Психологическое сопровождение учащихся 5 классов в условиях перехода на ФГОС
статья (5 класс) на тему

Милова Мария Игоревна

В настоящее время во всех образовательных учреждениях Российской Федерации вводятся Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования.

ФГОС определяет точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога-психолога как полноценного участника образовательного процесса.

Работа психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологическое сопровождение учащихся 5 классов

 в условиях перехода на ФГОС

         В настоящее время во всех образовательных учреждениях Российской Федерации вводятся Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования (ФГОС ООО).

Едва ли кто сейчас задаётся вопросом, зачем нужны образовательные стандарты второго поколения. Их необходимость очевидна, так как основной целью ФГОС является обучение и воспитание, отвечающие запросам гражданского общества. Реализация стандарта нового поколения существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе.

ФГОС определяет точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога-психолога как полноценного участника образовательного процесса.

Работа психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе. Начем же основывается деятельность психолога в новых условия помимо стандартной документации.

Основными ориентирами для педагогов-психологов в построении собственной стратегии деятельности по психологическому сопровождению внедрения ФГОС ООО можно считать два нормативно-правовых документа:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17 декабря 2010 г.,

 2. Основная образовательная программа образовательного учреждения (ООП), разработанная на основе Примерной ООП основной школы, подготовленной и рекомендованной институтом стратегических исследований в образовании РАО.

 Для педагога - психолога системообразующей целью деятельности является создание психолого - педагогических условий реализации образовательной программы.

Если обратиться к пункту 25 ФГОС то психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы должны: А) формировать и развивать психолого – педагогическую компетентность участников образовательного процесса. Б) обеспечить вариативность направлений и форм. В) А также (хочу особо отметить)…..

 Обеспечивать преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к начальной ступени общего образования с учетом специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенностей перехода из младшего школьного возраста в подростковый.

Программа преемственности подразумевает подразделения на последовательные этапы: предварительный, основной, заключительный –каждый из которых предусматривает решение определенных задач: подготовка детей к обучению в школе, адаптация к системному обучению и переходу в среднее звено, последующая социализация и обучение с использованием возрастных принципов развития.

Основной этап преемственности: адаптация к системному обучению и переходу в среднее звено.

Таким образом выстраивая работу психолого-педагогического сопровождения мы уделяем особое внимание обучающимся 5 классов. А точнее мы направляем свою деятельность на создание условий для успешного обучения учащихся в среднем звене школы.

 Особое значение придается созданию условий для успешной социально-психологической адаптации к новой социальной ситуации. По своим задачам этот этап обеспечивается психологическими программами и формами работы с детьми. Главное – создание в рамках образовательной среды психологических условий успешной адаптации.

Пристальное внимание к школьной адаптации вызвано тем, что являясь динамическим процессом прогрессивной перестройки функциональных систем организма, она обеспечивает возрастное развитие школьника.

В самом распространённом своём значении школьная адаптация понимается как приспособление ребёнка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режимным моментам и так далее. Ребёнок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, считается адаптированным.

          Переход в среднее звено (5 класс) предъявляет повышенные требования к интеллектуальному и личностному развитию учащихся, к степени сформированности учебных умений, к способности саморегуляции, развитию коммуникативных навыков.

 В этот период происходят существенные изменения в психике ребёнка. Усвоение новых знаний, новых представлений об окружающем мире перестраивает сложившиеся ранее у детей житейские понятия, а школьное обучение способствует развитию теоретического мышления в  доступных учащимся этого возраста формах.

Слайд 13 Знание особенностей протекания кризисных периодов позволяет психологу выстроить систему своей работы и осуществлять психолого-педагогическое сопровождение процесса школьной адаптации пятиклассников в условиях перехода на ФГОС.

 Э. Эриксон называет кризисами - временно усиливающейся уязвимости и одновременно возрастание потенциала человека. Каждый процесс роста приносит в это время энергию для дальнейшего развития, а общество предлагает человеку новые и специфические возможности для реализации этой энергии.

2  Если обратить внимание на общую структуру возрастного кризиса, то можно увидеть как обучающиеся в  5 классах подходят к кризису подросткового возраста где новой ведущей деятельностью является общение со сверстниками. Что в свою очередь и создает проблемы для успешной адаптации,  увеличивая тревожность ученика.

,Фазы кризиса

Содержание фазы

Предкритическая фаза

Возникновение противоречий между средой и отношением человека к среде, открытие человеком неполноты реальной формы, в которой он живет.

Фаза собственно кризиса:

1 этап 2 этап 3 этап

Нарастание и обострение противоречий, кульминация кризиса, осуществление субъективации через посредство пробы:

– попытка реализовать общие представления об идеальной форме в реальной жизненной ситуации;

– конфликт, в результате которого выясняется невозможность прямого воплощения идеальной формы в реальную жизнь;

– рефлексия, интериоризация конфликта между желаемым и реальным.

Посткритическая фаза

Создание новой социальной ситуации развития; принятие новых форм культурной трансляции идеальной формы (новой ведущей деятельности).

К.Н. Поливанова

К возрастным особенностям пятиклассника можно отнести: Внутренние изменения.

- постепенным обретением чувства взрослости - главного личностного новообразования младшего подростка;

- стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и это в первую очередь семья, родители. Внешне это отчуждение проявляется в негативизме (стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых).

- В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, моральные ценности.

- в виду психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, у пятиклассника постепенно меняются приоритеты.

- Умственная активность младших подростков велика, но вот способности развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции. Успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения.

2 Внешние изменения в жизни 5-классников:

НОВЫЕ УЧИТЕЛЯ

НОВЫЙ РЕЖИМ

НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

НОВЫЕ ПРАВИЛА

  Опираясь на возрастные особенности пятиклассников.

 В психолого-педагогической работе в период адаптации пятиклассников   на этапе введения ФГОС основного общего образования в деятельность образовательного учреждения реализуются следующие задачи:

  • совершенствовать у учащихся навыки взаимодействия с другими людьми на основе самопринятия, самораскрытия и принятия других, адекватного отношения к своим успехам и неудачам;
  • знакомить учащихся с нормами и правилами поведения на новом этапе их школьной жизни;
  • создавать условия для снижения тревожности.

 Виды работ  психологического сопровождения с  введением новых стандартов остаются традиционными и включают в себя: профилактику, диагностику, консультирование, развивающую работу, психологическое просвещение и  экспертизу.

Согласно требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов, и метапредметные, и личностные образовательные результаты подлежат целенаправленному формированию и отслеживанию, а метапредметные результаты – еще и оценке. Универсальные учебные действия (совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса) формируются постепенно и поэтапно.

Для того чтобы отслеживать продвижение каждого ребенка по пути формирования универсальных учебных действий, мотивация и тревожность пятиклассника нужен мониторинг и диагностическое сопровождение адаптации.

Психологическая  диагностика, направленная на выявление особенностей статуса пятиклассников, определение степени готовности детей к началу обучения в основном звене.

Проводится фронтальная и индивидуальная диагностика. Ее результаты заносятся «Итоговые бланки аналитических отчетов». Таким образом, создается банк данных об интеллектуальном и личностном развитии,  о формировании УУД учащихся.

Комплекс методик обследования адаптационного периода включает в себя наиболее показательные для адаптации процессы: мотивация учения, самочувствие, тревожность, исследование интеллектуального развития.

Диагностика переходных периодов должна учитывать качества, формирование которых завершается в рамках предыдущего периода, прежней ведущей деятельности. Кроме того, она «прицеливается» к содержанию будущих новообразований.  На необходимость такого подхода в диагностике указывал Д.Б. Эльконин. Перечень качеств отражает как актуальный  уровень ребенка, так и его зону ближайшего развития.

Программа диагностики готовности предполагает изучение:

  •  работоспособности;
  • характеристик интеллектуального развития ребенка, в том числе уровня понятийного мышления;
  • степени самостоятельности в учебной деятельности;
  • мотивации учебной деятельности;
  • самооценки и уровня притязаний;
  • тревожности в качестве обобщенного показателя эмоционального благополучия ребенка.

Диагностическое обследование уровня готовности пятиклассников к

обучению в основном звене

Рекомендуемый                           диагностический минимум

Диагностические возможности методики

ГИТ  

Тест Тулуз-Пьерона

Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Лускановой Н.Г.

Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности Г.В.Репкиной  

Э. М. Александровская, Ст. Громбах

Схема наблюдения

за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся

(модифицированная Е.С. Еськиной, Т.Л. Больбот)

Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн

Выявляет уровень интеллектуального развития детей, в том числе 4 класса. Может использоваться для оценки эффективности школьного обучения, изучения причин неуспеваемости и др.

Проводится фронтально, возможен индивидуальный вариант

Методика позволяет оценить динамику работоспособности ребенка. Позволяет определить скорость переработки информации и точность выполнения заданий (внимательность).

Анкета предназначена для оценки уровня школьной мотивации учащихся начальных классов:  положительная школьная мотивация,  внеучебная, низкая школьная мотивация, негативное отношение к школе. Содержит 10 вопросов, отражающих отношение детей к школе, к учебному процессу, их эмоциональные реакции на школьную ситуацию.

Методика предназначена для оценки педагогами уровня сформированности у учащихся основных компонентов учебной деятельности: учебно-познавательного интереса, умений целеполагания, учебных действий, умений контроля.

Критерии эффективности учебной деятельности. Усвоение нравственно-этических норм и школьных норм поведения. Успешность социальных контактов. Эмоциональное благополучие.

Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их.

         Психологическая диагностика позволяет вести эффективный Психологический мониторинг УУД (универсальных учебных действий). Целью психологического мониторинга является отслеживание динамики формирования и развития УУД у учащихся 5 класса.

 Психологический мониторинг рассматривается как система информационного сопровождения учебного процесса. Его необходимость обосновывается возможностями получения такой информации об ученике, которая требуется учителю для успешной работы, администрации – для содержательной рефлексии деятельности школы, психологу – для планирования своей деятельности по созданию условий для эффективного или продуктивного развития каждого ребёнка.

Схема психологического мониторинга

Познава    тельные

Регулятив

ные

Личност

ные

Коммуника

тивные

Работа с текстом

ИКТ-компетентности

Методика ГИТ 2 вариант

Методика сформированности компонентов учебной деятельности (Репкина-Заика)

Анализ процесса выполнения проекта или учебного исследования

Уровень развития учебной и познавательной мотивации Лусканова. Уровень самооценки подростка Дембо-Рубинштейн

Анализ взаимодействия подростков в групповой работе на уроках и внеурочной деятельности

Социометрия

Комплексные работы по предметным областям

Выполнение работ с использованием информационных технологий

Результаты, полученные в ходе психологического мониторинга являются конфиденциальной информацией и заносятся в Карту развития ребёнка.

 Л.А. Ясюкова считает, что важным условием успешной адаптации пятиклассников  является сформированность у них понятийного мышления.

 «Качественность» понятий, освоение основных логических операций на доступном интеллектуальном содержании – важный фактор успешного обучения в основной школе.

Пятый класс предполагает новый уровень учебной самоорганизации, умение самостоятельно планировать время, отводимое на выполнение домашнего задания, правильно его распределять; детям необходимо понять и принять систему новых требований, наладить систему отношений с педагогами, найти свое место в школе.

 Кроме того, у пятиклассников значительно возрастает значимость такого фактора социализации, как общение со сверстниками, происходит открытие своего «Я». Рефлексия учебных действий достраивается личностной рефлексией. К 11 годам складываются атрибутивные процессы, важный механизм реализации уровня притязаний. Ученики с высокими достижениями,  как правило,  обладают более благоприятным типом атрибуции успехов и неудач. В то же время педагог именно в этот период может повлиять на становление атрибутивных процессов. Происходит дифференциация своих возможностей,  где выделяются связи результата с усилиями и способностями. Именно в период с 9 до 11 лет впервые вычленяется влияние способностей на результат деятельности.  Важно, как складывается самоотношение на предыдущей ступени, а также насколько развиты коммуникативные навыки и умения к периоду вступления в основную школу.

 Результаты психодиагностического обследования позволяют:

  • определить преимущества и проблемные стороны готовности на индивидуальном и групповом уровне;
  • определить возможные пути коррекции образовательного процесса (учебного и воспитательного);
  • сформулировать задачи по профилактике дезадаптации в основном звене;
  • выделить группу риска для углубленной диагностики и коррекционно - развивающих программ;
  • провести индивидуальные и групповые консультации информационно-рекомендательного плана с участниками образовательного процесса (детьми, родителями, педагогами).

Текст Заключение по итогам проделанной работы должно соответствовать принципам  гуманной диагностики.

Консультирование в рамках сопровождения 5 класса в условиях ФГОС

          Консультирование проводится по результатам диагностики и запросам педагогов и родителей. С педагогами – по отдельным проблемам школьной  дезадаптации, с родителями – по проблемам семейного воспитания и поиску ресурсов для их решения.

Консультирование родителей, чьи дети показали низкие результаты в процессе тестирования и могут испытывать трудности приспособления к школе, осуществляется индивидуально или в виде групповых консультаций на родительских собраниях. Тема такого собрания может быть «Время кризиса. Переход из начальной школы в основную».

Родителей важно информировать о психологических особенностях детей этого возраста, о вероятных проблемах, которые могут возникнуть  в начале обучения в пятом классе. Следует также знакомить родителей с планами работы, получить их согласие на проведение занятий с детьми.

Консультирование по результатам психологического обследования готовности к обучению в основном звене.

  1. Если ребенок показал достаточно низкие результаты и есть указания на возможную недостоверность результатов (в протоколе отмечены высокая тревожность, слезы и т.п.), психолог может порекомендовать  дополнительное обследование.
  2. Если нет указаний на вероятную недостоверность результатов, психолог предоставляет результаты обследования родителям (с учетом адресата), делая акцент на возможных задачах развивающего характера в соответствии с полученными данными.
  3. В групповом консультировании педагогов психолог в обобщенном варианте доводит до их сведения результаты диагностики, отмечая преимущества класса, возможные проблемы и рекомендуемые варианты учебной деятельности.

Практика показывает, что довольно распространенным является консультирование информационно-рекомендательного характера. Его можно отнести к первичному уровню консультирования. Психолог подбирает информационный материал по той или иной проблеме (тревожность, агрессивность, преобладание игровой мотивации, низкий уровень рефлексии, неразвитость первичных учебных умений и навыков  и т.п.)  и предоставляет информацию в индивидуальном режиме, в связи с  конкретным запросом родителя или педагога.

Коррекционно - развивающая работа с 5 классом в процессе адаптации в условиях перехода на ФГОС.

Результаты, полученные в ходе диагностического обследования становятся основой для проведения коррекционно – развивающих индивидуальных или групповых занятий с учащимися, имеющими недостаточно сформированные учебные навыки.

Переживания школьников, связанные с новыми изменениями, далеко не всегда осознаются ими, часто школьники даже не могут сформулировать свои трудности, проблемы, вопросы. В результате возникает психологическая незащищенность перед новым этапом развития. Формирование у ребенка его субъектной позиции, общей положительной оценки себя в целом вне зависимости от конкретных результатов и ситуаций – вот главная цель работы психолога в период адаптации.

Помочь ребенку осознать свои мотивы и побуждения, научить положительному отношению к себе, умению сохранять самоуважение даже в ситуациях неуспешности, умению признавать свои ошибки и учиться на них; общаться и слушать другого, выстраивать свои взаимоотношения со сверстниками; способствовать сплочению класса, уважению друг к другу и взаимопониманию, помочь ученикам осознать качества, необходимые учащимся среднего звена и дать им уверенность в том, что они готовы к переходу.

 Переход обучающихся  из начального в основное звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения .

 Оснований для такого утверждения более чем достаточно: состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется снижением интереса к учёбе и её результатам, низкой организованностью, иногда недисциплинированностью, с психологической – снижение самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности. Увеличивается число детей, испытывающих значительные затруднения при обучении и адаптации к новым условиям организации учебного процесса.

 Переходный период из начальной школы в основную сказывается на всех участниках образовательного процесса: учениках, педагогах, родителях, администрации школы, психологе. И только объединяя совместные усилия мы поможем пятиклассникам пройти адаптационный период наиболее спокойно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология психологического сопровождения первоклассников в условиях перехода на ФГОС

Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов компетенции: предметные, метапредметные и личностные. Технологии формирования и измерения указанных компетенций должны ста...

Психологическое сопровождение учащихся в условиях обучения в лицее

Система психолого-педагогическго сопровождения как комплексная  и динамичная технология поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации....

Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в условиях перехода на ФГОС

Согласно ФГОС второго поколения, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. А всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность. В то же время чер...

Выступление на республиканском семинаре учителей истории и обществознания «Интеллект – карты как средство формирования метапредметных связей у учащихся в условиях перехода на ФГОС ООО»

Интеллект карта – это техника представления любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизированной, визуальной (графической) форме. ...

«Интеграционная информационно-образовательная среда образовательной организации как фактор развития творческой и интеллектуальной деятельности учащихся в условиях перехода к ФГОС среднего общего образования»

Одной из приоритетных задач в области образования является обеспечение высокого качества образования, основанного на фундаментальности знан...