Этот трудный подростковый возраст
методическая разработка (8 класс)

Останина Наталья Александровна

Материалы для родительского собрания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etot_trudnyy_podrostkovy_vozrast.pptx395.09 КБ
Microsoft Office document icon trudnosti_podrostkovogo_vozrasta.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Этот трудный подростковый возраст

Слайд 2

Средний школьный возраст возрастной перелом, кризис пора бурных изменений, физическое созревание, стремление быть и считаться взрослым интеллектуальное и личностное становление

Слайд 3

Проблемы среднего школьного возраста Снижение учебной мотивации и школьной успеваемости Поиск объекта подражания Чувствительность к оценке окружающих

Слайд 4

3 этап развития самостоятельности: «Пробую быть самостоятельным, хотя не очень умею» Есть свое мнение, не всегда верное Считает именно свое мнение истинно верным Не считается с мнением родителей Поступает так, как хочет Есть стремление попробовать все, что делают его сверстники и взрослые (покурить и т.д.) Считает, что он все может и с ним ничего не может случиться (не заботится о безопасности)

Слайд 5

Проблемы среднего школьного возраста Стремление расширить свои права Объединение в различные группы или присоединение к какой-либо неформальной группировке Слабость самоконтроля (резкость в поведении, грубость, колебания в настроении, ранимость, скрытность, стремление поступать наперекор требованию и желанию взрослых, игнорирование замечаний

Слайд 6

ЗАКОН РАЗВИТИЯ Чтобы стать взрослым, ребенок должен отделиться от родителей: сначала - психологически, а затем – территориально и материально.

Слайд 7

Секреты правильного общения Понять и принять возрастные изменения ребенка . Придерживайтесь единых требований и взглядов в воспитании. Будьте последовательны в своих действиях к ребенку. Одобряйте подростка и поддержи- вайте его сильные стороны.

Слайд 8

Секреты правильного общения Помогайте подростку самостоятельно мыслить. Уважайте потребность в уединении, в личной жизни . Не ругайте его друзей или тех, с кем он встречается. Не навешивайте ярлыков типа «Ты глупая и ленивая и никогда ничего не добьешься». Учите подростка социально приемлемым методам для самовыражения и самоутверждения.

Слайд 9

Секреты правильного общения Избегайте неоднозначных высказываний; неоправданного применения силы и угроз для контроля за поведением подростков; громких фраз и проповедей; крайностей: неправильно давать полную свободу также, как неверно и «закручивать» гайки.

Слайд 10

Желаем терпения и взаимопонимания!



Предварительный просмотр:

        РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ: Этот трудный подростковый возраст

         Возраст, в котором сейчас пребывают наши дети является старшим подростковым возрастом. Психологи считают этот возрастной период переломным, кризисным в становлении личности. В это время наступает пора бурных изменений, связанных с физическим созреванием, интеллектуальным и личностным становлением.  

    Особенности многих восьмиклассников проявляются в пренебрежительном отношении к обучению, плохая успеваемость, учеба в это время отходит на второй план.

   

   На первое место у подростка выступает потребность в общении с друзьями и одноклассниками. Мнение друзей оказывает огромное влияние на формирование личности подростка. В это время они ищут объект для подражания. Это, как правило,  одноклассник, друг с которым вместе ходит на к-л дополнительные занятия или более старший подросток в компании. Этот идеал служит для него образцом, регулятором его поведения и критерием оценки поведения других людей.

   Особенности личности подростка можно довольно точно охарактеризовать в двух словах — стремление к самостоятельности. Оно накладывает отпечаток на все стороны личности, поведение, чувства. Восьмиклассники находятся на 3 этапе развития самостоятельности: «Пробую быть самостоятельным, хотя не очень умею». Данный этап сопровождается следующими моментами:

1. Есть свое мнение, не всегда верное

2. Считает именно свое мнение истинно верным

3. Не считается с мнением родителей

4. Поступает так, как хочет

5. Есть стремление попробовать все, что делают его сверстники и взрослые (покурить и т.д.)

6. Считает, что он все может и с ним ничего не может случиться (не заботится о безопасности)

      В связи с «чувством зрелости» у подростка появляется специфическая социальная активность, стремление приобщаться к разным сторонам жизни и деятельности взрослых, приобрести их качества, умения и привилегии. При этом в первую очередь усваиваются более доступные, чувственно-воспринимаемые стороны взрослости: внешний облик и манера поведения (способы отдыха, развлечений, специфический лексикон (признаком взрослости считается для них употребление в речи нецензурных выражений), мода в одежде и прическах, а подчас курение, употребление вина).

Стремление быть взрослым ярко проявляется и в сфере взаимоотношений со взрослыми. Подростки (особенно мальчики) протестуют, обижаются, когда его, «как маленького», опекают, контролируют, наказывают, требуют беспрекословного послушания, не считаются с его желаниями и интересами. А тем не менее, подросток стремится расширить свои права. Он требует, чтобы взрослые считались с его взглядами, мнениями и интересами, т. е. претендует на равноправие. И если старшие продолжают относиться к подростку, как к ребенку, то в семье начинают возникать конфликты и конфликтные ситуации.

      Именно в это время подростки начинают объединяться в группы, и начинают самоутверждаться за счет других, более слабых сверстников или младших подростков, неизбежно проявляя некоторую агрессию по отношению к окружающим. Формы проявления агрессии бывают разные – физическая, вербальная, косвенная, раздражительность, негативизм (нарушение норм и правил социального поведения). Такое поведение происходит от неуверенности в себе или неумения вести себя в обществе: договариваться, уступать, сдерживать свои эмоции.   И родители все чаще видят замечания в дневнике и их чаще вызывают в школу по причине плохого поведения. И разговоры о правилах поведения на них мало действенны.

Но вместе с тем, подросток очень чувствителен к оценке его окружающими. Отсюда известная ранимость, колебания в настроении. Внешне кризис подросткового возраста проявляется в грубости, скрытности поведения, стремлении поступать наперекор требованию и желанию взрослых, в игнорировании замечаний, ухода от обычной сферы общения. Поскольку самооценка подростков противоречива, поэтому в их поведении может возникнуть много немотивированных поступков.

     У подростка часто возникает беспричинное чувство тревоги, колеблется самооценка, он в это время очень раним, конфликтен, или наоборот может впадать в депрессию.

    Наблюдая такие изменения в поведении подростка  родители поступают по разному. Одни начинают на все налагать запреты, другие напротив, вспоминая тяжесть запретов своих родителей – позволяют детям все.  

    Так как же быть? В любом случае – не терять контакт с ребенком. Детям нужна самостоятельность, но без поддержки и опыта взрослых им не обойтись.  Да, нас родителей  обижает стремление подростков к отделению, самостоятельности, тем более что это проявляется в нелепой форме. Но закон развития таков: чтобы стать взрослым, ребенок должен отделиться от родителей, сначала - психологически, а затем – территориально и материально.

 

       Каких принципов воспитания нужно придерживаться в этом  возрасте?    

   - Понять и принять возрастные изменения ребенка, согласиться с беспокойством и неудовольствием. Нет ничего ненормального в том, что поведение подростка изменчиво и непредсказуемо, что он мечется из крайности в крайность, любит родителей и одновременно их ненавидит. Все мы прошли в свое время через это.

- Придерживайтесь единых требований и взглядов в воспитании. Иначе ребенок будет хитрить и изворачиваться лавируя между вами. Будьте последовательны  в своих действиях к ребенку. Например, когда за один и тот же поступок ребенок в зависимости от настроения родителей мог получить либо подзатыльник, либо поощрение типа – молодец, поступил правильно. В итоге подросток не может понять, в какой момент он поступил правильно.

- одобряйте подростка и поддерживайте его сильные стороны. Если вы будете постоянно напоминать ребенку о его недостатках, это может еще больше затормозить ваше общение.

- помогите подростку самостоятельно мыслить, подводите его к самостоятельному  принятию решений, учите сомневаться в правильности мнений ровесников.

- уважайте потребность в уединении, в личной жизни.  Ребенку нужно побыть иногда наедине с самим собой.

- избегайте громких фраз и проповедей, попробуйте разговаривать, а не читать лекций, типа «когда я был в твоем возрасте…»

- не навешивайте ярлыков: «Ты глупая и ленивая и никогда ничего не добьешься». Это ведет к тому, предсказание исполнится само собой. Ведь дети склонны  соответствовать тому, что о них думают родители. Кроме того это чревато снижением самооценки, способствует озлобленности, замкнутости и порождает проблемы в отношениях с родителями и окружающими.

- Избегайте неоднозначных высказываний. Ваше обращение к подростку должно содержать одну информацию: понятный запрет, полное доброжелательности  разрешение и открытую возможность сделать выбор.

- Избегайте неоправданного применения силы и угроз для контроля за поведением подростков. Злоупотребление такими мерами воздействия на детей формирует у них аналогичное поведение и может стать причиной проявления в их характере таких неприятных черт, как злоба, жестокость и упрямство.

- не ругать его друзей или тех, с кем он встречается (бесполезно, вызовет только отрицание и негатив), если только тех, с кем он уже расстался или поссорился
- Учите подростка социально приемлемым методам для самовыражения и самоутверждения – спорт, танцы, музыка, изобразительное искусство, совместное времяпрепровождения и хобби.

- Избегайте крайностей, неправильно давать полную свободу также,  как неверно и «закручивать» гайки.

  Используя эти нетрудные правила в общении с подростком мы  поможем нашим детям пережить этот возраст с минимальными душевными потерями для обеих сторон,  справиться  с теми трудностями, которые подстерегают нас в этот период.  

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ: Этот трудный подростковый возраст

          Годы обучения в 7-9 классах приходятся на старший подростковый возраст. Психологи считают этот возрастной период - возрастным переломом, кризисом. Подросток стремится к самоидентификации, то есть у него обостряется чувство самоуважения и самопринятия, он  пытается найти  себя, определить  свое место  в системе социальных связей и отношений.

  Для школьника среднего возраста учебные занятия стали привычным делом. Учащиеся порой склонны не утруждать себя лишними упражнениями, выполняют уроки в пределах заданного или даже меньше. Нередко происходит снижение успеваемости. То, что побуждало младшего школьника активно учиться, не играет теперь такой роли, а новые побуждения к учению (установка на будущее, дальние перспективы) еще не появились.

     Особенно ярко проявляет себя подросток во внеучебной деятельности. Кроме уроков, у него много других дел, которые занимают его время и силы, подчас отвлекая от учебных занятий.    

    В области эмоционально-волевой сферы для подростка характерны неумение сдерживать себя, слабость самоконтроля, резкость в поведении. Если в отношении к нему проявляется малейшая несправедливость, он способен «взорваться», хотя потом может об этом сожалеть. Очень ярко эмоциональная возбудимость подростка проявляется в том, что он страстно, с жаром спорит, доказывает, высказывает возмущение.

       Для подросткового возраста характерна потребность в общении с товарищами. Подростки не могут жить вне коллектива, мнение товарищей оказывает огромное влияние на формирование личности подростка.  Мораль  подростка оказывается еще недостаточно стойкой и может меняться под влиянием общественного мнения товарищей.

      Для подросткового возраста характерен активный поиск объекта для подражания. Идеал подростка — это эмоционально окрашенный, переживаемый и внутренне принятый образ, который служит для него образцом, регулятором его поведения и критерием оценки поведения других людей. В качестве идеала часто выступает конкретный человек. Обычно это актеры, музыканты, представители кино и телевидения, реже близкие люди, по отношению к которым в большей степени проявляется критичность.

  На психическое развитие подростка определенное влияние оказывает половое созревание. Одной из существенных особенностей личности подростка является стремление быть и считаться взрослым. Подросток всеми средствами пытается утвердить свою взрослость, и в то же время ощущения полноценной взрослости у него еще нет. Поэтому стремление быть взрослым и потребность в признании его взрослости окружающими остро переживается. В связи с «чувством зрелости» у подростка появляется специфическая социальная активность, стремление приобщаться к разным сторонам жизни и деятельности взрослых, приобрести их качества, умения и привилегии. При этом в первую очередь усваиваются более доступные, чувственно-воспринимаемые стороны взрослости: внешний облик и манера поведения (способы отдыха, развлечений, специфический лексикон, мода в одежде и прическах, а подчас курение, употребление вина).

   Стремление быть взрослым ярко проявляется и в сфере взаимоотношений со взрослыми. Подросток протестует, обижается, когда его, «как маленького», опекают, контролируют, наказывают, требуют беспрекословного послушания, не считаются с его желаниями и интересами. Подросток стремится расширить свои права. Он требует, чтобы взрослые считались с его взглядами, мнениями и интересами, т. е. претендует на равноправие со взрослыми. Важнейшим благоприятным условием нормальных взаимоотношений с подростком является такая ситуация, когда взрослые выступают по отношению к подростку в роли старшего друга и товарища, у которого можно многому научиться. Если же старшие продолжают относиться к подростку, как к ребенку, то может возникнуть конфликтная ситуация.

        Еще не сформировавшиеся  как личность подростки начинают самоутверждаться за счет других, более слабых сверстников или младших подростков, неизбежно проявляя некоторую агрессию по отношению к окружающим. Формы проявления агрессии бывают разные – физическая, вербальная, косвенная, раздражительность, негативизм (нарушение норм и правил социального поведения). Такое поведение происходит от неуверенности в себе или неумения вести себя в обществе: договариваться, уступать, сдерживать свои эмоции. Обе причины берут истоки в семье и исправлять их надо также в семье.  Поэтому, обратив сейчас на это внимание можно избежать многих проблем в юношеском  и более старшем возрасте.

   

Негативное  порой агрессивное поведение  свойственны подросткам, которые становятся свидетелями ссор родителей, чрезвычайно суровая или слишком слабая дисциплина, безразличное отношение к детям, принятое в семье отрицание основных жизненных ценностей – уважение, взаимовыручка, дружба, честь, совесть и т.д.

    Именно в этот период важно единство взглядов и требований обоих родителей в воспитании подростка. Если родители предъявляют завышенные требования по отношению к ребенку, то они должны сами быть образцом для подражания.

       Какие методы и приемы воспитания можно использовать в общении со старшим подростком.

 – родители должны быть  последовательными  в своих действиях к ребенку. Например, когда за один и тот же поступок ребенок в зависимости от настроения родителей мог получить либо подзатыльник, либо поощрение типа – молодец, поступил правильно. В итоге подросток не может понять, в какой момент он поступил правильно.

- учите ребенка владеть собой, развивайте самоконтроль. Подростки должны знать о последствиях своих поступков.

- Говорите со своим подрастающим ребенком  – твердо и серьезно, чтобы он понял, что вы  не одобряете его поведение, обсудите последствия такого поведения.

 Терпеливо выслушивайте объяснения ребенка по поводу мотивов поведения. Затем заявите о недопустимости такого поведения и о штрафных санкциях, которые будут применяться, в случае повторного проявления такого поведения. Если это проявляется снова, примените  штрафные санкции, например: дополнительные обязанности по дому, денежный штраф, извинение, запрет на прогулки, лишение привилегий и развлечений.

 - избегайте неоправданного применения силы и угроз для контроля за поведением подростков. Злоупотребление такими мерами воздействия на детей формирует у них аналогичное поведение и может стать причиной проявления в их характере таких неприятных черт, как злоба, жестокость и упрямство.

- учите подростка социально приемлемым методам для самовыражения и самоутверждения – спорт, танцы, музыка, изобразительное искусство, совместное времяпрепровождения и хобби.

 

- Закрепляйте мирное поведение ребенка. Подростки очень обижаются, когда родители не замечают хорошее поведение ребенка, а плохой поступок влечет замечания сразу. Каждый раз,  замечая положительное поведение, старание в учебе и прилежание, похвалите ребенка. Дети будут стремиться повторять поощряемое поведение. Это хорошее средство сделать желаемые поступки привычкой.

  Только вместе сообща мы  учителя и родители сможем  помочь нашим детям пережить этот возраст с минимальными душевными потерями,  справиться  с теми трудностями, которые подстерегают нас в этот период.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "Этот трудный подростковый возраст "

Буклет "Этот трудный подростковый   возраст "...

Этот коварный подростковый возраст

Портрет современного подростка...

Этот трудный подростковый возраст!

Особенности подросткового возраста....

Родительское собрание на тему: "Этот трудный подрастковый возраст"

Здесь рассматриваются особенности подросткового возраста.Рекомендации родителям в преодолении затруднений в общении с детьми - подростками....

Этот трудный подрастковый возраст

Родительское собрание для родителей воспитанников срртивной секции.Ноябрь 2018 год....

Подростковый возраст - трудный возраст. Так ли это?

Родительское собрание для 6 класса...