Этот трудный подростковый возраст!
консультация по психологии на тему
Особенности подросткового возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etot_trudnyy_podrostkovyy_vozrast.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Этот трудный подростковый возраст
Подростковый возраст самый трудный для учителей и родителей, самый критический для самих подростков.
Б.Ц. Бадмаев
Наши дети взрослеют, становятся умнее, и родителям хотелось бы, чтобы проблем в общении, во взаимодействии с ними становилось меньше, но так не происходит. Происходит всё наоборот. Почему? Педагогов и родителей волнует поведение подросших детей и трудности, связанные с этой проблемой. Сегодня мы попытаемся найти причины такого поведения.
Отрочество, подростковый возраст - период жизни человека от детства до юности в традиционной классификации (от 11-12 до 14-15 лет). В этот самый короткий по астрономическому времени период подросток проходит великий путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и восхождения он может обрести чувство личности. Кризис подросткового возраста очень часто сравнивают с кризисом 3-х лет, только направлен он не на освоение пространства и предметные действия, а на освоение социального пространства, пространства человеческих взаимоотношений.
Отрочество - период, когда подросток начинает по-новому оценивать свои отношения с семьей. Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех тех, кто привычно, из года в год оказывал на него влияние, и в первую очередь, это относится к родительской семье. Негативизм - первичная форма механизма отчуждения, и она же является началом активного поиска подростком собственной уникальной сущности, собственного "Я". Однако он еще не способен глубоко и объективно оценивать самого себя; он не способен в одиночестве предстать перед миром людей как уникальная личность, которой он стремится стать. Его потерянное "Я" стремится к "Мы". Но на этот раз это "Мы" составляют сверстники.
Отрочество - это период, когда подросток начинает ценить свои отношения со сверстниками. Общение с теми, кто обладает таким же, как у него, жизненным опытом, дает возможность подростку смотреть на себя по-новому. Сама дружба и служение ей становятся одной из значимых ценностей в отрочестве. Именно через дружбу подросток усваивает черты высокого взаимодействия людей: сотрудничество, взаимопомощь, взаимовыручка, риск ради другого и т.п. Дружба дает также возможность через доверительные отношения глубже познать другого и самого себя. При этом именно в отрочестве человек начинает постигать, как глубоко (а иногда и непоправимо для дружбы) ранит измена, выражающаяся в разглашении доверительных откровений или в обращении этих откровений против самого друга в ситуации запальчивых споров, выяснении отношений, ссор.
Многие дети, вступая в подростковый возраст, разительно меняются. Из ласковых, спокойных и послушных они вдруг превращаются в ершистых, неуправляемых, грубых. К 13 годам у ребёнка накапливается немало проблем переходного возраста. Постепенно нарастает неуверенность в себе. Появляется тревожность, сомнения в собственной значимости для родителей, друзей. Подростки готовы «застревать» в положении обиженного, непонятого, искать выход из трудных ситуаций путями, нередко чрезвычайно опасными для здоровья, стремятся освободиться от зависимости от взрослых. Порой возникают у них агрессивные спонтанные реакции в ситуациях, когда и угрозы-то никакой нет. Одной из проблем подросткового возраста является повышенная агрессивность детей.
Это наглядно показывает анкетирование, проведённое в 7-8 классах МБОУ «Романовская СОШ». Методика Баса - Дарки и тест «Уровень агрессивности» показали, что в 7-х классах из 42-х учащихся низкий уровень агрессии имеют 12%, средний- 57%, высокий- 31%; в 8-х классах из 49 учащихся низкий уровень агрессии имеют 2%, невысокий - 51%, средний уровень 27%, повышенный- 18%, очень высокий уровень - 2%. В одном из 7-х классов было выявлено самое большое количество учащихся с высоким уровнем агрессии, поэтому было проведено тестирование родителей этого класса для выявления уровня агрессивности их детей. Всего в тестировании приняли участие 19 родителей. В результате диагностики выявлено: высокая агрессивность детей присутствует 5 %, средняя агрессивность 32 %, низкая агрессивность 63 %.
Можно сделать вывод, что уровень агрессивности в7-х классах выше, чем в 8-х. Возможно причина в том, что учащиеся этих классов находятся в самом пике переходного возраста. Однако тестирование родителей показало, что они не считают своих детей агрессивными, и это очень радует. Значит, они не испытывают со своими детьми трудностей переходного возраста. Но существуют семьи, где проблемы всё-таки есть, поэтому хотелось бы дать родителям рекомендации по улучшению психологического климата.
- Дайте ребёнку определённую свободу. Спокойно свыкнетесь с мыслью, что ваш ребёнок уже вырос, и далее удерживать его возле себя не удастся, а непослушание – это стремление выйти из-под вашей опеки.
- Никаких нотаций. Больше всего подростка выводят из себя нудные родительские нотации. Измените стиль общения, перейдите на спокойный, вежливый тон и откажитесь от категорических оценок и суждений. Поймите: ребёнок имеет право на собственный взгляд и собственные выводы.
- Идите на компромисс. Ещё никому не удалось доказать с помощью скандала: здесь не бывает победителей.
- Уступает тот, кто умнее. Чтобы скандал прекратился, кто-то должен первым замолчать. Взрослому это сделать легче, чем подростку с его неустойчивой психикой. Запомните: лавры победителя в отношениях с собственными детьми не украшают.
- Не надо обижать. Прекращая ссору, не стремитесь сделать ребёнку больно с помощью язвительных замечаний или хлопанья дверьми. Умению достойно выходить из трудных ситуаций ребёнок учится у вас.
- Будьте твёрды и последовательны. Дети – тонкие психологи. Они прекрасно чувствуют слабость старших. Сын и дочь должны знать, что родительский авторитет незыблем. Если же взрослые демонстрируют собственную несдержанность, истеричность, непоследовательность, трудно ждать от детей хорошего поведения.
Успехов вам в воспитании ваших детей!
Педагог- психолог МБОУ «Романовская СОШ» Даниленко М.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет "Этот трудный подростковый возраст "
Буклет "Этот трудный подростковый возраст "...
Этот коварный подростковый возраст
Портрет современного подростка...
Этот трудный подростковый возраст
Материалы для родительского собрания...
Родительское собрание на тему: "Этот трудный подрастковый возраст"
Здесь рассматриваются особенности подросткового возраста.Рекомендации родителям в преодолении затруднений в общении с детьми - подростками....
Этот трудный подрастковый возраст
Родительское собрание для родителей воспитанников срртивной секции.Ноябрь 2018 год....
Подростковый возраст - трудный возраст. Так ли это?
Родительское собрание для 6 класса...