Справки по психологическому обследованию учащихся 5б класса
материал (5 класс) на тему
Справки по психологическому обследованию учащихся 5б класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spravka_5b_klass.docx | 20.23 КБ |
spravka_5_b.docx | 17.98 КБ |
tablitsa_5_b.xls | 22.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Справка по результатам изучения адаптированности учащихся 5 классов.
Результаты исследования представлены в таблицах 1, 2, 3. Исследование проводилось с использованием ЦТО Люшера. Для анализа тревожности использовался опросник школьной тревожности Филлипса. Всего обследовано – 51 человек.
Результаты: таблица 1
шкалы тревожности | высокий | повышенный | нормальный | |||
А | Б | А | Б | А | Б | |
переживания социального стресса | 0,0% | 12,0% | 88,0% | |||
фрустрация в потребности достижения успеха | 0,0% | 24,0% | 76,0% | |||
страх самовыражения | 32,0% | 28,0% | 40,0% | |||
страх ситуации проверки знаний | 36,0% | 32,0% | 32,0% | |||
страх не соответствовать ожиданиям окружающих | 16,0% | 24,0% | 60,0% | |||
низкая физиологическая сопротивляемость | 20,0% | 8,0% | 72,0% | |||
проблемы и страхи в отношениях с учителями | 0,0% | 52,0% | 48,0% | |||
общая тревожность в школе | 4,0% | 36,0% | 60,0% |
таблица 2
эмоциональные установки | положительное | отрицательное | тревожность | безразличие | инфантилизм | |||||
А | Б | А | Б | А | Б | А | Б | А | Б | |
самооценка | 73% | 12% |
|
|
|
| 15% | |||
в школу | 50% | 40% |
| 10% |
| |||||
с одноклассниками | 95% | 4% | 4% |
|
| |||||
перед к/р | 91% | 4,5% |
| 4,5% |
| |||||
дома | 90% | 4,5% |
| 4,5% |
| |||||
с кл. рук | 57% |
| 10% | 14% | 19% |
таблица 3
уровень | настроение | энергия | |||
А | Б | А | Б | ||
высокий | 4% | ||||
хороший | 11% | 42% | |||
средний | 50% | 46% | |||
слабый | 38% | 8% |
- Выводы: Школьная тревожность:
Высокий уровень тревожности показала шкала «Страх ситуации проверки знаний» 36%
Страх самовыражения в «Б» классе 32%
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих 16%
Ситуация адаптации вызывает у многих пятиклассников повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а зачастую и появление страхов. Усиливается страх не соответствовать ожиданиям окружающих, который в этом возрасте, как правило, сильнее, чем страх самовыражения. Трудности и страхи в отношениях с учителями испытывают от трети до половины всего числа пятиклассников. Родители, как правило, принуждая детей работать на «оценку», все больше провоцируют школьные страхи, связанные у детей с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок или их ожидания. Это представляет особую проблему в период адаптации «пятиклашек» к школьной жизни, когда стремление ребенка хорошо выполнять все предъявляемые школой требования, показать себя с лучшей стороны побуждает его проявлять высокую активность.
- Эмоциональная самооценка
Положительная– 73%
Отрицательная– 12%
Инфантилизм 15%
- Эмоциональные установки и состояния
Отрицательное отношение к школе 40%.
- Психологическое благополучие (настроение)
Хороший и средний уровень – эмоциональное состояние в норме, преобладают положительные эмоции
Преобладание отрицательных эмоций - 38% свидетельствует о нарушении адаптивного процесса, о наличии проблем, которые ребенок не в состоянии преодолеть самостоятельно. Вот таким детям необходима психологическая помощь и поддержка учителя.
- Энергетический баланс организма:
У 8 % в классе уже наблюдается хроническое переутомление, низкая работоспособность, что может быть связано с обострением хронических заболеваний.
4% учеников в классе работают на пределе своих возможностей, что приводит к быстрому истощению. И таким ребятам необходимо иногда снижение нагрузок.
Рекомендации. Очень важно в этот период проводить профилактическую работу с детьми, выработать четкие, последовательные и устойчивые требования, объяснить ребятам, почему они необходимы, согласовать требования между всеми учителями-предметниками.
Учителям оказывать поддержку учащимся с заниженной самооценкой, всегда найти, за что похвалить, подбодрить.
Особое внимание нужно уделить формированию правильного отношения к ошибкам, критиковать не самого ребенка, а его промахи или недостатки, не оценивать оценкой его поведение, а только знания.
Помощь педагогов должна быть направлена на укрепление уверенности ребенка в себе и своих силах, выработку собственных критериев успеха, умения вести себя в трудных ситуациях неуспеха.
Октябрь, 2014 Психолог – Батрова Ю.А.
Предварительный просмотр:
Справка по результатам изучения
индивидуальных особенностей и адаптированности
учащихся 5 класса «Б».
Результаты исследования адаптированности учащихся представлены в таблице. Для анализа индивидуально-психологических особенностей учащихся было проведено комплексное обследование с использованием тестов структуры интеллекта Амтхауэра (адаптация для 3-6 классов Ясюковой), самостоятельности мышления Ясюковой. Для изучения личностных особенностей использовались тесты Кеттелла. Скорость, точность переработки информации и характеристики нейродинамики оценивались с помощью теста Тулуз-Пьерона. Всего обследовано 28 человек (1 отсутствовал).
Уровень интеллектуального развития у абсолютного большинства учащихся 5 «Б» класса соответствует возрастной норме. Развитие специальных способностей (математических, естественных, гуманитарных, лингвистических, технических) сформированными назвать еще нельзя, хотя есть ребята, у которых показатели превышают средний уровень по естесственным наукам (4%), гуманитарным (7%), лингвистика (7%), техническое направление (7%). Математика развивается несколько медленнее. В первую очередь это связано с недостаточно интенсивным развитием абстрактного мышления (74% слабый уровень). В дальнейшем при обучении в средней школе у учащихся могут возникнуть проблемы при освоении алгебры, геометрии и решением задач по физике.
63% ребят со средним уровнем самостоятельности мышления нуждаются в предварительных инструкциях. Если им не дан четкий алгоритм, то они какое-то время будут пытаться самостоятельно найти способ, каким надо действовать. Однако чаще будут пытаться припомнить, где попадались похожие задания, нежели идти путем логических рассуждений.
48% интересуются жизнью, которая окружает, постоянно расширяют свой кругозор и обладают необходимой информацией для того, чтобы представлять то, о чем идет речь на уроках в средней школе. Данный уровень осведомленности достаточен и для обучения по гимназическим программам.
Средний уровень (78%) развития речевого понятийного интуитивного мышления. Свидетельствует о том, что ребенок воспринимает содержание текста преимущественно образно и не может четко выделить его смысл. Он как бы чувствует, о чем речь: но сказать не может. Если дети привыкли добросовестно готовить уроки, то отрицательные последствия могут быть незаметны и минимальны в течение достаточно длительного времени. Обычно ребенок не может коротко сформулировать свою мысль, дать четкий ответ, составить план или конспект рассказа, озаглавить текст. Устные предметы такие ребята заучивают и пересказывают близко к тексту, но не могут изложить содержание своими словами и затрудняются с ответами на вопросы. В этом случае тормозится и развитие самостоятельности мышления. В старших классах возникают непреодолимые трудности в учебе по всем предметам, которые невозможно вызубрить, и в целом успеваемость падает. Чтобы избежать этого, надо изменить способ, каким ребенок готовит устные уроки. Следует полностью исключить буквальное пересказывание. Ребенок должен научиться при чтении текста выделять смысл каждого абзаца и формулировать его одним предложением, обязательно своими словами. (Сначала он может только находить в тексте предложение, в котором отражается главная мысль.) Можно проводить дополнительные занятия с использованием коротких текстов, для которых ребенок должен выбрать наиболее подходящее заглавие или придумать его самостоятельно. Нужно учить ребенка отвечать на вопрос не сразу, говоря вслух все, что ему приходит в голову, а сначала мысленно выделять в вопросе главное и искать соответствующую информацию.
63% Средний уровень развития понятийного мышления в речевом плане. Свидетельствует о том, что основной механизм мышления, который делает возможным полноценное обучение, уже имеется, но его надо укреплять. Теперь ребенок в состоянии понимать суть формул и правил, пользоваться которыми его обучают на уроках, а также смысл законов, взаимосвязей между явлениями окружающего мира, о которых он узнает, постигая основы наук. Главное, чтобы он постоянно пользовался рассуждениями, осмысливанием, а не ограничивался тем, что ему привычнее и проще: заучить и пересказать. В 5-6 классах появляются новые предметы, в которых, как некоторые считают, понимать нечего, которые нужно только учить (например, история, география, биология). Если ребенок, следуя рекомендациям, действительно все начинает заучивать, то использование памяти начинает значительно превалировать над мышлением, и развитие мышление подавляется. Ребенок может разучиться думать. Очень полезны обобщающие занятия, на которых ребенок обучается осмысливать, связывать несколько тем, выделяя внутреннюю сквозную логику, присущую науке. Тем самым он осваивает интеллектуальные операции структурирования и систематизации.
Слабый уровень развития операции понятийной категоризации у 63% свидетельствует о неполноценности понятийного мышления даже в том случае, когда хорошо развиты интуитивная и логическая его формы. Однако никаких особых проблем в обучении ребенок может не испытывать.
Слабый уровень развития математических навыков у 81% детей связан с недостатками в развитии абстрактного и понятийного мышления либо с отсутствием практики решения задач, а чаще - с тем и другим одновременно. Когда мышление развито недостаточно, ребенок испытывает трудности в решении задач и поэтому мало их решает самостоятельно. Естественно, что в результате математические навыки не формируются, и ребенку все труднее дается математика. В этом случае начинать надо с развития мышления. Если мышление в норме, то ребенок может решать задачи в рамках школьной программы, но из-за недостаточной практики не сразу видит, какого типа задачка и как к ней подступиться. При выполнении домашних заданий неотработанность навыков может не сказываться отрицательно, так как скорость работы не важна, а результат всегда можно проверить, сравнив с ответом в конце задачника. Но на контрольных работах, когда время ограничено, ребенок может не успеть найти подходящий способ решения, и, не имея ответа, не в состоянии оценить его правильность. Поэтому, несмотря на хороший интеллект, оценки за контрольные работы будут значительно хуже, чем текущие. В этом случае ребенок старается избегать контрольных работ, чтобы сохранить хорошую успеваемость, хотя для решения проблемы достаточно более добросовестно выполнять практические задания по математике.
Средний уровень развития операции образного синтеза у 48%.
У 48% слабый уровень развития пространственного мышления. Единичные правильные ответы либо случайны, либо получены с помощью речевого понятийного мышления (путем рассуждения), но не визуальным анализом (ребенок ответ не видит). Без специальных занятий пространственное мышление не разовьется. Ребенок будет испытывать серьезные трудности на уроках физики, геометрии. Для развития визуального мышления необходима активизация его предпосылок. Следует начинать с формирования двигательно-визуальных схем, то есть, предлагать ребенку решение наглядных задач с помощью манипуляций. Можно использовать для этой цели кубики Коса: проделать детские задания, потом -взрослые», далее задания, предложенные Б. П. Никитиным. Для дальнейшей работы можно использовать развивающие игры «Уникуб», "Кирпичики», «Кубики для всех», предложенные Б. Н. Никитиным в книге «Ступеньки творчества, или развивающие игры» (М., 1990), затем более сложные игры-конструкторы и компьютерные игры типа «Тетрис».
Следует так же сказать о личностных особенностях учащихся, которые влияют на обучение. 54% класса исполнительны и ответственны.
Основная часть класса с нормальным уровнем активности, хотя 23% не следует оставлять без присмотра, т.к. они не любят сидеть без дела, все время экспериментируют, что-то пробуют. Так же у 42% класса сформировалась самокритичность, но 15% детей имеют улучшенное представление о себе и не видят своих недостатков. 46% детей уже могут принимать самостоятельные решения, имеют свое мнение. 50 % класса имеют средний, оптимальный уровень тревожности, что говорит об успешном прохождении адаптационного периода. Класс эмоциональный, некоторые не могут сдерживать свои реакции, такие ребята глубоко переживают критику. Следует отметить, что эмоциональная реактивность усиливается при вступлении в подростковый возраст, что и объясняет эти 58%.
Средний уровень психического напряжения – это нормальная работоспособность. Однако, 4% с высоким уровнем психического напряжения. Из-за высокой мотивации такие дети работают на пределе своих возможностей. У них могут быть нервные и поведенческие срывы.
Декабрь, 2014 г. Педагог-психолог Батрова Ю.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическое сопровождение учащихся 5 классов в адаптационный период
Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Особенностью социально-психологической ...
Результаты психологического мониторинга учащихся 9 класса
Материалы для аттестации...
Психологическое сопровождение учащихся 5 классов в условиях перехода на ФГОС
В настоящее время во всех образовательных учреждениях Российской Федерации вводятся Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования.ФГОС определяет точное место форм...
«Психологическая готовность учащихся 5 класса к переходу из начальной школы в среднее звено»
Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов ш...
Презентация ЕГЭ. Для психологической подготовки учащихся 11 класса к ЕГЭ
Презентация ЕГЭ расчитана для психологической подготовки учащихся к ЕГЭ, включает информацию по проведению ЕГЭ, показаны результаты ЕГЭ по годам, даны рекомендации по подготовке к ЕГЭ....
Итоговое диагностическое обследование учащихся 4 класса (ЗПР)
Итоговое диагностическое обследование учащихся 4 класса (ЗПР)...
СПРАВКА по результатам адаптации учащихся 1 классов к условиям обучения в начальном звене школы 2018-2019 учебном году
СПРАВКАпо результатам адаптации учащихся 1 классовк условиям обучения в начальном звене школы2018-2019 учебном году...