Этот трудный возраст
статья
Многие родители говорят о подростковом возрасте со страхом и тревогой. Конечно, это сложный период и для самих подростков и для их родителей. Именно в это время во многих семьях конфликты становятся частью повседневной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnogie_roditeli_govoryat_o_podrostkovom_vozraste_so_strakhom_i_trevogoy.docx | 24.88 КБ |
dnevnoy_son.docx | 14.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Многие родители говорят о подростковом возрасте со страхом и тревогой. Конечно, это сложный период и для самих подростков и для их родителей. Именно в это время во многих семьях конфликты становятся частью повседневной жизни.
Обострение отношений в первую очередь связано с особенностями подросткового возраста.
Юноши и девушки, так или иначе, сталкиваются с одинаковыми проблемами: взаимоотношения с родителями, сверстниками, учителями, трудности в учебе, одиночество, первая любовь, выбор профессии.
Для всей семьи это трудное время. Некоторые подростки уже достигли половой зрелости, другие находятся в середине процесса созревания. Сказывается закон неравномерности индивидуального развития. Так же неравномерно происходит и умственное, социальное, нравственное развитие. Не совпадают эти развития в различных жизненных сферах. Ребенок может быть вполне взрослым физически, но умственно и социально оставаться подростком. Подростковый возраст — трудное время и для детей, и для родителей. И не известно еще, кому труднее. Родители не знают, как себя вести с повзрослевшими чадами: запрещать или разрешать, а вчерашние дети пытаются самоутвердиться любыми способами. Этот период не зря считается самым конфликтным. В подростковый период происходит переоценка ценностей, осознание себя как личности, формируются собственные взгляды на жизнь. Повзрослевший ребенок борется за свою свободу с отчаяньем юношеского максимализма: скандалами, сигаретами, алкоголем, уходом из дома. На самом деле ему нужна не столько сама свобода, сколько признание права самому принимать решения. Поэтому главный совет родителям подростков — уважайте в своих детях взрослых людей и конфликтов в вашей семье будет намного меньше.
Анкетирование, проведенное в одной из школ, говорит об этом. Результаты представлены в таблице.
Вопросы анкеты Ответы детей
1. | Как вы разговариваете со своими родителями? | На высоких нотах и это стало привычным явлением (д); Радостно, общительно, хорошо (м); Стараюсь быть уравновешенным(м); Ласково, нежно (д); С нормальной интонацией (д); Не перебиваю (д); Я слушаю их и пытаюсь их понять (м); Плохо (д); Хорошо, не на повышенных нотах (м); Спокойно (м); Иногда плохо, хорошо (м); Стараюсь вежливо, но не всегда получается (д); Грубо, агрессивно (м,м) |
2. | Всегда ли родители вас понимают? | Не всегда – 16 Почти всегда – 4 Всегда- 8 |
3. | Почему у вас возникают конфликты с родителями? Как вы думаете, кто виноват в этих конфликтах? | Конфликты по мелочам; возникают, когда спорим; не понимают меня; мой переходный возраст; учусь плохо; не принимают мое мнение, упрямство; нет общих тем; Родители-7 Я -17 |
4. | Почему родители не всегда выполняют ваши желания? Должны ли они выполнять все ваши желания? | Не могут и не должны; выполняют, но по мере надобности; родители не феи; не хотят избаловать меня; не позволяют средства; нет, сегодня хочу одного, а завтра другого; у меня все есть, не должны; финансовые проблемы |
5. | Как, по-вашему, вы не обижаете ваших родителей? А они вас? | Родители обижают:6 Дети обижают:12 |
6. | Хотел бы ты, чтобы твоя семья напоминала семью ваших родителей? | Да – 21 Нет - 7 |
Подростку, переживающему один из самых сложных и острых возрастных кризисов, в большей мере свойственен внутриличностный конфликт, к которому приводят споры с самим собой, самопознание, самоутверждение и самореализация. Внутриличностный конфликт может возникнуть при низкой удовлетворенности жизнью, друзьями, учебой, отношениями со сверстниками, малой уверенностью в себе и близких людях, из-за стрессов.
Кроме внутриличностного конфликта, подросток сталкивается с различными ситуациями и проблемами, которые приводят его к другим конфликтам:
- межличностный конфликт возникает при общении людей с различными взглядами, целями и характерами, которым сложно ладить друг с другом;
- конфликт между личностью и группой возникает, если личность занимает позицию, отличающуюся от позиций группы, например, весь класс срывает урок, а один подросток остается в классе — его отношения с классом будут конфликтными, так как он идет против мнения группы;
- межгрупповой конфликт возникает из-за противоречий и идейных установок двух различных групп.
Начало подросткового периода связано с физиологическими изменениями. И это неизбежно сказывается на поведении и взаимодействии с окружающими. Прежде всего, вступают в дело физиологические и гормональные процессы, связанные с интенсивным созреванием организма.
Внутренний конфликт проявляется у подростка впадением из крайности в крайность. То он рассуждает и ведет себя как совершенно взрослый, умудренный опытом человек, то, вдруг, безо всякой видимой причины превращается в инфантильного, капризного ребенка. То он готов принимать решения и ответственность по очень серьезным вопросам (и требует, чтобы ему позволили это делать), то оказывается абсолютно безответственным в давно обговоренных вещах (постирать свои носки и вынести мусор). Вдруг начинают меняться привычки, поведение становится абсолютно другим, манера разговаривать, мимика, жесты, поведение — все меняется. Появляются новые интересы, которым подросток отдается целиком, но вскоре быстро остывает и увлекается чем-то новым — как правило, под влиянием сверстников.
Основная проблема, возникающая у подростков, это проблема взаимоотношений с родителями.
В юношеском возрасте ребенок избавляется от детской зависимости и переходит к отношениям, которые основаны на взаимном доверии, уважении и относительном, но неуклонно растущем равенстве. В большинстве семей процесс проходит болезненно и воспринимается как вызывающее поведение. Подростковый возраст время проверки всех членов семьи на социальную, личностную и семейную зрелость. Оно протекает с кризисами и конфликтами. В этот период все скрытые противоречия выходят наружу. Так начинается отделение подростка от родителей, противостояние им. Ребенок может стать грубым, резким, критиковать родителей и других взрослых.
В глазах подростка мать и отец остаются источником эмоционального тепла, без которого он чувствует себя беспокойно. Остаются они и властью, распоряжающейся наказаниями и поощрениями, и примером для подражания, воплощающим в себе лучшие человеческие качества, и старшим другом, которому можно доверить все. Но со временем эти функции меняются местами. В связи с этим даже в благополучных семьях возникает определенная сложность общения с детьми старшего школьного возраста. Не всегда родители различают, что нужно запрещать, а что следует разрешать. Все это может создать весьма непростую ситуацию. Отношения с родителями несут в себе еще один конфликт. Когда ребенок находится на ранней стадии развития, он переживает самый первый свой конфликт, в котором закладывается его доверие или недоверие к миру. Ребенок, привыкший доверять родителям, дружелюбен и общителен с другими взрослыми, с ним можно договориться. И если родители не оказывают на него лишнего давления, сохраняют дружеские отношения, конфликт, как правило, сглажен, не причиняет подростку лишних переживаний, не вызывает желание делать все наперекор. А вот если в младенчестве ребенок испытал боль, отчуждение, закладывается конфликт или базовое недоверие к миру. Такой ребенок, как правило, замкнут, необщителен, мало кому доверяет, неуверен в себе. Когда подходит пора подросткового возраста, такой ребенок часто вступает в конфликты, бывает агрессивен и раздражителен. Договориться с ним бывает очень сложно, так как мало кто из взрослых имеет доступ к душе такого ребенка.
Стремление быть независимым проявляется, в первую очередь, в отрицании традиций, поведенческих норм, способов подавать себя, манеры одеваться, принятых в обществе. Хотя где-то в глубине души подросток ощущает потребность в авторитете. Это противоречие нередко вызывает особенно болезненную реакцию у взрослых и служит дополнительным катализатором конфликтов. Поведение подростка, которое внешне выглядит, как вызов, на самом деле является замаскированной просьбой принимать решения и действовать самостоятельно. Если родители неправильно понимают изначальный посыл вызывающего поведения подростка, в семье может начаться настоящая борьба за власть. На определенное поведение подростка следует абсолютно неадекватная реакция родителей. Дальше следует цепная реакция: бунт подростка, порочный круг. Положение усугубляется тем, что обе стороны находят подкрепление безупречности собственной позиции в реально существующих обстоятельствах. Родители уверены, что заботятся о здоровье, безопасности и благополучии своих детей. Подросток убежден, что не собирался делать ничего дурного и предосудительного, но его не слышат, не понимают и не желают с ним считаться.
Но и родители, строившие отношения с детьми и друг с другом на основе любви и понимания и творчески решавшие задачи, иной раз чувствуют себя обескураженными, столкнувшись с обострением вроде бы благополучно разрешенных конфликтов. На самом деле, все то, чего родители достигли раньше, все те качества личности, которые приобрел ребенок, никуда не исчезли. Не исчезла и любовь сына или дочери к родителям и потребность в родительском участии и поддержке, которая в этот период еще нужнее и важнее, чем прежде.
Немаловажным становятся и последствия конфликтов. В силу особенностей самого конфликта, его силы и значимости для подростка, его психологических характеристик, конфликт переживается подростком по-разному. Подростки очень сильно переживают, когда понимают, что находятся в открытом конфликте с другим человеком. Первое желание подростка — уклониться от конфликта в надежде, что он разрешится сам по себе. Если предмет конфликта или вовлеченные в него люди значимы для старшеклассника, то он может прибегнуть к двум основным стилям поведения: приспособление (односторонняя уступка) и компромисс (взаимная уступка). При этом уступка по сути своей направлена скорее на спасение хороших отношений между людьми, а не на разрешение проблемы.
Результатом конфликта может быть стресс, последствия которого могут обернуться для подростка очень критично, вплоть до депрессии и других серьезных расстройств. Если конфликт привел подростка в состояние стресса, чтобы избежать негативных последствий рекомендуется соблюдать следующую линию поведения:
- не следует предъявлять подростку много претензий и возлагать на него свои ожидания;
- терпеливо и внимательно выслушать подростка: если он способен рассказывать о своих проблемах, значит, не все еще потеряно и он сможет с ними бороться;
- предотвращайте самонаказание, не поощряйте его склонность к самообвинению;
- не позволяйте ему стать затворником, старайтесь находить ему занятия вне дома;
- будьте доступны и всегда готовы найти время для общения с подростком;
- обращайте внимание на положительные качества подростка, старайтесь их закрепить;
- стимулируйте занятия физическими упражнениями и поощряйте любое увлечение спортом;
- если подросток избегает вас и других людей, если выхода из ситуации не находится, обратитесь за профессиональной психологической помощью.
Если помочь подростку справиться с его внутриличностными конфликтами и поддерживать дома здоровую, дружелюбную и принимающую атмосферу, впоследствии это поможет ему справиться с более серьезными конфликтами, которые ожидают его в будущем.
Литература:
1. Введение в психологию / Под ред. А.В. Петровского. М., 1996.
2. Вульфов Б.З. Взаимодействие факторов социализации личности ребенка// Сотрудничество семьи, детских объединений и социальных педагогов в процессе социализации личности ребенка. - Челябинск, 1996.
3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т.4 Детская психология / Под ред. Д.Б.Эльконина.- М.: Педагогика, 1984.
4. Жинот Х. Родители и подросток. Серия «Магическая формула». - Ростов н/Д.: «Феникс», 1997.
5. Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1989.
6. Кривов Ю.И. О месте понятия «социализация» в современной педагогике // Педагогика. - 2003. - №2.
7. Леонтьев А.А. Психология общения - 2-е изд., испр. и доп. - М: Смысл, 1997.- (Сер. «Психология для студента», вып. 4).
8. Личность в деятельности и общении. / Редакторы: В.А. Лабунская, А.К. Белоусова и др. - Ростов н/Д : Изд-во «Гефест», 1997.
9. Мудрик А.В., Бодалев А.А., Малькова З.А., Новикова Л.И., Караковский В.А. Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе. - М., 1991.
10. Немов Р.С. Психология: В 3 т. - М., 1995.
11. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. М.; Воронеж, 1996.
Предварительный просмотр:
Дневной сон
педагог-психолог Миронова Е.А.
Сегодня я хочу поговорить с вами, уважаемые родители, о важности соблюдения режима в жизни детей дошкольного возраста, а именно о дневном сне дошкольников.
Дети, посещающие детский сад, довольно быстро привыкают к тому, что дневной сон для них обязателен. К сожалению, в большинстве семей, нет традиции укладывать детей спать днем в выходные дни. Получается, что «детсадовские» дети в выходные дни «отдыхают» от режима, а малыши, не посещающие детский сад, часто и вовсе днем не спят, или их укладывают в разное время.
Педиатры, детские неврологи, психологи считают, что до 6 лет каждому ребенку необходимо около 2-х часов дневного отдыха. И, чем младше ребенок, тем больше он нуждается в этом отдыхе. В 3-4 года дети спят около 12 часов, в 6 лет –как минимум 10 часов. К 7-8 годам организм начинает перестраиваться на монофазный (ночной) сон. С этого времени ребенок начинает отвыкать от дневного сна. Обычно перестройка происходит с началом обучения в школе.
Многие родители, особенно мамы жалуются на то, что ребенка практически невозможно днем уложить спать. Чтобы наладить дневной сон необходимо приложить настойчивость и терпение.
Биоритмы сна и бодрствования очень важны для детского организма. Лишив малыша дневного сна, вы создаете предпосылки для рассогласования многих процессов в организме, следствием чего является повышенная возбудимость, утомляемость детей, задержки нервно-психического и физического развития. У детей отмечается ослабление иммунитета, склонность к простудам и инфекциям.
Таким образом, доводов «за» дневной сон предостаточно, поэтому родителям стоит приложить максимум усилий, чтобы приучить ребенка к режиму и следовать ему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Трудный возраст-трудный ребенок. Так ли это?"
Деловая игра на заседании методического объединения воспитателей...
Этот трудный старший школьный возраст
Статья посвящена взаимоотношениям дерей , в период их взросления" и их родителей...
Буклет "Этот трудный подростковый возраст "
Буклет "Этот трудный подростковый возраст "...
Этот трудный подростковый возраст
Материалы для родительского собрания...
Этот трудный подростковый возраст!
Особенности подросткового возраста....
Родительское собрание на тему: "Этот трудный подрастковый возраст"
Здесь рассматриваются особенности подросткового возраста.Рекомендации родителям в преодолении затруднений в общении с детьми - подростками....
Этот трудный подрастковый возраст
Родительское собрание для родителей воспитанников срртивной секции.Ноябрь 2018 год....
- Мне нравится (1)