Родительское собрание на тему: "Этот трудный подрастковый возраст"
материал на тему
Здесь рассматриваются особенности подросткового возраста.
Рекомендации родителям в преодолении затруднений в общении с детьми - подростками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie.docx | 22.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
Дата: 24.10.2014.
Класс: 7
Тема: «Этот трудный подростковый возраст»
Форма: Беседа
Цели:
1)Расширить представления родителей об особенностях подросткового возраста;
2)Оказать родителям помощь в преодолении затруднений в общении с детьми - подростками.
Участники: родители учащихся 7-го класса, классный руководитель.
Ход собрания.
Вступительное слово классного руководителя, который объявляет тему собрания, объясняет ее актуальность, ставит вопросы, которые предстоит решить в процессе совместной работы.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКА
МЕСТО И ЗНАЧЕНИЕ ПОДРОСТКОВОГО ПЕРИОДА В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА
Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в V-VIII классах средней школы и охватывают возраст от одиннадцати-двенадцати до четырнадцати-пятнадцати лет.
Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период - физического, умственного, нравственного, социального. По всем направлениям происходит становление качественно новых образований, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, типа отношений со взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержательной стороны морально-этических инстанций, опосредующих поведение, деятельность и отношения.
Подростковый период считают трудным и критическим. Такая оценка обусловлена, во-первых, происходящими в это время многочисленными качественными сдвигами, которые подчас носят характер коренной ломки прежних особенностей, интересов и отношений ребенка; это может происходить в сравнительно короткий срок, часто бывает неожиданным и сообщает процессу развития скачкообразный, бурный характер. Во-вторых, происходящие изменения нередко сопровождаются, с одной стороны, появлением у самого подростка значительных субъективных трудностей разного порядка, а с другой - трудностей в его воспитании: подросток не поддается воздействиям взрослых, у него появляются разные формы непослушания, сопротивления и протеста (упрямство, грубость, негативизм, строптивость, замкнутость, скрытность).
АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ПЕРЕСТРОЙКА ОРГАНИЗМА ПОДРОСТКА
В начале подросткового периода дети не похожи на взрослых: они еще много играют и просто бегают, возятся и шалят, они непосредственны и непоседливы, кипучи и взрывчаты, разнонаправленно активны и часто легкомысленны, неустойчивы в интересах и увлечениях, в симпатиях и отношениях, легко поддаются влиянию. Однако такая внешняя картина детскости обманчива, за ней скрываются важные процессы становления нового. Подростки могут взрослеть незаметно, оставаясь во многом детьми. Процесс становления взрослости не лежит на поверхности. Его проявления и симптомы разнохарактерны и многообразны. Первые ростки взрослости могут очень отличаться от ее развитых форм, проявляться неожиданно для взрослого подчас в неприятных для него новых моментах поведения подростка. Именно обилие нового и непохожего в подростке по сравнению с младшим школьником говорит о том, что подросток уже начал уходить от детства. Это новое обращено в будущее, именно оно будет развиваться и именно на него необходимо опираться в воспитании подростка. Если не знать и не учитывать новых тенденций развития в подростковом периоде, то процесс воспитания может быть неэффективным, а формирование личности может происходить стихийно в этот ответственный период ее развития.
Кардинальные изменения в структуре личности ребенка, вступающего в подростковый возраст, определяются качественным сдвигом в развитии самосознания, благодаря чему нарушается прежнее отношение между ребенком и средой. Центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение у него представления о том, что он уже не ребенок (чувство взрослости); действенная сторона этого представления проявляется в стремлении быть и считаться взрослым. Своеобразие этой особенности заключается в том, что подросток отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, хотя есть стремление к ней и потребность в признании его взрослости
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКА И ВЗРОСЛОГО
Претензии подростка на новые права прежде всего распространяются на всю сферу отношений со взрослыми. Подросток начинает сопротивляться требованиям, которые раньше охотно выполнял; он обижается и протестует, когда ограничивают его самостоятельность и вообще, как "маленького", опекают, направляют, контролируют, требуют послушания, наказывают, не считаются с его интересами, отношениями, мнением и т.п.
У подростка появляется обостренное чувство собственного достоинства, он осознает себя человеком, которого нельзя подавлять, унижать, лишать права на самостоятельность. Существовавший в детстве тип отношений со взрослыми (отражающий неравноправное положение ребенка в мире взрослых) становится для него неприемлемым, не соответствующим его представлению об уровне собственной взрослости. Права взрослых он ограничивает, а свои расширяет и претендует на уважение его личности и человеческого достоинства, на доверие и расширение самостоятельности, т.е. на известное равноправие со взрослыми и старается добиться признания ими этого. Разные формы протеста и неподчинения подростка - средство изменить прежний тип отношений со взрослыми на новый, специфический для общения взрослых. Возникновение у подростка ощущения собственной взрослости и потребности в ее признании окружающими рождает совершенно новую проблему - проблему прав взрослого и подростка в отношениях друг с другом.
Благополучная форма перехода к новому типу отношений возможна, если взрослый сам проявляет инициативу или, учитывая требования подростка, перестраивает свое отношение к нему. Условие этого - отсутствие у взрослого отношения к подростку еще как к ребенку. Однако ряд существенных моментов благоприятствует сохранению прежнего отношения, а именно: неизменность общественного положения подростка: он был и остается "учеником", "школьником"; 2) его полная материальная зависимость от родителей, которые наряду с учителями выступают в роли воспитателей; 3) привычка взрослого направлять и контролировать ребенка, которую ломать трудно (даже при сознании необходимости); 4) сохранение у подростка, особенно вначале, детских черт в облике и поведении, отсутствие у него умения действовать самостоятельно. Все это позволяет взрослому относиться к подростку еще как к ребенку, который должен подчиняться и слушаться, и оправдывает ненужность и нецелесообразность расширения его прав и самостоятельности. Однако такое отношение взрослого противоречит не только стремлениям подростка, но и задаче воспитания детей в этом возрасте как переходном от детства к взрослости.
Причины конфликта подростка и взрослого. В начале подросткового периода складывается ситуация, чреватая возникновением противоречий, если у взрослого сохраняется отношение к подростку еще как к ребенку. Это отношение, с одной стороны, вступает в противоречие с задачами воспитания и препятствует развитию социальной взрослости подростка, а с другой стороны, оно вступает в противоречие с представлением подростка о степени собственной взрослости и его претензиями на новые права. Именно это противоречие является источником конфликтов и трудностей, которые возникают в отношениях взрослого и подростка из-за расхождения их представлений о характере прав и меры самостоятельности подростка.
Если взрослый не изменяет отношения к подростку, то подросток сам становится инициатором перехода к новому типу отношений. Сопротивление взрослого вызывает у подростка ответное сопротивление в виде разных форм непослушания и протеста. Существование этих противоположных тенденций и сопротивление друг другу порождают столкновения, которые при неизменности отношения взрослого становятся систематическими, а негативизм подростка - все более упорным. При сохранении такой ситуации ломка прежних отношений может затянуться на весь подростковый период и иметь форму хронического конфликта. Разными формами неподчинения и протеста подросток ломает прежние, "детские" отношения со взрослым и навязывает ему новый тип - "взрослых"- отношений, которым принадлежит будущее. Конфликт может продолжаться до тех пор, пока взрослый не изменит отношения к подростку. Конфликтные отношения благоприятствуют развитию приспособительных форм поведения и эмансипации подростка. Появляется отчужденность, убеждение в несправедливости взрослого, которое питается представлением о том, что взрослый его не понимает и понять не может. На этой основе может возникнуть уже сознательное неприятие требований, оценок, взглядов взрослого, и он вообще может потерять возможность влиять на подростка в ответственный период становления моральных и социальных установок личности.
Конфликт является следствием неумения или нежелания взрослого найти подростку новое место рядом с собой. Проблема самостоятельности и равноправия подростка в отношениях со взрослым - самая сложная и острая в их общении и в воспитании подростка вообще. Необходимо найти такую степень самостоятельности, которая соответствовала бы возможностям подростка, общественным требованиям к нему и позволяла взрослому направлять его, влиять на него.
Специфические трудности в общении взрослого и подростка могут отсутствовать, если отношения между ними строятся по определенному типу отношений взрослых - дружеских - или имеют форму содержательного сотрудничества с характерными для них нормами взаимного уважения, помощи и доверия. В процессе сотрудничества складываются новые способы социального взаимодействия подростка и взрослого, моральноэтическое содержание которых отвечает задаче развития социальной взрослости подростка и его новым требованиям к характеру взаимоотношений со взрослыми. Именно сотрудничество позволяет взрослому поставить подростка в новое положение - своего помощника и товарища в разных делах и занятиях, а самому стать для него образцом и другом. Именно такие отношения субъективно необходимы подростку и объективно необходимы для его воспитания.
IV. Классный руководитель предлагает родителям распределиться на две команды (с помощью разноцветных жетонов). В течение 5—7 минут они готовят для соперников типичную ситуацию из жизни, связанную с проблемами, обусловленными особенностями подросткового возраста.
Каждая команда предлагает свою ситуацию соперникам, а те предлагают варианты решения. После этого озвучивается собственный вариант решения. Сделать это можно по кругу от команды к команде.
Родители работают в группах. В ходе работы они должны внести предложения в решение родительского собрания.
Родители также оценивают пользу проведенного собрания.
После 5 минут обсуждения представителям команд предоставляется возможность высказаться.
Решение родительского собрания принимается на основе предложений родителей.
Протокол №1
Проведения родительского собрания в 7 классе
Дата: 24.10.2014г.
Класс: 7
Тема: «Этот трудный подростковый возраст»
Форма: Беседа
Цели:
1)Расширить представления родителей об особенностях подросткового возраста;
2)Оказать родителям помощь в преодолении затруднений в общении с детьми - подростками.
Участники: родители учащихся 7-го класса, классный руководитель.
Число семей по списку: 8
Число присутствующих: 4
Повестка дня:
1. Доклад классного руководителя по теме «Этот трудный подростковый возраст» с последующим обсуждением
2. Обсуждение вопросов успеваемости и посещаемости школьников
4. Обсуждение вопросов обеспечения безопасности школьников
5. Разное
Классное родительское собрание поовела классный руководитель 7 классаГребнева Е.А. Ею были поставлены цели и оглашена повестка дня классного родительского собрания. Классным руководителем был зачитан доклад на тему «Этот трудный подростковый возраст», в котором классный руководитель рассказала родителям о специфике развития школьников подростков в этот период - физического, умственного, нравственного, социального. Подростковый период считают трудным и критическим. Классный руководитель рассказала родителям о многочисленных качественных сдвигах, которые происходят в организме ребенка и оказывают влияние на все сферы его жизнедеятельности: подросток не поддается воздействиям взрослых, у него появляются разные формы непослушания, сопротивления и протеста (упрямство, грубость, негативизм, строптивость, замкнутость, скрытность). Взаимоотношения подростка и взрослого тоже претерпевают изменения, и это необходимо учитывать и родителям и учителям в процессе обучения и воспитания детей. Классным руководителем были обозначены причины конфликта подростка и взрослого и пути их решения. Был подведен итог, что только сотрудничество позволяет взрослому поставить подростка в новое положение - своего помощника и товарища в разных делах и занятиях, а самому стать для него образцом и другом. Именно такие отношения субъективно необходимы подростку и объективно необходимы для его воспитания.
Во второй части родительского собрания классный руководитель познакомила родителей с результатами окончания первой четверти. На собрании родители просмотрели текущие оценки своих детей, сделали выводы о необходимости усиления контроля со стороны родителей .
На собрании обсуждался вопрос пропуска учебных занятий.
В заключительной части беседы классный руководитель познакомила родителей с мерами по охране жизни и здоровья школьников: правила передвижения по дороге и езде на велосипедах и мопедах, меры по предупреждению заболеваний ОРВИ.
На собрании обсуждались вопросы школьной формы, питания школьников, участия детей во внешкольной и внеурочной деятельности, работа в кружках по интересам, спортивная и трудовая деятельность школы.
Решение:
1. Родителям и учителям искать новые формы взаимодействия и влияния на детей, которые бы соответствовали их психическому развитию, а именно формы сотрудничества.
2. Родители усилят контроль за успеваемостью школьников.
3. Классный руководитель и родители продолжат цикл бесед с учащимися по вопросам их личной безопасности и сохранности здоровья
Родительское собрание подготовила и провела:
Классный руководитель 7 класса Гребнева Е.А.
Родители:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание по теме"Наши трудные дети"
Данная методическая разработка родительского собрания знакомит родителей с причинами, которые приводят к трудновоспитуемости ребёнка, даёт рекомендации с помощью которых можно преодолеть трудно...
Родительское собрание: "Поиск выхода из трудной жизненной ситуации"
Профилактика суицида...
Родительское собрание для 5 класса "Трудный диалог с учебой"
Ролительское собрание для 5 класса "Трудный диалог с учебой"...
Родительское собрание . Почему дети становятся «трудными»?
laquo;Трудными» чаще бывают подростки, но могут быть и дети любого возраста. Прежде всего о том, что известно далеко не всем родителям, да и педагогам тоже. В число «трудных» обычно...
Этот трудный подрастковый возраст
Родительское собрание для родителей воспитанников срртивной секции.Ноябрь 2018 год....
Родительское собрание на тему: «Наши трудные дети»
Наши дети взрослеют, становятся умнее, хотелось бы, чтобы проблем в общении становилось меньше, но так не происходит. ...
Конспект родительского собрания учителя-логопеда в группе раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста»
Конспект родительского собрания учителя-логопеда в группе раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста»...