовь сына или дочери к родителям и потребность в родительском участии и поддержке, которая в этот период еще нужнее и важнее, чем прежде.

Немаловажным становятся и последствия конфликтов. В силу особенностей самого конфликта, его силы и значимости для подростка, его психологических характеристик, конфликт переживается подростком по-разному. Подростки очень сильно переживают, когда понимают, что находятся в открытом конфликте с другим человеком. Первое желание подростка — уклониться от конфликта в надежде, что он разрешится сам по себе. Если предмет конфликта или вовлеченные в него люди значимы для старшеклассника, то он может прибегнуть к двум основным стилям поведения: приспособление (односторонняя уступка) и компромисс (взаимная уступка). При этом уступка по сути своей направлена скорее на спасение хороших отношений между людьми, а не на разрешение проблемы.

Результатом конфликта может быть стресс, последствия которого могут обернуться для подростка очень критично, вплоть до депрессии и других серьезных расстройств. Если конфликт привел подростка в состояние стресса, чтобы избежать негативных последствий рекомендуется соблюдать следующую линию поведения:

- не следует предъявлять подростку много претензий и возлагать на него свои ожидания;

- терпеливо и внимательно выслушать подростка: если он способен рассказывать о своих проблемах, значит, не все еще потеряно и он сможет с ними бороться;

- предотвращайте самонаказание, не поощряйте его склонность к самообвинению;

- не позволяйте ему стать затворником, старайтесь находить ему занятия вне дома;

- будьте доступны и всегда готовы найти время для общения с подростком;

- обращайте внимание на положительные качества подростка, старайтесь их закрепить;

- стимулируйте занятия физическими упражнениями и поощряйте любое увлечение спортом;

- если подросток избегает вас и других людей, если выхода из ситуации не находится, обратитесь за профессиональной психологической помощью.

Если помочь подростку справиться с его внутриличностными конфликтами и поддерживать дома здоровую, дружелюбную и принимающую атмосферу, впоследствии это поможет ему справиться с более серьезными конфликтами, которые ожидают его в будущем.

  Литература:

1. Введение в психологию / Под ред. А.В. Петровского. М., 1996.

2. Вульфов Б.З. Взаимодействие факторов социализации личности ребенка// Сотрудничество семьи, детских объединений и социальных педагогов в процессе социализации личности ребенка. - Челябинск, 1996.

3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т.4 Детская психология / Под ред. Д.Б.Эльконина.- М.: Педагогика, 1984.

4. Жинот Х. Родители и подросток. Серия «Магическая формула». - Ростов н/Д.: «Феникс», 1997.

5. Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1989.

6. Кривов Ю.И. О месте понятия «социализация» в современной педагогике // Педагогика. - 2003. - №2.

7. Леонтьев А.А. Психология общения - 2-е изд., испр. и доп. - М: Смысл, 1997.- (Сер. «Психология для студента», вып. 4).

8. Личность в деятельности и общении. / Редакторы: В.А. Лабунская, А.К. Белоусова и др. - Ростов н/Д : Изд-во «Гефест», 1997.

9. Мудрик А.В., Бодалев А.А., Малькова З.А., Новикова Л.И., Караковский В.А. Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе. - М., 1991.

10. Немов Р.С. Психология: В 3 т. - М., 1995.

11. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. М.; Воронеж, 1996.

                                 
         



Предварительный просмотр:

Дневной сон

педагог-психолог Миронова Е.А.

Сегодня я хочу поговорить с вами, уважаемые родители, о важности соблюдения режима в жизни детей дошкольного возраста, а именно о дневном сне дошкольников.

Дети, посещающие детский сад, довольно быстро привыкают к тому, что дневной сон для них обязателен. К сожалению, в большинстве семей,  нет традиции укладывать детей спать днем в выходные дни. Получается, что «детсадовские» дети в выходные дни «отдыхают»  от режима, а малыши, не посещающие детский сад, часто и вовсе днем не спят, или их укладывают в разное время.

Педиатры, детские неврологи, психологи  считают, что до 6 лет  каждому ребенку необходимо около 2-х часов дневного отдыха. И,  чем младше ребенок, тем больше он нуждается в этом отдыхе. В 3-4 года дети спят около 12 часов, в 6 лет –как минимум 10 часов.  К 7-8 годам организм начинает перестраиваться на монофазный (ночной) сон. С этого времени ребенок  начинает отвыкать от дневного сна. Обычно перестройка происходит  с началом обучения в школе.

Многие родители, особенно мамы жалуются на то, что ребенка практически невозможно днем уложить спать. Чтобы наладить дневной сон необходимо приложить настойчивость и терпение.

Биоритмы сна и бодрствования очень важны для детского организма. Лишив малыша дневного сна, вы создаете предпосылки для рассогласования многих процессов в организме, следствием чего является повышенная возбудимость, утомляемость детей, задержки нервно-психического и физического развития. У детей отмечается ослабление иммунитета, склонность к простудам и инфекциям.

Таким образом, доводов «за» дневной сон предостаточно, поэтому родителям стоит приложить максимум усилий, чтобы приучить ребенка к режиму и следовать ему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Трудный возраст-трудный ребенок. Так ли это?"

Деловая игра на заседании методического объединения воспитателей...

Этот трудный старший школьный возраст

Статья посвящена  взаимоотношениям дерей , в период их взросления"  и их родителей...

Буклет "Этот трудный подростковый возраст "

Буклет "Этот трудный подростковый   возраст "...

Этот трудный подростковый возраст

Материалы для родительского собрания...

Этот трудный подростковый возраст!

Особенности подросткового возраста....

Родительское собрание на тему: "Этот трудный подрастковый возраст"

Здесь рассматриваются особенности подросткового возраста.Рекомендации родителям в преодолении затруднений в общении с детьми - подростками....

Этот трудный подрастковый возраст

Родительское собрание для родителей воспитанников срртивной секции.Ноябрь 2018 год....